Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 96-го.

Давиду [1], егда земля его устрояшеся, не надписанъ у Еврей. И сіе надписаніе приложившій признался, что не нашелъ онаго у Евреевъ, а приложилъ отъ себя. Слѣдовательно оно не пророческое; потому что не соотвѣтствуетъ и смыслу псалма. Пророкъ говоритъ объ устроеніи всей земли, а не одной земли іудейской. Но, вѣроятно, и приложившій надписаніе подъ землею у Пророка, такъ какъ сладкопѣніемъ его пользуются всѣ люди, разумѣлъ цѣлую вселенную. Впрочемъ псалмомъ предвозвѣщаетъ и первое и второе пришествіе Бога и Спасителя нашего, Богопознаніе у язычниковъ, и будущій судъ.

(1). Господь воцарися, да радуется земля: да веселятся острови мнози. Въ сихъ словахъ Пророкъ предсказываетъ первое пришествіе Спасителя, почему и побуждаетъ къ ликованію и веселію жителей твердой земли и островитянъ; такъ какъ тѣ и другіе, утѣшаемые надеждою будущаго, радуются. Сказалъ же, что Господь воцарился, не потому что тогда только пріялъ Онъ царство, но потому что тогда только явилъ царство Свое людямъ. А чтобы не впадать въ тождесловіе, желающихъ точнѣе дознать сіе просимъ прочесть истолкованное уже нами.

(2). Облакъ и мракъ окрестъ Его: правда и судба исправленіе престола Его. Словами: мракъ и облакъ Пророкъ показалъ невидимость Божественнаго естества. Какъ не возможно видѣть того, что закрыто облакомъ и мракомъ, такъ совершенно не возможно узрѣть и естество невидимое. Впрочемъ Пророкъ напоминаетъ, что Онъ есть на горѣ Синаи явившій пришествіе Свое облакомъ и мракомъ, и научаетъ, что хотя не возможно увидѣть естество Божіе, однакоже есть возможность усматривать въ дѣйствіяхъ силу Его; потому что Богъ обучилъ людей правдѣ, и дѣлающихъ все безъ разсужденія наставилъ, какъ вести жизнь по суду правому. Сіе-то и исправили престолъ и царство Его.

(3). Огнь предъ Нимъ предъидетъ, и попалитъ окрестъ враги Его. Сіе сказано о второмъ пришествіи. Это видѣлъ и божественный Даніилъ. Ибо говоритъ: престолъ Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь. Рѣка огненная течаше исходящи предъ Нимъ: тысяща тысящъ служаху Ему, и тмы темъ предстояху Ему: судище сѣде, и книги отверзошася (Дан. 7, 9-10).

(4). Освѣтиша молнія Его вселенную. Дѣйствіе огня двояко: онъ можетъ не только жечь, но и освѣщать. Но однимъ насладится ликъ Святыхъ, а другое испытаютъ жившіе въ безаконіи. Молніи и Самъ Владыка уподобилъ пришествіе Свое. Сказалъ же такъ: якоже бо молнія исходитъ отъ востокъ и является до западъ, тако будетъ пришествiе Сына человѣческаго (Матѳ. 24, 27).

Видѣ, и подвижеся земля. Ибо кто не убоится страшнаго онаго суда?

(5). Горы яко воскъ растаяша отъ лица Господня: отъ лица Господа всея земли. Не одни подвластные, но и сами владычествующіе и царствующіе, подобно воску приближающемуся къ огню, какъ бы уничтожатся отъ страха. Ибо чѣмъ больше дѣлъ, смотрѣніе которыхъ поручено имъ, тѣмъ большей подлежатъ они отвѣтственности; и чѣмъ выше обязанность тѣмъ больше страха.

(6). Возвѣстиша небеса правду Его: и видѣша вси людіе славу Его. Это и было, и будетъ. Ибо, когда родился владыка Христосъ, ликъ Ангеловъ, явившись, вознесъ Богу пѣснопѣніе о спасеніи человѣковъ, и поющіе взывали: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14). Посему Пророкъ небесами назвалъ небесныя Силы, какъ и землею многократно называетъ обитающихъ на землѣ. Да и народы вселенной въ собственномъ своемъ измѣненіи увидѣли силу Бога и Спасителя нашего. Второе же пришествіе ясно откроетъ всѣмъ людямъ царство Владыки; тогда всѣ услышимъ и пѣснопѣнія Ангеловъ.

(7). Да постыдятся вси кланяющіися истуканнымъ, хвалящіися о идолахъ своихъ. Поелику возсіялъ истинный свѣтъ; то да удалится тма, да устыдятся поработившіеся заблужденію, да сокроются служащіе идоламъ.

Поклонитеся Ему вси Ангели Его. И сіе пророчество блаженный Павелъ приложилъ къ Спасителю; говоритъ же такъ въ посланіи къ Евреямъ: егда же паки вводитъ первороднаго во вселенную, глаголетъ: и да поклонятся Ему вси Ангели Божіи (Евр. 1, 6). Благовременно же это и здѣсь помѣстилъ Пророкъ: ибо показавъ, что поклонники идоловъ постыждены и скрываются, показываетъ также, что безчисленныя тьмы Ангеловъ покланяются нашему Богу.

(8). Слыша и возвеселися Сіонъ, и возрадовашася дщери іудейскія, судебъ ради Твоихъ Господи. И здѣсь Пророкъ Сіономъ называетъ благочестивое общество, а дщерями іудейскими — Церкви во вселенной; потому что насадившіе и породившіе ихъ Апостолы Спасителя отъ Іудеевъ вели родъ. И свидѣтель сему божественный Павелъ, который въ посланіи къ Коринѳянамъ ясно говоритъ: о Христѣ бо Іисусѣ благовѣствованіемъ азъ вы родихъ (1 Кор. 4, 15). Поелику Церковь Спасителева едина (всѣ вѣруюшіе составляютъ одно тѣло), и опять церквей много (много членовъ въ тѣлѣ): то Пророкъ общій составъ благочестивыхъ назвалъ Сіономъ, а дщерями іудейскими именуетъ собранія вѣрующихъ въ городахъ и селеніяхъ, и въ мѣстахъ уединенныхъ. Говоритъ же, что и тѣ и другіе исполнены веселія о праведныхъ судьбахъ Судіи.

(9). Яко Ты Господь вышній надъ всею землею, зѣло превознеслся еси надъ всѣми боги. Всѣ радуются и восторгаются, пріобрѣтши познаніе истиннаго Бога и Царя, и увидѣвъ обличеніе боговъ не существующихъ. Ибо ихъ суетность обличена, явлена же Твоя высота. А поелику имѣемъ нужду не въ одной вѣрѣ, но и въ добрыхъ дѣлахъ: то Пророкъ по необходимости предлагаетъ и слѣдующій совѣтъ:

(10). Любящіи Господа, ненавидите злая. Если любезно вамъ доброе, то гнушайтесь противоположнымъ. Ибо кое общеніе свѣту ко тмѣ (2 Кор. 6, 14)? А въ словѣ: злая Пророкъ воспретилъ всѣ виды порока.

Хранитъ Господь души преподобныхъ Своихъ, изъ руки грѣшничи избавитъ я. Отвращаясь порока и заботясь о житіи правомъ и правдивомъ, будете имѣть попечителемъ и хранителемъ Господа всяческихъ, и преодолѣете непріязненныхъ, которые возстаютъ на васъ.

(11). Свѣтъ возсія праведнику, и правымъ сердцемъ веселіе. Ибо не всѣ люди захотѣли насладиться свѣтомъ, не всѣ пріяли веселіе отъ вѣры. Само Солнце правды на всѣхъ изліяло лучи спасенія, но есть и такіе, которые смежили очи и не захотѣли увидѣть свѣта.

(12). Веселитеся праведніи о Господѣ, и исповѣдайте память святыни Его. Поэтому всѣ насладившіеся свѣтомъ и возлюбившіе достояніе добродѣтели, возрадуйтесь и пѣснословьте Бога, повѣдая множество благодѣяній. Ибо исповѣданіемъ Пророкъ назвалъ здѣсь благодареніе.

Примѣчаніе:
[1] По слав. переводу читается: Псаломъ Давиду.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 164-168. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0