Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ПИСЬМА БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА
3. Епископу (Тирскому) Иринею.

Божественный Апостолъ запрещаетъ такія сравненія. Вотъ что говоритъ онъ въ посланіи къ Римлянамъ(?): тѣмъ же прежде времене ничтоже судите, дондеже пріидетъ Господь, Иже во свѣтѣ приведетъ тайная тмы, и объявитъ совѣты сердечныя: и тогда похвала будетъ комуждо отъ Бога (1 Кор. 4, 5). Α сдѣлалъ онъ это вполнѣ справедливо, потому что мы усматриваемъ только одни дѣянія, Богъ же всяческихъ видитъ кромѣ сего и цѣль совершающихъ это и болѣе на основаніи послѣдней, чѣмъ самыхъ дѣлъ, произноситъ приговоръ. Такъ Онъ увѣнчаетъ божественнаго Апостола, который «для іудеевъ былъ какъ іудей, для подзаконныхъ — какъ подзаконный, для чуждыхъ закона — какъ чуждый закона» (1 Кор. 9, 20-21), ибо тотъ принималъ эти личины для пользы многихъ, а не изъ любви къ жизни льстеца, — не для пріобрѣтенія себѣ гибельной корысти, но для пользы тѣхъ, кому преподавалъ ученіе. Божественный Павелъ, какъ я сказалъ, заповѣдываетъ ожидать суда Божія. Поелику мы осмѣливаемся даже на большее и касаемся превосходящаго умъ и слово богословія — не для того, чтобы изыскивать поводы къ хуленію безбожныхъ еретиковъ, но чтобы обличить ихъ нечестіе и по мѣрѣ силъ восхвалить Творца: — то, можетъ быть, поступимъ не безразсудно, отвѣчая на твои вопросы.

Въ своемъ письмѣ ты представляешь нечестиваго судью, который далъ двумъ подвижникамъ благочестія на выборъ одно изъ двухъ: — или принести жертвы богамъ, или же броситься въ море. Одинъ изъ нихъ избралъ второе и съ готовностію бросился въ бездну, а второй не рѣшался ни на то, ни на другое: хотя, подобно первому, онъ гнушался служенія идоламъ, однако не бросился добровольно въ волны, a ожидалъ такой кончины отъ руки другого. Изложивши это въ своемъ письмѣ, ты спрашиваешь: который изъ нихъ поступилъ лучше? Я думаю, и ты согласишься, что второй заслуживаетъ бóльшей похвалы, ибо безъ повелѣнія никто не долженъ лишать себя жизни, но всякому слѣдуетъ ждать смерти — или естественной или насильственной. И Господь, научая сему, заповѣдалъ преслѣдуемымъ въ одномъ городѣ бѣжать въ другой и приказалъ оставлять и этотъ и уходить въ слѣдующій городъ (Матѳ. 10, 23). Согласно съ этимъ наставленіемъ божественный Апостолъ избѣжалъ изъ рукъ областеначальника и не умолчалъ ο способѣ бѣгства, но ясно упомянулъ и корзинку, и стѣну, и окно (2 Кор. 11, 32), хвалясь и превозносясь ими, поелику божественный законъ дѣлаетъ почтеннымъ то, что кажется постыднымъ (ср. Лук. 16, 15). Точно также онъ называлъ себя то фарисеемъ, то римляниномъ (Дѣян. 23, 6; 22, 25) не по страху смерти, но требуя законнаго; — онъ потребовалъ суда Кесарева, узнавъ ο козняхъ іудеевъ (Дѣян. 25, 10), и послалъ сына сестры къ тысяченачальнику съ извѣщеніемъ ο замыслахъ противъ него (Дѣян. 23, 17) не изъ привязанности къ настоящей жизни, а повинуясь божественнымъ законамъ. Господь не желаетъ, чтобы мы сами подвергали себя явной опасности, — и сему Онъ училъ насъ не одними словами, но и дѣлами, ибо часто уклонялся отъ преступныхъ рукъ іудеевъ. И великій Петръ, первый изъ Апостоловъ, освободившись отъ узъ и избѣжавъ рукъ Ирода, прибылъ въ домъ Іоанна, называемаго Маркомъ, и, своимъ появленіемъ разсѣявши боязливое опасеніе присутствовавшихъ тамъ и приказавши молчать (объ этомъ), перешелъ въ другой домъ (Дѣян. 12, 12-17), стараясь лучше укрыться при помощи подобной перемѣны. Такого рода философію мы находимъ и въ Ветхомъ Завѣтѣ. Славный Моисей наканунѣ съ мужествомъ возсталъ противъ египтянина, но, когда наутро узналъ, что его убійство обнаружено, онъ убѣжалъ и послѣ многодневнаго пути прибылъ въ землю Мадіамскую (Исх. 2, 15). Также и великій Илія, услышавъ объ угрозахъ Іезавели, не выдалъ себя желавшимъ убить его, но, покинувши населенныя мѣста, убѣжалъ въ пустыню (3 Цар. 19, 1-4). Посему если справедливо и угодно Богу избѣгать рукъ преслѣдующихъ, то гораздо болѣе, конечно, позволительно не повиноваться тому, кто повелѣваетъ совершить самоубійство. Вѣдь и Господь не послѣдовалъ діаволу, сказавшему: верзися низу (Матѳ. 4, 6); но, когда тотъ вооружилъ противъ Него руки іудеевъ бичами, терніями и гвоздями и когда тварь готова была причинить гибель тѣмъ нечестивымъ людямъ, — Онъ, какъ Господь, воспрепятствовалъ сему, зная, что страданіе Его спасительно для міра (Матѳ. 26, 51-54; Лук. 22, 49-51; Іоан. 18, 10-11). Посему-то и предъ самымъ страданіемъ Онъ говорилъ Апостоламъ: молитеся, да не внидете въ напасть (Матѳ. 26, 41; Марк. 14, 38; Лук. 22, 40. 46), и насъ научилъ говорить: и не введи насъ во искушеніе (Матѳ. 6, 13; Лук. 11, 4).

Но, если угодно, сдѣлаемъ небольшое измѣненіе въ предложенномъ примѣрѣ — и тогда яснѣе узнаемъ истину. Опустимъ рѣчь ο морѣ и скажемъ такъ: судья вручилъ каждому изъ подвижниковъ (благочестія) мечъ и приказалъ, чтобы не хотящій приносить жертву срубилъ себѣ голову; — кто же, будучи въ здравомъ умѣ, рѣшится обагрить свою десницу собственною кровію, сдѣлаться палачемъ себя самаго, вооружить противъ себя свою же руку и послѣдовать беззаконному повелѣнію судьи? Итакъ, бóльшей похвалы достоинъ второй: ибо перваго рекомендуетъ лишь готовность, а втораго, кромѣ сего, украшаетъ еще разсудительность. Такъ я рѣшилъ въ мѣру даннаго мнѣ разумѣнія; Тотъ же, Кому ясны и дѣла и помышленія, въ день явленія Своего обнаружитъ, который изъ двухъ разсудилъ лучше.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 2-5. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0