Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ПИСЬМА БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА
113. Епископу Римскому Льву
[1].

1. Если Павелъ, глашатай истины, труба Святаго Духа, обратился къ великому Петру, чтобы тотъ далъ разрѣшеніе спорившимъ въ Антіохіи касательно жизни по закону (Моисееву; см. Дѣян. 15 гл.), то тѣмъ болѣе мы, незначительные и маленькіе, прибѣгаемъ къ вашему апостольскому престолу, чтобы получить отъ васъ врачеваніе язвамъ церквей, ибо вамъ прилично быть первенствующимъ во всемъ, такъ какъ вашъ престолъ украшается многими преимуществами. Иные города украшаетъ или величіе или красота или многочисленность жителей, а нѣкоторые (города), лишенные этихъ (отличій), дѣлаютъ извѣстными какія-либо духовныя дарованія; вашему же городу Податель благъ далъ изобиліе благъ: такъ какъ онъ величайшій и славнѣйшій изъ всѣхъ другихъ, главенствующій во вселенной и выдающійся по многочисленности жителей, при чемъ онъ и нынѣ продолжаетъ проявлять господствующую власть, ибо сообщаетъ свое имя подчиненнымъ. Но въ особенности его украшаетъ вѣра, достовѣрный свидѣтель чего божественный Апостолъ, который восклицаетъ, что вѣра ваша возвѣщается во всемъ мірѣ (Рим. 1, 8). Если же городъ тотчасъ по принятіи сѣмянъ спасительной проповѣди былъ отягченъ такими достойными удивленія плодами, то какое слово будетъ достаточно, чтобы восхвалить процвѣтающее въ немъ нынѣ благочестіе? Но онъ имѣетъ еще и гробницы общихъ отцовъ и учителей истины, Петра и Павла, просвѣщающихъ души вѣрующихъ. Треблаженная и божественная двоица ихъ взошла на Востокѣ и повсюду распространила свои лучи, а на Западѣ она охотно (προϑύμως) приняла закатъ жизни и оттуда освѣщаетъ нынѣ вселенную. Они сдѣлали вашъ престолъ славнѣйшимъ, — и это есть вершина вашихъ благъ. Богъ же ихъ и теперь осіялъ престолъ ихъ, посадивъ на немъ вашу святость, изливающую лучи православія.

2. Можно привести много разныхъ свидѣтельствъ этого, но достаточно и вашей ревности противъ ненавистныхъ Манихеевъ, — ревности, которую недавно обнаружило ваше преподобіе, показавъ усердіе вашего боголюбія къ божественному. Вашъ апостольскій характеръ ясно открываетъ и написанное нынѣ вами, ибо мы прочли написанное вашимъ преподобіемъ о вочеловѣченіи Бога и Спасителя нашего и удивились точности написаннаго, поелику тамъ показаны оба естества: и вѣчное божество Единороднаго отъ Бога Отца и человѣчество отъ сѣмени Авраама и Давида, а равно (показано) и то, что воспринятое естество было во всемъ подобно намъ и не одинаково только въ томъ, что оно пребывало чуждымъ всякаго грѣха, ибо онъ (грѣхъ) раждается не изъ природы, но отъ произволенія. Въ этихъ письмахъ содержится и то, что Единородный Сынъ Божій одинъ, что божество Его безстрастно, непреложно и неизмѣнно, какъ и родившій Его Отецъ и Всесвятый Духъ; посему Онъ воспринялъ страстное естество, такъ какъ божественное естество не допускало страданія, дабы страданіемъ собственной Ему плоти подать безстрастіе увѣровавшимъ въ Него. Это и другое сродное сему содержали эти письма [2].

3. Мы же, удивляясь твоей духовной мудрости, восхваляемъ вѣщавшую чрезъ васъ благодать Святаго Духа и убѣждаемъ, и просимъ, и молимъ, и умоляемъ твою святость помочь обуреваемымъ церквамъ Божіимъ: ибо, ожидая уничтоженія волненія отъ посланныхъ вашею святостію въ Ефесъ, мы подпали еще болѣе тяжкой бурѣ, такъ какъ «справедливѣйшій» предстоятель Александріи (Діоскоръ) не удовольствовался тѣмъ беззаконнымъ и несправедливѣйшимъ низложеніемъ святѣйшаго и боголюбезнѣйшаго епископа Константинопольскаго господина Флавіана, и ярость его не удовлетворило подобное же низверженіе (закланіе) другихъ епископовъ, но и меня, отсутствующаго, онъ подрѣзалъ подобно тростнику, не призвавъ меня на судъ, чтобы судить здѣсь, и даже не спросивъ, чтó я мыслю о вочеловѣченіи Бога и Спасителя нашего. Вѣдь и человѣкоубійцъ, гробокопателей и похищающихъ чужія ложа (прелюбодѣевъ) судьи осуждаютъ не прежде, какъ или они сами подтвердятъ обвиненія своими признаніями, или будутъ ясно изобличены другими; а насъ, находившихся оттуда въ разстояніи тридцати пяти дневныхъ переходовъ (σταϑμοῖς), «воспитанный на божественныхъ законахъ» (Діоскоръ) осудилъ, хакъ хотѣлъ. И онъ сдѣлалъ это не нынѣ только, но еще въ прошломъ году: когда два мужа изъ числа зараженныхъ болѣзнію Аполлинарія пришли туда и оклеветали насъ, — онъ, взойдя на каѳедру (ἀναστάς) въ церкви, анаѳематствовалъ насъ, хотя я писалъ ему объ этомъ и въ письмахъ раскрывалъ, чтó мыслю [3].

4. Я стенаю о бурѣ Церкви и съ радостію принимаю тишину. Ибо я, по молитвамъ вашимъ, двадцать шесть лѣтъ управлялъ врученною мнѣ отъ Бога всяческихъ церковію и ни при блаженнѣйшемъ Ѳеодотѣ, предстоятелѣ «Востока», ни при тѣхъ, которые послѣ него занимали Антіохійскій престолъ, не подвергался ни малѣйшему порицанію, но при содѣйствіи божественной благодати освободилъ отъ болѣзни Маркіонитской больше десяти тысячи душъ и много другихъ изъ приверженцевъ Арія и Евномія привелъ ко Владыкѣ Христу. Я пастырствовалъ надъ восемью стами церквей (— ибо Кирръ [4] имѣетъ столько парикій [5] —), въ которыхъ, по молитвамъ вашимъ, не осталось ни одного еретическаго плевела, но наше стадо освободилось отъ всякаго еретическаго заблужденія. Всевидящій (ср. 2 Макк. 12, 22; 15, 2) знаетъ, сколько я получилъ камней, которыми бросали въ меня гнустные еретики, сколько состязаній имѣлъ я во многихъ городахъ «Востока» противъ язычниковъ, іудеевъ и противъ всякаго еретическаго заблужденія. И послѣ столькихъ-то тяжелыхъ трудовъ я осужденъ безъ судебнаго разбирательства!

5. Но я ожидаю рѣшенія вашего апостольскаго престола, прошу и умоляю твою святость позволить мнѣ явиться по вызову къ правильному и справедливому суду вашему и приказать идти къ вамъ, чтобы я могъ показать, что въ своемъ ученіи слѣдую по стопамъ Апостоловъ. Ибо у меня есть сочиненія, написанныя частію за двадцать, частію за восемнадцать, частію за двѣнадцать лѣтъ, одни противъ Аріанъ и Евноміанъ, другія же противъ іудеевъ и язычниковъ, противъ Персидскихъ маговъ, еще другія о всеобщемъ Провидѣніи и, наконецъ — о богословіи и о божественномъ вочеловѣченіи. По божественной благодати я истолковалъ и писанія Апостоловъ и предсказанія пророковъ. Изъ всѣхъ этихъ сочиненій легко узнать, соблюдалъ ли я неуклонно правило вѣры, или нарушилъ его правоту.

6. Но, — прошу васъ, — не отвергните моего моленія и не презрите моей сѣдины, такъ опозоренной послѣ столь многихъ трудовъ. Прежде всего, я прошу васъ сообщить, долженъ ли я признавать это несправедливое низложеніе или нѣтъ? Я жду вашего рѣшенія. И если постановите, чтобы я оставался при этомъ осужденіи, то я останусь и на будущее время не буду докучать ни одному человѣку, но буду ожидать праведнаго суда Бога и Спасителя нашего. Я, — свидѣтель мнѣ въ этомъ Господь Богъ, — забочусь не о чести и славѣ, но только объ отвращеніи соблазна, потому что многіе изъ людей простыхъ и въ особенности обращенные нами изъ различныхъ ересей, обращая вниманіе на высоту престола осудившихъ и не будучи въ состояніи усматривать строгую точность догмата, почтутъ меня еретикомъ.

7. А что въ теченіе столь долгаго епископствованія мы не пріобрѣли ни дома, ни поля, ни обола, ни гробницы (οὐϰ ἀγρὸν, οὐϰ ὀβολόν, οὐ τάϕον), но возлюбили добровольную нищету и доставшееся намъ отъ родителей раздали тотчасъ послѣ ихъ смерти: — это знаютъ всѣ, живущіе на «Востокѣ».

8. Прежде всего умоляю вашу священную и боголюбезную главу подать мнѣ помощь своими молитвами. Это я сообщаю вашему преподобію чрезъ благоговѣйнѣйшихъ пресвитеровъ Ипатія [6] и Аврамія — хорепископовъ (τῶν χωρεπισϰόπων) И Алипія — экзарха (τοῦ ἐξάρχου) нашихъ монаховъ, такъ какъ мнѣ не позволяютъ идти къ вамъ царскія грамоты, равно какъ и другимъ. Прошу ваше преподобіе отечески воззрѣть на нихъ, милостиво и безпристрастно выслушать ихъ, удостоить вашей заботливости мою оклеветанную и напрасно преслѣдуемую старость, а первѣе всего — всѣми силами заботиться о подвергшейся замысламъ вѣрѣ и сохранить церквамъ отеческое наслѣдіе неповрежденнымъ, чтобы ваша святость получила за это воздаянія отъ щедраго Владыки.

Примѣчанія:
[1] Писано около октября 449 года.
[2] Ср. Дѣянія вселенскихъ соборовъ III, стр. 516-531 (2-е изд., Казань 1880, стр. 231-238); V, стр. 294-307 (3-е изд., Казань 1889, стр. 150-156): «Посланіе Льва Флавіану Константинопольскому».
[3] Ср. письма 82, 85 и 80 на стр. 85, 95-96 и 97.
[4] Т. е. вся Кирестія.
[5] Παροιϰίας. См. ниже письмо 247 (гл. 128).
[6] Вѣроятно, именно этого Ипатія, какъ «возлюбленнѣйшее чадо», побудившее къ изданію толкованій Священнаго Писанія, упоминаетъ блаж. Ѳеодоритъ въ Твореніяхъ I (Москва 1855; Св.-Тр. Сергіева Лавра 1905), стр. 1.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 132-137. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0