Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
Толкованіе на четырнадцать посланій Святаго Апостола Павла.

Предисловіе.

Знаю, что, покушаясь истолковать ученіе божественнаго Павла, не избѣгну упрека отъ недовольныхъ, но обвинятъ меня, можетъ быть, въ высокомѣріи и дерзости за то, что, послѣ того-то и того-то — этихъ свѣтилъ вселенной, осмѣливаюсь писать толкованіе на Апостола. Впрочемъ берусь за это, не на себя самаго надѣясь, но умоляя божественную благодать, показать мнѣ глубину апостольской мудрости и снять покрывало, чтобы желающимъ пріобщиться сей мудрости доставить къ тому удобство. Готовыхъ же порицать чужіе труды прошу тщательно изучать божественное Писаніе. Ибо найдутъ тамъ много подобныхъ примѣровъ. Елдадъ и Модадъ не получили въ пользу свою человѣческаго приговора, и не сопричислены къ семидесяти судіямъ, даже великій Моисей оставилъ ихъ на ряду съ прочими; однако же сподобились божественной благодати, и пріяли пророческій даръ. И Пророку Самуилу, бывшему еще отрокомъ, не было ввѣрено священниками даже и послѣднее служеніе въ храмѣ; потому что незрѣлость возраста препятствовала ему проходить оное; однакоже сподобился онъ Боявленія, имѣлъ божественное видѣніе, и пріялъ во уши гласъ Владыки Бога, не дознавъ, что глаголетъ Богъ. И великій Илія предполагалъ, что онъ остался единственный Пророкъ, но услышалъ, что было семь тысячъ мужей, свободныхъ отъ идольской прелести и воздающихъ Богу надлежащее чествованіе. И тысячи подобныхъ сказаній можно найдти въ божественномъ Писаніи. Посему ничего нѣтъ неприличнаго и намъ, какъ комарамъ вмѣстѣ съ оными пчелами пожужжать на лугахъ апостольскихъ. Ибо Господь убожитъ и богатитъ, смиряетъ и выситъ. Возставляетъ отъ земли убога, и отъ гноища воздвизаетъ нища, посадити его съ могущими людей и на престолѣ славы (1 Цар. 2, 7-8); и: Господь умудряетъ слѣпцы (Псал. 145, 8); и отвращаетъ мудрыя вспять, и совѣтъ ихъ обуяваетъ (Ис. 44, 25). Посему-то, испросивъ подать мнѣ лучь духовнаго свѣта, осмѣлюсь на истолкованіе, а пособія къ тому соберу у блаженныхъ отцевъ, паче же всего позабочусь о краткости; ибо знаю, что немногословіе и лѣнивыхъ привлекаетъ къ чтенію.

Но прежде попытаюсь показать порядокъ апостольскихъ посланій по времени ихъ написанія. Блаженный Павелъ написалъ четырнадцать посланій; но порядокъ, какой имѣютъ они въ книгахъ, какъ думаю, данъ не имъ самимъ. Напротивъ того, какъ божественный Давидъ, пріявъ въ себя дѣйственность Всесвятаго Духа, написалъ священные псалмы, другіе же въ послѣдствіи по своему изволенію расположили ихъ одинъ за другимъ, и они, хотя издаютъ духовное благовоніе, но не имѣютъ порядка относительно ко времени, такъ тоже можно найдти въ расположеніи сихъ апостольскихъ посланій. Ибо посланіе, написанное божественнымъ Павломъ къ Римлянамъ, заняло первое мѣсто, написано же послѣднимъ изъ всѣхъ посланныхъ изъ Азіи, Македоніи и Ахаіи. Первымъ, какъ думаю, написано первое посланіе къ Ѳессалоникійцамъ, и божественный Апостолъ послалъ оное изъ Аѳинъ, какъ самъ показалъ, пиша имъ; ибо въ срединѣ посланія говоритъ такъ: тѣмже не терпяще, благоволихомъ остатися во Аѳинѣхъ едини, и послахомъ Тимоѳея брата нашего и вѣрнаго служителя Божія и споспѣшника нашего во благовѣстіи Христовѣ, утвердити васъ и утѣшити о вѣрѣ вашей (1 Сол. 3, 1-2). По прошествіи же немногаго времени послалъ еще имъ второе посланіе. А изъ исторіи Дѣяній узнаемъ, что Богомудрый Павелъ, оставивъ Аѳины, прибылъ въ Коринѳъ, и пробылъ тамъ весьма много времени. Послѣ сихъ посланій, думаю, написано первое посланіе къ Коринѳянамъ; послалъ же онъ, пребывая тогда въ Ефесѣ, и это самъ онъ содѣлалъ явнымъ; ибо къ концу посланія говоритъ: пребуду же во Ефесѣ до пентикостіи: дверь бо ми отверзеся велика и поспѣшна, и сопротивніи мнози (1 Кор. 16, 8-9). А въ Ефесъ пришелъ онъ послѣ того, какъ проповѣдывалъ Македонянамъ, Аѳинянамъ и Коринѳянамъ, какъ даетъ знать исторія Дѣяній. Послѣ сего посланія, думаю, написано и второе къ Коринѳянамъ. Ибо, отправляясь къ нимъ по обѣщанію, и замедливъ нѣсколько времени въ Македоніи, оттуда послалъ оное; и это также далъ видѣлъ въ самомъ посланіи. Ибо, когда описывалъ скорби въ Азіи и Троадѣ, въ срединѣ сего разсказа говоритъ: ибо пришедшимъ намъ въ Македонію, ни единаго имѣ покоя плоть наша, но во всемъ скорбяще: внѣуду брани, внутрьуду боязни. Но утѣшаяй смиренныя утѣши насъ Богъ пришествіемъ Титовымъ: не токмо же пришествіемъ его, но и утѣшеніемъ, имже утѣшися о васъ (2 Кор. 7, 5-7); и еще: сказуемъ же вамъ, братіе, благодать Божію данную въ церквахъ македонскихъ (2 Кор. 8, 1), и также: да не како аще пріидутъ со мною Македоняне (2 Кор. 9, 4). Пятымъ, думаю, написано первое посланіе къ Тимоѳею. Ибо по вступленіи въ оное говоритъ Павелъ: яко же умолихъ тя пребыти во Ефесѣ, идый въ Македонію (1 Тим. 1, 3). Даетъ же намъ знать исторія Дѣяній, что, когда Павелъ въ первый разъ пришелъ въ Македонію, тогда не ходилъ еще въ Ефесъ; ибо сказано: возбранены быша отъ Духа глаголати слово во Асіи (Дѣян. 16, 6). Былъ же съ Павломъ и Тимоѳей. И это ясно показываетъ исторія Дѣяній. Ибо, когда Іудеи пришли изъ Ѳессалоники въ Берій, и возбудили народъ къ мятежу, божественный Апостолъ отплылъ въ Аѳины, остаста же, какъ сказано, Сила и Тимоѳей тамо (Дѣян. 17, 14). И еще писатель Дѣяній, повѣствуя о томъ, чтó было въ Коринѳѣ, и извѣщая, какъ божественный Апостолъ каждую субботу состязался въ синагогѣ, и препираше Іудеи, Еллины, присовокупилъ: егда снидоша отъ Македоніи Сила же и Тимоѳей, прилѣжно поучалъ Павелъ, свидѣтельствуя Іудеомъ Іисуса быти Христа (Дѣян. 18, 4-5). Посему явно, что, когда блаженный Павелъ во второй разъ прибылъ изъ Ефеса въ Македонію, тогда оставилъ тамъ доблестнаго во всемъ Тимоѳея для попеченія о принявшихъ спасительную проповѣдь. Послѣ сего посланія, какъ полагаю, написано посланіе къ Титу. Ибо, пребывая еще въ сихъ мѣстахъ, приказывалъ Титу придти къ нему. Говоритъ же такъ: егда послю Артему къ тебѣ и Тихика, потщися пріити ко мнѣ въ Никополь: тамо бо судихъ озимѣти (Тит. 3, 12). О Никополѣ же говорятъ, что это городъ Ѳракійскій, но близкій къ Македоніи. Седьмое посланіе писалъ Павелъ къ Римлянамъ. Ибо самъ даетъ знать, что написано оное послѣ всѣхъ изчисленныхъ; а говоритъ о семъ такъ: нынѣ же гряду во Іерусалимъ, служай святымъ. Благоволиша бо Македоніа и Ахаіа общеніе нѣкое сотворити къ нищимъ святымъ живущимъ во Іерусалимѣ (Рим. 15, 25-26). О сихъ денежныхъ вкладахъ говоритъ и въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ: да не когда пріиду, тогда собранія бываютъ. Егда же пріиду, ихже аще искусите посланіями, сихъ послю отнести благодать вашу во Іерусалимъ: аще же достойно будетъ и мнѣ ити, со мною пойдутъ (1 Кор. 16, 2-4). Съ сими вкладами совершая путь во Іерусалимъ, ефесскимъ пресвитерамъ въ Милетѣ сказалъ: ктому не узрите лица моего вы вси, внихже проидохъ, проповѣдуя царствіе Божіе (Дѣян. 20, 25). Ибо въ Іерусалимѣ, будучи вскорѣ обвиненъ въ нарушеніи закона, и подвергшись великой оной опасности, хотя освобожденъ былъ тысячникомъ изъ рукъ Іудеевъ, но по переносѣ дѣла въ высшій судъ при Фистѣ прибылъ въ Римъ (Дѣян. гл. 21). А что посланіе къ Римлянамъ писано изъ Коринѳа, сіе ясно показываетъ самый конецъ онаго. Ибо сперва поручаетъ имъ Фиву, называя ее служительницею въ Церкви, яже въ Кенхреехъ (Рим. 16, 6), а Кенхреи — селеніе Коринѳское; потомъ же говоритъ и слѣдующее: цѣлуетъ вы Гаіе страннопріимецъ мой, и Церкве всея (Рим. 16, 23). Ибо какъ страннопріимца Апостолъ называетъ его странникомъ своимъ [1]. А что Гаій былъ Коринѳянинъ, это легко дознать изъ перваго посланія къ Коринѳянамъ. Ибо такъ имъ пишетъ Апостолъ: благодарю Бога моего, яко не единаго отъ васъ крестихъ, точію Криспа и Гаіа (1 Кор. 1, 14). Итакъ посланіе къ Римлянамъ въ числѣ писанныхъ изъ Азіи, Македоніи и Ахаіи есть послѣднее, и въ общемъ порядкѣ седьмое, какъ доказали мы изъ апостольскихъ писаній. Ибо прочія посылалъ Павелъ изъ Рима. И первое, думаю, написано къ Галатамъ. Ибо прежде отшествія въ Македонію проходилъ онъ Фригію и Галатійскую страну, проповѣдуя Евангеліе. Потомъ, проведя нѣсколько времени въ Македоніи, въ Ахаіи, также въ Азіи, отправился въ Іудею, оттуда же послѣ Ефеса прибылъ въ Римъ, и узнавъ, что нѣкоторые нечисто содержали догматы благочестія, преподалъ имъ врачевство въ посланіи. И послѣ Галатовъ писалъ изъ Рима къ Филиппійцамъ; и это даетъ видѣть конецъ посланія; ибо сказано: цѣлуютъ вы, иже отъ Кесарева дома (Флп. 4, 22). И посланія къ Ефесеямъ и Колоссянамъ написалъ Павелъ въ то же время, для обоихъ посланій употребивъ одного служителя. Ибо въ концѣ каждаго говоритъ: да увѣсте же и вы, яже о мнѣ, чтó дѣлаю, вся скажетъ вамъ Тихикъ возлюбленный братъ и вѣренъ служитель о Господѣ: его же послахъ къ вамъ на сіе истое, да увѣсте, яже о насъ, и да утѣшитъ сердца ваша (Ефес. 6, 21-22; Кол. 4, 7-8). Но въ посланіи къ Колоссянамъ упоминается и объ Онисимѣ; ибо сказано: со Онисимомъ вѣрнымъ и возлюбленнымъ братомъ нашимъ, иже есть отъ васъ; вся вамъ скажутъ, яже здѣсь (Кол. 4, 9). По сему двумъ посланіямъ пусть будетъ предпоставлено посланіе къ Филимону. Ибо въ немъ проситъ принять Онисима, какъ рожденнаго имъ духовно во узахъ (Флм. ст. 10), а здѣсь причисляетъ уже его къ сотрудникамъ. Послѣ сихъ посланій Апостолъ писалъ и къ Евреямъ и также изъ Рима, какъ показываетъ конецъ посланія; ибо сказано: цѣлуетъ вы, иже отъ Италіи сущіи (Евр. 13, 24). Послѣднимъ же изъ всѣхъ написалъ онъ второе посланіе къ Тимоѳею; и это также не трудно дознать изъ писаній его; ибо говоритъ: азъ уже жренъ бываю, и время моего отшествія наста (2 Тим. 4, 6). Отсюда можно дознать, что посланія къ Ефессеямъ и Колоссянамъ писаны изъ Рима. Ибо говоритъ: Тихика же послахъ въ Ефесъ (2 Тим. 4, 12). Таковъ порядокъ посланій по времени; посланіе же къ Римлянамъ предпоставили прочимъ какъ заключающее въ себѣ ученіе всякаго рода и наиболѣе научающее точности догматовъ. А иные говорятъ, что изъ уваженія къ городу, какъ владычествующему надъ вселенною, и держащему скипетръ царства, и написанное къ нимъ посланіе поставили на первомъ мѣстѣ. Но мнѣ кажется болѣе справедливымъ первое. Содержаніе другихъ посланій, скажемъ такъ съ Богомъ, изложимъ въ надлежащее время и предпоставимъ каждому. Теперь же кратко покажемъ цѣль посланія къ Римлянамъ.

Примѣчаніе:
[1] Слова подлинника: ὁ ξένος μοῦ переведены по славянски: страннопріимецъ мой.

Источникъ: Творенія блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть седьмая: Толкованіе на четырнадцать посланій Святаго Апостола Павла. — М.: Въ Типографіи В. Готье, 1861. — С. 1-8. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, [Безъ номера])

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0