Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.)
Слово на Преображеніе Господа нашего Іисуса Христа
[1].

Услышите меня всѣ тѣ, которые, посредствомъ уничиженія Слова, избавились отъ неразумія, вознесли умъ свой отъ земли и научились мыслить о горнемъ, — поелику я предлагаю вамъ обильную духовную трапезу словесъ, — и вмѣстѣ съ Словомъ пойдемъ нынѣ на высокую гору преображенія, совлекши вещественную и темную одежду жизни и облекшись въ одежду, сотканную свыше и сіяющую лучами разумныхъ добродѣтелей. И Самому Христу, Который есть чистый всего начатокъ и пресущественное Слово Отца, Который ради насъ сошелъ съ неба и по человѣколюбію воспринялъ нашу немощную плоть, угодно, чтобы мы совершили съ Нимъ это восхожденіе, поелику мы и жизнью, и словомъ облечены уже въ бѣлыя одежды и окрылены чистыми помышленіями Духа. И это ясно изъ того, что Онъ, взявши съ Собою избранныхъ изъ Апостоловъ, какъ уже болѣе близкихъ къ Нему по своимъ свойствамъ, возвелъ ихъ на гору высокую. Съ какою цѣлію Онъ совершаетъ это и чему желаетъ научитѣ? Онъ намѣренъ показать необычайную славу и величіе Своего Божественнаго естества, въ которое, немного прежде — таинственно, а теперь болѣе ясно — посредствомъ Своего преображенія, Онъ измѣнилъ и природу, нѣкогда услышавшую: земля еси, и въ землю отъидеши (Быт. 3, 19). Нынѣ мы и празднуемъ это, то-есть: обожествленіе нашей природы, ея превращеніе въ лучшее бытіе и восхожденіе изъ естественнаго состоянія въ сверхъестественное. Этому дивятся ангелы и это прославляютъ архангелы; этому радуются и всѣ разумные премірные чины, являя тѣмъ самое дѣйствительное и неложное свидѣтельство Божія человѣколюбія, безпредѣльное и безграничное море коего невозможно и обнять умозрѣніемъ. Это теперь и мы желаемъ прославить, но достойно исполнить не можемъ. Но, поелику Богу любезно то, что совершается сообразно съ нашими силами, то и не слѣдуетъ намъ уклоняться отъ своего намѣренія и малодушествовать.

Итакъ, что говоритъ о семъ Евангеліе? Святый Матѳей повѣствуетъ, что Господь сказалъ Своимъ ученикамъ: Аминь глаголю вамъ, яко суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже видятъ Сына человѣческаго грядуща во царствіи Своемъ. И по днехъ шестихъ поятъ Іисусъ Петра, и Іакова, и Іоанна брата его, и возведе ихъ на гору високу едины. И преобразися предъ ними, и просвѣтися лице его яко солнце, ризы же его быша бѣлы, яко свѣтъ (Матѳ. 16, 28; 17, 1-2). Какой же духовный смыслъ сихъ словъ Евангелиста? — О числѣ шесть свѣдущіе въ наукѣ о числахъ говорятъ, что оно есть единственное совершенное въ десяткѣ число, такъ какъ составляется изъ своихъ собственныхъ частей и ими восполняется. И Христосъ Божія сила и Божія премудрость (1 Кор. 1, 24), преблагое Слово, единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи (Іоан. 1, 18), въ шесть дней создалъ все видимое, а также человѣка, состоящаго изъ невещественной души и матеріальнаго тѣла. Разумно исчисляютъ и шесть видовъ любви, выше коей нѣтъ ни одной добродѣтели. Изъ числа сихъ видовъ Господь относитъ къ Себѣ человѣколюбіе къ нуждающимся, ибо, воздавая милостивымъ за ихъ добродѣтель милостію и награждая, по Своей щедрости, блаженствомъ на небѣ, Онъ говоритъ стоящимъ одесную Его: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: страненъ бѣхъ, и введосте Мене: нагъ, и одѣясте Мя: боленъ, и посѣтисте Мене: въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ (Матѳ. 25, 34-36). Таковы виды любви, какъ называетъ ихъ въ Евангеліи сама Истина. Если же посредствомъ любви къ ближнему возгрѣвается любовь къ Богу, и человѣкъ дѣлается достойнымъ будущаго блаженства, если въ сію обою заповѣдію весь законъ и пророцы висятъ (Матѳ. 22, 40), то ясно, что любовь заключаетъ въ себѣ всѣ добродѣтели, есть самая высшая истина изъ всего, что возвѣщено Священнымъ Писаніемъ, и нѣтъ ни одной добродѣтели, приближающей человѣка къ Богу и удостоивающей его высшей славы и царства, которая не зависѣла бы отъ любви и въ ней не содержалась. Посему высшую чистоту и совершенство человѣка, стремящагося къ Верховному Благу, Которое есть Богъ, производитъ одна только любовь съ ея шестью отдѣльными видами, и она именно воспламеняетъ въ человѣкѣ огонь богопознанія. Значитъ, если кто желаетъ вмѣстѣ съ Словомъ, какъ Его ученикъ, взойти на гору высшаго умозрѣнія, созерцать неприступную славу Царства небеснаго и удостоиться видимаго и духовнаго Богоявленія (это и есть преображеніе), тотъ, когда услышитъ голосъ Слова, не станетъ удаляться отъ Его Царства, но будетъ питать и поить Христа, алчущаго и жаждущаго нашего спасенія; а изъ нуждающихся, которые вѣрою восприняли въ себя Христа, въ нихъ обитающаго, тотъ, побуждаемый любовью къ добру, приметъ странника въ свой домъ, одѣнетъ нагого, будетъ служить больному, посѣтитъ заключеннаго въ темницѣ. Подъ вліяніемъ той же любви къ совершенію добра, онъ не станетъ ограничиваться въ своемъ человѣколюбіи лишь видимою и внѣшнею помощью, но, имѣя въ виду слова Христа: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40), позаботится и о душевномъ состояніи другихъ и предложитъ соотвѣтствующее врачество, на мѣстѣ злачнѣ вселитъ разумную и воспріимчивую къ благочестію свою паству и на водѣ покойнѣ воспитаетъ ее (Псал. 22, 2). Онъ съ радостью возвратитъ въ отчій домъ того, кто удалился изъ своего отечества и скитальцемъ живетъ на чужой землѣ; онъ словомъ истины уврачуетъ немощнаго въ вѣрѣ, утишитъ гнѣвъ и успокоитъ страсти, порветъ оковы невѣдѣнія и приведетъ къ свѣту свободы и житія во Христѣ. И вообще, поелику мы состоимъ изъ души и тѣла и всѣ нуждаемся въ двоякой помощи, одни больше, другіе меньше, въ зависимости отъ собственной воли и отъ внѣшнихъ обстоятельствъ, то и всѣмъ намъ надлежитъ помогать другъ другу, ибо благодѣяніемъ человѣкъ подражаетъ Богу, а подражаніе есть усвоеніе себя Богу, усвоеніе же есть уподобленіе, а это, въ отношеніи къ Богу, есть самое высшее благо. Видишь, какъ великъ плодъ человѣколюбія. Такимъ образомъ, при помощи самодовлѣющей шестерицы заповѣдей, отвергнувъ всякій страхъ рабскій съ бременемъ гибельныхъ страстей, очистивши себя, насколько возможно, и усовершенствовавшись въ любви, человѣкъ можетъ достигнуть и награды за добродѣтели: ему будетъ доступно сперва познаніе міра видимаго, созданнаго въ шесть дней, а потомъ и невидимаго; когда же вмѣстѣ со Христомъ онъ взойдетъ на высокую гору умозрѣнія и дѣятельности и будетъ внутри облака, тогда при помощи одеждъ Слова, убѣленныхъ какъ снѣгъ и сіяющихъ какъ свѣтъ, онъ еще яснѣе и болѣе удостоится таинственнаго видѣнія, поелику тогда образы уже уступятъ мѣсто истинѣ.

Одежды же Слова, въ духовномъ смыслѣ, суть то, чѣмъ Оно и покрывается, и открывается. Въ первомъ смыслѣ подъ одеждами нужно разумѣть слова и дѣла Спасителя во время Его чистой и непорочной жизни на землѣ, ради нашего спасенія, — свободной отъ всякаго зла и служащей основаніемъ нашей чистоты и святости. Сіи слова и дѣла по истинѣ сіяютъ какъ свѣтъ, такъ какъ исполнены совершенной чистоты и высокой ясности. Во второмъ смыслѣ подъ одеждами Слова разумѣется величіе и великолѣпіе всего того, что Имъ создано и приведено въ бытіе, а также и Священное Писаніе. Первое (величіе міра) являетъ Его, Невидимаго и Невмѣстимаго, творцемъ и виновникомъ всего, заключая въ себѣ Его во всей непорочности. Второе же, имѣя въ себѣ таинственно обитающее Слово, неизреченно открываетъ Его достойнымъ Духа. То и другое очищается и освящается Духомъ Святымъ и въ этой чистотѣ сообщается возлюбившимъ божественное, ибо Духъ вся испытуетъ, и глубины Божія (1 Кор. 2, 10). Такимъ образомъ, Слово, заключающееся внутри сихъ одѣяній, открываетъ Себя и распространяетъ свѣтъ познанія тѣмъ, которые, подобно Петру, Іакову и Іоанну, усовершены Духомъ. Изъ нихъ одни, твердо укрѣпившись на камнѣ, принимаютъ на себя дѣло утвержденія вѣры и устроеніе Церкви посредствомъ добродѣтелей; другіе же, имѣя, подобно сынамъ грома, крѣпкое основаніе въ высшемъ богословствованіи, занимаются таинственнымъ созерцаніемъ Слова. И тѣ, и другіе обнаруживаютъ совершенную глубину, высоту и широту вѣры. — Но что означаетъ необычайно сіявшее лицо? Неизъяснимую, самую высокую и удивительную красоту Слова, которая служитъ причиной непрерывной радости для созерцающихъ ее. Но какой умъ можетъ созерцать въ полнотѣ и изъяснить совершенно необыкновенное, тайное и божественное? Если одежды Слова изливаютъ столь великій и необычайный свѣтъ, то каково Его лицо, превосходящее всякое созерцаніе и познаніе? И кто можетъ уразумѣть это? Нѣтъ въ видимомъ мірѣ никого, кто былъ бы въ состояніи вмѣстить изобиліе этого сіянія. Но кому отчасти доступно это благо, оно распространяется повсюду и проходитъ черезъ все. Доказательствомъ этого можетъ служить то блаженное и много прославляемое состояніе, которое испытывали на горѣ преображенія Апостолы, когда неприступный и вѣчный свѣтъ осіялъ преобразившуюея плоть Слова изобильнымъ своимъ блескомъ. Не имѣя возможности перенести сіяніе Его непорочной плоти, они пали на лица свои. О, чудо! Восхищенные изъ своего естества, объятые тяжкимъ сномъ и страхомъ, не владѣя своими чувствами и прекративши всякое разумное движеніе и воспріятіе, они находились въ общеніи съ Богомъ; совершенно не видя, они, однако, удостоились истиннаго созерцанія и, не разумѣя своего состоянія, они владѣли знаніемъ самымъ высшимъ и таинственно пребывали въ такомъ бодрствованіи, которое превосходитъ всякое разумное наблюденіе. И совершилось чудесное дѣяніе: бодрствованіе превратилось въ сонъ, а лучше сонъ — въ бодрствованіе. Апостолъ Петръ, наслаждаясь созерцаніемъ Бога и будучи всецѣло въ состояніи духовнаго восторга, не умѣя словомъ изъяснить свое состояніе, но въ тоже время будучи не въ силахъ молчать о дарованной милости, произноситъ слова, достойныя того таинственнаго состоянія: Господи, добро есть намъ здѣ быти (Матѳ. 17, 4). Почему же, Петре? «Потому что мы, избавившись отъ безпокойной толпы людей, отъ ихъ волненій и рѣчей, наслаждаемся здѣсь неизреченнымъ богоявленіемъ Твоимъ, Господи». Посему, аще хощеши, сотворимъ здѣ три сѣни, Тебѣ едину, и Моисеови едину, и едину Иліи (Матѳ. 17, 4). Сими словами апостолъ выражаетъ желаніе, чтобы было проповѣдано міру воплотившееся и жившее среди людей Слово, какъ источникъ всякаго блага, и чтобы въ мірѣ водворилась жизнь законная, духовная и благодатная, провозвѣстниками коей были, вмѣстѣ съ Словомъ, Моисей и Илія. Еще же ему глаголющу, се облакъ свѣтелъ осѣни ихъ: и се гласъ изъ облака, глаголя: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ, Того послушайте (Матѳ. 17, 5). Итакъ, облако, изъ котораго громко возвѣстилъ голосъ Отца о Томъ, Кто есть Преображающійся, было свѣтлое и оно, по моему разумѣнію, означаетъ Того же, Кто раньше, на Іорданѣ, явился въ видѣ голубя: тамъ Духъ Святый сошелъ съ неба въ видѣ голубя и пребывалъ на Томъ, Кто крестился и Самъ имѣлъ крестить Духомъ Святымъ и огнемъ (Матѳ. 3, 11; Іоан. 1, 33), и здѣсь именно Духъ Святый въ видѣ облака имѣлъ пребываніе на Томъ, Кто преобразился. Такъ мы побуждаемся думать объ облакѣ на основаніи словъ апостола Павла, который въ посланіи къ Коринѳянамъ пишетъ: не хощу же васъ невѣдѣти, братіе, яко отцы наши вси подъ облакомъ быша, и вси сквозѣ море проидоша: и вси въ Моисея крестишася во облацѣ и въ мори (1 Кор. 10, 1-2). Здѣсь подъ образомъ облака означается Духъ, а подъ моремъ разумѣется вода, при посредствѣ коихъ образуется баня крещенія, а лучше сказать, даруется великій и прекрасный даръ божественнаго рожденія. Къ тому же, Отецъ созерцается въ Сынѣ, а Сынъ отражается во Отцѣ, Духъ же Святый отъ Отца исходитъ, но и въ Сынѣ пребываетъ и почиваетъ, какъ единосущный и равночестный. Такимъ образомъ и здѣсь, какъ на Іорданѣ, открылась тайна Троицы. Посему, слышавше ученицы падоша ницы, и убояшася зѣло (Матѳ. 17, 6). Но Іисусъ, приступивъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте, и не бойтесь. Возведше очи свои, они никого не увидѣли, кромѣ одного Іисуса. И когда сходили они съ горы, Іисусъ запретилъ имъ, говоря: никому не сказывайте о семъ видѣніи, доколѣ Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ (Матѳ. 17, 7-9).

Итакъ ты, возлюбленный, разумѣешь смыслъ таинства. Посему никакъ не оказывайся недостойнымъ благодати Слова и не заслужи своею праздною жизнью лишенія небеснаго и блаженнаго житія. Но, отвергнувъ всякую лѣность души и свою привязанность къ вещественному, всецѣло стремись къ лучшему и небесному, уготовляй въ Духѣ для себя чистое и блаженное житіе вмѣстѣ съ Словомъ, дабы тебѣ достигнуть обожествленія и насладиться неизреченными благами. Да водворится въ тебѣ истинная добродѣтель посредствомъ твоей добродѣтельной жизни, да откроется въ тебѣ истина — посредствомъ неложнаго созерцанія бытія, а путемъ мудрости да будетъ познана тобою Сама Премудрость, въ которой всяческая состоятся (Кол. 1, 17), и вообще, да прославится въ тебѣ посредствомъ и добродѣтели, и созерцанія Богъ, въ Троицѣ покланяемый, главная и конечная причина и цѣль добродѣтели и умозрѣнія, ради Коего существуетъ все остальное. Велики, значитъ, дары, данные тебѣ, человѣкъ, если ты станешь стремиться къ Богу, и побѣждаютъ всякій умъ и разумѣніе божественныя таинства, касающіяся тебя. Посему не падай, одержимый малодушіемъ, стремись къ уразумѣнію себя и не отвергай дара. Внемли голосу, призывающему тебя, не будь неблагодаренъ за благодѣяніе и, получивши даромъ спасеніе, не выражай неудовольствія. Остави землѣ земное, ибо Слово повелѣваетъ: остави мертвыхъ погребсти своя мертвецы (Матѳ. 8, 22). Мертвое же, очевидно, есть все то, что разрушается и уничтожается и что мертвитъ тѣхъ, кои о семъ заботятся. Мертвыхъ и погребаютъ мертвые, поелику они, вслѣдствіе общенія съ тлѣннымъ, лишены истинной жизни и, въ награду за свое расположеніе къ разрушаемому, получаютъ наименованіе и дѣйствительно суть мертвые. Но что можетъ быть несчастнѣе такого состоянія? Ты же, избавившись отъ всего того, что измѣняется и преходитъ, и отвергнувъ то, что прекращается вмѣстѣ съ этою жизнію и тѣломъ, безвозвратно слѣдуй за Христомъ, Который ради тебя уничижилъ Себя и принялъ человѣческій видъ, дабы Онъ воспринялъ тебя со всѣмъ твоимъ существомъ, уничтожилъ въ Себѣ твои недостатки и совершенно освободилъ тебя отъ грѣха. Сопутствуй Христу, ради тебя совершающему путь въ мірѣ, не отставай отъ Него и не прекращай своего слѣдованія за Нимъ, обративши свое вниманіе на что либо другое. Слѣдуй за Нимъ и тогда, когда Онъ вознесется на небо: и ты пересели туда свою душу и жизнь. Хорошо тебѣ быть съ Богомъ: тамъ великолѣпое собраніе святыхъ, тамъ величественный хоръ всѣхъ торжествующихъ. Совершая во всемъ добрый подвигъ, имѣй страхъ и любовь, дабы тебѣ не возгордиться подъ вліяніемъ величія и красоты добродѣтелей и не пріобрѣсти самодовольства подъ вліяніемъ успѣха въ совершенствованіи, но всегда въ чистотѣ и неповрежденности соблюдай въ себѣ любовь къ божественному и вышемірному. Ибо Тотъ, къ Кому влечетъ тебя любовь, безначаленъ и безконеченъ, неограниченъ и безпредѣленъ; мы и теперь можемъ постигнуть Его въ дыханіи хлада тонка, а когда переселимся отсюда, то вполнѣ соединимся съ Тѣмъ, къ Кому стремимся, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Коему со Отцемъ и Святымъ Духомъ слава, честь, держава, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ переложеніи и сокращеніи. Migne, Patrologiae cursus completus, series graeea, t. XCVII, col. 931-958.

Источникъ: Слово на Преображеніе Господа нашего Іисуса Христа, иже во святыхъ отца нашего Андрея, архіепископа Критскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Второе полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 1217-1223.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0