Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Андрей, архіеп. Кесарійскій († ок. 565 г.)
Толкованіе на Апокалипсисъ.

Предисловіе.

Часто, когда многіе, по любви ко мнѣ имѣвшіе лучшее, чѣмъ должно, о моемъ разумѣніи мнѣніе, просили истолковать Апокалипсисъ Іоанна Богослова и примѣнить видѣнія ко временамъ, бывшимъ послѣ него, я откладывалъ взяться за то, что выше силъ моихъ, зная, что изъясненіе таинственно видѣннаго Святымъ и имѣющаго исполниться въ будущее время есть дѣло великаго и просвѣщеннаго Божественнымъ Духомъ разума. И если писанія древнихъ пророковъ, уже многими истолкованныя, еще полны незримой глубины тайнъ до того дня, когда знаніе, еже отчасти, упразднится, и настанетъ совершенное, хотя большинство ихъ повѣствуетъ о первомъ пришествіи великаго Бога и Спаса нашего (впрочемъ нѣкоторыя и изъ нихъ говорятъ о второмъ Его пришествіи), то не окажется-ли дерзостью, особенно со стороны лица, непричастнаго пророческому Духу, изъясненіе того, чему не видно и конца. Но такъ какъ послушаніе лучше жертвы (Еккл. 4, 17), упованіе же, по Апостолу, не посрамитъ (Рим. 5, 5), а любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 8) то, будучи связанъ съ твоею, Макарій, богоугодною душею чрезъ эту любовь и надѣясь ради нея получить восполненіе недостатковъ и награду за послушаніе, — сей плодъ любви, кратко съ помощью умудряющаго Бога, выполню мнѣ повелѣнное.

Во-первыхъ, и самъ ты знаешь, всякое Божественное Писаніе дано Духомъ въ троякомъ видѣ, какъ троечастенъ и человѣкъ. Какъ-бы нѣкоторое тѣло его составляютъ буквы и подлежащій чувству разсказъ, какъ бы душу — образныя, переносящія читателя отъ чувственнаго къ мыслимому, выраженія и какъ бы духъ его — указаніе и созерцаніе самаго возвышеннаго — будущаго: первое приличествуетъ сущимъ подъ закономъ, второе — сущимъ подъ благодатью и третье — блаженному состоянію, въ которомъ царствуетъ духъ, поборовшій всѣ плотскіе помыслы и движенія. Первое занимается передачею событій, уже совершившихся, но не рѣдко и не мало украшается и предтекущими образами истины; второе — поученіями приточными и другими подобными учительными разсужденіями, какъ напримѣръ: тернія прозябаютъ въ руцѣ піяницы (Прит. 26, 9), или: усрамися Сидоне, рече море (Ис. 23, 4)и т. п.; третье же, т. е. духовное, по преимуществу заключается въ Апокалипсисѣ Іоанна Богослова. Правда, вмѣстѣ съ историческимъ и образнымъ видимо оно во множествѣ и у другихъ пророковъ, но здѣсь въ особенной мѣрѣ преизобилуетъ; посему Богомъ и повелѣно возвѣщать его только совершеннымъ въ знаніи. Потому же и мы приступаемъ къ изъясненію видѣннаго блаженнымъ Богословомъ не какъ постигшіе глубину сокрытаго въ немъ духа, ибо не осмѣливаемся и не имѣемъ въ виду даже изъяснить всего сказаннаго въ буквальномъ смыслѣ, но желаемъ только дать упражненіе уму въ дальнѣйшемъ стремленіи, презрѣніи, какъ непостояннаго, настоящаго и желаніи будущаго, какъ вѣчнаго; совершенное же познаніе сего предоставляемъ Божественной премудрости, знающей и тѣ времена, въ которыя исполнится предсказанное, испытаніе нами коего запрещено Апостолами.

Предпринявъ сіе ради послушанія, настоящее сочиненіе мы раздѣлили на двадцать четыре слова и семьдесятъ двѣ главы по троечастности существа, — тѣлу, душѣ и духу, двадцати четырехъ старцевъ, которыми, какъ подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодившихъ Богу отъ начала до скончанія вѣка. Дальнѣйшія же разсужденія о сей Богодохновенной книгѣ считаемъ совершенно излишними, потому что ея достовѣрность засвидѣтельствовали блаженные Григорій Богословъ и Кириллъ и еще древнѣйшіе: Паппій, Ириней, Меѳодій и Ипполитъ. Заимствовавъ отъ нихъ поводъ, почему въ нѣкоторыхъ мѣстахъ и привели ихъ разсужденія, приступили и мы къ сему труду. А ты, человѣкъ Божій, вознагради своими молитвами трудъ, много, какъ думаю, содѣйствующій сокрушенію чрезъ напоминаніе о наградахъ праведникамъ и наказаніяхъ грѣшникамъ.

Источникъ: Толкованіе на Апокалипсисъ святаго Андрея, Архіепископа Кесарійскаго. — Изданіе четвертое, Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-Литографія И. Ефамова, 1901. С. III-IV.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0