Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 98-го.

Псаломъ Давиду, не надписанъ у Евреевъ. Псаломъ сей предвозвѣщаетъ возврашеніе Іудеевъ изъ Вавилона, и предрекаетъ также пришествіе Спасителя нашего, и невѣріе Іудеевъ.

(1). Господь воцарися, да гнѣваются людіе. Ибо и Іудеи, и Еллины приходятъ въ неистовство и ярость, слыша о царствѣ Владыки Христа. Да и когда Іудеи насладились свободою, жители всѣхъ сосѣднихъ странъ пришли въ негодованіе, увидѣвъ необычайное ихъ возвращеніе. Показывало же это силу Достопокланяемаго ими.

Сѣдяй на херувимѣхъ: да подвижится земля. Сей Проповѣдуемый нами, говоритъ Пророкъ, есть и Богъ горнихъ силъ и Господь. Сказалъ же: сѣдяй, потому что ведетъ рѣчь съ человѣками. Ибо имѣетъ ли нужду въ какомъ сѣдалищѣ естество безплотное, необъятное и неописуемое, содержащее кругъ земли, и живущія на ней аки пруги (Ис. 40, 22)? Впрочемъ Пророкъ изображаетъ въ словѣ своемъ, что Богъ всяческихъ царственно возсѣдаетъ на Херувимахъ, устрашаетъ и поражаетъ ужасомъ слушающихъ.

(2). Господь въ Сіонѣ великъ, и высокъ есть надъ всѣми людьми. И когда возвратились Іудеи, и создали божественный храмъ, для всѣхъ стала видимою Божія сила. Но преимущественно явилъ Себя Владыкою цѣлой вселенной Претерпѣвшій крестъ, когда священные Апостолы принесли къ язычникамъ спасительную проповѣдь.

(3). Да исповѣдятся имени Твоему великому: яко страшно и свято есть. Поэтому всѣмъ надлежитъ пѣснословить Тебя и возвѣщать Твои благодѣянія, не извѣдывать пытливо неизреченнаго естества Твоего, но воздавать чествованіе имени Твоему, какъ страшному и всесвятому; потому что оно освящаетъ вѣрующихъ, и устрашаетъ невѣрующихъ.

(4). И честь царева судъ любитъ. А намъ подобаетъ бояться Его, какъ Царя и соблюдающаго правду; потому что истинному царству свойственно управлять подданными праведно. Честь царева судъ любитъ, то-есть: досточестнымъ дѣлаетъ царя — любовь къ правдѣ. Сіе даетъ видѣть и присовокупляемое.

Ты уготовалъ еси правоты, судъ и правду во Іаковѣ Ты сотворилъ еси. Ибо, какъ правдивый царь, произнесъ правый и справедливый приговоръ, и Израиля освободилъ отъ владычества поработившихъ. А по другому пророчеству должно разумѣть такъ: доказалъ Ты истину обѣтованія Твоего, исполнивъ обѣщанія, данныя предкамъ Израиля, и даровавъ спасеніе о Сѣмени Авраамовомъ.

(5). Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножію ногу Его, яко свято есть. Посему воздайте Благодѣтелю, чѣмъ можете, окажите Ему подобающее чествованіе. Сказано же: возносите вмѣсто: проповѣдуйте высоту Его. А подножіемъ ногъ Его древле признаваемъ былъ храмъ въ Іерусалимѣ, нынѣ же признаются по всей землѣ и на морѣ церкви, въ которыхъ приносимъ поклоненіе всесвятому Богу.

(6). Моѵсей и Ааронъ во іереехъ Его, и Самуилъ въ призывающихъ имя Его. Пророкъ не просто, оставивъ прочихъ Пророковъ, упомянулъ только о сихъ, но показываетъ симъ съ самымъ воспитаніемъ возраставшія въ Іудеяхъ ярость и желаніе властвовать; ибо и при Моѵсеѣ и Ааронѣ покушались восхитить священство, и при Самуилѣ, къ униженію царства Божія, возлюбили царство человѣческое. А по сему пророческое слово научаетъ, что они не новое что дѣлаютъ, съ яростію воставая противъ Спасителя и не пріемля спасительнаго царства, но неистовство сіе издревле имъ обычно.

Призываху Господа, и Той послушаше ихъ. (7). Въ столпѣ облачнѣ глаголаше къ нимъ. Впрочемъ, говоритъ Пророкъ, имѣли они великое дерзновеніе предъ Богомъ; потому что они призывали, а Богъ внималъ, исполнялъ ихъ прошенія, и видимо для всѣхъ вступалъ съ ними въ бесѣду, въ облакѣ являя имъ Свое пришествіе. Потомъ Пророкъ показываетъ, что не вопреки справедливости сообщилъ имъ Богъ благодать сію.

Яко храняху свидѣнія Его и повелѣнія Его, яже даде имъ. Богъ даровалъ сію благодать тѣмъ, которые вели жизнь съ закономъ согласную, и поступали по заповѣдямъ Его.

(8). Господи Боже нашъ Ты послушалъ еси ихъ: Боже Ты милостивъ бывалъ еси имъ. Ты, проповѣдуемый нами Владыка, говоритъ Пророкъ, Самъ далъ имъ толикое дерзновеніе, и сподобилъ ихъ великаго благоволенія.

И мщая на вся начинанія ихъ. А Симмахъ перевелъ такъ: и былъ мстителемъ за оскорбленія ихъ. Ибо желавшихъ восхитить власть у великаго Моѵсея предалъ огню, а избѣжавшихъ пламени низвелъ живыхъ во гробъ, повелѣвъ разверзнуться землѣ, и то мѣсто, гдѣ думали восхитить себѣ власть, содѣлавъ для нихъ нечаяннымъ гробомъ, тѣхъ, которые перешли море, пѣшешествовали по глубинѣ онаго, потопилъ въ землѣ необычайными волнами; а возмущавшихся противъ Пророка Самуила предалъ владычеству Саула, и обременилъ всякаго рода бѣдствіями.

(9). Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся въ горѣ святѣй Его: яко святъ Господь Богъ нашъ. Итакъ, подражая благочестію сихъ чудныхъ мужей, воздайте Богу подобающее чествованіе. Горою же святою древле назывался Сіонъ, а нынѣ называется высота Боговѣдѣнія. Ибо такъ предвозвѣстили и Исаія и Михей: будетъ въ послѣдняя дни явлена гора Господня (Ис. 2, 2; Мих. 4, 1), то-есть, вѣдѣніе Бога для всѣхъ содѣлается явнымъ. Зналъ и божественный Апостолъ мысленную гору Сіонъ; ибо говоритъ: приступисте къ Сіонстѣй горѣ, и ко граду Бога живаго, Іерусалиму небесному (Евр. 12, 22). Посему и намъ повелѣвается, сообразно съ даннымъ отъ Бога вѣдѣніемъ, воздавать Ему поклоненіе.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 174-177. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0