Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ПИСЬМА БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА
14. Александрѣ.

Еслибы я взялъ во вниманіе одну природу постигшаго васъ страданія, то я и самъ почувствовалъ бы нужду въ утѣшающихъ — не только потому, что все ваше (и радостное и все прочее, каково бы оно ни было) считаю своимъ, но также и потому, что особенно любилъ того удивительнаго и истинно достохвальнаго человѣка. Но такъ какъ, по божественному опредѣленію, онъ переселился въ лучшую жизнь, то и я изгоняю облако печали изъ своей души и твое почтеніе прошу побѣждать скорбь печали разсужденіемъ и благовременно умирять свою душу сладостію божественныхъ словесъ. Для сего вѣдь съ самыхъ пеленъ, какъ бы матернею грудью, мы питаемся Священнымъ Писаніемъ, чтобы, — когда насъ постигнетъ страданіе, — мы брали себѣ цѣлительнымъ врачеваніемъ ученіе Духа. Знаемъ, что весьма тягостно и дѣйствительно прискорбно, познакомившись съ достойнымъ любви, внезапно лишиться его и изъ благоденствія впасть въ несчастіе. Но для имѣющихъ умъ и пользующихся здравымъ разсужденіемъ ничто человѣческое не можетъ быть неожиданнымъ, ибо въ немъ нѣтъ ничего прочнаго и твердаго: ни красоты, ни богатства, ни здоровья тѣлеснаго, ни громадности авторитета и ничего прочаго, чему удивляются весьма многіе. Одни изъ великаго богатства впадаютъ въ крайную бѣдность; — другіе, потерявъ здоровье, поражаются всяческими страданіями; — иные, превозносящіеся знатностію рода, несутъ тягчайшее ярмо рабства. Что до красоты тѣла, то ее и болѣзнь повреждаетъ и старость разрушаетъ. Правитель всяческихъ весьма премудро не допустилъ ничего постояннаго и прочнаго, чтобы изъ страха такихъ превратностей владѣющіе вышеуказанными благами отложили гордыню и, зная непостоянство, не полагались на преходящее, но возлагали свои надежды на Подателя благъ. Такъ какъ твоей дивности (ϑαμασιότητα) извѣстно все это, то я прошу разсмотрѣть человѣческую природу, — и ты найдешь, что она смертна и съ самаго начала опредѣлена на смерть. Богъ всяческихъ сказалъ Адаму: земля ecu, u въ землю отъидеши (Быт. 3, 19). Произнесшій это рѣшеніе не ложенъ, — и что это такъ, свидѣтель сему опытъ: единъ бо входъ всѣмъ есть въ житіе, подобенъ же и исходъ, — согласно божественному Писанію (Прем. 7, 6), — и всякій рожденный ожидаетъ гроба. He одинаковое время живутъ всѣ, но одни умираютъ, еще не созрѣвши, другіе — прошедши возрастъ мужества, иные же — испытавши тяжести старости. Точно такъ же разлучаются и связанные узами брака, ибо неизбѣжно, что или мужъ отойдетъ прежде, или жена скончается первою, — и одни должны плакать тотчасъ послѣ брачнаго ложа, другіе — проживши вмѣстѣ недолгое время. Итакъ, уже одно то, что страданіе есть общій удѣлъ, можетъ служить достаточнымъ поводомъ къ принятію рѣшенія преодолѣть страданіе. Сверхъ сего, умершій былъ отцомъ дѣтей, оставилъ ихъ уже на порогѣ къ юношеству, достигъ величайшаго авторитета и, когда былъ въ славѣ, не возбуждалъ зависти, но увеличивалъ любовь къ себѣ, и оставилъ прекрасную память ο своемъ благородствѣ, ненависти ко злу, кротости и другихъ добродѣтеляхъ: — все это въ состояніи утѣшить даже сильно пораженныхъ печалію.

Ho если примемъ во вниманіе божественныя обѣтованія и надежды христіанъ, т. е. воскресеніе, вѣчную жизнь, пребываніе въ царствѣ и что ихъ же око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9); то какой еще предлогъ для печали останется, въ особенности когда Апостолъ выразительно взываетъ (1 Ѳес. 4, 13): не хощу васъ, братіе, не вѣдѣти ο умершихъ, да не скорбите, якоже и прочіи неимущіи упованія? Α я зналъ многихъ изъ числа неимущихъ упованія, которые однимъ размышленіемъ препобѣждали страданіе; посему было бы крайнимъ безсмысліемъ, еслибы пребывающіе въ такомъ упованіи оказались хуже неимущихъ упованія. Въ виду этого я прошу: будемъ считать смерть дальнимъ путешествіемъ и, какъ обыкновенно, поскорбѣвши объ отшедшемъ, мы ждемъ возвращенія (его), такъ и нынѣ пусть только умѣренно огорчаетъ насъ это разлученіе (вѣдь я призываю къ сообразному съ природой); не будемъ оплакивать его, какъ умершаго, но будемъ сорадоваться ему въ отшествіи и въ переселеніи изъ этой жизни, ибо онъ освободился отъ всего сомнительнаго и не боится никакой перемѣны — ни душевной, ни тѣлесной, ни всего того, что къ тѣлу относится, а, находясь внѣ состязаній, ожидаетъ награды. Да не поражаютъ васъ сильно сиротство и вдовство, поелику мы имѣемъ высшаго Попечителя, Который и другимъ заповѣдуетъ большую заботливость ο сиротахъ и вдовахъ и ο Которомъ божественный Давидъ говоритъ: сира и вдову пріиметъ: и путь грѣшныхъ погубитъ (Псал. 145, 9). Вручимъ Ему наши бразды и будемъ слѣдовать Его всестороннему промыслу, такъ какъ Онъ печется ο насъ больше всякаго человѣка. Вотъ Его слово: еда забудетъ жена отроча свое, еже не помиловати исчадія чрева своего? Аще же и забудетъ жена содѣлать сіе, но Азъ не забуду, глагола Святый [1] (Ис. 49, 15). Онъ ближе намъ отца и матери, какъ нашъ Творецъ и Создатель. Вѣдь не бракъ дѣлаетъ отцовъ, но по Его соизволенію отцы становятся отцами [2]. Я былъ вынужденъ написать нынѣ это, ибо узы не позволяютъ идти къ вамъ. Но достаточно и одного боголюбезнаго и святѣйшаго епископа, чтобы доставить всякое утѣшеніе вѣрнѣйшей душѣ и словомъ и дѣломъ и надзираніемъ и участіемъ въ заботахъ и своею духовною и богодарованною мудростію, каковыя внушаетъ мнѣ увѣренность, что буря печали утишится.

Примѣчанія:
[1] Здѣсь особенностями чтенія блаж. Ѳеодорита являются: τοῦ ταῦτα ποιῆσαι (вмѣсто ταῦτα) ощущеніе σοῦ и ὁ Ἅγιος (вмѣсто Κύριος).
[2] См. письма 27, 146 и 223 (XLIII).

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 11-15. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0