Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. авва Дороѳей Палестинскiй († ок. 620 г.)
Душеполезныя поученія къ своимъ ученикамъ.

Поученіе одиннадцатое. О томъ, что должно стараться скорѣе отсѣкать страсти, прежде нежели онѣ обратятся въ злой навыкъ души.

Вникайте умомъ вашимъ, братія, въ свойство вещей, и берегитесь, чтобы не вознерадѣть, ибо и малое нерадѣніе подвергаетъ насъ великимъ опасностямъ. Пошелъ я недавно къ одному брату, и найдя его изнемогшимъ отъ болѣзни, бесѣдовалъ съ нимъ и узналъ, что онъ только семь дней пробылъ въ горячкѣ, и вотъ прошли другіе сорокъ дней, а онъ еще не находитъ въ себѣ крѣпости. Видите ли, братія, какъ страдаетъ тотъ, кто впадаетъ въ несвойственное ему состояніе. Иной никогда не заботится о малыхъ разстройствахъ своего тѣла, и не знаетъ, что если случится тѣлу хотя немного пострадать, и особенно, если онъ немощенъ, то нужно очень много труда и времени, пока онъ совершенно поправится. Семь дней былъ боленъ сей смиренный, и вотъ сколько прошло дней, а онъ еще не находитъ покоя и не можетъ укрѣпиться. Такъ бываетъ и съ душою: иной согрѣшаетъ немного, а сколько времени проводитъ онъ потомъ, проливая кровь свою, пока исправитъ себя. Но въ тѣлесныхъ болѣзняхъ находимъ мы различныя причины: или что врачъ неискусенъ и даетъ одно лѣкарство вмѣсто другаго; или что больной ведетъ себя безпорядочно и не исполняетъ предписаній врача. Въ отношеніи же души бываетъ иначе. Мы не можемъ сказать, что врачъ, будучи неискусенъ, не далъ надлежащаго лѣкарства. Ибо врачъ душъ есть Христосъ, Который все знаетъ и противъ каждой страсти подаетъ приличное врачевство: такъ противъ тщеславія далъ Онъ заповѣди о смиренномудріи, противъ сластолюбія — заповѣди о воздержаніи, противъ сребролюбія — заповѣди о милостынѣ, и однимъ словомъ, каждая страсть имѣетъ врачевствомъ соотвѣтствующую ей заповѣдь. И такъ, нельзя сказать, что врачъ неискусенъ; а также и что лѣкарства стары и потому не дѣйствуютъ: ибо заповѣди Христовы никогда не ветшаютъ, но чѣмъ болѣе ихъ исполняютъ, тѣмъ болѣе онѣ обновляются. Поэтому ничто не препятствуетъ здравію душевному, кромѣ безчинія души.

И такъ будемъ внимать себѣ, братія, будемъ подвизаться, пока имѣемъ время. Что мы не заботимся о себѣ? Сдѣлаемъ хотя что-нибудь доброе, дабы найти помощь во время искушенія! Что мы губимъ жизнь нашу? Мы столько слышимъ, и не заботимся (о себѣ), и всѣмъ пренебрегаемъ. Видимъ, какъ братія наши похищаются изъ среды нашей, и не внимаемъ себѣ, тогда какъ знаемъ, что и мы мало по малу приближаемся къ смерти. Вотъ, съ тѣхъ поръ, какъ мы сѣли бесѣдоватъ, до сего времени мы прожили два или три часа нашего вѣка и приблизились къ смерти, и видя, что теряемъ время, не боимся. Какъ мы не помнимъ слова онаго старца, сказавшаго, что если кто потеряетъ золото или серебро, то онъ вмѣсто его можетъ найти другое; если же потеряемъ время, живя въ праздности и лѣни, то не возможемъ найти другаго въ замѣнъ потеряннаго; по истинѣ мы будемъ искать хотя одного часа сего времени, и не найдемъ его. Сколько людей желаютъ услышать слово Божіе и не получаютъ желаемаго, а мы столько слышимъ и пренебрегаемъ (симъ) и не возбуждаемся! Богъ знаетъ, удивляюсь нечувствію душъ нашихъ, что мы можемъ спастись, и не хотимъ: ибо пока страсти наши еще молоды, мы можемъ отсѣкать ихъ но не заботимся (объ этомъ) и позволяемъ имъ укрѣпиться противъ насъ, чтобы придти къ худшему концу. Ибо иное дѣло, какъ я много разъ говорилъ вамъ, вырвать съ корнемъ малую былинку, потому что она легко исторгается, и иное — искоренить большое дерево.

Одинъ великій Старецъ прохаживался съ учениками своими на нѣкоторомъ мѣстѣ, гдѣ были различные кипарисы, большіе и малые. Старецъ сказалъ одному изъ учениковъ своихъ: вырви этотъ кипарисъ. Кипарисъ же тотъ былъ малъ, и братъ тотчасъ одною рукою вырвалъ его. Потомъ Старецъ показалъ ему на другой, большій перваго, и сказалъ: вырви и этотъ; братъ раскачалъ его обѣими руками и выдернулъ. Опять показалъ ему Старецъ другой еще большій, онъ съ великимъ трудомъ вырвалъ и тотъ. Потомъ указалъ ему на иной еще большій; братъ же съ величайшимъ трудомъ, сперва много раскачивалъ его, трудился и потѣлъ, и наконецъ вырвалъ и сей. Потомъ показалъ ему Старецъ и еще большій, но братъ, хотя и много трудился и потѣлъ надъ нимъ, однако не могъ его вырвать. Когда же Старецъ увидѣлъ, что онъ не въ силахъ сдѣлать этого, то велѣлъ другому брату встать и помочь ему; и такъ они оба вмѣстѣ едва успѣли вырвать его. Тогда Старецъ сказалъ братіямъ: «вотъ такъ и страсти, братія: пока онѣ малы, то, если пожелаемъ, легко можетъ исторгнуть ихъ; если же вознерадимъ о нихъ, какъ о малыхъ, то онѣ укрѣпляются, и чѣмъ болѣе укрѣпляются, тѣмъ большаго требуютъ отъ насъ труда; а когда очень укрѣпятся въ насъ, тогда даже и съ трудомъ мы не можемъ одни исторгнуть ихъ изъ себя, ежели не получимъ помощи отъ нѣкоторыхъ святыхъ, помогающихъ намъ по Богѣ».

Видите ли, какъ многозначительны слова святыхъ Старцевъ? И Пророкъ также учитъ насъ сему, говоря въ Псалмѣ: дщи Вавилоня окаянная, блаженъ, иже воздастъ тебѣ воздаяніе твое, еже воздала еси намъ; блаженъ, иже иметъ и разбіетъ младенцы твоя о камень (Псал. 136, 8-9). Прослѣдимъ сказанное по порядку. Вавилономъ называетъ онъ смѣшеніе или смущеніе, ибо такъ изъясняютъ сіе (слово), производя оное отъ слова вавелъ; тоже значитъ и Сихемъ. Дщерію же Вавилона называетъ вражду; ибо душа сперва возмущается, а потомъ рождаетъ грѣхъ. Окаянною онъ ее называетъ потому, что, какъ я прежде сказалъ вамъ, злоба не имѣетъ никакой существенности, ни состава, но получаетъ бытіе отъ нашего нерадѣнія и и опять истребляется и уничтожается нашимъ тщаніемъ (о добродѣтели). Потомъ Святый Давидъ говоритъ какъ-бы къ ней: блаженъ, иже воздастъ тедѣ воздаяніе твое, еже воздала еси намъ. Посмотримъ же, что мы дали, что восприняли, и что хотимъ воздать? Мы дали волю нашу и восприняли грѣхъ: изреченіе же это называетъ блаженными воздавшихъ ей, а воздавать здѣсь значитъ: болѣе не творить грѣха. Потомъ прибавляетъ: блаженъ, иже иметъ и разбіетъ младенцы твоя о камень; блаженъ, кто съ самого начала вовсе не принимаетъ порождаемаго тобою, т.-е. лукавыхъ помышленій, и не даетъ имъ мѣста возрастать въ себѣ и приводить зло въ дѣйствіе; но вскорѣ, пока они еще малы, и прежде чѣмъ они укрѣпятся и возстанутъ на него, возметъ и сокрушитъ ихъ о камень, иже есть Христосъ (1 Кор. 10, 4), и истребитъ ихъ, прибѣгнувъ ко Христу. Вотъ какъ и Старцы, и Святое Писаніе, всѣ согласны (между собою) и ублажаютъ подвизающихся отсѣкать свои страсти, пока онѣ еще молоды, прежде чѣмъ испытаемъ отъ нихъ бѣдствія и горести.

И такъ постараемся, братія, получить помилованіе, потрудимся немного, и найдемъ великій покой. Отцы сказали, какимъ образомъ человѣкъ долженъ постепенно очищать себя: каждый вечеръ онъ долженъ испытывать себя, какъ онъ провелъ день, и опять утромъ, какъ провелъ ночь, и каяться предъ Богомъ, въ чемъ ему случилось согрѣшить. Намъ же поистинѣ, такъ какъ мы много согрѣшаемъ, нужно, по забывчивости нашей, и по истеченіи шести часовъ, испытывать себя, какъ провели мы время и въ чемъ согрѣшили. И каждый изъ насъ долженъ говорить себѣ: не сказалъ ли я чего нибудь такого, что прогнѣвало брата моего? Когда видѣлъ его занятымъ какимъ-нибудь дѣломъ, не осудилъ ли я его? не уничижилъ ли его и не злословилъ ли его? Не просилъ ли я чего-нибудь у келаря, и когда онъ не далъ мнѣ, не осудилъ ли я его и не поропталъ ли я на него? Если пища была не хороша, не сказалъ ли я чего-нибудь? или, будучи въ огорченіи, не поропталъ ли на самого себя? Ибо если кто и на себя поропщетъ, это грѣхъ [1]. Должно также говорить себѣ: не сказалъ ли мнѣ канонархъ или другой кто изъ братіи (непріятнаго) слова, и я не перенесъ сего, но противорѣчилъ ему? Такъ должны мы ежедневно испытывать самихъ себя, какъ провели мы день. Такимъ же образомъ каждый долженъ испытывать себя, какъ провелъ онъ и ночь: съ усердіемъ ли всталъ на бдѣніе? или поропталъ на разбудившаго его? или помалодушествовалъ противъ него? Мы должны знать, что тотъ, кто будитъ насъ на бдѣніе, оказываетъ намъ великое благодѣяніе и бываетъ для насъ виновникомъ великихъ благъ, ибо онъ пробуждаетъ насъ для того, чтобы бесѣдовать съ Богомъ, молиться о грѣхахъ своихъ, просвѣтиться и получить (душевную) пользу. Какъ же не должны мы благодарить такого (благодѣтеля)? По истинѣ должно его почитать такъ, какъ-бы чрезъ него получали мы спасеніе.

Разскажу вамъ о семъ нѣчто чудесное, слышанное мною о великомъ и прозорливомъ Старцѣ. Стоя въ церкви, онъ видѣлъ, что, когда братія начинали псалмопѣніе, нѣкто свѣтоносный выходилъ изъ алтаря; держа какъ-бы ковчежецъ съ мѵромъ и кисть, онъ обмакивалъ кисть въ ковчежецъ и обходилъ всю братіто, полагая знаменіе на каждомъ изъ нихъ и на мѣстахъ нѣкоторыхъ отсутствовавшихъ, а мѣста другихъ отсутствующихъ проходилъ мимо. Передъ окончаніемъ (богослуженія) Старецъ опять видѣлъ, какъ онъ выходилъ изъ алтаря и дѣлалъ тоже самое. Однажды Старецъ остановилъ его и повергся къ его ногамъ, моля объяснить ему, что онъ дѣлаетъ, и кто онъ такой? Свѣтоносный оный мужъ отвѣчалъ ему: «я Ангелъ Божій, и мнѣ повелѣно было напечатлѣвать сіе знаменіе на тѣхъ, которые приходятъ въ церковь въ началѣ псалмопѣнія и остаются до конца онаго, за ихъ усердіе, стараніе и доброе произволеніе». Старецъ спросилъ его: «почему же ты полагаешь знаменіе на мѣста нѣкоторыхъ отсутствующихъ (братій)?» Въ отвѣтъ на сіе святый Ангелъ сказалъ ему: «тѣ изъ братій, которые ревностны и имѣютъ доброе произволеніе, но вышли (изъ церкви) или по нѣкоторому крайнему изнеможенію, съ благословенія отцевъ, или также по какой-либо заповѣди, заняты своимъ послушаніемъ и потому (здѣсь) не находятся сіи, хотя и не бываютъ въ церкви, но получаютъ свое знаменіе, потому что они произволеніемъ своимъ присутствуютъ вмѣстѣ съ поющими. Однимъ лишь тѣмъ, которые могутъ быть (въ церкви) и не приходятъ въ нее по лѣности, повелѣно мнѣ не давать знаменія, поелику такіе сами себя дѣлаютъ недостойными онаго». Видите ли, какихъ даровъ виновникомъ бываетъ для брата своего тотъ, кто возбуждаетъ его на церковное правило? Постарайтесь же, братія, никогда не лишаться знаменія святаго Ангела; если же случится когда облѣниться кому-либо изъ васъ и другой напомнитъ ему о семъ, то онъ не долженъ негодоватъ, но, имѣя въ виду пользу сего напоминанія, долженъ благодарить напомнившаго ему, кто бы онъ ни былъ.

Когда я былъ въ общежитіи, Игуменъ съ совѣтомъ Старцевъ сдѣлалъ меня страннопріимцемъ; а у меня незадолго передъ тѣмъ была сильная болѣзнь. И такъ, бывало, вечеромъ приходили странники, и я проводилъ вечеръ съ ними, потомъ приходили еще погонщики верблюдовъ, и я служилъ имъ. Часто и послѣ того, какъ я уходилъ спать, опять встрѣчалась другая надобность и меня будили, а между тѣмъ наставалъ и часъ бдѣнія. И едва только я засыпалъ, какъ канонархъ уже будилъ меня, но отъ труда или отъ болѣзни я былъ въ изнеможеніи, и сонъ опять овладѣвалъ мною, такъ что, разслабленный отъ жара, я не помнилъ самъ себя и отвѣчалъ ему сквозь сонъ: «хорошо, господине, Богъ да помянетъ любовь твою и да наградитъ тебя; ты приказалъ, я приду, господине». Потомъ, когда онъ уходилъ, я опять засыпалъ, и очень скорбѣлъ, что опаздывалъ итти въ церковь. И такъ какъ канонарху нельзя было ждать меня, то я упросилъ двухъ братій, одного, чтобы онъ будилъ меня, другаго, чтобы онъ не давалъ мнѣ дремать на бдѣніи; и повѣрьте мнѣ, братія, я такъ почиталъ ихъ, какъ бы чрезъ нихъ совершалось мое спасеніе, и питалъ къ нимъ великое благоговѣніе. Такъ и вы должны поступать съ возбуждающими васъ на правило церковное и на всякое благое дѣло. Посему каждый, какъ мы сказали, долженъ испытывать себя, какъ онъ провелъ день и ночь: со вниманіемъ ли стоялъ на псалмопѣніи и молитвѣ, или увлекался страстными помышленіями? Прилежно ли слушалъ Божественное чтеніе, или, оставивъ псалмопѣніе, вышелъ изъ церкви въ разсѣяніи? Если кто постоянно [2] испытываетъ себя такимъ образомъ, раскаявается, въ чемъ согрѣшилъ, и старается исправиться; то онъ начинаетъ уменьшать въ себѣ зло, и если дѣлалъ девять (проступковъ), будетъ дѣлать восемь, и такъ, преуспѣвая постепенно, съ помощію Божіею, не допускаетъ укрѣпиться въ себѣ страстямъ. Ибо великое бѣдствіе впасть кому-либо въ навыкъ страсти, потому что, какъ мы сказали, хотя бы даже такой и захотѣлъ покаяться, то онъ не можетъ одинъ преодолѣть страсть, если не имѣетъ помощи отъ нѣкоторыхъ святыхъ.

Хотите ли, я разскажу вамъ объ одномъ братѣ, которому страсть обратилась въ навыкъ? Вы услышите дѣло, достойное многаго плача. Когда я былъ въ общежитіи, братія по простотѣ своей, думаю, исповѣдывали мнѣ помышленія свои, и Игуменъ, съ совѣтомъ Старцевъ, велѣлъ мнѣ взять на себя эту заботу. Однажды пришелъ ко мнѣ нѣкто изъ братіи и сказалъ мнѣ: «простй меня, отче, и помолись о мнѣ: я краду и ѣмъ». Я спросилъ его: «зачѣмъ же? развѣ ты голоденъ?» Онъ отвѣчалъ: «да, я не насыщаюсь за братской трапезой, и не могу просить». Я сказалъ ему: «отъ чего же ты не пойдешь и не скажешь Игумену?» Онъ отвѣчалъ мнѣ: «стыжусь». Говорю ему: «хочешь ли, чтобъ я пошелъ и сказалъ ему?» Онъ говоритъ: «какъ тебѣ угодно, господине». И такъ я пошелъ и объявилъ о семъ Игумену. Онъ сказалъ мнѣ: «окажи любовь и позаботься о немъ, какъ знаешь». Тогда я взялъ его и сказалъ келарю при немъ: «окажи любовь, и когда придетъ къ тебѣ сей братъ, давай ему, сколько онъ хочетъ, и ни въ чемъ не отказывай ему». Услышавъ это, келарь отвѣчалъ мнѣ: «какъ ты приказалъ, такъ и исполню». Проведя такимъ образомъ нѣсколько дней, братъ этотъ опять приходитъ и говоритъ мнѣ: «прости меня, отче, я снова началъ красть». Говорю ему «зачѣмъ же? развѣ келарь не даетъ тебѣ, чего ты хочешь?» Онъ отвѣчалъ мнѣ: «да, прости меня, онъ даетъ мнѣ, чего я желаю, но я стыжусь его». Говорю ему: «что же, ты и меня стыдишься?» Онъ отвѣчалъ: «нѣтъ». Тогда я сказалъ ему: «и такъ, когда хочешь, приходи и бери у меня, но не крадь»; ибо у меня: тогда была должность въ больницѣ, и онъ приходилъ и бралъ, что хотѣлъ. Но черезъ нѣсколько дней объ опять началъ красть, и пришелъ со скорбію и сказалъ мнѣ: «вотъ я опять краду». Я спросилъ его: «зачѣмъ, братъ мой? развѣ я не даю тебѣ, чего ты хочешь?» Онъ отвѣчалъ: «нѣтъ, (даешь)». Говорю ему: «что же, ты стыдишься брать у меня?» Онъ говоритъ: «нѣтъ». Я сказалъ ему: «такъ зачѣмъ же ты крадешь?» Онъ отвѣчалъ мнѣ: «прости меня, самъ не знаю, за чѣмъ; но такъ просто краду». Тогда я сказалъ ему: «скажи мнѣ по крайней мѣрѣ по правдѣ, что ты дѣлаешь съ тѣмъ, что крадешь?» Онъ отвѣчалъ: «я отдаю это ослу». И дѣйствительно оказалось, что этотъ братъ кралъ куски хлѣба, финики, смоквы, лукъ, и вообще все, что онъ ни находилъ, и пряталъ это, одно подъ свою постель, другое на иномъ мѣстѣ, и наконецъ не зная, куда это употребить, и видя, что оно портится, онъ выносилъ это вонъ и выбрасывалъ, или отдавалъ безсловеснымъ животнымъ.

Вотъ видите ли, что значитъ обратить страсть въ навыкъ? Видите ли, какого это достойно сожалѣнія, какое это страданіе? Онъ зналъ, что сіе есть зло; онъ зналъ, что худо дѣлаетъ и скорбѣлъ, плакалъ: однако увлекался, несчастный, дурнымъ навыкомъ, который образовался въ немъ отъ прежняго нерадѣнія. И хорошо сказалъ авва Нистерой: «если кто увлекается страстію, то онъ будетъ рабомъ страсти».

Благій Богъ да избавитъ насъ отъ злаго навыка, чтобы и намъ не было сказано: кая польза въ крови моей, внегда сходити ми во истлѣніе (Псал. 29, 10). А какимъ образомъ кто-либо впадаетъ въ навыкъ, о семъ я уже неоднократно говорилъ вамъ. Ибо не тотъ, кто однажды разгнѣвался, называется уже гнѣвливымъ; и не тотъ, кто однажды впалъ въ блудъ, называется уже блудникомъ; и не тотъ, кто однажды оказалъ милость (ближнему), называется милостивымъ; но какъ въ добродѣтели; такъ и въ порокѣ, отъ частаго въ оныхъ упражненія, душа получаетъ нѣкоторый навыкъ, и потомъ этотъ навыкъ или мучитъ, или покоитъ ее. А о томъ, какъ добродѣтель покоитъ душу, и какъ мучитъ ее порокъ, мы говорили неоднократно, то-есть, что добродѣтель естественна она въ насъ, ибо сѣмена добродѣтелей не уничтожаются. И такъ я сказалъ, что чѣмъ болѣе мы дѣдаемъ добраго, тѣмъ большій пріобрѣтаемъ навыкъ въ добродѣтели, т.-е. возвращаемъ себѣ свое природное свойство и восходимъ къ прежнему своему здравію, какъ отъ бѣльма къ своему прежнему зрѣнію, или отъ иной какой-либо болѣзни къ своему прежнему, природному здоровью. Въ отношеніи же порока бываетъ не такъ: но чрезъ упражненіе въ ономъ мы принимаемъ нѣкоторый чуждый и противный естеству навыкъ, т. е. приходимъ въ навыкъ нѣкоего губительнаго недуга, такъ что если даже пожелаемъ, не можемъ исцѣлиться безъ многой помощи, безъ многихъ молитвъ и многихъ слезъ, которыя могли бы преклонить къ намъ милосердіе Христово. Подобное мы видимъ и въ тѣлесномъ: ибо есть нѣкоторые роды пищи, по свойству своему производящіе черную желчь, какъ напримѣръ капуста, чечевица и нѣкоторыя другія подобныя симъ; но не отъ того, что кто-нибудь одинъ разъ или два раза поѣстъ капусты или чечевицы, или чего-нибудь подобнаго, онъ становится черножелчнымъ, а отъ частаго употребленія оныхъ; и если потомъ въ немъ усилится черная желчь, то образуется горячка, которая мучитъ одержимаго ею и влечетъ за собою и другія безчисленныя болѣзни. Тоже бываетъ и съ душею: если кто закоснѣваетъ во грѣхѣ, то въ душѣ образуется злой навыкъ, который и мучитъ ее. Однако вы должны знать и то, что душа имѣетъ иногда влеченіе къ какой-либо страсти, если только одинъ разъ впадетъ въ дѣйствіе сей страсти, тотчасъ находится въ опасности впасть и въ навыкъ. Тоже случается и въ тѣлесномъ: иной человѣкъ имѣетъ расположеніе къ черной желчи отъ какого-либо прежняго нерадѣнія, такъ что и одинъ изъ вышеупомянутыхъ родовъ пищи можетъ въ немъ тотчасъ возбудить черную желчь и причинить лихорадку. И такъ нужно большое вниманіе, и стараніе, и страхъ, чтобы кто-либо не впалъ въ злой навыкъ.

Повѣрьте, братія, что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась въ навыкъ, то онъ подлежитъ мукѣ, и случается, что иной совершаетъ десять добрыхъ дѣлъ и имѣетъ одинъ злой навыкъ, и это одно, происходящее отъ злаго навыка, превозмогаетъ десятъ добрыхъ (дѣлъ). Орелъ, если весь будетъ внѣ сѣти, но запутается въ ней однимъ когтемъ, то чрезъ эту малость низлагается вся сила его; ибо не въ сѣти ли онъ уже, хотя и весь находится внѣ ея, когда удерживается въ ней однимъ когтемъ? Не можетъ ли ловецъ схватить его, лишь только захочетъ? Такъ и душа: если хотя одну только страсть обратитъ себѣ въ навыкъ, то врагъ, когда ни вздумаетъ, низлагаетъ ее, ибо она находитоя въ его рукахъ, по причинѣ той страсти. Посему-то я и говорю вамъ всегда: не допускайте, чтобы какая-либо страстъ обратилась вамъ въ навыкъ, но подвизайтесь и молитесь Богу день и ночь, чтобы не впасть въ искушеніе. Если же мы и будемъ побѣждены, какъ человѣки, и впадемъ въ согрѣшеніе, то постараемся тотчасъ возстать, покаемся въ немъ, восплачемся предъ благостію Божіею, будемъ бодрствовать и подвизаться. И Богъ, видя наше доброе произволеніе, смиреніе и сокрушеніе наше, подастъ намъ руку помощи, и сотворитъ съ нами милость. Ибо Ему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ греч.: или оно показалось мнѣ не хорошимъ, и я поропталъ въ себѣ, ибо, если кто въ умѣ поропщетъ, то это грѣхъ.
[2] Въ греч.: ежедневно.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Аввы Дороѳея, Душеполезныя поученiя и посланiя, съ присовокупленiемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсонуфiя Великаго и Iоанна Пророка. — Восьмое изданiе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1900. — С. 124-135.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0