Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ПИСЬМА БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА
150. Посланіе Ѳеодорита, епископа Кирскаго, къ Іоанну
[1] епископу Антіохійскому [2].

Чрезвычайно опечалился я, прочитавши анаѳематства, которыя ты послалъ намъ съ приказаніемъ опровергнуть ихъ письменно и обнажить предъ всѣми еретическій смыслъ ихъ. Опечалился же я отъ того, что мужъ, которому поручено пасти и ввѣрено такое стадо и повелѣно врачевать немощныхъ овецъ, не только самъ боленъ и весьма сильно, но еще старается заражать болѣзнію и воспитываемыхъ, и хуже дикихъ звѣрей терзаетъ пасомыхъ. Вѣдь эти (звѣри) похищаютъ и терзаютъ овецъ заблудшихъ и отдѣленныхъ отъ стада; а онъ, находясь въ срединѣ его и считаясь спасителемъ и хранителемъ, вноситъ скрытое заблужденіе въ тѣхъ, которые повинуются ему. Ибо когда кто-либо открыто сражается, тогда можно и уберечься; а если подъ видомъ дружбы приготовляетъ коварство, то находитъ неприготовленнымъ того, противъ кого воюетъ, и легко наноситъ ему вредъ. Поэтому внутренніе враги гораздо хуже внѣшнихъ.

Меня особенно сокрушаетъ то, что, подъ именемъ и подъ видомъ благочестія и состоя въ достоинствѣ пастыря, онъ изрыгаетъ еретическія и хульныя слова и возобновляетъ уничтоженное давно пустое и вмѣстѣ нечестнвое ученіе Аполлинарія. А сверхъ того онъ не только уважаетъ все такое, но и дерзаетъ анаѳематствовать тѣхъ, которые не хотятъ соглашаться съ его хуленіями, если, впрочемъ, это дѣйствительно его произведенія, а не кто-нибудь изъ враговъ истины, поднимая пламя на высоту, сложилъ отъ его имени и бросилъ на средину, подобно яблоку раздора, о которомъ сложена басня.

Итакъ, онъ ли это или другой кто, — только подъ его именемъ, — сложилъ ихъ, я, при пособіи свѣта Всесвятаго Духа разсматривалъ еретическое злоученіе, по мѣрѣ данной мнѣ силы обличилъ его, сколько можно было, и противопоставилъ евангельское и апостольское ученіе, показалъ нелѣпость его мнѣнія и сдѣлалъ яснымъ, сколь оно несогласно съ божественными догматами, сличавъ «главы» съ словесами божественнаго Духа и показавъ, насколько онѣ чужды и несогласны съ божественными.

А противъ дерзости проклятія скажу только, что Павелъ, великогласнѣйшій проповѣдникъ истины, анаѳематствовалъ тѣхъ, которые повреждали евангельскіе и апостольскіе догматы, дерзая на это даже противъ Ангеловъ (Гал. 1, 8), а не тѣхъ, которые пребываютъ въ преданныхъ богословствующими мужами опредѣленіяхъ (ὅροις); ибо таковыхъ онъ оградилъ и благословеніями, говоря: елицы правиломъ симъ жителствуютъ, миръ на нихъ и милость, и на Израили Божіи (Гал. 6, 16).

Итакъ, пусть собираетъ отецъ такихъ словъ отъ апостольскаго проклятія плоды трудовъ своихъ и снопы еретическихъ сѣмянъ; мы же останемся при ученіи святыхъ отцовъ.

Присоединилъ я къ сему посланію моему и сдѣланныя возраженія, чтобы ты, прочитавши, увидѣлъ, сильно ли разрушили мы еретическія предложенія. На каждое изъ анаѳематствъ, отдѣльно взятое, я сдѣлалъ возраженіе, чтобы для читателей удобнѣе было разумѣніе и яснѣе обличеніе такихъ мнѣній.

Примѣчанія:
[1] См. о немъ въ «Православной Богословской Энциклопедіи», т. VI (Спб. 1905), стлб. 988-995.
[2] Дѣянія Вселенскихъ соборовъ въ русскомъ переводѣ, т. II, Казань 1861, стр. 125-128; 2-е изд., Казань 1893, стр. 54-55. Переводъ провѣренъ по тексту въ изданіи Ѳеодоритовыхъ писемъ. У Henri Omont (Catalogues des manuscrits grecs de Fontainebleu sons Francois I-er et Henri II-er, Paris 1889, p. 12. 31) упомянуто письмо блаж. Ѳеодорита къ Кириллу Александрійскому, но тщательная справка показала, что въ обѣихъ разумѣемыхъ рукописяхъ — № 1308 f. 99 v. и № 882 f. 160 v. — содержится одно и тоже письмо Ѳеодорита, но не къ Кириллу, а настоящее — къ Іоанну Антіохійскому, какъ отмѣтилъ еще Boivin на поляхъ №-ра 882. При этомъ случаѣ Аври Омовъ высказалъ, что № 882 есть (буквально точная) копія съ №-ра 1303, сдѣланная на Западѣ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 231-233. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0