Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Агапитъ Діаконъ († VI в.)
Увѣщательныя главы къ Императору Юстиніану
[1].

1. Государь! Ты почтенъ саномъ высшимъ всякаго другаго; посему паче всѣхъ почитай Бога, который сподобилъ тебя сана. Онъ, по образу небеснаго Царствія, вручилъ тебѣ скипетръ земнаго владычества, для того, чтобы ты, повинуясь законамъ правосудія и управляя подданными по законамъ, научилъ людей блюсти правду и обуздалъ неистовство дерзкихъ ея нарушителей.

2. Многоокій умъ Государя, всегда бодрствуя подобно кормчему, твердо держитъ кормило законнаго благоустроенія и мощною рукою отводитъ ладію всемірной Имперіи отъ теченій нестроенія, чтобы не увлекли ее волны неправосудія.

3. Мы учимся Божественной и первой наукѣ, когда стараемся познать самихъ себя. Ибо кто позналъ себя самаго, тотъ познаетъ Бога; а кто позналъ Бога, тотъ уподобится Богу; а уподобится Богу тотъ, кто достоинъ Его; достоинъ же Его тотъ, кто не дѣлаетъ ничего неугоднаго Богу, но мыслитъ Божіе, говоритъ, что мыслитъ, а дѣлаетъ, что говоритъ.

4. Никто не долженъ хвалиться происхожденіемъ отъ благородныхъ предковъ: прахъ есть общій прародитель всѣхъ, — какъ тѣхъ, которыхъ украшаетъ порфира и виссонъ, такъ и тѣхъ, которыхъ угнѣтаетъ нищета и болѣзнь; какъ тѣхъ, кои носятъ царскіе вѣнцы, такъ и тѣхъ, кои просятъ милостыни. И такъ станемъ не происхожденіемъ своимъ изъ праха гордиться, но пріобрѣтать уваженіе непорочностію нравовъ.

5. Вѣдай, Богосозданный образъ благочестія, что чѣмъ большихъ ты даровъ отъ Бога сподобился, тѣмъ большій долгъ воздаянія лежитъ на тебѣ. Воздай убо должное благодареніе Благодѣтелю: Онъ и долгъ пріемлетъ, какъ даръ (благодарственный), и за даръ воздаетъ новымъ даромъ; Онъ всегда и дары первый ниспосылаетъ, и воздаетъ ихъ, какъ долгъ. Благодарности же требуетъ Онъ отъ насъ, состоящей не въ словахъ красныхъ, но въ дѣлахъ благочестивыхъ.

6. Нѣтъ почтеннѣе того человѣка, который имѣетъ власть и силу дѣлать все, что хочетъ, а хочетъ и дѣлаетъ всегда человѣколюбивое. Богъ нынѣ даровалъ тебѣ сію силу, которой прежде недоставало твоему благому расположенію къ намъ: и такъ, и желай и дѣлай все, какъ угодно Тому, который даровалъ тебѣ ее.

7. Богатство земное непостоянно, какъ рѣчныя струи; оно не надолго притекаетъ къ почитающимъ себя обладателями его, но тотчасъ утекаетъ отъ нихъ и переходитъ къ другимъ. Одно сокровище добродѣтелей остается постоянно у пріобрѣтшихъ его: ибо благое дѣло благодѣтельствуетъ благодѣтелю.

8. По высотѣ сана Царя земнаго, ты недоступенъ для людей, но, памятуя о власти небесной, ты дѣлаешь себя доступнымъ для нуждающихся и преклоняешь ухо къ прошеніямъ бѣдныхъ, дабы и для тебя отверзто было ухо Божіе: ибо каковы мы сами для нашихъ сорабовъ, таковъ и для насъ будетъ Владыка.

9. Душа Государя, обремененная множествомъ заботъ, должна быть чиста, какъ зеркало, — дабы могла всегда освѣщаться Божественными лучами и получать вразумленіе въ сужденіи о дѣлахъ: ибо ничто такъ не дѣлаетъ насъ способными видѣть, что дѣлать, какъ постоянное храненіе чистоты душевной.

10. Какъ отъ ошибки корабельнаго служителя не большой вредъ происходитъ для плывущихъ съ нимъ; напротивъ ошибка самаго кормчаго губитъ корабль; такъ и въ правительствѣ, — погрѣшность подчиненнаго вредитъ не столько обществу, сколько ему самому; напротивъ погрѣшность самаго Правителя гибельна для всего государства. И такъ сей послѣдній, какъ имѣющій подлежать нѣкогда большой отвѣтственности въ случаѣ неисполненія своей обязанности, долженъ и говорить и дѣйствовать съ строгою осмотрительностію.

11. Все человѣческое какъ бы кругомъ вращается; туда и сюда переходитъ и переносится, и сіе непостоянство происходитъ отъ того, что все настоящее непрестанно измѣняется. Державный Государь! При семъ быстромъ вращеніи всего, тебѣ надобно блюсти свой благочестный умъ непоколебимымъ.

12. Удаляйся ласкательства льстецовъ, какѣ хищничества враговъ: сіи исторгаютъ глаза тѣлесные, а тѣ ослѣпляютъ смыслъ душевный, препятствуя видѣть истину. Иногда они хвалятъ достойное порицанія, иногда порицаютъ то, что выше всѣхъ похвалъ, и всегда дѣлаютъ одну изъ двухъ погрѣшностей: или худое хвалятъ, или хорошее хулятъ.

13. Духъ Государя долженъ быть всегда одинаковъ; перемѣнчивость съ перемѣною обстоятельствъ есть признакъ ума нетвердаго. Мужъ основательный и имѣющій непоколебимую душу твердъ въ добрѣ, какъ тверда твоя благочестивая держава; онъ не возносится до надменности, и не унижается до слабодушія.

14. У кого умъ очищенъ отъ человѣческаго самопрельщенія; кто знаетъ ничтожность своего существа, кратковременность и скоротечность настоящей жизни и прирожденную плоти скверну: тотъ, хотя бы стоялъ на высокой степени, не вознесется до высокомѣрія.

15. Болѣе всѣхъ отличій царскаго сана украшаетъ Государя вѣнецъ благочестія. Богатство исчезаетъ и слава преходитъ, но слава Богоугодной жизни, которая чтителей своихъ изъемлетъ изъ забвенія, не умираетъ во вѣки.

16. Для меня кажется весьма страннымъ, что богатые и бѣдные, отъ совершенно различныхъ причинъ, страждутъ одинаково: тѣ разрываются отъ пресыщенія, сіи снѣдаются голодомъ; тѣ обладаютъ цѣлыми странами свѣта, сіи не имѣютъ, гдѣ ноги поставить. И такъ, чтобы тѣмъ и другимъ возвратить здравіе, надобно врачевать ихъ отнятіемъ и прибавленіемъ и неравенство приводить къ равенству.

17. Въ нашъ вѣкъ наступило то время счастливой жизни, о которомъ говорилъ одинъ изъ древнихъ, — время, когда или любители мудрости будутъ царями, или цари любителями мудрости. Ибо ты и чрезъ любомудріе содѣлался достойнымъ царствованія, и царствуя не оставляешь любомудрія. Если любомудріе состоитъ въ любви къ мудрости, которой начало есть страхъ Божій; а сей всегда живетъ въ сердцѣ твоемъ: то истина сказаннаго мною очевидна.

18. Ты истинный Царь: царствуешь и господствуешь надъ вожделѣніями, увязенъ вѣнцемъ цѣломудрія и облеченъ въ порфиру правосудія. Всякая другая власть съ смертію оканчивается, а сія безконечно продолжается. Владычество перваго рода и въ настоящей жизни погибаетъ, а послѣднее и отъ вѣчной погибели избавляетъ.

19. Если хочешь наслаждаться всеобщимъ уваженіемъ: то будь для всѣхъ общимъ благотворителемъ. Ибо ничто не располагаетъ такъ сердца къ любви, какъ благотворительность къ неимущимъ. Угожденіе изъ страха есть прикровенная лесть, которая притворнымъ уваженіемъ обманываетъ довѣряющихъ ей.

20. Твое царствованіе исинно досточтимо: врагамъ ты являешь силу, а подданнымъ человѣколюбіе, тѣхъ побѣждаешь оружіемъ, а отъ сихъ побѣждаешься безоружною любовію. Между первыми и послѣдними ты видишь такое же различіе, какое находится между хищнымъ звѣремъ и овцею.

21. По существу тѣла Государь равенъ всякому человѣку, а по власти и сану, не имѣя никого выше себя, подобенъ Верховному Владыкѣ, Богу. Посему онъ и, подобно Богу, не долженъ гнѣваться, и, какъ смертный, не долженъ надмеваться, потому, что хотя онъ почтенъ Божественнымъ образомъ, но вмѣстѣ облеченъ въ персть, которая указуетъ ему равенство его съ прочими.

22. Благоволи не къ тѣмъ, которые стараются всегда льстить, но къ тѣмъ, которые расположены давать совѣты полезные, потому что послѣдніе имѣютъ въ виду истинную пользу, а тѣ, какъ тѣни, придерживаются образа мыслей Государя и хвалятъ каждое слово его.

23. Таковъ будь къ служащимъ при тебѣ, каковымъ къ себѣ желаешь имѣть Господа. Ибо какое вниманіе оказываемъ мы къ другимъ, такое же будетъ и къ намъ, и какъ смотримъ на другихъ, такъ и на насъ будетъ взирать Божественное и всевидящее око. И такъ усугубимъ милости милостями, дабы получить равное за равное.

24. Какъ въ правильныхъ зеркалахъ лица изображаются точно такими, каковы онѣ въ самомъ дѣлѣ, — веселыя веселыми, печальныя печальными: такъ и праведный судъ Божій соображается съ нашими дѣлами; каковы наши дѣла, таковы намъ будутъ и воздаянія.

25. Медленъ будь при разсматриваніи, что дѣлать, но поспѣшно приводи въ исполненіе, что положено исполнить; потому что неразсудительность въ дѣлахъ весьма гибельна. Мы тогда убѣждаемся въ пользѣ осмотрительности въ дѣлахъ, когда вразумимся вредными слѣдствіями опрометчивости, такъ какъ узнаемъ цѣну здоровья только тогда, когда испытаемъ тягость болѣзни И такъ, премудрѣйшій Государь, полезное государству твоему изыскивай со всѣмъ раченіемъ, при содѣйствіи благоразумнѣйшихъ совѣтниковъ и усерднѣйшихъ молитвъ.

26. Доброе свое царствованіе ты содѣлаешь наилучшимъ, если самъ за всѣмъ будешь рачительно смотрѣть, и ничего не оставлять безъ вниманія. Ибо немаловажно въ тебѣ то, что кажется маловажнымъ въ твоихъ подданныхъ: и малозначащее слово Царя великую имѣешъ силу у всѣхъ.

27. Поелику нѣтъ на землѣ никого, кто бы могъ принуждать тебя къ исполненію законовъ: то самъ себя принуждай. Если ты собою будешь подавать примѣръ уваженія къ законамъ; то симъ утвердишь въ подданныхъ мысль о святости ихъ, и предотвратишь надежду ненаказанности за ихъ нарушеніе.

28. Дѣлать преступленія, и не препятствовать дѣлать преступленія, почитай равнымъ. Кто самъ живетъ по законамъ, но позволяетъ другимъ жить не по законамъ, тотъ предъ судомъ Божіимъ почитается соучастникомъ въ преступленіяхъ. Посему, если желаешь заслужить сугубую славу, то и награждай отличныя дѣянія, и наказывай поступки худые.

29. По моему мнѣнію, весьма полезно не жить вмѣстѣ съ людьми порочными: кто всегда находится съ худымъ человѣкомъ, тотъ, необходимо, долженъ или попускать худое, или научаться худому. Напротивъ кто живетъ съ добрыми, тотъ научается или подражать добрымъ дѣламъ ихъ, или исторгать въ себѣ пороки.

30. Пріявъ отъ Господа царство мірское, не опредѣляй къ управленію дѣлами людей порочныхъ, потому, что за всѣ преступленія, какія они сдѣлаютъ, Богу отвѣчать будетъ тотъ, кто далъ имъ власть. И такъ избраніе лицъ къ должностямъ должно производимо быть съ великою осмотрительностію.

31. Я равнымъ почитаю порокомъ, и когда кто раздражается ухищреніями враговъ, и когда кто услаждается ласкательствомъ друзей. И тѣмъ и другимъ надобно противостоять съ благороднымъ мужествомъ и не дѣлать ничего неприличнаго; не мстить безумной злобѣ первыхъ и не награждать притворную расположенность послѣднихъ.

32. Истинными друзьями почитай не тѣхъ, которые хвалятъ все, что ни скажешь, но тѣхъ, которые все дѣлаютъ съ строгою разсудительностію; которые радуются о хорошемъ, скорбятъ о худомъ. Только сіи суть истинные и неложные друзья.

33. Величіе земнаго твоего владычества да не измѣняетъ возвышенности твоего духа; но, поелику ты имѣешь въ рукахъ своихъ власть преходящую, среди измѣняемости вещей храни умъ неизмѣннымъ, — не допускай восхищать себя самонадѣянной радости, ни унижать малодушію.

34. Какъ золото остается одинаковымъ и неизмѣннымъ само въ себѣ, не смотря на то, что въ рукахъ художника преобразуется въ разные виды и переработывается въ различныя украшенія: такъ и ты, преславный Государь, прошедъ всѣ степени власти одну за другою и достигнувъ самой высокой, остаешься, при неодинаковыхъ обстоятельствахъ, одинаковымъ, — съ неизмѣннымъ расположеніемъ къ добру.

35. Тогда почитай себя безопаснымъ на престолѣ, когда управляешь людьми повинующимися добровольно; потому что повинующіеся невольно при удобномъ случаѣ возмущаются, а связуемые узами благорасположенія тверды въ своей покорности предержащей власти.

36. Если хочешь сдѣлать царствованіе свое достославнымъ: то постанови закономъ, гнѣваться на себя, когда сдѣлаешь проступокъ, также, какъ гнѣваешься на преступниковъ — поданныхъ. Ибо имѣющаго столь великую власть никто не можетъ учить, кромѣ собственнаго ума, дѣйствующаго въ самомъ преступившемъ.

37. Получившій великую власть долженъ по возможности подражать Подателю власти. Ибо если онъ нѣкоторымъ образомъ представляетъ собою Вседержителя Бога, и отъ Него получилъ владычество надъ всѣмъ: то особенно тѣмъ Ему уподобится, когда всему предпочитать будетъ милосердіе.

38. Мы должны собирать себѣ богатство благотворенія паче золота и камней драгоцѣнныхъ: такое богатство и здѣсь радуетъ надеждою будущаго наслажденія, и тамъ услаждаетъ вкушеніемъ полученнаго блаженства. Прочее же все, окружающее насъ, поелику не имѣетъ прямаго назначенія для насъ, не должно увеселять насъ.

39. Исполняющихъ усердно повелѣнія твои старайся награждать блистательнѣйшими дарами: чрезъ сіе и ревность добрыхъ усугубишь, и порочныхъ расположишь отстать отъ пороковъ. Весьма неправосудно — удостоивать одинаковыхъ почестей людей не одинаково поступающихъ.

40. Санъ Царя есть самый почтенный. Но онъ бываетъ такимъ особенно тогда, когда облеченный въ сей санъ дѣйствуетъ не строго, но снисходительно, когда онъ чуждается жестокости, свойственной звѣрямъ, и отличается человѣколюбіемъ, уподобляющимъ Богу.

41. Равно безпристрастно суди и друзей и враговъ; не милуй приверженцевъ за ихъ приверженность, и не преслѣдуй нерасположенныхъ къ тебѣ за ихъ нерасположенность. Ибо равно несправедливо, и оправдывать виновнаго, хотя бы онъ и другъ былъ, и обвинять невиннаго, хотя бы онъ и врагъ былъ. Худое въ обоихъ одинаково, хотя находится въ лицахъ, совершенно неодинаково расположенныхъ.

42. Судіи должны внимательно выслушивать дѣла. Найти правду трудно, и поверхностное вниманіе легко можетъ не замѣтить ея. Если жъ судіи не будутъ смотрѣть на краснорѣніе защитниковъ и увлекаться ихъ убѣжденіями, но сами станутъ глубоко вникать въ дѣла: то найдутъ искомое и избѣгнутъ двоякаго грѣха, — и сами не сдѣлаютъ преступленія, и другимъ не позволятъ дѣлать.

43. Хотя бы число твоихъ добродѣтелей равнялось числу звѣздъ небесныхъ, и тогда не превзойдешь Бога благостію. Человѣкъ, что бы ни принесъ Богу изъ своей собственности, всегда приноситъ Божіе. И какъ при свѣтѣ солнечномъ нельзя опередить своей тѣни, которая всегда находится впереди, сколь бы кто поспѣшно ни шелъ: такъ нельзя превзойти благими дѣлами непобѣдимую благость Божію.

44. Богатство благотворенія неистощимо: чрезъ раздаяніе пріобрѣтается, чрезъ расточеніе собирается. Щедролюбивѣйшій Государь! имѣя сіе богатство въ душѣ своей, раздавай его щедрою рукою всѣмъ просящимъ у тебя. Когда придетъ время воздаянія, ты получишь за сіе награду безконечно бóльшую.

45. Получивъ Царскую власть по волѣ Бога, подражай Ему добрыми дѣлами. Ты можешь только благотворить, и не имѣешь нужды въ благотвореніяхъ отъ другихъ. Всегдашняя достаточность стяжаній есть безпрепятственный случай благотворить бѣднымъ.

46. Какъ глазъ природою насажденъ въ тѣлѣ, такъ Царь поставленъ въ мірѣ отъ Бога, для споспѣшествованія всему полезному. И такъ, онъ долженъ пещись о подданныхъ, какъ о собственныхъ членахъ, дабы они совершенствовались въ добродѣтели и удалялись порока.

47. Самымъ надежнымъ охраненіемъ своей особы почитай недѣланіе обиды никому изъ подданныхъ. Кто никому не дѣлаетъ обиды, тотъ никого не можетъ и опасаться. Если жъ недѣланіе обидъ доставляетъ безопасность, то тѣмъ болѣе благотворительность, которая и доставляетъ безопасность и снискиваетъ приверженность.

48. Благочестивѣйшій Государь! Будь для подданныхъ и страшенъ величіемъ своея власти, и любезенъ благотвореніями. Не презирай и страха ради любви, и любви ради страха; не пренебрегай кротости, и не отвергай совершенно строгости.

49. Что для подданныхъ постановляешь закономъ чрезъ словесныя повелѣнія, то напередъ исполни дѣломъ, дабы силу предписаній поддерживала хорошая жизнь. Такимъ образомъ, если ты станешь говорить самыми какъ бы дѣлами и дѣйствовать сообразно съ словами: то правленію своему доставишь истинную славу.

50. Пресвѣтлѣйшій Государь! люби болѣе тѣхъ, которые просятъ у тебя милости, нежели тѣхъ, которые приносятъ тебѣ дары. Послѣдніе возлагаютъ на тебя обязанность вознагражденія; первые дѣлаютъ твоимъ должникомъ самого Бога, который все, дѣлаемое имъ, усвояетъ Себѣ и наградитъ щедро твое Боголюбивое и человѣколюбивое расположеніе.

51. Дѣло солнца освѣщать тварь лучами; доблесть Государя — быть милостиву къ бѣднымъ. Благочестивый Государь свѣтлѣе и солнца: сіе уступаетъ ночи, а того не побѣждаетъ сила зла. Свѣтомъ истины онъ обличаетъ тайны неправды.

52. Предшествовавшихъ тебѣ Государей украшало владычество; а ты, державный, самъ сдѣлалъ оное величественнѣйшимъ. Ты кротостію умѣряешь величіе власти, и благостію изгоняешь страхъ въ приближающихся къ тебѣ. Посему всѣ, имѣющіе нужду въ милости, притекаютъ къ пристанищу твоего благоснисхожденія, и, избавясь отъ волнъ бѣдности, возсылаютъ тебѣ благодарственныя пѣсни.

53. Старайся превосходить другихъ и дѣлами столько, сколько превышаешь ихъ властію. Ибо помни, что отъ тебя востребуется столько добрыхъ дѣлъ, сколько обширенъ кругъ твоей дѣятельности. И такъ, чтобы получить похвалу у Бога, къ вѣнцу непобѣдимаго царства присоедини и вѣнецъ благотворительности къ неимущимъ.

54. Прежде разсмотри, потомъ изрекай повелѣнія, — дабы онѣ были благоразумны и справедливы. Языкъ скользокъ, и небрежныхъ ввергаетъ въ величайшія бѣды. Если жъ подчинишь его благочестивому уму, какъ пѣніе стройности, то отдастся благозвучная пѣснь добродѣтели.

55. Государь долженъ быть осмотрителенъ во всемъ, но особенно въ сужденіи о дѣлахъ трудныхъ, и весьма медленъ на гнѣвъ. Поелику же и совершенная безгнѣвность не похвальна, то онъ долженъ и гнѣваться умѣренно, и не долженъ гнѣваться. Долженъ гнѣваться умѣренно, дабы обуздывать буйство развратныхъ; а не долженъ гнѣваться, дабы не вредить усиліямъ добрыхъ.

56. Въ строгомъ судилищѣ своего сердца тщательно разсматривай свойства людей, тебя окружающихъ, дабы вѣрно знать какъ тѣхъ, кои служатъ изъ любви, такъ и тѣхъ, кои ласкательствуютъ изъ притворства. Многіе принимаютъ видъ людей приверженныхъ, и дѣлаютъ много вреда тѣмъ, которые полагаются на нихъ.

57. Слово полезное не однимъ слухомъ принимай, но приводи и въ исполненіе. Государь тогда славится, когда или самъ усматриваетъ, что дѣлать, или не пренебрегаетъ того, что усмотрѣли другіе; когда не стыдится слушать совѣты, и не медлитъ приводить ихъ въ исполненіе.

58. Крѣпость, обведенная твердыми стѣнами, презираетъ усилія осаждающихъ непріятелей: такъ твое благочестивое царствованіе, огражденное милостынями и укрѣпленное молитвами, непобѣдимое для оружія враговъ, воздвигаетъ нерушимыя надъ ними трофеи.

59. Симъ земнымъ царствомъ управляй, какъ должно, чтобъ оно послужило тебѣ лѣствицею къ небесной славѣ, потому, что хорошо управляющіе первымъ, получатъ и послѣднюю. А управляютъ хорошо земнымъ царствомъ тѣ, которые оказываютъ подданнымъ отеческую любовь и внушаютъ страхъ, должный верховной власти; обуздываютъ преступленія угрозами, но предотвращаютъ необходимость наказанія.

60. Благотворительность есть одежда неветшающая, и состраданіе къ бѣднымъ — риза нетлѣнная. И такъ, кто хочетъ царствовать благочестиво, долженъ сими одеждами украшать душу свою: облекшійся въ порфиру нищелюбія удостоится и небеснаго Царствія.

61. Пріявъ отъ Бога царскій скипетръ, старайся угождать Даровавшему тебѣ оный, и, удостоясь отъ Него чести паче всѣхъ людей, старайся и почитать Его паче всѣхъ. Но самое лучшее чествованіе Его будетъ то, когда въ созданныхъ Имъ будешь видѣть Его самого, и раздавать благотворенія, какъ уплату долговъ.

62. Всякій человѣкъ, ищущій спасенія, долженъ прибѣгать къ небесной помощи; тѣмъ болѣе Царь, какъ лице, пекущееся о всѣхъ. Хранимый Богомъ и враговъ одолѣваетъ мужественно, и успѣшно устрояетъ благоденствіе подданныхъ.

63. Богъ ни въ чемъ не имѣстъ нужды; Царь имѣетъ нужду въ одномъ Богѣ. И такъ, подражай ни въ чемъ нужды неимѣющему Богу, и будь щедръ къ просящимъ милости; не расчитывайся до точности съ служащими при тебѣ, но давай имъ нужное на содержаніе себя. Гораздо лучше для достойныхъ миловать и недостойныхъ, нежели за недостойныхъ лишать милостей и достойныхъ.

64. Имѣя нужду въ прощеніи прегрѣшеній, прощай и самъ проступки, противъ тебя учиненные. За отпущеніе воздается отпущеніе, и за примиреніе съ сорабами — дружество и общеніе съ Богомъ.

65. Кто хочетъ царствовать неукоризненно, долженъ остерегаться и худаго мнѣнія людей стороннихъ, и еще болѣе стыдиться себя самаго. Опасеніе перваго удержитъ отъ грѣховъ явныхъ: уваженіе къ себѣ — отъ тайныхъ. Если стыдно подданныхъ, то тѣмъ стыднѣе — царя.

66. Могу рѣшительно сказать, что худое свойство частнаго человѣка состоитъ въ томъ, когда онъ дѣлаетъ безчестное и достойное наказанія, а властителя, — когда не дѣлаетъ добраго и не заботится о благостояніи подчиненныхъ. Начальствующаго не удаленіе отъ худыхъ поступковъ оправдываетъ, но дѣланіе добра увѣнчаваетъ. И такъ, онъ долженъ не только стараться не дѣлать худаго, но и пещись о пріобрѣтеніи навыка въ добрѣ.

67. Смерть не боится блеска достоинствъ: она всепожирающими челюстями своими поглощаетъ всѣхъ. И такъ, прежде неминуемаго прибытія ея перенесемъ избытокъ имуществъ на небо: отходя туда, никто не уноситъ съ собою ничего собраннаго имъ въ мірѣ, но все оставивъ на землѣ, нагой отдаетъ отчетъ въ своей жизни.

68. Государь есть владыка надъ всѣми, но вмѣстѣ со всѣми онъ есть рабъ Божій. Особенно тогда онъ достойно носитъ имя Государя, когда господствуетъ надъ самимъ собою и не рабствуетъ низкимъ страстямъ, но съ помощію благочестиваго ума — сего непобѣдимаго властителя буйныхъ вожделѣній, побѣждаетъ всепокаряющую плотскую похоть всеоружіемъ цѣломудрія.

69. Какъ тѣни неотлучны отъ тѣлъ, такъ грѣхи отъ душъ, — ясно представляя дѣянія. Посему, на судѣ нельзя будетъ отрекаться: самыя дѣла каждаго будутъ обличать, не звуки голоса издавая, но являясь въ томъ видѣ, какъ содѣланы.

70. Скоротечность настоящей жизни подобна ходу плывущаго по морю корабля: она течетъ непримѣтно для насъ — пловцовъ, и приближаетъ каждаго къ кончинѣ его. Если сіе справедливо, то не станемъ прилѣпляться къ преходящимъ благамъ міра, но поспѣшимъ къ пребывающимъ во вѣки вѣковъ.

71. Гордый и высокомѣрный человѣкъ да не превозносится подобно волу высокорогому, но пусть размыслитъ о своемъ тѣлесномъ составѣ, и отложитъ надменіе сердца. Ибо хотя онъ поставленъ властителемъ на землѣ, однакожъ не долженъ забывать, что онъ самъ изъ земли, на престолъ возведенъ отъ персти, и чрезъ короткое время въ нее же возвратится.

72. Непобѣдимый Государь! Будь постоянно дѣятеленъ. Какъ начавшій подниматься по лѣствицѣ не прежде перестаетъ восходить, пока не достигнетъ послѣдней степени, такъ и ты стремись къ добру, да достигнешь и небеснаго Царствія. Да сподобитъ онаго тебя и твою супругу Христосъ, Царь царствующихъ и повинующихся царямъ, во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Имѣютъ слѣдующій акростихъ: Божественнѣйшему и благочестивѣйшему Царю нашему Юстиніану Агапитъ наименьшій діаконъ. Агапитъ, сочинитель помѣщаемыхъ сихъ краткихъ мыслей, былъ, какъ видно изъ надписанія ихъ, діакономъ при святѣйшей великой церкви Божіей, то есть, при Константинопольскомъ Софійскомъ храмѣ. Онѣ написаны имъ для Императора Юстиніана, и вѣроятно вскорѣ по возшествіи его на престолъ: ибо въ нихъ преподаются совѣты для мудраго царствованія. Въ заглавіи одной рукописи, упоминаемой Поссевиномъ, Агапитъ называется учителемъ Юстиніана: кажется, что только сіе обстоятельство могло дать ему случай предлагать свои увѣщанія Государю. — Другихъ, кромѣ сего, свѣдѣній о жизни Агапита никакихъ не имѣемъ.
Бароній (ad ann. 527. § XXXII) упоминая о сихъ увѣщаніяхъ, присовокупляетъ, что, доколѣ Императоръ слѣдовалъ имъ, дотолѣ управлялъ Имперіею мудро к правосудно. У грековъ, по свидѣтельству одного издателя ихъ (Bandur. ad Imper. Orient.), онѣ извѣстны были подъ именемъ Царскаго свитка, или Императорской памятной записки (σχηδὴ βασιλιϰὴ). Такіе отзывы имѣютъ основаніе: истины, заключающіяся въ сихъ увѣщаніяхъ, достойны вниманія каждаго, кому Промыслъ ввѣрилъ устроеніе благоденствія подобныхъ себѣ.
Увѣщанія Агапита часто были издаваемы, и переведены почти на всѣ европейскіе языки (Fabric. Biblioth. tom. VI). Равно и на россійскомъ онѣ были изданы неоднократно (М., 1766; СПб., 1771). Настоящій переводъ сдѣланъ по Голландовой Библіотекѣ Отцевъ и Писателей Церковныхъ.
Отличительныя свойства слога Агапитовыхъ наставленій суть: чистота, краткость, гармоническая стройность. Непрерывная игра въ словахъ неизразима въ переводѣ.

Печатается по изданiю: Увѣщательныя главы, написанныя Агапитомъ, Діакономъ святайшія великія церкви Божіей. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ. — 1827 г. — Часть XXVII. — С. 245-273.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0