Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
Письма блаженнаго Ѳеодорита.

23. Патрицію Ареовинду [1].

Творецъ и Устроитель всего [2] распредѣлилъ между людьми богатство и бѣдность не въ силу несправедливаго рѣшенія, но въ скудости бѣдняковъ подавая богачамъ поводъ явить себя полезными (чрезъ благотворенія). Подобно сему онъ посылаетъ людямъ бѣдствія не только потому, что совершаетъ праведный судъ надъ погрѣшившими, но еще для того, чтобы и богачамъ доставить предлогъ къ человѣколюбію. Итакъ, когда въ предшествующемъ году Владыка навелъ на насъ тѣ бичи, значительно легчайшіе согрѣшеній нашихъ, но достаточные для удрученія земледѣльцевъ (объ этомъ я уже извѣщалъ ваше благородство [μεγαλοϕυΐαν] чрезъ вашихъ поселенцевъ [3]); то я прошу васъ: сжальтесь надъ землепашцами, понесшими трудъ [4], но получившими мало плода! Да будетъ для васъ неплодородіе случаемъ къ духовному [5] плодоносію и да воспріимете милость божественную за подобную милость. Ради этого приходилъ къ вашему величію (μέγεϑος) и свѣтлѣйшій [6] Діонисій, чтобы сообщить ο страданіяхъ и получить врачеваніе; онъ же приноситъ и эти письма, какъ бы нѣкоторое моленіе, надѣясь достигнуть чрезъ нихъ бóльшаго человѣколюбія (отъ васъ).

Примѣчанія:
[1] Ἀρεοβίνδᾳ πατριϰίῳ. Кажется, это тоже самое лицо, которому адресовано XVIII-е письмо изъ числа изданныхъ Саккеліономъ (см. ниже подъ № 193-мъ), надписанное такъ: Ἀρεοβίνδῳ στρατηλάτῃ. Этотъ патрицій, Флавій Ареовинда(ъ) Марціалій, былъ консуломъ (cos. ord.) въ 434 году, упоминается между полководцами, отправленными Ѳеодосіемъ Младшимъ противъ полчищъ Аттилы (Theophanis Chronographia: Migne, gr. ser. t. CVIII, col. 264. 265). Смерть его комитъ Марцеллинъ относитъ къ 449 году (Chronicon: Migne, lat. ser. t. LI, col. 928), когда онъ былъ «государственнымъ канцлеромъ». Внукъ этого «стратилата» Ареовинда патриція, сынъ Дегалоифа (cos. ord. 461), — тоже Ареовиндъ (cos. ord. 506), женатый на Юліанѣ (дочери Оливрія и·Плакидіи), былъ вмѣстѣ и правнукомъ Аспара (по женской линіи — чрезъ свою мать Діагисѳею или Годисѳею, дочерь сына Аспарова Ардавурія, cos. ord. 447), способствовавшаго новому возвышенію блаж. Ѳеодорита (см. письмо 139-е). См. H. F. Clinton, An Epitome of Civil and Literary Chronology of Rome and Constantinople, from the Death of Augustus to the Death of Heraclius (Oxford 1853), p. 278, и y † проф. В. В. Болотова въ «Христ. Чтеніи» 1892 г., № 7-8, стр. 78-79), а также примѣчаніе (σελ. 15) Саккеліона къ изданному имъ письму XVIII (198)-му.
[2] Рукопись Саккелліона (σελ. 43): Богъ всяческихъ.
[3] γυπόνων. Это суть колоны (coloni), какимъ словомъ назывались какъ рабы, такъ и свободные люди (см., напр., Г. Финлей, Греція подъ римскимъ владычествомъ; переводъ съ англійскаго Софьи Никитенко, Москва 1877, стр. 139). Этотъ институтъ получилъ начало при Діоклетіанѣ и означалъ цѣлый класъ несвободныхъ, или крѣпостныхъ, крестьянъ, обработывавшихъ земли землевладѣльцевъ-собственниковъ (поссессоровъ) и обязанныхъ извѣстными повинностями послѣднему и государству. См. Шлоссеръ, Всемірная исторія въ переводѣ подъ редакціею Н. Г. Чернышовскаго, т. IV (Спб. 1862), стр. 451. К. Неволинъ, Энциклопедія законовѣдѣнія, т. II (Кіевъ 1840), стр. 378-379. Ѳ. Проскуряковъ, Институты императора Юстиніана (Спб. 1859), стр. 71-72. Проф. Н. А. Скабалановичъ, Византійское государство и церковь въ XI вѣкѣ, отъ смерти императора Василія II Болгаробойцы до воцаренія Алексѣя I Комнина (Спб. 1884), стр. 231-232. 236 сл. М. Бѣлоруссовъ, Колонатъ; очеркъ возникновенія римскаго крѣпостнаго права, Варшава 1903.
[4] Рук. Саккелліона (σελ. 43): произведшими посѣвъ.
[5] Рукоп. Саккелліона (σελ. 43): отеческому.
[6] Λαμπρότατος = clarissimus: см. Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel Iena 1903), S. 10-22; Prof. Otto Hirschfeld, Die Rangtitel der römischen Kaiserzeit въ «Sitzungsberichte der Königlich Preussichen Akademie der Wissenschaflen zu Berlin» XXV (1901), S. 580 ff.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). — Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. — С. 27-28. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0