Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 28 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Андрей, архіеп. Кесарійскій († ок. 565 г.)
Толкованіе на Апокалипсисъ.

Слово второе.
Глава 4-я.
Открытое Ангелу Смирнской церкви.

(II. 8). И Ангелу церкве Смирнскія напиши: Тако глаголетъ Первый и Послѣдній, Иже бысть мертвъ, и се живъ есть.

И Ангелу Смирнской церкви напиши: такъ говоритъ Первый и Послѣдній, Который былъ мертвъ, и се, живъ.

Онъ первый — какъ Богъ, и послѣдній — какъ содѣлавшійся человѣкомъ въ послѣднія времена и отверзшій намъ жизнь вѣчную Своею тридневною смертію.

(II. 9). Вѣмъ твоя дѣла, и скорбь и нищету, но богатъ еси.

Знаю твои дѣла, и скорбь, и нищету, впрочемъ ты богатъ.

Знаю твои скорби и нищету тѣлесныя, которыя терпишь ради Меня, будучи уязвляемъ невѣрными и лишаемъ имущества; богатъ же ты въ духовномъ, потому что имѣешь сокровище, сокрытое на селѣ сердца твоего.

(II. 9). И хулы глаголющихся быти Іудей, и не суть, но сонмище сатанинó.

И злословіе отъ тѣхъ, которые говорятъ о себѣ, что они Іудеи; а они не таковы, но — сборище сатанинское.

Я знаю и злохуленія сатанинскаго соборища, такъ-какъ они суть не то, чѣмъ называются: не иже бо явѣ Іудей, но иже въ тайнѣ (Рим. 2, 28-29). — Іуда же означаетъ исповѣданіе и покаяніе.

(II. 10). Не бойся ничесоже, яже имаши пострадати. Се имать діаволъ всаждати отъ васъ въ темницы, да искуситеся: и имѣти будете скорбь до десяти дній. Буди вѣренъ даже до смерти, и дамъ ти вѣнецъ живота.

Не бойся ничего, что тебѣ надобно будетъ претерпѣть. Вотъ, діаволъ будетъ ввергать изъ среды васъ въ темницу, чтобы искусить васъ, и будете имѣть скорбь дней десять. Будь вѣренъ до смерти; и дамъ тебѣ вѣнецъ жизни.

Не бойся, говоритъ, скорбей, причиняемыхъ тебѣ богоборцами чрезъ раны и притѣсненія, такъ-какъ онѣ будутъ кратковременны, — только въ продолженіи десяти дней. Посему должно пренебрегать даже самою смертію, ибо въ самое краткое время доставляетъ она неувядаемый вѣнецъ жизни.

(II. 11). Имѣяй ухо слышати, да слышитъ, чтó Духъ глаголетъ церквамъ: побѣждаяй не имать вредитися отъ смерти вторыя.

Имѣющій ухо (слышать) да слышитъ, чтó Духъ говоритъ церквамъ: побѣждающій не потерпитъ вреда отъ второй смерти.

Духовно-слушающій и побѣждающій діавольскія внушенія, хотя по плоти и приметъ первую смерть, за то непотерпитъ вреда отъ смерти вторыя — геенны.

Глава 5-я.
Открытое Ангелу Пергамской церкви.

(II. 12-13). И Ангелу Пергамскія церкве напиши: тако глаголетъ имѣяй мечь обоюду изощренъ: Вѣмъ дѣлá твоя, и гдѣ живеши, идѣже престолъ сатанинъ.

И Ангелу Пергамской церкви напиши: тáкъ говоритъ имѣющій острый съ обѣихъ сторонъ мечъ: Знаю твои дѣлá, и что ты живешь тамъ, гдѣ престолъ сатаны.

Идольскій былъ тотъ городъ, къ которому обращаетъ сію рѣчь, похваляя вѣрныхъ за твердое перенесеніе искушеній. —

Мечемъ, обоюду острымъ называетъ или Евангельское ученіе, обрѣзующее сердце и отдѣляющее вѣрныхъ отъ нечестивыхъ, или же осужденіе, отсѣкающее нечестивыхъ.

(II. 13). И держиши имя Мое и не отверглся еси вѣры Моея и въ (Моя) дни, въ няже Антипасъ свидѣтель Мой вѣрный, иже убіенъ бысть въ васъ, идѣже живетъ сатана.

И что содержишь имя Мое, и не отрекся отъ вѣры Моей, даже въ тѣ дни, въ которые у васъ, гдѣ живетъ сатана, умерщвленъ вѣрный свидѣтель Мой Антипа.

Антипа былъ мужественнѣйшій мученикъ въ Пергамѣ; его мученія я нѣкогда читалъ. Здѣсь-же воспоминаетъ о немъ для показанія терпѣнія оныхъ и жестокости заблудившихся.

(II. 14-15). Но имамъ на тя мало, яко имаши ту держащихъ ученіе Валаамово, иже учаше Валака положити соблазнъ предъ сынми Израилевыми, ясти жертвы идольскія, и любы творити. Тако имаши и ты держащыя ученіе Николаитско, егоже ненавижду.

Но имѣю немного противъ тебя: потому что есть у тебя тамъ держащіеся ученія Валаама, который научилъ Валака ввести въ соблазнъ сыновъ Израилевыхъ, чтобы они ѣли идоложертвенное и любодѣйствовали. Такъ и у тебя есть держащіеся ученія Николаитовъ, которое Я ненавижу.

Два беззаконія, какъ видится, имѣлъ этотъ городъ: во первыхъ, въ немъ много было Еллиновъ, а во вторыхъ, и между именующимися вѣрными были сквернодѣйцы Николаиты, какъ злые плевелы, смѣшавшіеся съ пшеницею. Поэтому и упомянулъ о Валаамѣ сказавши: иже учаше Валака. Сими словами онъ указыветъ на мысленнаго Валаама — діавола, который чрезъ чувственнаго Валаама научилъ Валака соблазнить Израильтянъ на блудъ и идолослуженіе (Нав. 24, 9): ибо сластію сего удовольствія такъ низко пали, что принесли жертвы Веельфегору.

(II. 16). Покайся: аще ли ни, пріиду тебѣ скоро, и брань сотворю съ ними мечемъ устъ Моихъ.

Покайся; а если не такъ, скоро приду къ тебѣ, и сражусь съ ними мечемъ устъ Моихъ.

Угроза срастворяется человѣколюбіемъ: ибо не съ тобою, говоритъ, сотворю брань, но съ тѣми, которые неисцѣлимо больны.

(II. 17). Имѣяй ухо слышати, да слышитъ, чтó Духъ глаголетъ церквамъ: побѣждающему дамъ ясти отъ манны сокровенныя, и дамъ ему камень бѣлъ, и на камени имя ново написано, егоже никтоже вѣсть, токмо пріемляй.

Имѣющій ухо (слышать) да слышитъ, чтó Духъ говоритъ церквамъ: побѣждающему дамъ вкушать сокровенную манну, и дамъ ему бѣлый камень и на камнѣ написанное новое имя, котораго никто не знаетъ, кромѣ того, кто получаетъ.

Манна сокровенная есть Хлѣбъ жизни Небесный, ради насъ сшедшій съ небесъ и содѣлавшійся ядомымъ. Манной образно называются будущія блага, какъ сходящія съ неба, откуда и горній Іерусалимъ. — Сіи блага получатъ побѣдившіе діавола; они же, удостоившись десной части, получатъ и камень бѣлъ, т. е. побѣждающій и, неизвѣстное въ настоящей жизни, новое имя. Ибо око не видѣ, ухо не слыша и умъ не уразумѣлъ будущихъ благъ и новаго имени, которое наслѣдуютъ святые (1 Кор. 2, 9).

Глава 6-я.
Открытое Ангелу Ѳіатирской церкви.

(II. 18). И Ангелу Ѳіатирскія церкве напиши: тако глаголетъ Сынъ Божій, имѣяй очи Свои яко пламень огненъ, и нозѣ Его подобни халколивану.

И Ангелу Ѳіатирской церкви напиши: тáкъ говоритъ Сынъ Божій, у Котораго очи, какъ пламень огненный, и ноги подобны халколивану.

Огневидность очей указываетъ на просвѣщеніе праведныхъ и попаленіе грѣшниковъ. — Ноги же и халколиванъ означаютъ благоуханіе въ спасаемыхъ мысленнаго Христова мѵра и нераздѣльно — несліянное соединеніе Божества съ человѣчествомъ. Какъ разжженное Божественнымъ Духомъ, оно не доступно для человѣческаго разумѣнія.

(II. 19-20). Вѣмъ твоя дѣла, и любовь, и службу, и вѣру, и терпѣніе твое, и дѣла твоя, и послѣдняя бóльша первыхъ. Но имамъ на тя мало, яко оставляеши женѣ Іезавели, глаголющей себѣ быти пророчицу, учити и лстити Моя рабы, любодѣйствовати, и снѣсти жертву идолскую.

Знаю твои дѣла, и любовь, и служеніе, и вѣру, и терпѣніе твое, и то, что послѣднія дѣла твои бóльше первыхъ. Но имѣю немного противъ тебя, потому что ты попускаешь женѣ Іезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить въ заблужденіе рабовъ Моихъ, любодѣйствовать и ѣсть идоложертвенное.

Вѣмъ твоя дѣла. — Если и хвалю за вѣру, служеніе, благодушіе и терпѣніе ваше, то справедливо и порицаю, потому что не пресѣкли дѣйствія ереси Николаитовъ (по нечестію и порокамъ образно названной Іезавелью), которая Моимъ рабамъ подаетъ поводъ къ соблазнамъ и, по простотѣ ума ихъ, увлекаетъ къ идолослуженіямъ, коихъ они прежде прекрасно отреклись. Вы должны ее уничтожить, ибо вспомоществуемая лукавымъ духомъ она выдаетъ себя ложно за пророчествующую.

(II. 21-23). И дахъ ей время, да покается отъ любодѣйства своего, и непокаяся. Се, Азъ полагаю ю на одрѣ, и любодѣющія съ нею въ скорбь велію, аще не покаются отъ дѣлъ своихъ. И чада ихъ умрутъ смертію.

Я далъ ей время покаяться въ любодѣяніи ея, но она не покаялась. Вотъ, Я повергаю ее на одръ и любодѣйствующихъ съ нею въ великую скорбь, если не покаются въ дѣлахъ своихъ. И дѣтей ея поражу смертію.

И дахъ ей время. — Вредная, говоритъ, ересь ихъ, имѣя время на покаяніе, не воспользовалась имъ во благо. Се Азъ полагаю ю на одрѣ. — Продолжая говорить óбразною рѣчью, уподобляетъ хитрость и лесть еретиковъ блудницѣ, смертью и болѣзнями угрожая поразить ее, а также и всѣхъ съ нею осквернившихся и предъ Богомъ любодѣйствовавшихъ, если только не обратятся къ Нему чрезъ покаяніе.

(II. 23-25). И уразумѣютъ вся церкви, яко Азъ есмь испытаяй сердцá и утробы; и дамъ вамъ комуждо по дѣломъ вашимъ. Вамъ же глаголю и прочимъ сущимъ въ Ѳіатирѣ, иже не имутъ ученія сего, и иже не разумѣютъ глубинъ сатаниныхъ, якоже глаголютъ: не возложу на вы тяготы иныя: Токмо, еже имате, держѝте, дондеже пріиду.

И уразумѣютъ всѣ церкви, что Я есмь испытующій сердцá и внутренности; и воздамъ каждому изъ васъ по дѣламъ вашимъ. Вамъ же и прочимъ, находящимся въ Ѳіатирѣ, которые не держатъ сего ученія и которые не знаютъ такъ называемыхъ глубинъ сатанинскихъ, сказываю, что не наложу на васъ инаго бремени; только то, чтó имѣете, держѝте, пока приду.

Это къ еретикамъ обольщеннымъ и соблазняющимъ другихъ; простѣйшимъ-же говоритъ: «такъ-какъ вы, по простотѣ нравовъ, не можете противостать лукавымъ и словоизобрѣтательнымъ, ибо, какъ утверждаете, не знаете вполнѣ глубины сатанинской, то не требую отъ васъ борьбы словомъ, но только сохраненія ученія, принятаго вами, до того времени, когда возьму васъ отсюда».

(II. 26-27). И побѣждающему и соблюдающему дѣлá Моя до конца, дамъ ему власть на языцѣхъ. И упасетъ я жезломъ желѣзнымъ, яко сосуды скудельничи сокрушатся, якоже и Азъ пріяхъ отъ Отца Моего.

Кто побѣждаетъ и собдюдаетъ дѣлá Мои до конца, тому дамъ власть надъ язычниками. И будеть пастѝ ихъ жезломъ желѣзнымъ; какъ сосуды глиняные, они сокрушатся, какъ и Я получилъ власть отъ Отца Моего.

Дамъ ему власть. — Творящему дѣлá Мои дамъ власть, какъ обѣщано въ Евангеліи, надъ пятью или десятью городами. Или симъ означается судъ надъ невѣрными, чрезъ который прельщенные, будучи судимы увѣровавшими во Христа, сокрушатся какъ жезломъ пасомые: мужіе Ниневитстіи востанутъ на судъ съ родомъ симъ и осудятъ его (Матѳ. 12, 41), сказалъ Господь. — Слова: якоже и Азъ пріяхъ отъ Отца Моего сказаны по человѣчеству, ради воспринятія плоти.

(II. 28-29). И дамъ ему звѣзду утреннюю. Имѣяй ухо слышати, да слышитъ, чтó Духъ глаголетъ церквамъ.

И дамъ ему звѣзду утреннюю. Имѣющій ухо (слышать) да слышитъ, чтó Духъ говоритъ церквамъ.

Утреннею звѣздою называетъ или того, о комъ говоритъ Пророкъ Исаія: како спаде съ неба денница восходящая заутра (Ис. 14, 12) и обѣщаетъ положить ее сокрушенную подъ ноги вѣрныхъ (Лук. 10, 18-19; Псал. 90), или же денницу, упоминаемую блаженнымъ Петромъ, и ясно сіяющую въ сердцáхъ вѣрныхъ (2 Петр. 1, 19), т. е. просвѣщеніе Христово. Денницами называются еще Креститель Іоаннъ и Илія Ѳесвитянинъ, — одинъ какъ Предтеча перваго восхода Солнца правды, а другой — втораго пришествія. И мы вѣруемъ, что съ ними будутъ имѣть часть побѣдители діавола. Ничего нѣтъ удивительнаго и въ томъ, что однимъ и тѣмъ же именемъ называемъ столь противоположныхъ другъ другу; ибо изъ Писанія знаемъ, что подъ именемъ толкуемаго въ разныхъ смыслахъ льва разумѣется и Христосъ — Левъ отъ Іуды, а антихристъ — левъ отъ Васана. И еще: подъ востокомъ разумѣется начало будущаго дня, которымъ разсѣется тьма настоящей жизни, — и благовѣствующій о немъ Ангелъ, ибо онъ предыдетъ Солнцу правды, имѣющему просвѣтить Святыхъ и уничтожить сумракъ настоящей жизни. — Его лучами да просвѣтимся и мы благоволеніемъ Отца со Всесвятымъ Духомъ. Ему слава во вѣки. Аминь.

Источникъ: Толкованіе на Апокалипсисъ святаго Андрея, Архіепископа Кесарійскаго. — Изданіе четвертое, Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-Литографія И. Ефамова, 1901. С. 18-24.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0