Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 97-го.

Псаломъ Давиду. И сей псаломъ содержитъ въ себѣ туже мысль; потому что предвозвѣщаетъ то и другое пришествіе Спасителя; но болѣе говоритъ о пришествіи первомъ.

(1). Воспойте Господеви пѣснь нову. Поелику Пророкъ возвѣщаетъ измѣненіе древняго порядка дѣлъ, и предрекаетъ новый нѣкій образъ жизни; то спрадливо повелѣваетъ вознести Богу и пѣснь нову.

Яко дивна сотвори Господь. Преестественно и необычайно то, что совершено Богомъ всяческихъ.

Спасе Ему [1] десница Его, и мышца святая Его. Не однократно говорили мы, что рукою Пророкъ называетъ дѣйствованіе, а десницею—дѣйствованіе благое. Говоритъ же, что спасеніе человѣковъ есть дѣло силы Его. Водясь безмѣрнымъ человѣколюбіемъ, Господь прибыткомъ для Себя почитаетъ жизнь людей. Посему-то Пророкъ не сказалъ: спасе ихъ десница Его, но: спасе Ему. Ибо, освободивъ ихъ отъ прелести идольской и показавъ высоту Своего царства, преподалъ имъ спасеніе. И сіе яснѣе выразилъ Пророкъ въ присовокупляемомъ.

(2). Сказа Господь спасеніе Свое: предъ языки откры правду Свою. Всѣмъ человѣкамъ предложилъ спасительныя воды, и язычникамъ явилъ праведное царство Свое.

(3). Помяну милость Свою Іакову, и истину Свою дому Израилеву: видѣша вси концы земли спасеніе Бога нашего. Весьма сходно сіе съ предвѣщаніями Пророка Исаіи; ибо чрезъ него Богъ всяческихъ изрекъ Владыкѣ Христу: дахъ Тя въ завѣтъ рода, во свѣтъ языкомъ, еже быти Тебѣ во спасеніе, даже до послѣднихъ земли (Ис. 49, 6). Поелику и чуднымъ патріархамъ: Аврааму, Исааку, и Іакову, и божественному Давиду обѣтовалъ Богъ всяческихъ, отъ сѣмени ихъ по плоти воставить Христа и чрезъ Него даровать спасеніе всѣмъ людямъ; то Пророкъ Исаія бывшее отцамъ обѣтованіе назвалъ завѣтомъ; потому что слово: завѣтъ другіе толковники перевели: договоръ. Родомъ же Его назвалъ Израиля; потому что, какъ говоритъ Апостолъ, отъ Іудеевъ Христосъ по плоти (Рим. 9, 5). Посему дахъ Тя въ завѣтъ рода, то-есть, чтобы исполнить договоръ съ Іудеями, но во свѣтъ уже не Іудеямъ, а языкомъ; потому что язычники посредствомъ вѣры стали причастны спасенія, Іудеи же возлюбили мракъ невѣрія. Сіе и здѣсь сказалъ блаженный Давидъ: помяну милость Свою Іакову, и истину Свою дому Израилеву: потому что исполнилъ данныя имъ обѣтованія. Но видѣша вси концы земли спасеніе Бога нашего; потому что, не для однихъ Іудеевъ, но для всѣхъ человѣковъ возсіялъ свѣтъ истины.

(4). Воскликните Богови вся земля: воспойте, и радуйтеся, и пойте. Поелику всѣ освобождены отъ горькаго діавольскаго мучительства; то вознесите побѣдную пѣснь спасшему Богу. Воскликновеніе есть кликъ одерживающихъ побѣду. И мы исполняемъ повелѣнное; потому что, восклицая и взывая, обыкли пѣснь сію возносить Богу во время таинства, и ликовствуя со всякимъ благодушіемъ, и воспѣвая, и поя.

(5). Пойте Господеви въ гуслехъ, и гласѣ псаломстѣ. Можно видѣть, что и сей законъ непрестанно исполняется въ церквахъ; ибо, въ духовныя гусли бряцая, издаемъ божественное сладкопѣніе. Духовными же гуслями содѣлываемъ наши тѣла, вмѣсто струнъ служатъ намъ зубы, вмѣсто мѣди — уста, и быстрѣе всякаго бряцала движимый языкъ производитъ стройные звуки бряцаній, а языкомъ движетъ умъ, какъ нѣкій свѣдущій въ мусикіи и искусно выполняющій его переходы. Гусли сіи пріятнѣе Богу гуслей неодушевленныхъ. И свидѣтель сему Онъ Самъ, когда чрезъ Пророка взываетъ Іудеямъ: отстави отъ Мене гласъ пѣсней твоихъ, и гласа органовъ твоихъ не послушаю (Ам. 5, 23).

(6). Въ трубахъ кованныхъ и гласомъ трубы рожаны. Божественное писаніе нерѣдко трубою называеть возглашеніе; такъ Господь въ Евангеліи говоритъ: егда твориши милостыню, не воструби предъ собою, якоже лицемѣри творятъ (Матѳ. 6, 2), то-есть, не провозглашай, и не дѣлай явною для всѣхъ, чтобы тщеславіемъ не повредить плода человѣколюбія. Потому и здѣсь трубою Пророкъ называетъ ученіе, изъ котораго дознаемъ мы оказанныя намъ благодѣянія, и изучаемъ полезные для насъ законы. Коваными же трубами называетъ онъ трубы мѣдныя, а рожаными — сдѣланныя изъ роговъ, и таковыя трубы обыкновенно были въ употребленіи у Іудеевъ. А что было введено у нихъ, то служило сѣнію нашего. Поэтому они приносили въ жертву агнца безсловеснаго, а мы приносимъ Агнца спасительнаго, вземлющаго грѣхи міра (Іоан. 1, 29).Такъ у нихъ были въ употребленіе трубы неодушевленныя, а у насъ одушевленныя и словесныя. И наши трубы суть божественные Апостолы, богомудрые Пророки, и послѣ нихъ сподобившіеся дарованія учительства.

Вострубите предъ царемъ Господемъ. Вознесите побѣдную пѣснь Царю и Владыкѣ всяческихъ.

(7). Да подвижится [2] море и исполненіе его, вселенная и вси живущіи на ней. Симмахъ же перевелъ такъ: да издадутъ гласъ море съ исполненіемъ его, вселенная и обитающіе въ ней. Исполненіе пророчества преимущественно можно видѣть въ многолюдныхъ городахъ; потому что множество благочестивыхъ людей въ церквахъ уподобляется волнующемуся морю. Сему же подобенъ и гласъ поющихъ. А по переводу седьмидесяти, пророческое слово изобразило движеніе и измѣненіе населяющихъ море и сушу; потому что колеблется движущееся, и въ движеніе приходитъ измѣняющееся.

(8). Рѣки восплещутъ рукою вкупѣ. Опять рѣками Пророкъ наименовалъ причастниковъ благодати учительства, на подобіе рѣкъ изливающихъ божественные токи. О нихъ сказалъ, что рукоплещутъ и пѣснословятъ Бога; потому что и рукоплесканіе свойственно опять побѣдившимъ.

Горы возрадуются (9). Отъ лица Господня, яко грядетъ: яко идетъ судити земли. Здѣсь горами Пророкъ нарекъ тѣхъ которые имѣютъ высокій и высокопарящій образъ мыслей, и на которыхъ зиждется градъ Божій. Ибо сказано: не можетъ градъ укрытися верху горы стоя (Матѳ. 5, 14); и: основанія его на горахъ святыхъ (Псал. 86, 2). О нихъ сказалъ Пророкъ; что радуются и веселятся, познавъ пришествіе Бога и Спасителя нашего; ибо, ожидая воздаяній за труды, радуются, зная правдивость Судіи.

Судитъ [3] вселеннѣй въ правду, и людемъ правостію. Ибо въ первое пришествіе явлено много милости; а во второе будетъ явлена правда. Сказано: вси бо предстанемъ судищу Христову (Рим. 14, 10), да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Сіе же сказалъ и Пророкъ: единою глагола Богъ, двоя сія слышахъ: зане держава Божія, и Твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по дѣломъ его (Псал. 61, 12-13).

Примѣчанія:
[1] Въ слав. переводѣ читается: спасе Его.
[2] Точнѣе: да восколеблется.
[3] По слав. переводу: судити.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 169-173. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0