Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ПИСЬМА БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА
145. Константинопольскимъ монахамъ
[1].

1. Тѣ, которые вооружили языки противъ Бога и Спасителя нашего, не совершаютъ ничего новаго и удивительнаго, ополчившись ложью на преданныхъ служителей Его, ибо слугамъ необходимо участвовать въ поношеніи Владыки посредствомъ сильныхъ страданій, причиняемыхъ имъ за Hero. Это предвозвѣстилъ и самъ Господь, утѣшая своихъ святыхъ учениковъ. Онъ сказалъ такъ: аще Мене изгнаша, и васъ изженутъ: аще господина дому веелзевула нарекоша, колми паче домашнія его (Матѳ. 10, 25; Іоан. 15, 20). Потомъ Онъ укрѣпляетъ ихъ и, показавъ, что клевету легко перенести, присоединилъ: не убойтеся убо ихъ: ничто же бо есть покровено, еже не открыется: и тайно, еже не увѣдѣно будетъ (Матѳ. 10, 26).

2. Истинность этого божественнаго предсказанія мы видѣли часто и въ другое время, особенно же теперь. Такъ, составившіе противъ насъ клевету и купившіе наше низверженіе (закланіе) [2] весьма многими деньгами, ясно показали, что они заражены безуміемъ Валентина и Вардесана. Изощряя на оселкѣ лжи направленные противъ насъ языки, они надѣялись этимъ скрыть свое нечестіе. Поелику мы, увидѣвши, что они возобновляютъ угасшую уже ересь, постоянно вопіяли, выступая противъ нея и дома и при народѣ, то въ привѣтственныхъ домахъ [3], то въ божественныхъ храмахъ, и изобличали замышлявшихъ противъ вѣры: — то они стали злословить, будто мы проповѣдуемъ двухъ сыновъ. Но нужно изобличать присутствующихъ, а не клеветать на отсутствующихъ; они же сдѣлали противное. Когда царскія грамоты удерживали насъ въ Киррѣ, — они принудили «правосуднѣйшихъ» судей заочно осудить насъ и произнесли «справедливѣйшее» рѣшеніе противъ находившагося оттуда въ тридцати пяти дневныхъ переходахъ. Этому никогда не подвергался ни одинъ, обвиненный въ волхованіи или въ ограбленіи труповъ покойниковъ, ни одинъ человѣкоубійца или злоумышленникъ противъ браковъ (прелюбодѣй). Но въ настоящее время я оставлю этихъ судей, ибо близокъ Господь, судящій вселенную по правдѣ и народы по истинѣ Своей (Псал. 95, 13) и требующій отчета не только въ словахъ и дѣлахъ, но даже и въ помышленіяхъ злыхъ.

3. При всемъ томъ я считаю справедливымъ изобличить пущенную противъ насъ клевету. Какое имѣютъ они доказательство того, что мы говоримъ о двухъ сынахъ? Еслибы мы молчали, — подозрѣніе ихъ имѣло бы еще мѣсто; но такъ какъ мы подвизались въ состязаніяхъ за апостольскіе догматы, доставляли ученіемъ пищу стадамъ Господнимъ и, кромѣ того, написали тридцать пять книгъ, изъясняющихъ божественное Писаніе и изобличающихъ ложь ересей: — то составленную ими ложь опровергнуть весьма легко. Мы имѣемъ многія тысячи слушателей, которые могутъ свидѣтельствовать, что мы передавали истину евангельскихъ догматовъ. Желающіе могутъ изслѣдовать также и писанія наши. Ибо не за двухъ сыновъ, но за Единороднаго Сына Божія мы постоянно сражались и противъ еллиновъ, и противъ іудеевъ, и противъ страдающихъ нечестіемъ Арія и Евномія, и противъ послѣдователей безумія Аполлинарія, и противъ зараженныхъ гнилью Маркіона, убѣждая — еллиновъ, что Онъ есть Творецъ всего, со-вѣчный Сынъ всегда сущаго Отца; — іудеевъ, что о Немъ предвозвѣщали пророки; — наслѣдниковъ Арія и Евномія, что Онъ единосущенъ, равночестенъ и равномощенъ Отцу; — принявшихъ же бѣшенство Маркіона что Онъ не только благъ, но и правосуденъ, Спаситель не чужихъ, какъ они баснословятъ, но своихъ твореній. Однимъ словомъ, сражаясь противъ каждой ереси, мы увѣщевали покланяться одному Сыну. Да и что говорить пространно, когда можно кратко изобличить эту ложь? Ибо приходящихъ каждый годъ ко всесвятому крещенію мы стараемся научить вѣрѣ, изложенной святыми и блаженными отцами въ Никеѣ, и, наставивши ихъ, какъ намъ повелѣно, крещаемъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, произнося отдѣльно каждое имя [4]. Точно такъ же, совершая въ церквахъ божественныя службы (λειτουργίας) [5], при началѣ и при концѣ дня, и самый день раздѣляя на три части, мы славимъ Отца и Сына и Святаго Духа. Если мы проповѣдуемъ двухъ, — какъ клевещутъ тѣ, — сыновъ, то кого мы славимъ и кого оставляемъ безъ поклоненія? Вѣдь было бы крайнимъ безуміемъ вѣровать въ двухъ сыновъ, а приносить прославленіе только одному. Но кто, слыша, какъ восклицаетъ божественный Павелъ: единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе (Ефес. 4, 5) и въ другомъ мѣстѣ: единъ Господь Іисусъ Христосъ, Имъ же вся (1 Кор. 8, 6), можетъ быть настолько безразсуденъ, чтобы постановлять что-либо вопреки ученію Духа и разсѣкать одного на-двое? Впрочемъ, я напрасно распространяюсь. Даже и тѣ люди, воспитанные на лжи, не рѣшаются утверждать, чтобы когда-нибудь слышали насъ говорящихъ это, но, поелику мы признаемъ два естества Владыки Христа, они говорятъ, что мы проповѣдуемъ двухъ сыновъ. Они не хотятъ обратить вниманіе на то, что каждый человѣкъ имѣетъ безсмертную душу и смертное тѣло, и однако же до сего дня никто не называлъ Павла двумя Павлами, такъ какъ онъ имѣетъ и душу и тѣло, или Петра двумя Петрами, или Авраама, или Адама, но каждый признаетъ различіе естествъ, a двумя Павлами одного не называетъ. Точно такъ же и Господа нашего Іисуса Христа, Единороднаго Сына Божія, вочеловѣчившагося Бога-Слово, называя и Сыномъ Божіимъ и Сыномъ человѣческимъ, какъ научены божественнымъ Писаніемъ, мы говоримъ не о двухъ сынахъ, но лишь исповѣдуемъ особенности божества и человѣчества. Естественно, что они, отрицая воспринятое отъ насъ естество, негодуютъ, слыша эти слова.

4. Далѣе намъ слѣдуетъ показать, откуда они почерпнули такое нечестіе? Симонъ, Менандръ, Кердонъ и Маркіонъ совершенно отрицаютъ вочеловѣченіе, a рожденіе отъ Дѣвы называютъ баснословіемъ. Валентинъ же, Василидъ, Вардесанъ и Армоній и ихъ послѣдователи принимаютъ зачатіе отъ Дѣвы и рожденіе, но говорятъ, что Богъ-Слово ничего не воспринялъ отъ Дѣвы, а прошелъ чрезъ нее, какъ чрезъ каналъ, и, только принявъ призрачный видъ, явился людямъ и казался человѣкомъ — подобно тому, какъ Онъ открывался Аврааму и нѣкоторымъ другимъ изъ древнихъ. Арій же и Евномій говорили, что Онъ воспринялъ (одно) тѣло, а уже божество производило свойственное душѣ, дабы ему (божеству) они могли усвоять все уничижительное въ словахъ и дѣлахъ (Господа Христа). Въ свою очередь Аполлинарій утверждалъ, что вмѣстѣ съ тѣломъ Онъ воспринялъ и душу, но не разумную, а животную, т. е. такъ называемую растительную, ибо недостатокъ ума, — говоритъ онъ, — восполняло божество. Различіе же души и ума онъ узналъ отъ внѣшнихъ философовъ (языческихъ), но божественное Писаніе говоритъ, что человѣкъ состоитъ изъ души и тѣла: созда бо, — говоритъ оно (Быт. 2, 7), — Богъ человѣка (чрезъ) персть отъ земли, и вдуну въ лице его дыханіе жизни: и бысть человѣкъ въ душу живу. И Господь въ священныхъ Евангеліяхъ говорилъ Апостоламъ: не убойтеся отъ убивающихъ тѣло, души же немогущихъ убити (Матѳ. 10, 28).

Вотъ какое разногласіе въ догматахъ еретиковъ! A эти, стараясь превзойти въ нечестіи Аполлинарія и, конечно, Арія и Евномія, пытались нынѣ снова возрастить ересь, посѣянную нѣкогда Валентиномъ и Вардесаномъ и потомъ совершенно искорененную превосходнѣйшими земледѣльцами (святыми отцами и учителями, опровергавшими ее). Ибо подобно тѣмъ они отрицаютъ, что тѣло Владычное воспринято отъ нашей природы.

5. Церковь же, слѣдуя по стопамъ Апостоловъ, усматриваетъ во Владыкѣ Христѣ и совершенное божество и совершенное человѣчество. Поелику какъ тѣло Онъ принялъ не потому, чтобы нуждался въ тѣлѣ, но чтобы чрезъ него даровать безсмертіе всѣмъ другимъ тѣламъ, — точно такъ же Онъ принялъ и душу, правящую тѣломъ, чтобы чрезъ нее всякая душа сдѣлалась причастною неизмѣняемости, ибо души, хотя и безсмертны, но не неизмѣняемы, а подвержены многимъ и частымъ перемѣнамъ, услаждаясь то тѣмъ, то другимъ. Посему-то мы и грѣшимъ, уклоняясь съ праваго пути и привязываясь къ худшему. Послѣ же воскресенія тѣла будутъ наслаждаться безсмертіемъ и нетлѣніемъ, а души — нестрадательностію и неизмѣняемостію. Поэтому же, воспринявъ тѣло и душу, Единородный Сынъ Божій сохранилъ ихъ свободными отъ всякаго порока и принесъ въ жертву за родъ (человѣческій). Поэтому же Онъ называется архіереемъ (Евр. 4, 14), — архіереемъ не какъ Богъ, но какъ человѣкъ. И самъ Онъ принесъ жертву, какъ человѣкъ, и принялъ ее вмѣстѣ съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, какъ Богъ. Еслибы согрѣшило одно тѣло Адама, то только оно и нуждалось бы во врачеваніи; но такъ какъ душа согрѣшила не только вмѣстѣ съ нимъ, но еще прежде его (— ибо напередъ разсужденіе изображаетъ грѣхъ и потомъ согласно этому онъ совершается чрезъ тѣло —) [6], то справедливо было, конечно, исцѣлить и ее. Впрочемъ, можетъ быть, излишне доказывать это доводами отъ разума, когда божественное Писаніе ясно проповѣдуетъ это. Божественный Давидъ и божественнѣйшій Петръ выразительно учатъ объ этомъ, при чемъ тотъ напередъ предсказываетъ, а этотъ изъясняетъ предсказаніе. Вотъ какъ говоритъ первый изъ Апостоловъ: пророкъ сый Давидъ, и вѣдый, яко клятвою клятся ему Богъ, отъ плода чреслъ его воздвигнути no плоти Христа, посадити Его на престолѣ его, предвидѣвъ глагола о воскресеніи Христовѣ, яко не оставися во адѣ душа Его, ни плоть Его видѣ истлѣнія (Дѣян. 2, 30-31; ср. 2 Цар. 7, 12;. Псал. 131, 11; 15, 10). Этими немногими словами онъ заразъ научилъ насъ многому. Во-первыхъ, что воспринятое естество ведетъ свой родъ отъ чреслъ Давида, — потомъ, что Онъ (Сынъ Божій) принялъ не только тѣло, но и безсмертную душу, — кромѣ того, что Онъ предалъ смерти то, что, принявъ (отъ насъ), Онъ опять воскресилъ, какъ восхотѣлъ. Вотъ собственное Его изреченіе: разорите церковь сію, и треми денми воздвигну ю (Іоан. 2, 19). Мы знаемъ также, что божеское естество безсмертно, ибо страдало страстное, безстрастное же осталось безстрастнымъ. Вѣдь Богъ-Слово воплотился не для того, чтобы явить безстрастное естество страстнымъ, но чтобы чрезъ страданіе доставить страстному естеству безстрастіе. И самъ Господь въ священныхъ Евангеліяхъ говоритъ то такъ: область имамъ положити душу Мою, и область имамъ паки пріяти ю. Никтоже возметъ ю отъ Мене. Азъ полагаю ю о Себѣ, да паки пріиму ю (Іоан. 10, 18. 17), то такъ: сего ради Отецъ Мя любитъ, яко Азъ полагаю душу Мою за овцы (Іоан. 10, 15. 17); еще: нынѣ душа Моя возмутися (Іоан. 12, 27) и въ другомъ мѣстѣ: прискорбна есть душа Моя до смерти (Матѳ. 26, 38). И о тѣлѣ (Своемъ) Онъ говоритъ: хлѣбъ, его же Азъ дамъ, плоть Моя есть, юже Азъ дамъ за животъ міра (Іоан. 6, 51). Преподавая божественныя таинства, преломивши символъ (хлѣбъ) и раздавъ (его), Онъ присовокупилъ: сіе есть тѣло Мое, еже за вы ломимое во оставленіе грѣховъ (Матѳ. 26, 26; Марк. 14, 22; Лук. 22, 19; 1 Кор. 11, 24); и еще: сія Моя есть кровь, яже за многія изливаема во оставленіе грѣховъ (Матѳ. 26, 28); и опять: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крови Его, живота не имате въ себѣ; и еще: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь, имать животъ въ себѣ вѣчный (Іоан. 6, 53-54). Множество другихъ подобныхъ мѣстъ можно найти и въ Ветхомъ и въ Новомъ Завѣтѣ, доказывающихъ воспріятіе и тѣла и души, а равно и то, что они (тѣло и душа Іисуса Христа) ведутъ родъ отъ Авраама и Давида. И Іосифъ Аримаѳейскій, пришедши къ Пилату, просилъ тѣла Іисусова, и четверица священныхъ Евангелій ясно учитъ насъ, какъ онъ (Іосифъ) взялъ тѣло, обвилъ его плащаницею и предалъ гробу (Матѳ. 27, 57; Марк. 15, 43; Лук. 27, 52; Іоан. 19, 38) [7].

Я плачу и стенаю, что тѣ доказательства, которыя я приводилъ прежде противъ принявшихъ скверну Маркіона (— а такихъ больше десяти тысячъ я убѣдилъ, по божественной благодати, и привелъ ко святому крещенію —), возникшая ересь заставляетъ приводить нынѣ противъ тѣхъ, которые считались единовѣрными. Развѣ существовало когда-нибудь и какое-либо сомнѣніе касательно ихъ (доказательствъ) для питомцевъ Церкви? Какой изъ святыхъ отцовъ не провозглашалъ того же самаго ученія? Имъ полны сочиненія великаго Василія и союзниковъ его въ борьбѣ, Григорія и Амфилохія, и просіявшихъ на Западѣ въ ученіи благодати Дамаса, епископа великаго Рима, Амвросія Медіоланскаго и Кипріана Карѳагенскаго, который принялъ даже вѣнецъ мученичества за эти самые догматы. Знаменитый Аѳанасій пять разъ былъ изгоняемъ изъ своего стада и принуждаемъ жить вь изгнаніи. И учитель его Александръ сражался за эти догматы. Таковы же Евстаѳій, Мелетій, Флавіанъ, свѣтильники Востока, Ефремъ, лира Святаго Духа, ежедневно орошающій струями благодати народъ Сирійскій, Іоаннъ (Златоустъ) и Аттикъ (Константинопольскій), громогласные проповѣдники истины, и старѣйшіе этихъ — Игнатій, Поликарпъ, Ириней, Іустинъ и Ипполитъ, изъ которыхъ бóльшая часть не только сіяетъ въ числѣ архіереевъ, но и украшаетъ сонмъ мучениковъ. И нынѣ управляющій великимъ Римомъ и съ Запада повсюду распространяющій лучи правыхъ догматовъ — святѣйшій Левъ тотъ же образецъ вѣры изложилъ намъ въ своихъ письмахъ. Всѣ эти мужи ясно учили, что Единородный Сынъ Божій и предвѣчный Богъ, неизрѣченно родившійся отъ Отца, — одинъ Сынъ; что послѣ вочеловѣченія Онъ называется и Сыномъ человѣческимъ и человѣкомъ не потому, чтобы Онъ превратился въ него (— ибо имѣетъ природу неизмѣняемую —), но потому, что воспринялъ наше естество; что самъ Онъ безстрастенъ и безсмертенъ, какъ Богъ, страстенъ же и смертенъ, какъ человѣкъ, и что послѣ воскресенія Онъ и по человѣчеству принялъ нестрадательность и безсмертіе. Правда, тѣло осталось тѣломъ, но оно есть уже нестрадательное и безсмертное, истинно божественное и прославленное божественною славой тѣло. Наше до житіе, — говоритъ Апостолъ (Флп. 3, 20-21), — на небесѣхъ есть, отъонюдуже и Спасителя ждемъ Господа Іисуса Христа: Иже преобразитъ тѣло смиренія нашего, яко быти сему сообразну тѣлу славы Его. Онъ не сказалъ: «славѣ Его», но: тѣлу славы Его. И самъ Господь, сказавъ Апостоламъ: суть нѣціи отъ здѣ стоящихъ, иже не вкусятъ смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго грядуща въ славѣ Отца (Матѳ. 16, 28), потомъ по прошествіи шести дней возвелъ ихъ на гору весьма высокую и преобразился предъ ними: «и просіяло лице Его, какъ солнце, одежды же Его сдѣлались бѣлыми, какъ снѣгъ» (Матѳ. 17, 1-2). Этимъ Онъ показалъ образъ второго пришествія, — и такъ какъ воспринятое естество не неописуемо (— это свойство принадлежитъ исключительно божеству —), то Онъ испустилъ сіяніе божественной славы и произвелъ лучи свѣта, превосходящаго предѣлы воспріятія глаза. Вмѣстѣ съ этою славой Онъ вознесся на небо и такъ именно придетъ, по словамъ Ангеловъ; вотъ что сказали они: сей вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имъ же образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян. 1, 11). И явившись Апостоламъ по воскресеніи своемъ, Онъ показалъ имъ руки и ноги, а Ѳомѣ — ребра и раны отъ гвоздей и отъ копья. Вѣдь ради людей, прямо отрицающихъ воспріятіе плоти, а равно и всѣхъ другихъ, которые говорять, что по воскресеніи естество тѣла превратилось въ естество божества, Онъ сохранилъ неповрежденными знаки отъ гвоздей и отъ копья. Онъ оставилъ на своемъ тѣлѣ знаменія страданій, чтобы, — когда воздвигнетъ всѣ прочія тѣла, свободныя отъ всякаго порока, — Своими ранами изобличитъ въ заблужденіи отрицающихъ воспріятіе тѣла; а чтобы думающихъ, будто Его тѣло превратилось въ другое естество, научить знаками отъ гвоздей, Онъ сохранилъ ихъ въ первоначальной формѣ. Если же кто-нибудь въ пользу того, что тѣло Его перестало быть тѣломъ, думаетъ видѣть доказательство въ томъ, что Онъ вошелъ къ ученикамъ, когда двери были заперты, тотъ пусть вспомнитъ, какъ Онъ ходилъ по морю, имѣя еще смертное тѣло, какъ родился, сохранивъ знаменія дѣвства, и какъ опять часто избѣгалъ рукъ злоумышленниковъ, будучи окруженъ ими. Да и что говорить о Владыкѣ, Который былъ не только человѣкъ, но и предвѣчный Богъ, и Которому было легко сдѣлать все, что бы Онъ ни восхотѣлъ? Пусть они скажутъ, какимъ образомъ Аввакумъ во мгновеніе времени былъ перенесенъ изъ Іудеи въ Вавилонъ, проникъ въ закрытый ровъ, подалъ пищу Даніилу и опять вышелъ, не повредивъ печатей рва (Дан. 14, 33-39)? Но было бы явнымъ безуміемъ разслѣдовать, какимъ способомъ Владыка совершалъ чудеса. Кромѣ сказаннаго, нужно имѣть въ виду еще и то, что послѣ воскресенія даже и наши тѣла будутъ нетлѣнными и безсмертными и, — свободныя отъ земной тяжести, — сдѣлаются легкими и небесными. Объ этомъ съ полною опредѣленностію наставляетъ божественный Павелъ: сѣется, — говоритъ онъ, — въ тлѣніе, востаетъ въ нетлѣніи: сѣется въ немощи, востаетъ въ силѣ: сѣется не въ честь, востаетъ въ славѣ: сѣется тѣло душевное, востаетъ тѣло духовное (1 Кор. 15, 42-44); и въ иномъ мѣстѣ: восхищени будемъ на облацѣхъ на воздухъ, въ срѣтеніе Господне (1 Ѳес. 4, 17). Если тѣла святыхъ дѣлаются легкими, небесными и свободно переходятъ воздухъ, то нисколько неудивительно, когда Владычнее тѣло, соединенное съ божествомъ Единороднаго, ставшее по воскресеніи безсмертнымъ, проникло сквозь затворенныя двери. Можно привести многое множество и другихъ подобныхъ же свидѣтельствъ апостольскихъ и пророческихъ, но достаточно и сказаннаго, чтобы показать смыслъ нашего ученія.

6. Мы вѣруемъ въ одного Отца, въ одного Сына, въ одного Духа Святаго и исповѣдуемъ одно божество, одно господство, одну сущность, три ипостаси, ибо вочеловѣченіе Единороднаго не увеличило числа (членовъ) Троицы и не сдѣлало Троицу четверицею, но и по вочеловѣченію Троица осталась Троицею. Вѣруя, что Единородный Сынъ Божій вочеловѣчился, мы не отрицаемъ естества, которое Онъ принялъ, но, — какъ я сказалъ, — исповѣдуемъ и воспринявшее и воспринятое, ибо соединеніе не произвело сліянія особенностей естествъ. Если весь воздухъ, повсюду проникнутый свѣтомъ, не перестаетъ быть воздухомъ, но глазами мы видимъ свѣтъ, осязаніемъ познаемъ воздухъ (— ибо онъ является нашимъ чувствамъ то холоднымъ, то знойнымъ, то влажнымъ, то сухимъ —), то будетъ крайнимъ безсмысліемъ называть сліяніемъ соединеніе божества и человѣчества. Если сорабыни и единовременныя (по происхожденію) тварныя природы, соединенныя и какъ будто смѣшанныя, остаются несмѣшанными, — и по удаленіи свѣта природа воздуха остается сама по себѣ; то насколько болѣе справедливо исповѣдывать, что естество, которое все создало, сочетавшись и соединившись съ воспринятымъ отъ насъ, само осталось цѣлостнымъ, а равно и то, которое восприняло, оно сохранило неповрежденнымъ! Вѣдь и золото при соприкосновеніи съ огнемъ принимаетъ цвѣтъ и дѣйствіе огня, природы же своей не теряетъ, но и золотомъ остается и дѣйствуетъ подобно огню [8]. Такъ и тѣло Владычное есть тѣло, но оно есть тѣло безстрастное, нетлѣнное, безсмертное, Владычнее, божественное и прославленное божественною славой; оно не отдѣльно отъ божества и не есть тѣло кого-либо другого, но самого Единороднаго Сына Божія; оно не иное лицо являетъ намъ, но самого Единороднаго, воспринявшаго наше естество.

7. Таково ученіе, которое мы постоянно проповѣдуемъ. А люди, отрицающіе бывшее ради насъ домостроительство, назвали насъ еретиками, поступая подобно распутнымъ женамъ: ибо и эти, торгующія публично своею красотой, поносятъ цѣломудренныхъ женщинъ площадными ругательствами и наименованія собственнаго распутства прилагаютъ къ тѣмъ, которыя отвращаются отъ этого распутства. Это же сдѣлала и Египетская (блудница, т. е. Діоскоръ): ибо, возлюбивши рабство постыднаго пожеланія и предпочитая рабскую лесть цѣломудренному благоразумію, потомъ переставши быть обольстительною, но не возмогши выпутаться изъ сѣтей сладострастія, она называетъ похитителемъ чужого ложа любителя цѣломудрія. Таковые дадутъ Богу отчетъ и въ своихъ замыслахъ противъ вѣры и въ своихъ козняхъ противъ насъ. Я же прошу склонившихся на клеветы, чтобы они сохранили для обвиняемаго хоть одно ухо, а не предоставляли обоихъ обвинителямъ. Такимъ образомъ они исполнятъ тотъ божественный законъ, который ясно гласитъ: да не пріимеши слуха суетна (Исх. 23, 1) и: судите праведный судъ посредѣ мужа, и посредѣ ближняго его (Втор. 1, 16). Посему-то божественный законъ повелѣваетъ не вѣрить клеветамъ противъ отсутствующихъ, но судить обвиняемыхъ только въ (ихъ) присутствіи.

Примѣчанія:
[1] По Гарнье, писано въ сентябрѣ или въ началѣ октября 450 года.
[2] См. письма 117, 133 и 141 на стр. 148, 177 и 183.
[3] Такъ называлиоь комнаты, особыя помѣщенія, для священнослужителей, которые уединялись туда для тайныхъ ночныхъ бесѣдъ; онѣ находились позади алтаря и ἀνάϰτορον (сѣдалища). Здѣсь именно Амвросій Медіоланскій говорилъ съ императоромъ Ѳеодосіемъ I (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 904: Index graecus). Cp. y Н. Н. Глубоковскаго, Блаж. Ѳеодоритъ I, стр. 176, прим. 60.
[4] Это звачитъ, что дѣлались три погруженія, отдѣльно при каждомъ имени, какъ того требуетъ 50-ое апостольское правило: «аще кто, епископъ или пресвитеръ, совершитъ не три погруженія единаго тайнодѣйствія, но едино погруженіе, даемое въ смерть Господню: да будетъ изверженъ» (Правила св. Апостолъ, св. соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и св. отецъ, вып. I, Москва 1876, стр. 105).
[5] Какъ видно изъ контекста, здѣсь разумѣется вообще богослуженіе, а не спеціально «литургія».
[6] Cp. Eranistes, dialog. III: Migne. gr. ser. t. LXXXIII, col. 225, p. 179.
[7] См. и въ письмѣ 144 на стр. 188-190.
[8] Эти примѣры Ѳѳодоритъ приводитъ и въ «Еранистѣ» (dial. II: Migne, gr. ser. t. LXXXIII, col. 156-157).

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 192-204. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0