Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Преп. Исидоръ Пелусіотъ († ок. 436 г.)

Преп. Исидоръ Пелусіотъ, св. отецъ и учитель Церкви, жилъ въ IV-V вв.

Родился въ Александріи не позднѣе 370 года, былъ сыномъ знатныхъ родителей и родственникомъ Александрійскаго архіепископа Ѳеофила и его преемника свт. Кирилла. Еще въ молодыхъ годахъ онъ поселился въ монастырѣ, находящемся на горѣ вблизи города Пелусіи у главнаго восточнаго рукава Нила и былъ здѣсь пресвитеромъ и настоятелемъ. Слава о жизни и краснорѣчіи свт. Іоанна Златоуста побудила преп. Исидора отправиться въ Константинополь, чтобы слушать частныя и публичныя наставленія великаго пастыря. Св. Исидору пришлось быть очевидцемъ и несправедливаго суда Ѳеофила надъ Златоустомъ. Личное знакомство со свт. Іоанномъ Златоустомъ и внимательное изученіе его твореній отразились въ значительной степени и на твореніяхъ самого св. Исидора. Многочисленный письма рисуютъ его какъ вліятельнаго, горящаго святою ревностью, смѣлаго борца за правду, любвеобильнаго пастыря душъ человѣческихъ и опытнаго толкователя Священнаго Писанія. У него просили и получали совѣты не только епископы и вельможи, но и патріархи александрійскіе и самъ императоръ. Въ письмахъ онъ поучалъ и простого воина и полководца, и земледѣльца и вельможу. Число писемъ преп. Исидора, по Факунду Герміанскому, простиралось до 2000, Свида говоритъ о 3000, Никифоръ о 10,000. Въ настоящее время ихъ извѣстно болѣе 2000.

Годъ смерти преп. Исидора неизвѣстенъ. Послѣдними его письмами являются письма къ свт. Кириллу Александрійскому (№№ 310, 311, 324) и къ императору Ѳеодосію, относящіяся къ 431-432 гг. Память св. Исидора совершается 4 февраля (17 февраля н. ст.).

Творенія

Преп. Исидоръ Пелусіотъ († ок. 436 г.)
Письма. Книга первая.

18. Комиту Ермину.
На сказанное о Богородицѣ: и не знаяше ея, и проч. (Матѳ. 1, 25).

Поелику, какъ говоришь, по мнѣнію твоему, соблазномъ служило для Іудеевъ сказанное въ словѣ Божіемъ: и не знаяше ея, дондеже роди Сына своего, какъ будто выражается симъ, что послѣ сего обрученный съ Дѣвою имѣлъ съ нею общеніе; то пусть знаетъ этотъ богохульный и неблагодарный народъ, что слово: дондеже, какъ находимъ не рѣдко, въ божественномъ Писаніи употребляется въ значеніи: «всегда». Дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ — значитъ «положу навсегда» (Псал. 109, 1). И голубица не возвратилась къ Ною, дондеже изсяче вода отъ земли (Быт. 8, 9. 12), а она вовсе не возвращалась. И дондеже состарѣетеся, Азъ есмь, говоритъ Богъ (Псал. 46, 41); но Богъ пребываетъ всегда. Много и другихъ подобныхъ мѣстъ находится повсюду въ божественномъ Писаніи. Но божественный умъ, исправляя ваше злое разумѣніе, Іудеи, такъ какъ вы предполагали и утверждали, будто бы Господь рожденъ отъ блуда, имѣлъ въ виду показать, что достопокланяемое рожденіе сіе безстрастно, совершилось безъ всякаго вожделѣнія и общенія, подлинно боголѣпно и неукоризненно. Ибо тому, чтобы сіи оклеветанные въ блудѣ имѣли между собою общеніе въ послѣдствіи, препятствовало явленіе ангела, сказавшаго, что воплотившееся въ Дѣвѣ отъ Духа есть Свята (Матѳ. 1, 20), и не дозволяло также величіе чудесъ совершившихся при рожденіи, дѣвство по рожденіи, славословіе Ангеловъ, дары волхвовъ, путеводствующая ихъ звѣзда, путешествіе во Египетъ, плѣненіе идоловъ и праведность ихъ самихъ, засвидѣтельствованная божественнымъ Писаніемъ. Тоже даетъ видѣть и послѣднее распоряженіе Господа, поручившаго Богородицу дѣвственному Іоанну, и сочетавшаго дѣвство обоихъ, когда на крестѣ претерпѣвалъ Онъ животворящую смерть. Если это не убѣждаетъ ропотливый и преданный лукавству народъ, которому богоборство обратилось уже въ природу; то, продолжая убѣждать ихъ, сѣешь ты на камняхъ, пишешь на водѣ. Потому перестань трудиться напрасно.

Источникъ: Творенія святаго Исидора Пелусіота. Часть первая: Письма (1-710). — М.: Въ типографіи В. Готье, 1859. — С. 12-13. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 34.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0