Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. авва Дороѳей Палестинскiй († ок. 620 г.)
Душеполезныя поученія къ своимъ ученикамъ.

Поученіе третіе. О совѣсти.

Когда Богъ сотворилъ человѣка, то Онъ всѣялъ въ него нѣчто Божественное, какъ бы нѣкоторый помыслъ, имѣющій въ себѣ, подобно искрѣ, и свѣтъ, и теплоту; помыслъ, который просвѣщаетъ умъ и показываетъ ему, что доброе, и что злое: сіе называется совѣстію, а она есть естественный законъ. Это тѣ кладязи, которые, какъ толкуютъ Святые Отцы, искапывалъ Исаакъ, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Послѣдуя сему закону, то-есть совѣсти, Патріархи и всѣ Святые, прежде написаннаго закона, угодили Богу. Но когда люди, чрезъ грѣхопаденіе, зарыли и попрали ее, тогда сдѣлался нуженъ законъ написанный, стали нужны святые Пророки, нужно сдѣлалось самое пришествіе Владыки нашего Іисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее (совѣсть); чтобы засыпанную оную искру снова возжечь храненіемъ святыхъ Его заповѣдей.

Нынѣ же въ нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей свѣтиться въ насъ и просвѣщать насъ, если будемъ повиноваться ей. Ибо когда совѣсть наша говоритъ намъ сдѣлать что-либо, а мы пренебрегаемъ симъ, и когда она снова говоритъ, а мы не дѣлаемъ, но продолжаемъ попирать ее, тогда мы засыпаемъ ее, и она не можетъ уже явственно говорить намъ отъ тяготы, лежащей на ней, но, какъ свѣтильникъ, сіяющій за завѣсою, начинаетъ показывать намъ вещи темнѣе. И какъ въ водѣ, помутившейся отъ многаго ила, никто не можетъ узнать лица своего, такъ и мы, по преступленіи, не разумѣемъ, что говоритъ намъ совѣсть наша; такъ что намъ кажется, будто ея вовсе нѣтъ у насъ. Однако нѣтъ человѣка, не имѣющаго совѣсти, ибо она есть, какъ мы уже сказали, нѣчто Божественное и никогда не погибаетъ, но всегда напоминаетъ намъ полезное, а мы не ощущаемъ сего, потому что, какъ уже сказано. пренебрегаемъ ею и попираемъ ее.

Посему-то Пророкъ оплакиваетъ Ефрема и говоритъ: Соодолѣ Ефремъ соперника своего, и попра судъ (Ос. 5, 11). Соперникомъ же называетъ совѣсть. Поэтому и въ Евангеліи сказано: буди увѣщаваяся съ соперникомъ твоимъ, дондеже еси на пути съ нимъ, да не когда тя предастъ судіи, а судія слугамъ, и всадятъ тя въ темницу; аминь глаголю тебѣ: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси послѣднiй кодрантъ (Матѳ. 5, 25-26). Но почему же совѣсть называется соперникомъ? Соперникомъ называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей волѣ и напоминаетъ намъ, что мы должны дѣлать, но не дѣлаемъ; и опять, чего не должны дѣлать, и дѣлаемъ, и за это она осуждаетъ насъ. Потому и Господь называетъ ее соперникомъ и заповѣдуетъ намъ, говоря: буди увѣщеваяся съ соперникомъ твоимъ, дондеже еси на пути съ нимъ. Путь, какъ говоритъ Василій Великій, есть міръ сей.

И такъ, потщимся, братія, хранить совѣсть нашу пока мы находимся въ этомъ мірѣ, не допустимъ, чтобы она обличала насъ въ какомъ-либо дѣлѣ: не будемъ попирать ее отнюдь ни въ чемъ, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что отъ (пренебреженія) сего малаго и въ сущности ничтожнаго мы переходимъ и къ пренебреженію великаго. Ибо если кто начнетъ говорить: «что за важность, если я скажу это слово? что за важность, если я съѣмъ эту бездѣлицу? что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь?» — отъ этого: «что за важность въ томъ, что за важность въ другомъ» впадаетъ онъ въ худой навыкъ [1] и начинаетъ пренебрегать великимъ и важнымъ, и попирать свою совѣсть, а такимъ образомъ, закоснѣвая (во злѣ), находится въ опасности придти и въ совершенное нечувствіе. Поэтому берегитесь, братія, пренебрегать малымъ, берегитесь презирать его, какъ малое и ничтожное; оно не малое, ибо чрезъ него образуется худой навыкъ. Будемъ же внимать себѣ и заботиться о легкомъ, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжкимъ: ибо и добродѣтели, и грѣхи начинаются отъ малаго и приходятъ къ великому добру и злу. Поэтому заповѣдуетъ намъ Господь блюсти свою совѣсть и какъ бы особенно увѣщеваетъ (каждаго изъ. насъ), говоря: «посмотри, что ты дѣлаешь, несчастный! опомнись, помирись съ соперникомъ твоимъ, пока ты на пути съ нимъ». Потомъ указываетъ бѣдственныя послѣдствія отъ несоблюденія сей заповѣди: да не когда предастъ судіи, а судія слугамъ, и всадятъ тя въ темницу. А затѣмъ что? — Аминь глаголю тебѣ: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси послѣдній кодрантъ. Ибо совѣсть обличаетъ насъ, какъ я уже сказалъ, и въ добрѣ, и въ злѣ, и показываетъ намъ, что дѣлать; и опять она же осудитъ насъ въ будущемъ вѣкѣ, поэтому и сказано: да не когда предастъ тя судіи, и прочее.

А храненіе совѣсти многоразлично: ибо человѣкъ долженъ сохранять ее въ отнощеніи къ Богу, къ ближнему и вещамъ. Въ отношеніи къ Богу хранитъ совѣсть тотъ, кто не пренебрегаетъ Его заповѣдями и даже въ томъ, чего не видятъ люди, и чего никто не требуетъ отъ насъ, онъ хранитъ совѣсть свою къ Богу въ тайнѣ. Напримѣръ, облѣнился ли кто въ молитвѣ, или страстный помыслъ вошелъ въ сердце его, а онъ не воспротивился ему и не возстягнулъ себя, но принялъ его; также, если кто, видя ближняго, дѣлающаго или говорящаго что-либо, и какъ (обыкновенно) случается, осудилъ его; короче сказать, все, что бываетъ въ тайнѣ, чего никто не знаетъ, кромѣ Бога и совѣсти нашей, должны мы хранить; и сіе-то есть храненіе совѣсти въ отношеніи къ Богу. А храненіе совѣсти въ отношеніи къ ближнему требуетъ, чтобы не дѣлать отнюдь ничего такого, что, какъ мы знаемъ, оскорбляетъ или соблазняетъ ближняго дѣломъ, или словомъ, или видомъ или взоромъ: ибо и видомъ, какъ я часто повторяю, даже и взоромъ можно оскорбить брата. Короче сказать: человѣкъ не долженъ дѣлать ничего такого, о чемъ знаетъ, что онъ дѣлаетъ это съ намѣреніемъ оскорбить ближняго; симъ оскверняется совѣсть его, сознавая, что это сдѣлано съ тѣмъ, чтобы повредить брату или опечалить его: и сіе-то значитъ хранить свою совѣсть въ отношеніи къ ближнему. А храненіе совѣсти въ отношеніи къ вещамъ состоитъ въ томъ, чтобы не обращаться небрежно съ какою-либо вещію, не допускать ей портиться и не бросать ее какъ-нибудь, а если увидимъ что-либо брошенное, то не должно пренебрегать симъ, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на свое мѣсто. Не должно также обходиться неразсмотрительно съ своею одеждою: ибо случается, что иной могъ бы носить одежду [2] недѣлю или двѣ, или даже мѣсяцъ, а онъ часто моетъ ее преждевременно и тѣмъ портитъ ее, и вмѣсто того, чтобы носить ее пять мѣсяцевъ или болѣе, онъ частымъ мытьемъ приводитъ ее въ ветхость и негодность; а это противъ совѣсти. Также и въ отношеніи постели, часто иной могъ бы довольствоваться одной подушкой, а онъ ищетъ большой постели; или имѣетъ власяницу, но хочетъ перемѣнить ее и пріобрѣсти другую, новую или болѣе красивую, по тщеславію или отъ унынія. Иной опять можетъ обойтись однимъ покрываломъ, а онъ ищетъ другаго, лучшаго, иногда даже и споритъ, если не получитъ его. А если онъ еще станетъ примѣчать за братомъ своимъ и говорить: «зачѣмъ у него есть, а у меня нѣтъ?» то такой далекъ отъ преуспѣянія. Также если кто-либо развѣситъ свою одежду или покрывало на солнцѣ, и полѣнится вовремя снять ихъ, и допуститъ имъ отъ зноя портиться, то и это противъ совѣсти. Также и въ пищѣ, иной можетъ удовлетворить своей потребности малымъ количествомъ какой-либо овощи, или чечевицей, или немногими маслинами, а онъ не хочетъ этого, но ищетъ другой пищи, вкуснѣйшей и лучшей: это все противъ совѣсти. Отцы же говорятъ, что монахъ никогда не долженъ допускать, чтобы совѣсть обличала его въ какой-либо вещи. И такъ, необходимо намъ, братія, внимать себѣ всегда и охранять себя отъ всего этого, чтобы не подвергнуться тому бѣдствію, отъ котораго Самъ Господь предостерегаетъ насъ, какъ мы выше сказали. Да подастъ намъ Богъ слышать и исполнять сіе, чтобы слова Отцевъ нашихъ не послужили намъ на осужденіе.

Примѣчанія:
[1] Въ слав. «злую и горькую пажить».
[2] Вѣроятно, полотняную — хитонъ.

Печатается по изданiю: Преподобнаго отца нашего Аввы Дороѳея, Душеполезныя поученiя и посланiя, съ присовокупленiемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсонуфiя Великаго и Iоанна Пророка. — Восьмое изданiе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1900. — С. 49-54.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0