Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 90-го.

Хвала пѣсни Давидовы, не надписанъ у Еврей. Псаломъ не имѣетъ надписанія, показываетъ же непреоборимость упованія на Бога. Ибо блаженный Давидъ, издалека духовными очами провидя, что будетъ съ блаженнымъ Езекіею, и усматривая, какъ онъ, возложивъ надежду на Бога, сокрушилъ Ассірійское воинство — изрекъ псаломъ сей, указуя всѣмъ человѣкамъ, какое обиліе благъ заключается въ томъ, чтобы уповать на Бога.

(1). Живый въ помощи Вышняго, въ кровѣ Бога небеснаго водворится. Кто полагается на Божію о немъ попечительность, тотъ воспользуется охраненіемъ отъ Бога небеснаго, и будетъ имѣть сіе твердое огражденіе, сію необоримую защиту.

(2). Речетъ Господеви: заступникъ мой еси и прибѣжище мое, Богъ мой, и уповаю на Него. Ибо, имѣя твердое упованіе на Бога, наречетъ Его покровителемъ, попечителемъ и несокрушимою оградою.

(3). Яко Той избавитъ тя отъ сѣти ловчи, и отъ словесе мятежна. Отсюда Пророкъ начинаетъ рѣчь, обращенную къ самому увѣровавшему, и ободряетъ его, говоря, что Богъ содѣлаетъ его побѣдителемъ, не только враговъ явныхъ, но и тѣхъ, которые подстерегаютъ, готовятъ засады и въ тайнѣ строятъ козни; потому что сѣтію означилъ тайныя козни; а вмѣсто сего: слово мятежное, Симмахъ перевелъ: слово обидное; таковы же слова соплетающихъ ложь и клеветы. Впрочемъ и сіе препобѣдили многіе упованіемъ на Бога. Такъ великій Іосифъ, понесши на себѣ клевету въ прелюбодѣяніи, избѣжалъ сѣтей; такъ чудная Сусанна воспользовалась помощію свыше.

(4). Плещма Своима осѣнитъ тя, и подъ крилѣ Его надѣешися. Богъ будетъ твоимъ защитникомъ, и покроетъ тебя при нападеніи враговъ. Переносный же образъ рѣчи заимствованъ отъ тѣхъ, которые стоятъ въ переднихъ рядахъ во время брани, и плечами своими закрываютъ находящихся позади. А крылами Пророкъ называетъ дѣйствія промысла, и употребилъ это выраженіе, взявъ въ подобіе птицъ, которыя крыльями покрываютъ птенцовъ. Такъ блаженный Моисей крылами нарекъ Божію попечительность, и говоритъ: сохрани его яко зѣницу ока. Яко орелъ покры гнѣздо свое, и на птенцы своя возжелѣ: простеръ крылѣ свои, и пріятъ ихъ, и подъятъ ихъ на раму свою (Втор. 32, 10-11). Сіе и Владыка изрекъ Іерусалиму: колькраты восхотѣхъ собрати чада твоя, якоже собираетъ кокошъ птенцы своя подъ крилѣ, и не восхотѣсте (Матѳ. 23, 37)?

Оружіемъ обыдетъ тя истина Его. Поелику выше упомянулъ о словѣ мятежномъ и лживомъ; то кстати обѣщаетъ здѣсь, что всеоружіемъ его будетъ истина.

(5). Не убоишися отъ страха нощнаго, отъ стрѣлы летящія во дни: (6). Отъ вещи во тмѣ преходящія; отъ сряща и бѣса полуденнаго. Не только чувственныхъ, но и мысленныхъ, враговъ преодолѣешь божественною надеждою, избѣгнешь и ночью угрожающихъ козней, и днемъ совершаемыхъ вражескихъ нападеній, и съ полною увѣренностію, какъ охраняемый Богомъ, отженешь отъ себя страхъ, не будешь приходить въ боязнь среди полудня, но избѣгнешь демонскихъ навѣтовъ, пользуясь помощію свыше. Выраженіе же: бѣсь полуденный, Пророкъ употребилъ согласно съ принятымъ у многихъ мнѣніемъ; потому что и злокозненному человѣку естественно устремляться на кого либо по принятіи имъ пищи и по насыщеніи, какъ на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишенъ попеченія о немъ свыше.

(7). Падетъ отъ страны твоея тысяща, и тма одесную тебѣ, къ тебѣ же не приближится. (8). Обаче очима твоима смотриши, и воздаяніе грѣшниковъ узриши. Вмѣсто: отъ страны твоея Симмахъ и Акила перевели: напротивъ тебя. Говоритъ же Пророкъ, что если съ правой и съ лѣвой стороны у тебя выйдетъ безчисленное множество, тебѣ не будетъ никакого вреда; а ихъ увидишь низглагаемыхъ Божественною карою. Сіе и было при Езекіи; потому что сто восемьдесятъ пять тысячъ Ассиріянъ поражено безъ воинскихъ орудій. Такъ при Гедеонѣ, такъ при Іонаѳанѣ, а также при Іосаѳатѣ и при пророкѣ Елисеѣ было тоже самое.

(9). Яко Ты Господи упованіе мое: Вышняго положилъ еси прибѣжище твое. Сподобишься же сего промышленія, говоритъ Пророкъ, предавшись упованію на Бога, и Его содѣлавъ прибѣжищемъ. Ибо въ составѣ рѣчи недостаетъ слѣдующаго: сказалъ Ты, Господи, упованіе мое; и это — отличительное свойство пророческихъ писаній, преимущественно же псалмовъ. Впрочемъ и связь рѣчи явною дѣлаетъ сію неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попеченія.

(10). Не пріидетъ къ тебѣ зло, и рана не приближится селенію твоему. Превозможешь діавольскія прираженія, и не потерпишь оттого вреда. Такъ Божественная благодать оградила домъ Іова; свидѣтель сему самь врагъ, который взываетъ: не Ты ли оградилъ еси внѣшняя и внутренняя дому его (Іов. 1, 10)? Когда же попустилъ Богъ; и врагъ показалъ злобу свою, и праведный Судія увѣнчалъ побѣдоноснаго подвижника.

(11). Яко Ангеломъ Своимъ заповѣсть о тебѣ, сохранити тя во всѣхъ путехъ твоихъ. Это сказалъ и въ тридцать третьемъ псалмѣ: ополчится Ангелъ Господень окрестъ боящихся Его, и избавитъ ихъ (Псал. 33, 8). Слышали же мы, что патріархъ Іаковъ говоритъ: Ангелъ иже мя избавляетъ отъ всѣхъ золъ (Быт. 48, 16). И великій Авраамъ въ ободреніе раба сказалъ: Богъ послетъ Ангела Своего предъ Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду (Быт. 24, 7). Поэтому, изъ всего дознаемъ, что Богъ всяческихъ посредствомъ Ангеловъ охраняетъ уповающихъ на Него.

(12). На рукахъ возмутъ тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. Будешь пользоваться отъ нихъ всяческимъ о тебѣ промышленіемъ, чтобы ни откуда не приключалось тебѣ ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророкъ означилъ словами: преткнуться о камень; а выраженіе: на рукахъ возмутъ тя, означаетъ: поведутъ за руку, укажутъ путь, подадутъ всякую помощь.

(13). На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змія. Пророкъ упомянулъ о самыхъ сильныхъ и лютыхъ звѣряхъ, желая выразить преобладаніе надъ всякимъ видомъ лукавства. Ибо львомъ и зміемъ означилъ силу; потому что звѣри сіи весьма сильны; а подъ аспидомъ и василискомъ далъ разумѣть крайнее лукавство; потому что аспидъ испускаетъ смертоносный ядъ, а василискъ причиняетъ вредъ и самымъ взоромъ. Однакоже многіе, увѣровавъ въ Бога, преодолѣли и сихъ звѣрей. Такъ чудный Даніилъ связалъ уста львовъ; такъ божественный Павелъ не потерпѣлъ вреда отъ эхидны; такъ Ной, живя вмѣстѣ съ звѣрями, остался невредимымъ; такъ тысячи возлюбившихъ жизнь пустынную, пребывая вмѣстѣ со звѣрями, упованіемъ на Бога избѣгли непріязненнаго ихъ нападенія.

(14). Яко на Мя упова, и избавлю ѝ: покрыю ѝ, яко позна имя Мое (15).Воззоветъ ко Мнѣ,и услышу его. Сіе наконецъ изрекъ Богъ всяческихъ, показывая, какой плодъ упованія. Ибо говоритъ: избавлю его, огражденнаго упованіемъ на Меня, отъ упомянутыхъ видимыхъ и невидимыхъ навѣтниковъ. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнетъ говорить, и прошеніе его пріиму.

Съ нимъ есмь въ скорби. Если впадетъ въ какое искушеніе, съ нимъ буду, и подамъ достаточное утѣшеніе.

Изму его, и прославлю его. Не только освобожу его отъ горестей, но и содѣлаю славнымъ.

(16). Долготою дней исполню его, и явлю ему спасенiе Мое. Дамъ ему достигнуть глубокой старости, и предварительно явлю спасеніе, какое готовится ему въ будущей жизни. Сего сподобился и блаженный Езекія; потому что, просивъ приложенія лѣтъ жизни, получилъ оное на пятнадцать лѣтъ, и пріобрѣлъ себѣ великую именитость гибелью Ассиріянъ. Ему весьма приличествуютъ слова сіи: изму его, и прославлю его, и явлю ему спасеніе Мое. Но и всѣ уповающіе на Бога насладятся всякими благами, какъ показываетъ древняя исторія, и какъ свидѣтельствуетъ видимое нынѣ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 134-139. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0