Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Ареѳа, митр. Кесаріи Каппадокійской († ок. 940 г.)
Посланіе къ Дамасскому эмиру, по внушенію царя римлянъ, изложенное простымъ языкомъ приспособительно къ пониманію сарацинъ
[1].

Письмо твое, визирь, отправленное къ намъ изъ Эмата, мы получили и радуемся твоему тѣлесному здоровью, потому что у христіанъ есть обычай радоваться тѣлесному здоровью враговъ, ибо ученіе Христа, Бога истиннаго, таково: любите враговъ вашихъ и добро желайте ненавидящимъ васъ. Но вмѣсто чистой и непорочной вѣры ты выдаешь за добрую вѣру сарацинъ, которая происходитъ отъ закона прельстившаго васъ Магомета, какъ учитъ васъ Коранъ и Фолканъ (τὸ φολκάν?). Не полна-ли она нечистоты, приводящей васъ въ особенности къ блудодѣянію съ женами и инымъ многимъ постыднымъ и непотребнымъ дѣламъ? а что нечиста ваша вѣра, ясно (будетъ) изъ слѣдующаго; такъ какъ вы требовали, чтобы мы внимательно выслушали написанное тобою къ намъ, то и самъ выслушай насъ съ размышленіемъ, приличнымъ людямъ.

Мы, христіане, слышали многихъ пророковъ, предвозвѣстившихъ пришествіе Христа, Сына Божія и Бога въ міръ, и дѣлами, которые Самъ Іисусъ Христосъ сотворилъ на землѣ, убѣдились (въ этомъ) и увѣровали въ Него. Ибо все, что предвозвѣстили пророки о Христѣ, то Онъ и исполнилъ: и то, что Онъ имѣетъ родиться отъ Дѣвы и сотворитъ на землѣ многія чудеса, будетъ воскрешать мертвыхъ, больныхъ дѣлать здоровыми, изгонять демоновъ, и то, что Онъ будетъ распятъ беззаконными іудеями, черезъ три дня воскреснетъ и взойдетъ на небеса, и то, что посредствомъ двѣнадцати бѣдныхъ и простыхъ учениковъ міръ научится вѣрѣ въ Него. А что касается вашего суесловія, что и Адамъ не родился отъ жены, то мы много смѣялись несмыслію тѣхъ, которые говорятъ такъ. Ибо Адамъ, когда еще не было другаго человѣка, былъ первый созданъ Богомъ; а Христосъ, Сынъ Божій и Богъ, когда было много людей и когда всѣ раждались женами отъ соитія мужскаго, одинъ только родился отъ единой Дѣвы. Не исповѣдуете-ли и вы этого (когда говорите), что Слово Божіе вошло въ Святую Марію, матерь Христову, чрезъ слухъ Ея, и что Она зачала Христа Іисуса и родила Его? Но говоря, что Слово Божіе вошло чрезъ слухъ во Святую Марію, зачѣмъ думаете, что звукъ (гласъ) вошель въ слухъ Дѣвы? Звукъ не есть вещь, имѣющая субстанцію и могущая пребывать, — онъ тотчасъ разсѣевается въ воздухѣ. Такъ, не звукъ вошелъ въ Дѣву, а посредствомъ звука мыслимый Сынъ Божій и Богъ вошелъ, и вселился, и родился отъ Нея во спасеніе человѣковъ. Ибо Онъ взялъ отъ чистыхъ кровей Святой Дѣвы, какъ художникъ беретъ какой-нибудь матеріалъ и дѣлаетъ вещь, какъ золотыхъ дѣлъ мастеръ дѣлаетъ изъ золота серги, или перстень, или что-нибудь иное. Такъ и Сынъ Божій во утробѣ Святой Дѣвы Маріи взялъ, какъ матеріалъ, чистыя крови Ея, и сотворилъ человѣка, и вселился въ него, и родился отъ Нея человѣкомъ совершеннымъ, не переставая въ тоже время быть и Богомъ совершеннымъ, какъ Богъ и Сынъ Божій, и былъ сопричисленъ къ людямъ и волею пострадалъ за насъ, о чемъ писали и ученики Его, апостолы. А что не звукъ вошелъ во Святую Марію Дѣву, но посредствомъ звука мыслимый Сынъ Божій и Богъ, — объ этомъ послушай.

Если кто-нибудь разсказываетъ тебѣ о какомъ-либо человѣкѣ, что онъ таковъ-то и таковъ-то, то звукъ-ли оный входитъ въ тебя или мысль посредствомъ звука, и человѣкъ, обозначаемый этимъ звукомъ, есть и пребываетъ въ твоей душѣ? Во всякомъ случаѣ, если имѣешь разумъ, ты долженъ сказать, что человѣкъ, обозначенный звукомъ, находится въ душѣ моей; человѣкъ, обозначенный звукомъ, не изсчезаетъ, подобно звуку, въ воздухѣ. Такъ и во Святую Дѣву Марію посредствомъ гласа ангельскаго вселился являемый этимъ гласомъ Сынъ Божій и Богъ, и родился съ человѣкомъ, котораго Онъ (Самъ) образовалъ, и сопричислился къ людямъ.

Если же ты говоришь: какъ Пресвятый Богъ вошелъ въ утробу Дѣвы, гдѣ кровь и нечистоты, то я тебѣ скажу, какъ могъ Богъ, создавая въ началѣ Адама и Еву, простереть руку и создать члены мужчины и женщины? Какъ тогда, создавая Адама и Еву, Богъ не дѣлалъ ничего недостойнаго Себя, а напротивъ, достоинъ великой похвалы за то, что не возгнушался сдѣлать это, такъ и теперь, ради спасенія людей сдѣлавшій (тоже самое) при посредствѣ Святой Дѣвы, Онъ достоинъ похвалы, а не порицанія или хуленія.

Если такъ случилось и съ Адамомъ, и со Христомъ, то въ отношеніи къ рожденію безъ отца Адамъ подобенъ Христу.

Что касается тѣхъ, которые говорятъ, что и Іезекіиль воскрешалъ мертвыхъ, то мы много смѣялись такой болтовнѣ. Ибо самъ Іезекіиль въ пророчествѣ своемъ о мертвыхъ костяхъ истолковывалъ, что онъ говоритъ не о мертвыхъ костяхъ, а называетъ мертвыми плѣнныхъ, отведенныхъ въ Вавилонъ и потомъ опять возвратившихся на свое мѣсто. Ибо прибавляетъ: сыне человѣчь, сія кости весь домъ израилевъ есть; тіи бо глаголютъ: сухи быша кости наша, убіени быхомъ, т. е. омертвѣли, и тотчасъ говоритъ: и изведу васъ, людіе мои, отъ гробъ вашихъ въ землю вашу. Какъ же вы считаете за истинное бытіе то, чтó говорится приточно? На ваше возраженіе: какъ вы утверждаете, что Богъ имѣетъ Сына, и какъ Онъ родилъ Его, еда жену имать Богъ, якоже и человѣцы? — мы отвѣчаемъ: этого человѣкъ, имѣющій душу человѣческую, ни понять, ни выразить не можетъ, чтобы, слыша о рожденіи, не сталъ искать жены и мужа и плотскаго соитія, и чтобы не сталъ разсуждать недостойно о рожденіи, приличествующемъ Богу. Такъ поступаетъ человѣкъ несмысленный. И когда ты слышишь отъ человѣка, что человѣкъ ἐχορτάσθη, развѣ думаешь, что человѣкъ насытился, наѣвшись травы, ибо отъ χόρτος (трава) происходитъ слово насыщаються (χορτάζεσθαι)? Какъ слыша о насыщеніи, не думаешь, что человѣкъ насытился травою (ибо человѣкъ не траву ѣстъ, а хлѣбъ и мясо и этимъ насыщается), такъ и слыша о рожденіи, мысли о рожденіи сообразно съ предметомъ, а не примѣнительно къ природѣ живущихъ, что дѣлаете вы, сарацины, будучи страстными, и сýдите о Богѣ вслѣдствіе своей нечистоты и тупоумія, и подобно скотамъ, которые не могутъ человѣческой мыслью судить ни о какой природѣ и мыслить о ней по ея достоинству и о словахъ, которыми она обозначается. Мы утверждаемъ, что Богъ имѣетъ не только Сына, но и Святаго Духа, что мы называемъ Святою Троицею. Сына же мы называемъ и Словомъ, чтобы посредствомъ слова Сынъ мыслить Его единосущнымъ Богу Отцу, подобно тому какъ порожденія людей и другихъ животныхъ единосущны съ родившими ихъ. Называя же Его Словомъ, мыслимъ, что Онъ безъ тѣлеснаго страданія исходитъ отъ Отца, подобно тому, какъ и изъ нашего ума слово исходитъ безъ всякаго страданія. Также (мыслимъ мы) и о Духѣ. Ибо какъ это солнце, будучи единымъ, имѣетъ свѣтъ и теплоту, не чуждыя солнцу, но близкія ему, исходящія изъ его природы, и одно называется свѣтомъ, другое теплотою, которыя не чужды другъ другу, потому что они отъ солнца, изъ одного источника, и свѣтъ дѣлаетъ видимымъ все, что въ мірѣ, а теплота солнечная оживотворяетъ все — и растенія, и животныхъ, такъ и Богъ Отецъ чрезъ Сына Своего, воплотившагося спасенія ради нашего, Господа Іисуса Христа и Бога, просвѣщаетъ помышленіе словесныхъ естествъ, чтобы достойно намъ мыслить о подлежащихъ вещахъ и о всемъ, случающемся съ ними. Не имѣя этого свѣта въ сердцахъ вашихъ вы, сарацины, живете, какъ слѣпые, и не можете различить божественное и человѣческое дѣло. Духъ же Святый освящаетъ насъ и избавляетъ отъ грѣховъ, чтобы мы, подобно вамъ, сарацинамъ, не пребывали въ грязи и нечистотѣ, какъ свиньи. И мы называемъ Сына Богомъ и Духа Святаго Богомъ, подобно тому, какъ свѣтъ солнца называемъ солнцемъ, потому что, когда чрезъ какое-нибудь отверзтіе солнечный лучъ входитъ въ домъ и освѣщаетъ домъ, мы говоримъ, что солнце вошло и освѣтило домъ. И опять, когда идя мы согрѣваемся силою теплоты солнечной, мы говоримъ, что солнце согрѣло насъ. Вотъ — доказательство, что въ Троицѣ мыслится нами и вѣруется Богъ. А чтó вы суесловите, что христіане крестъ Христовъ дѣлаютъ равночестнымъ Христу, потому что на немъ Онъ распялся, то говорить это несвойственно людямъ разумнымъ и свѣдущимъ. Такъ какъ и вы покланяетесь плащу Магомета, то я спрашиваю васъ: зачѣмъ вы покланяетесь плащу и одежду дѣлаете равною человѣку? Если вы упрекаете насъ за поклоненіе кресту, потому что на немъ былъ пригвожденъ Христосъ, то тѣмъ болѣе мы можемъ упрекнуть васъ за поклоненіе Магометову плащу, какъ Магомету. Но Христосъ былъ распятъ и воскресъ; а Магометъ, не предвозвѣщенный ни однимъ изъ пророковъ, и мертвыхъ не воскрешавшій, и самъ не воскресшій, достоинъ-ли почитанія, — будь то самъ онъ или плащъ его? — Такимъ образомъ, за то, о чемъ вы суесловите, вы сами болѣе достойны порицанія, потому что человѣка, который не былъ предвозвѣщенъ пророками, не сотворилъ чудесъ, и не родился отъ Дѣвы безъ мужа, вы считаете и почитаете за пророка. Какъ вы дерзаете называть Магомета пророкомъ, когда онъ былъ человѣкъ нечистый и развратный? Увидѣвъ, что другъ его Русулуле имѣетъ красивую жену, и желая соблудить съ нею, но не находя средствъ къ этому, онъ сказалъ Русулуле, будто Богъ открылъ ему, что жена его соблудила. Когда же Русулуле сказалъ, что за это дѣло онъ убьетъ ее, Магометъ отвѣчалъ: не убивай ее, но разведись съ нею и пусть ее возьметъ другой, и послѣ того какъ она очистится отъ блудодѣянія своего посредствомъ того, что ее возьметъ другой, тогда опять возьми ее, и отпустится блудодѣяніе ея. Когда же Русулуле сдѣлалъ это и развелся съ нею, то ее взялъ Магометъ, соблудилъ съ нею и совершилъ съ нею студодѣяніе свое, и потомъ сказалъ Русулуле, чтобы онъ опять взялъ ее, чтó и было сдѣлано. И онъ далъ вамъ законъ, чтобы и вы дѣлали это, когда соблазнитесь тѣмъ, что жены ваши соблудили, что и дѣлаютъ нѣкоторые: женщину берутъ люди строгой нравственности, такъ называемые очистители, и спятъ съ нею на одной постели, положивъ между собою обнаженный мечъ. И вы не думаете о томъ, несмысленные, что нѣкоторые и съ утесовъ бросаются, чтобы только насладиться этою нечистотой. Да если и положить по срединѣ мечъ, — что стóитъ лежащему удалить его, и оскверниться съ нею? Ибо какой человѣкъ, лежа съ женщиной на кровати, не осквернится съ нею; во всякомъ случаѣ, вашъ очиститель не цѣломудреннѣе Іосифа, но и сей послѣдній ни чѣмъ (инымъ) воздержался отъ оскверненія съ своею госпожею, какъ только тѣмъ, что убѣжалъ отъ нея, когда она схватила его. Но Магометъ, впавшій въ прелюбодѣяніе съ женою Русулуле, сдѣлалъ это и постановилъ для васъ, чтобы вы были не только тайными развратниками, но и явными. Онъ старался только о томъ (чтобы угодить вамъ); видя, что вы невоздержны по отношенію къ ложу, и зная, что вы особенно любите нечистоту по отношенію къ женщинамъ, онъ и установилъ дѣлать это. Какъ же вы дерзаете называть его пророкомъ, посланнымъ отъ Бога? Насъ убѣждаютъ почитать Христа и покланяться Ему, какъ Богу истинному, чистая Его жизнь, которую Онъ проводилъ и узаконилъ, и воскресеніе изъ мертвыхъ, потому что чтó пророки предвозвѣстили о Немъ, тó Онъ и сдѣлалъ. Да и донынѣ чудодѣйствуетъ каждый годъ въ день Его воскресенія святый и честный гробъ Его. Погасивъ всякій огонь въ Іерусалимѣ, гдѣ находится св. гробъ Его, христіане приготовляютъ кандила ἀντρίου καὶ τουβίου (?); эмиръ, что въ Іерусалимѣ, стоитъ близь св. гроба — при запечатанномъ имъ же самимъ входѣ, а христіане стоятъ внѣ храма св. воскресенія и восклицаютъ Господи, помилуй; тогда внезапно является молнія и кандила зажигаются; отъ этого свѣта берутъ всѣ обитатели Іерусалима и зажигаютъ огонь. А гробъ Магомета объемлетъ тьма и мракъ во всѣ дни жизни вашей.

На несмысленное же вопрошеніе ваше, волею или неволею распялся Христосъ, мы отвѣчаемъ, много посмѣявшись надъ вами и по этому поводу: Христосъ распялся волею согласно съ пророчествами о Немъ. Ибо, Онъ былъ распятъ не за свои собственные грѣхи, потому что пророкъ Исаія говоритъ о Немъ, что Онъ грѣха не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его, и за беззаконія людей Моихъ, говоритъ Богъ о Немъ чрезъ того же пророка Исаію, ведеся на смерть. И той грѣхи наша понесе и о нась болѣзнуетъ, такъ что Онъ распялся волею для спасенія людей. А іудеевъ мы упрекаетъ не за то, что они, распявъ Его, исполнили волю Его, потому что евреи сдѣлали это не для того, чтобы исполнить волю Его и предсказанное о Немъ пророками, а потому, что они, будучи нечестивыми, удовлетворяли (?) своему враждебному чувству. Представимъ и примѣръ. Положимъ, что кто нибудь имѣетъ врага, у котораго на тѣлѣ вередъ и опухоль, доставляющая ему много страданій. Если врагъ его придетъ съ намѣреніемъ не исцѣлить его, а убить, и ударитъ его мечомъ по опухоли, но тотъ не умретъ, а опухоль, удручавшая его, прорвется и уничтожится, и онъ избавится отъ удручавшей его опухоли и выздоровѣетъ, то неужели имѣющій смыслъ и разсудокъ можетъ сказать, что онъ облагодѣтельствовалъ своего врага, ибо какъ хотѣвшій убить оказался исцѣлителемъ болѣзни? Еще вы суесловите: какъ вы называете Христа Богомъ, когда Самъ Христосъ говоритъ о Себѣ: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашму, Богу Моему и Богу вашему. — Но скажи мнѣ: если сынъ вашего главнаго начальника скажетъ войску его: иду къ отцу моему и отцу вашему, начальнику моему и начальнику вашему, то неужели начальникъ будетъ отцемъ въ томъ же смыслѣ по отношенію къ сыну, какъ и по отношенію къ войску? Размыслите объ этомъ повнимательнѣе, и познаете свое несмысліе, потому что вы сами не знаете, о чемъ говорите и разсуждаете.

Іисуса же Навина какъ дерзаете вы называть равнымъ Христу, потому что онъ остановилъ солнце? Вѣдь, Іисусъ Навинъ остановилъ солнце ради военной нужды словомъ своей молитвы къ Богу; а Христосъ ничего не говорилъ, но когда міръ увидѣлъ Творца своего распятымъ и обезчещеннымъ, онъ пришелъ въ смятеніе и солнце убо помрачися, земля же потрясеся и вострепета, видя Содѣтеля своего умершвляема и укоряема, подобно тому, какъ рабъ, видя господина своего въ безчестіи и не вынося обиды, причиняемой его господину, бьетъ себя и исполняется скорби. А о томъ, что вы овладѣли всѣмъ свѣтомъ, подобаетъ вамъ скорѣе плакать, чѣмъ радоваться. Ибо мы, по благодати сыны Божіи, любимые Имъ, терпимъ скорби, потому что его же любитъ Господь, наказуетъ, говоритъ писаніе наше, и любящій сына своего наказываетъ его, это и Самъ Христосъ возвѣстилъ намъ: въ мірѣ скорбни будете. И пророкъ Давидъ говоритъ: не ревнуй спѣющему въ пути своемъ человѣку, творящему беззаконіе. Какъ вы не перестанете беззаконовать и убивать людей, когда пророкъ говоритъ: не радуйся смерти человѣческой, ниже погибели живущихъ? Хотя и самъ вашъ лжепророкъ Магометъ говоритъ въ Коранѣ: не убивай человѣка, который не воюетъ съ тобою и не поднимаетъ оружія на тебя, не убивай ни земледѣльца, ни женщины, ни монаха, ни священника (?), однако вы и заповѣдь своего лжепророка не соблюдаете, но убиваете и тѣхъ, которые выходятъ противъ васъ съ оружіемъ, и тѣхъ, которые не воюютъ съ вами. А что вы хвалитесь, будто пользуясь особеннымъ расположеніемъ Божіимъ, воюете и завладѣваете свѣтомъ, то что скажете (если напомнимъ), что васъ побѣдилъ Парамитисъ и истребилъ, также и Андроникъ истребилъ васъ 18 тысячъ на одномъ мѣстѣ. Гдѣ же была добрая вѣра сарацинъ, когда они такимъ образомъ всѣ подпали одной смерти? Гдѣ также была вѣра ваша, когда и Гимерій уничтожилъ и истребилъ цѣлое войско ваше? Впрочемъ, уповаемъ, что время ваше уже исполнилось, и вы окончательно погибнете.

Обратили мы вниманіе и на ученіе самого вашего Магомета о томъ, что по смерти вы войдете въ рай, и будете имѣть тамъ по семи коней и по семи женъ и блудодѣйствуя съ ними будете всегда имѣть ихъ дѣвами, и будете также имѣть тамъ три рѣки, изъ вина, меда и молока, которыми будете питаться и жить. Но, спрошу я васъ прежде всего о женахъ: для чего Богъ сотворилъ женщину? Конечно, для того, чтобы она оплодотворялась отъ мужчины и раждала дѣтей, преемниковъ ихъ въ мірѣ, а не для удовольствія и нечистоты. Спрошу васъ потомъ и о рѣкахъ. Питаясь изъ нихъ, будете-ли вы извергать оную пищу или нѣтъ? Во всякомъ случаѣ, ядущій оную пищу часть ея будетъ издерживать на образованіе тѣла, а излишнее и ненужное будетъ извергать. Итакъ, неужели вы допускаете въ рай и самыя нечистоты ваши? И если всѣ сарацины въ раю будутъ извергать нечистоты, то не наполнятъ-ли они въ короткое время весь рай этими послѣдними? Если же, какъ полагаютъ нѣкоторые изъ вашихъ мнимыхъ мудрецовъ, пища не будетъ испражняема, но излишнее и ненужное будетъ удаляемо потомъ [изъ] всего тѣла, то мы скажемъ: если въ нынышней тлѣнной жизни нечистоты удаляются чрезъ одно отверстіе, и это отверстіе дѣлается зловоннымъ, развѣ не сдѣлается зловоннымъ и отвратительнымъ все тѣло, если ненужное изъ пищи будетъ извергаться всѣмъ тѣломъ посредствомъ пота? Поэтому, рай вашъ и вы сами будете полны нечистотъ и зловонія, и гдѣ найдете столько благовоній, чтобы намазываться, о чемъ вы такъ тщательно стараетесь въ этой тлѣнной жизни?

Если же говорите, какая нужда была воплотиться Богу, — то выслушай. Адама, согрѣшившаго въ раю, Богъ осудилъ смертію, и такъ какъ надлежало опять отмѣнить осужденіе смерти, то Богъ послалъ Сына Своего Бога, чтобы Сынъ Божій и Богъ разрѣшилъ осужденіе смерти, подобно тому какъ и царскій сынъ посылается отцемъ своимъ, чтобы онъ отмѣнилъ наказаніе отца своего. А что уничтожено Христомъ наказаніе смерти, ясно изъ слѣдующаго: Самъ Христосъ, бывъ умерщвленъ іудеями, воскресъ изъ мертвыхъ и потому не умираетъ. Если же вы скажете, что, хотя Христосъ и разрѣшилъ осужденіе смерти, мы умираемъ какъ прежде Христа, такъ и послѣ Него, то выслушайте. Такъ какъ угодить Богу въ мірѣ имѣютъ многіе, которыхъ Онъ предопредѣлилъ прежде сотворенія міра по недовѣдомой глубинѣ Своей премудрости, то было бы несправедливо, если бы Богъ открылъ окончательное (всеобщее) воскресеніе и, такимъ образомъ, повредилъ бы тѣмъ, которые имѣютъ приблизиться къ Нему своей доброй жизнью. Поэтому, Христосъ, воскресши изъ мертвыхъ, показалъ намъ, что и мы, сохранивъ заповѣди Его, сподобимся такой же славы и воскреснемъ вмѣстѣ съ тѣлами своими, съ которыми жили на землѣ. А прежде пришествія Христова не было никакой надежды на воскресеніе мертвыхъ. Со времени этого воскресенія Христова открылось, что и прочіе люди воскреснутъ съ тѣлами своими, чтобы сдѣлавшіе благое пріяли съ тѣлами своими благое, а сдѣлавшіе злое пріяли съ тѣлами своими злое.

Вотъ — что мы отвѣчаемъ на вашу болтовню; а относительно прочаго, что сказано вами о распоряженіяхъ благаго царя, — особый отвѣтъ, особое сужденіе и апологія.

Примѣчаніе:
[1] Изъ греческой рукописи московской Синодальной библіотеки (по описанію Mathaei № 302).

Источникъ: Императоръ Левъ VI Мудрый и его царствованіе въ церковно-историческомъ отношеніи. Изслѣдованіе Н. Попова. — М.: Типографія А. И. Снегиревой, 1892. — С. 296-304.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0