Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ПИСЬМА БЛАЖЕННАГО ѲЕОДОРИТА
83. Ѳеодорита, епископа Кирскаго, Діоскору Александрійскому.

1. Великое утѣшеніе подвергающимся клеветѣ доставляетъ то, о чемъ повѣствуетъ божественное Писаніе. Когда кто-либо, подпавшій ложнымъ обвиненіямъ отъ необузданнаго языка, получитъ острые уколы малодушія, — онъ вспоминаетъ исторію о достойномъ удивленія Іосифѣ и, видя образецъ цѣломудрія и учителя всякой добродѣтели, — обвиненнаго клеветою, будто онъ подрывалъ чужое супружество, — заключеннаго въ темницу и въ оковы и столь долгое время содержавшагося въ заключеніи, смягчаетъ скорбь врачеваніемъ этого повѣствованія. Когда, затѣмъ, онъ найдетъ, что кротчайшій Давидъ, будучи преслѣдуемъ Сауломъ, какъ стремившійся къ незаконному захвату власти, — поймавъ врага, отпустилъ его, не взявши въ плѣнъ, онъ и отсюда получаетъ цѣлительное средство отъ малодушія. Когда, наконецъ, онъ увидитъ, что и самъ Господь Христосъ, Творецъ вѣковъ, Создатель всяческихъ, Богъ истинный и Сынъ Бога истиннаго, именовался беззаконными іудеями ядцею и винопійцею (Матѳ. 11, 19; Лук. 7, 34), онъ получаетъ не только утѣшеніе, но и величайшую радость, ибо онъ удостоивается общей участи съ Господомъ.

2. Я вынужденъ нынѣ написать это, познакомившись съ письмами твоего преподобія къ господину моему боголюбезнѣйшему и святѣйшему архіепископу Домну. Въ нихъ, между прочимъ, содержится и то, что нѣкоторые прибывшіе въ величайшій городъ, управляемый твоею святостію, обвиняли насъ, будто одного Господа нашего Іисуса Христа мы раздѣляемъ на двухъ сыновъ и будто бесѣдовали объ этомъ въ Антіохіи въ собраніи, гдѣ находилось много тысячь слушателей. Я оплакивалъ ихъ, какъ осмѣлившихся соткать явную клевету. Я скорбѣлъ, — прости мнѣ это, владыко, ибо я вынуждаюсь скорбію говорить такъ, — что твое совершенство по Богѣ не сохранило для меня вполнѣ открытымъ ни одного уха, а повѣрило тому, что они ложно насказали на насъ. Но такихъ только человѣка три, или четыре, или пятнадцать; я же имѣю много тысячь слушателей, которые могутъ засвидѣтельствовать правоту моего ученія. Ибо шесть лѣтъ я непрерывно училъ при блаженной и священной памяти Ѳеодотѣ, епископѣ Антіохійскомъ, который былъ украшенъ и славною жизнію и познаніемъ божественныхъ догматовъ. Тринадцать лѣтъ при священной и блаженной памяти епископѣ Іоаннѣ, который столько восхищался моими бесѣдами, что простиралъ обѣ руки и часто поднимался со своего мѣста; а что онъ, какъ съ дѣтства воспитанный божественными словами, имѣлъ весьма точное разумѣніе божественыхъ догматовъ, — объ этомъ засвидѣтельствовала и твоя святость въ своихъ письмахъ [1]. Теперь вотъ уже седьмой годъ (правленія) боголюбезнѣйшаго архіепископа господина Домна (какъ я продолжаю заниматься тѣмъ же). Въ теченіе всего этого времени до сегодняшняго дня никто ни изъ боголюбезнѣйшихъ епископовъ, ни изъ благоговѣйнѣйшихъ клириковъ никогда не упрекалъ меня въ томъ, что наговорили на насъ. А съ какимъ восхищеніемъ слушаютъ наши рѣчи христолюбивые люди (изъ мірянъ), — это легко можетъ узнать твое совершенство по Богѣ какъ отъ тѣхъ, которые сюда приходятъ оттуда, такъ и отъ тѣхъ, которые отсюда приходятъ туда.

Говорю это не изъ тщеславія, но принуждаемый защищаться, свидѣтельствуя не о блескѣ, а единственно о правотѣ своихъ бесѣдъ. И великій учитель вселенной, всегда называвшій себя послѣднимъ изъ святыхъ и первымъ изъ грѣшниковъ, желая заградить уста лживыхъ обвинителей, вынужденъ былъ перечислить свои труды и, — показывая, что по нуждѣ, a не по доброй волѣ изложилъ о своихъ страданіяхъ, — онъ присовокупилъ; быхъ не смысленъ хваляся, но [2] вы мя понудисте (2 Кор. 12, 11). О себѣ же знаю, что я — жалокъ и даже весьма жалокъ по причинѣ многихъ моихъ прегрѣшеній, но и за одну лишь вѣру надѣюсь получить нѣкоторое снисхожденіе въ день божественнаго пришествія; ибо я желаю и молюсь о томъ, чтобы могъ слѣдовать по стопамъ святыхъ отцовъ, и стараюсь сохранить неповрежденнымъ евангельское ученіе, которое въ существенныхъ чертахъ передали намъ собравшіеся въ Виѳинійской Никеѣ святѣйшіе отцы.

И какъ я вѣрую, что одинъ Богъ Отецъ и одинъ Духъ Святый, исходящій отъ Отца, такъ же вѣрую, что одинъ Господь Іисусъ Христосъ, единородный Сынъ Божій, рожденный отъ Отца прежде всѣхъ вѣковъ, «сіяніе славы и образъ ипостаси» (Евр. 1, 3) Отца, воплотившійся и вочеловѣчившійся ради спасенія людей и рожденный по плоти отъ Маріи Дѣвы. Именно такъ учитъ и мудрѣйшій Павелъ, говоря: ихъ же отцы и отъ нихъ же Христосъ no плоти, сый надъ всѣми Богъ благословенъ во вѣки, аминь (Рим. 9, 5); и еще: о Сынѣ своемъ, бывшемъ отъ сѣмене Давидова no плоти, нареченнѣмъ Сынѣ Божіи въ силѣ no Духу святыни (Рим. 1, 3-4). Вотъ почему мы и называемъ святую Дѣву «Богородицею» и избѣгающихъ этого наименованія считаемъ чуждыми благочестія.

Подобно сему и тѣхъ, которые одного Господа нашего Іисуса Христа раздѣляютъ на двухъ лицъ или двухъ сыновъ или двухъ господовъ, называемъ лживыми и исключаемъ изъ собранія христолюбцевъ: ибо мы слышимъ, чтó говоритъ божественнѣйшій Павелъ: единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе (Ефес. 4, 5); и еще: единъ Господь, Іисусь Христосъ, Имъ же вся (1 Кор. 8, 6); и опять: Іисусъ Христосъ вчера и днесь, той же и во вѣки (Евр. 13, 8); и въ другомъ мѣстѣ: сшедый, Той есть и возшедый превыше всѣхъ небесъ (Ефес. 4, 10). Да и вообще у него можно видѣть тысячи изреченій, гдѣ проповѣдуется, что Господь — одинъ. Точно такъ же восклицаетъ и божественный Евангелистъ: и Слово плоть бысть, и вселися въ ны (и видѣхомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца), исполнь благодати и истины (Іоан. 1, 14). И соименный этому (т. е. Іоанну Богослову Іоаннъ Креститель) восклицалъ, говоря: no мнѣ грядетъ мужъ, иже предо мною бысть, яко первѣе мене бѣ (Іоан. 1, 30); показавъ одно лицо, онъ вмѣстѣ съ тѣмъ обозначилъ и божеское и человѣческое естество: — человѣческое словами мужъ и грядетъ, a божеское — словами: яко первѣе мене бѣ. И при всемъ томъ онъ не зналъ одного, впереди идущаго, и другого, сущаго прежде его, но одного и того же признавалъ предвѣчнымъ, какъ Бога, и человѣкомъ послѣ того, какъ Онъ родился отъ Дѣвы.

Такъ и треблаженный Ѳома, вложивши руку свою въ плоть Господа, назвалъ Его Господомъ и Богомъ, сказавъ: Господь мой и Богъ мой (Іоан. 20, 28), предузнавая невидимое естество черезъ видимое.

Такъ и мы признаемъ различіе плоти Его и божества, но знаемъ одного Сына, — воплотившагося Бога-Слово.

Этому мы научены Священнымъ Писаніемъ и изъяснившими его святыми отцами, Александромъ и Аѳанасіемъ, громкогласными проповѣдниками истины, которые украшали вашъ апостольскій престолъ, и Василіемъ и Григоріемъ и прочими свѣтильниками вселенной. А что мы пользовались и писаніями Ѳеофила и Кирилла, чтобы заградить уста осмѣливающихся говорить противное, — объ этомъ свидѣтельствуютъ самыя сочиненія (наши) ибо отрицающихъ различіе плоти и божества Господа и говорящихъ, что или божеское естество превратилось въ плоть или плоть перемѣнилась въ естество божества, — таковыхъ мы стараемся лечить врачеваніями тѣхъ удивительнѣйшихъ мужей [3]. Они ясно поучаютъ насъ касательно различія естествъ, возвѣщаютъ непреложность божескаго естества и плоть Господа называютъ божественною, какъ сдѣлавшуюся плотію Бога и Слова, а что это естество перемѣнилось въ естество божества, — это они провозглашаютъ нечестивымъ.

3. Что и блаженной (и священной) памяти Кириллъ часто писалъ намъ, — думаю, — это вполнѣ, извѣстно и твоему совершенству (твоей святости). Такъ, когда онъ послалъ въ Антіохію сочиненія противъ Юліана, а равно и написанное о «козлѣ отпущенія» (Лев. 16, 8 сл.) [4], онъ просилъ блаженнаго Іоанна, епископа Антіохійскаго, показать ихъ извѣстнымъ на Востокѣ учителямъ, — и блаженный Іоаннъ, согласно этимъ письмамъ, прислалъ означенныя книги мнѣ. Прочитавши ихъ не безъ удивленія, я писалъ блаженной памяти Кириллу, — и онъ отвѣчалъ мнѣ, свидѣтельствуя о ревности и расположеніи ко мнѣ: эти письма и теперь у меня сохраняются [5].

4. А что мы дважды подписались подъ опредѣленіемъ, составленномъ при блаженной памяти Іоаннѣ относительно Несторія, — объ этомъ свидѣтельствуютъ собственноручныя подписи; но это же говорятъ о насъ и тѣ, которые клеветою противъ насъ стараются прикрыть собственную болѣзнь.

5. Итакъ, пусть твое преподобіе отвратится отъ говорящихъ ложь, пусть заботится о мирѣ церковномъ и старающихся растлѣвать догматы истины пусть врачуетъ цѣлебными лекарствами или пусть изгоняетъ изъ стадъ не принимающихъ врачеванія, какъ неизлечимыхъ, чтобы они не заражали овецъ, а насъ пусть удостоитъ обычнаго привѣтствія: ибо о томъ, что мы мыслимъ такъ же, какъ написали, — объ этомъ свидѣтельствуютъ наши сочиненія на божественное Писаніе и противъ мыслящихъ согласно съ Аріемъ и Евноміемъ.

6. Къ сему прилагаю, въ видѣ заключенія, краткое положеніе: если кто не исповѣдуетъ святую Дѣву «Богородицею» или называетъ Господа нашего Іисуса Христа простымъ только человѣкомъ или одного Единороднаго и Перворожденнаго всей твари раздѣляетъ на двухъ сыновъ, — да лишенъ будетъ таковый надежды на Христа и да рекутъ вcu людіе: буди, буди (Псал. 105, 48)!

7. Когда это уже высказано нами, удостой, владыко, твоихъ святыхъ молитвъ и обрадуй насъ отвѣтомъ во свидѣтельство того, что твоя святость отвращается клеветниковъ. Я и находящіеся со мною привѣтствуемъ все твое по благочестію во Христѣ братство [6].

Примѣчанія:
[1] Ср. въ сирійскихъ актахъ Разбойничьяго собора первое письмо Діоскора къ Домну: Martin, Actes du brigandage d' Ephese, Amiens 1874, p. 101; Hoffmann, Verhandlungen der Kirchenversammlung zu Ephesus am XXII August CDXLIX, Kiel 1873, S. 69, 37-39; Perry, The Second Synod of Ephesus: Acts, Dartford 1877, p. 332.
[2] δέ — особенность чтенія Ѳеодоритова, но она встрѣчается не во всѣхъ спискахъ.
[3] Cp. Theodoreti Eranistes, dialog. II: Migne, gr. ser LXXXIII, col. 197. 200. 201. 204; 212-213.
[4] Чтó разумѣетъ въ данномъ мѣстѣ блаж. Ѳеодоритъ, — мы съ достовѣрностію не знаемъ. Извѣстно только, что рѣчь о «козлѣ отпущенія» св. Кириллъ ведетъ въ письмѣ къ Акакію Мелитинскому: см. S. Cirilli epist. 41 (36): Migne, gr. ser. t. LXXVII, col. 202 sqq.
[5] Объ этомъ обстоятельствѣ — письменныхъ сношеніяхъ съ блаж. Ѳеодоритомъ — упоминаетъ и св. Кириллъ въ одномъ изъ своихъ писемъ (Synodicon, cap. 210: Migne, gr. ser. t LXXXIV, col. 836-837).
[6] Касательно 4-го отдѣла настоящаго письма въ изданіи твореній блаж. Ѳеодорита у Миня (Patr. curs. compl., gr. ser. t. LXXXIII, col. 1273, not 43) дѣлается слѣдующое примѣчаніе: «этого мѣста нѣтъ въ изданіи Сирмонда, — и я не смѣю сказать, насколько оно подлинно: развѣ только здѣсь разумѣется миръ между Ѳеодоритомъ и Іоанномъ Антіохійскимъ, каковой миръ былъ нѣсколько послѣ переговоровъ, о чемъ Ѳеодоритъ разсказываетъ въ 162 письмѣ (Synodicon'a: см. ниже № 258 и ср. письмо 86), хотя этотъ миръ и не былъ вполнѣ неблагопріятенъ для Несторія, поскольку на осужденіе его Ѳеодоритъ не былъ согласенъ». Кажется, будетъ гораздо справедливѣе принимать свидѣтельство письма 83-го по всей его силѣ, предоставивъ исторической критикѣ опредѣлить время, обстоятельства и подробности разумѣемаго здѣсь событія.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть восьмая: Письма блаженнаго Ѳеодорита (№ 1-268). Сергiевъ Посадъ.: Типографiя Св.-Троицкой Сергiевой Лавры, 1908. – С. 87-93. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 68.)

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0