Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 84-го.

(1). Въ конецъ, сыномъ Кореовымъ псаломъ. Псаломъ сей предвозвѣщаетъ вмѣстѣ и сѣнь и истину; потому что Богъ всяческихъ въ томъ, что было съ Израилемъ, предъизобразилъ спасеніе всѣхъ человѣковъ. И Израильтянъ освободилъ Онъ, и отъ рабства египетскаго, и отъ рабства вавилонскаго, а весь человѣческій родъ избавилъ отъ преобладавшаго діавольскаго мучительства и отъ тлѣнія. Посему псаломъ предрекаетъ, и возвращеніе Іудеевъ изъ Вавилона, и спасеніе цѣлой вселенной.

(2). Благоволилъ еси Господи землю Твою. Благоволить значитъ пожелать какого либо блага. Поелику Богъ и запустѣніе Іудеи опредѣлилъ за беззаконіе обитателей, и въ наказаніе Адаму послѣ грѣха наложилъ проклятіе на землю (сказано: тернія и волчцы возраститъ тебѣ); то пророческое слово отмѣненіе скорбнаго выразило симъ реченіемъ: благоволеніе.

Возвратилъ еси плѣнъ Іаковль. (3). Оставилъ еси безззаконіе людей Твоихъ, покрылъ еси вся грѣхи ихъ. Разрѣшилъ Ты плачевные узы рабства, и свободу даровалъ плѣненнымъ, восхотѣвъ презрѣть прегрѣшенія ихъ. А что и весь человѣческій родъ былъ плѣнникомъ, и пріялъ свободу отъ Спасителя нашего Бога; сему свидѣтель Самъ Онъ, взывая устами Исаіи: Духъ Господень на Мнѣ, егоже ради помаза Мя, благовѣстити нищимъ посла Мя, исцѣлити сокрушенныя сердцемъ, проповѣдати плѣнникомъ отпущеніе, и слѣпымъ прозрѣніе (Ис. 61, 1). Ибо Владыка, прочитавъ пророчество сіе въ сонмищѣ, сказалъ Іудеямъ: днесъ сбытся писаніе сіе во ушію вашею (Лук. 4, 21).

(4). Укротилъ еси весь гнѣвъ Твой, возвратился еси отъ гнѣва ярости Твоея. Прекратилъ негодованіе на насъ, оказалъ намъ благоснисхожденіе.

(5). Возврати насъ Боже спасеній нашихъ, и отврати ярость Твою отъ насъ. Тѣ и другіе представляются пріявшими благовѣстіе о свободѣ, но еще не получившими оной; потому и умоляютъ, чтобы совершенно сподобиться имъ человѣколюбія.

(6). Еда во вѣки прогнѣваешися на ны? или простреши гнѣвъ Твой отъ рода въ родъ? И освободившимся отъ бѣдствій прилично выражаться сими словами, и не полагаться на оставленіе грѣховъ, но пребывать въ страхѣ и умилостивлять Судію. Посему и они умоляютъ, не простирать сего гнѣва до того, чтобы продолжался и въ другомъ родѣ, но вскорѣ прекратить оный.

(7). Боже, Ты обращся оживиши ны, и людіе Твои возвеселятся о Тебѣ. Знаемъ, Владыка, Твое человѣколюбіе, и увѣрены, что даруешь намъ и возвращеніе и жизнь; а мы, насладившись симъ, съ веселіемъ воспоемъ Тебѣ пѣснь.

(8). Яви намъ Господи милоть Твою, и спасеніе Твое даждь намъ. Въ царствованіе персидскаго Кира, по пророчеству Исаіи, давшаго дозволеніе возвратиться, поспѣшаютъ Іудеи въ свое отечество; а потому умоляютъ Бога, по человѣколюбію подать имъ скорое спасеніе. Какъ можно скорѣе, говорятъ, яви намъ, Владыка, благость Твою, да улучимъ спасеніе и освобожденіе отсюда. Такъ Пророкъ, какъ бы отъ лица Іудеевъ принося моленіе, получаетъ и отвѣтъ отъ Бога, и говоритъ:

(9). Услышу, что речетъ о мнѣ Господь Богъ: яко речетъ миръ на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающія сердца къ Нему. Человѣколюбивый Владыка услышалъ прошеніе мое, говоритъ Пророкъ, произнесъ опредѣленіе мира, и даровалъ его тѣмъ, кто прибѣгъ къ покаянію, и помыслъ свой научилъ обращаться къ Богу; потому что обращеніе сердца къ Богу есть освобожденіе отъ грѣхопаденій и начало правды. Съ симъ согласно и сказанное потомъ.

(10). Обаче близъ боящихся Его спасеніе Его, вселити славу въ землю нашу. Ибо къ боящимся Бога близко спасеніе, и имъ наслаждаются рѣшившіеся исполнять Божественные законы. Подобная перемѣна даровала и намъ возвращеніе, которое совершимъ со славою, и узримъ прежнюю знаменитость отечества.

(11). Милость и истина срѣтостѣся; правда и миръ облобызастася. Согрѣшающимъ и прибѣгающимъ къ покаянію источники человѣколюбія подаютъ милость, и для возлюбившихъ истину преизобилуютъ потоки милости. Посему и сказалъ Пророкъ: милость и истина срѣтостѣся. Ибо Іудеи и весь родъ человѣческій принесли въ даръ Богу познаніе истины, а Человѣколюбецъ воздалъ имъ милостію. Такъ еще, когда принесли они правду, даровалъ имъ миръ, оказалъ помилованіе и прекратилъ прежнюю непріязненность. И стеклись миръ съ правдою, и милость съ истиною. И сіе яснѣе выразилъ Пророкъ въ присовокупляемомъ:

(12). Истина отъ земли возсія, и правда съ небесе приниче. Какъ скоро люди возлюбили истину, Богъ всяческихъ приложилъ о нихъ праведное Свое попеченіе и низложилъ мучителя діавола.

(13). Ибо Господь дастъ благость, и земля наша дастъ плодъ свой. Тоже опять сочетаніе употребилъ Пророкъ; ибо сказалъ, что Богъ будетъ дѣйствовать по милосердію и человѣколюбію, а они принесутъ Богу соотвѣтственный сему плодъ, разумѣлъ же подъ симъ не обиліе плодовъ земныхъ, но плодоношеніе добродѣтели.

(14). Правда предъ Нимъ предъидетъ, и положитъ въ путь стопы своя. Конецъ псалма особенно ясно даетъ намъ видѣть, что предлагаемое въ немъ пророчество предсказываетъ общее спасеніе всѣхъ человѣковъ. Ибо сказуетъ, что Владыка, дѣйствуя по правдѣ, подобно нѣкоему водителю странныхъ, управляетъ нашимъ шествіемъ, пролагая путь добродѣтели, и собственными стопами содѣлывая оный для насъ явнымъ. А сію мысль подтверждаетъ Самъ Владыка, говоря, то Іоанну: остави нынѣ: тако бо подобаетъ исполнити всяку правду (Матѳ. 3, 15), то ученикамъ Своимъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29). При другомъ же случаѣ, умывъ ноги ученикамъ, между прочимъ сказалъ и сіе: Азъ умыхъ ваши нозѣ, Господь и Учитель. Образъ бо дахъ вамъ, да яко же творю, и вы творите (Іоан. 13, 14-15). Посему Самъ Онъ первый шествовалъ путемъ правды, и премѣнилъ стропотное въ право и острое пути гладки (Ис. 40, 4), и сталъ для насъ путемъ, какъ говоритъ Самъ Владыка: Азъ есмь путь и истина и животъ: никто же пріидетъ ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6).

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 95-99. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0