Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. авва Дороѳей Палестинскiй († ок. 620 г.)
Душеполезныя поученія къ своимъ ученикамъ.

Поученіе тринадцатое. О томъ, что должно переносить искушеніе съ благодарностію и безъ смущенія.

Хорошо сказалъ Авва Пименъ, что преуспѣяніе монаха обнаруживается въ искушеніяхъ; ибо монахъ, который истинно приступаетъ радотать Господеви, долженъ, какъ говоритъ Премудрый, уготовати душу свою во искушеніе (Сир. 2, 1), чтобы никогда не удивляться и не смущаться ничѣмъ, случающимся съ нимъ, вѣруя, что ничего не бываетъ безъ промысла Божія. А въ чемъ Божій промыслъ, то вполнѣ хорошо, и служитъ къ пользѣ души, ибо все, что дѣлаетъ съ нами Богъ, дѣлаетъ Онъ для нашей пользы, любя и и милуя насъ. И мы должны, какъ сказалъ Апостолъ, о всемъ благодарити (Ефес. 5, 20; 1 Сол. 5, 18) благость Его, и никогда не печалиться, и не малодушествовать о случающемся съ нами, но все, что съ нами бываетъ, принимать безъ смущенія со смиренномудріемъ и съ надеждою на Бога, вѣруя, какъ я сказалъ, что все, что ни дѣлаетъ съ нами Богъ, Онъ дѣлаетъ по благости Своей, любя насъ, и дѣлаетъ хорошо, и что это не можетъ быть иначе хорошо, какъ только такимъ образомъ. Богъ да помилуетъ насъ.

Если кто имѣетъ друга и увѣренъ, что онъ любитъ его, то, когда и потерпитъ отъ него что-нибудь, даже и тяжелое, думаетъ, что тотъ сдѣлалъ это любя, и никогда не повѣритъ о своемъ другѣ, чтобы онъ хотѣлъ ему повредить: тѣмъ болѣе должны мы думать о Богѣ, Который создалъ насъ и привелъ насъ изъ небытія въ бытіе, вочеловѣчился насъ ради и умеръ за насъ, что Онъ дѣлаетъ съ нами все по блатости Своей, и любя насъ. О другѣ иной можетъ подумать: онъ это дѣлаетъ, любя и жалѣя меня, но у него нѣтъ столько благоразумія, чтобы онъ могъ хорошо устроить касающееся до меня, и поэтому случается, что онъ нехотя вредитъ мнѣ. О Богѣ же мы не можемъ сего сказать, ибо Онъ есть источникъ премудрости, знаетъ все, что намъ полезно, и сообразно съ симъ устрояетъ все, касающееся до насъ, даже и самое маловажное. Опять о другѣ можно сказать, что хотя онъ любитъ и жалѣетъ насъ, и (довольно) разуменъ, чтобы устроить относящееся къ намъ, но не въ силахъ помочь намъ въ томъ, въ чемъ онъ думаетъ принести намъ пользу. Но о Богѣ нельзя сказать и сего, ибо Ему все возможно, и для Него нѣтъ ничего невозможнаго. И такъ мы знаемъ о Богѣ, что Онъ любитъ и щадитъ Свое созданіе, что Онъ есть источникъ премудрости и знаетъ, какъ устроить все касающееся до насъ, и что Ему нѣтъ ничего невозможнаго, но все служитъ волѣ Его. Мы должны такъ же знать, что все, что Онъ ни дѣлаетъ, дѣлаетъ для нашей пользы, и должны принимать это, согласно сказанному выше, съ благодарностію, какъ отъ Благодѣтеля и благаго Владыки, хотя бы то было и скорбное. Ибо все бываетъ по праведному суду, и Богъ, Который столько милостивъ, не презираетъ ны малѣйшей нашей скорби. Но часто случается, что иной недоумѣваетъ, говоря внутренно: «если кто въ искушеніяхъ согрѣшитъ отъ скорби, то какъ можетъ онъ думать, что онѣ служатъ къ его пользѣ?» Мы потому только согрѣшаемъ въ искушеніяхъ, что мы нетерпѣливы и не хотимъ перенести малой скорби или потерпѣть что-нибудь противъ нашей воли, тогда какъ Богъ ничего не попускаетъ на насъ выше силы нашей, какъ сказалъ Апостолъ: вѣренъ Богъ, иже не оставитъ насъ искуситися паче, еже можемъ (1 Кор. 10, 13). Но мы не имѣемъ терпѣнія, не хотимъ перенести и немногаго, не стараемся принять что-либо со смиреніемъ, и потому отягощаемся, и чѣмъ болѣе стараемся избѣжать напастей, тѣмъ болѣе мучимся отъ нихъ, изнемогаемъ и не можемъ отъ нихъ освободиться. Тѣ, которые по какой нибудь надобности плаваютъ въ морѣ, если они знаютъ искусство плаванія, то когда находитъ на нихъ волна, они склоняются подъ нее, пока она пройдетъ, и такимъ образомъ безвредно продолжаютъ свое плаваніе; если же захотятъ сопротивляться волнѣ, то она ихъ отбрасываетъ и уноситъ на далекое разстояніе. И когда они опять продолжаютъ плыть, находитъ на нихъ другая волна, и если они и ей противятся, то она также отталкиваетъ и отбрасываетъ ихъ прочь, и они только утомляются безъ всякой пользы. Если же, какъ я сказалъ, они склоняются подъ волну и опустятся подъ нее, то она проходитъ мимо, безъ всякаго для нихъ вреда, и они продолжаютъ плавать, сколько хотятъ, и дѣлаютъ свое дѣло. Такъ бываетъ и при искушеніяхъ: если кто перенесетъ искушеніе съ терпѣніемъ и смиреніемъ, оно пройдетъ безъ вреда для него; если же онъ будетъ малодушествовать, смущаться, обвинять каждаго, то онъ только отягощаетъ самого себя, навлекая на себя искушенія, и не получаетъ совершенно никакой пользы, но лишь вредитъ себѣ; тогда какъ искушенія приносятъ большую пользу тому, кто переноситъ ихъ безъ смущенія. Если даже и страсть тревожитъ насъ, то мы не должны этимъ смущаться; ибо смущаться (въ то время), когда тревожитъ насъ страсть, есть дѣло неразумія и гордости, и происходитъ отъ того, что мы не знаемъ своего душевнаго устроенія и избѣгаемъ труда, какъ сказали Отцы. Потому мы и не преуспѣваемъ, что не знаемъ мѣры нашей и не имѣемъ терпѣнія въ начинаемыхъ нами дѣлахъ, но безъ труда хотимъ пріобрѣсти добродѣтель. Ибо чему удивляется страстный, когда его тревожитъ страсть? Зачѣмъ смущается? Ты образовалъ ее, имѣешь ее въ себѣ, и смущаешься? Принялъ залоги ея, и говоришь: зачѣмъ она тревожитъ меня? Лучше терпи, подвизайся и моли Бога, ибо невозможно, чтобы тотъ, кто исполнялъ страсти, не имѣлъ отъ нихъ скорби. Сосуды [1] ихъ, какъ сказалъ Авва Сисой, находятся внутри тебя; отдай имъ залогъ ихъ, онѣ отойдутъ отъ тебя. Сосудами онъ назвалъ причины страстей: такъ какъ мы ихъ возлюбили и привели въ дѣйствіе, то и невозможно намъ не плѣняться страстными помышленіями, принуждающими насъ, и противъ воли нашей, исполнять страсти, потому что мы добровольно предали себя въ руки ихъ. Сіе значитъ сказанное Пророкомъ о Ефремѣ (Ос. 5, 11), который, соодолѣвши соперника своего, т. е. свою совѣсть, и поправши судъ, обратился къ Египту, и насильственно взятъ былъ Ассиріянами. Египтомъ Отцы называютъ волю плотскую, приклоняющую насъ къ тѣлесному покою и научающую обращать умъ къ плотскимъ страстямъ. А Ассиріянами называютъ страстныя помышленія, которыя возмущаютъ и волнуютъ умъ и наполняютъ его нечистыми идолами, и силою, противъ воли, увлекаютъ его къ совершенію грѣха. И такъ, если кто добровольно предаетъ себя плотскому наслажденію, то онъ и противъ воли принужденъ бываетъ итти въ Ассирію и работать Навуходоносору. Зная сіе, Пророкъ съ соболѣзнованіемъ говоритъ имъ: не входите во Египетъ. Что вы дѣлаете, несчастные? Смиритесь (хотя) мало, склоните рамена ваша, служите царю Вавилонскому, и сидите на земли отцевъ вашихъ (Іер. 42, 19; 27, 12). Потомъ утѣшаетъ ихъ, Говоря: не убойтеся отъ лица его, яко Богъ съ нами есть, еже избавляти насъ отъ руки его (Іер. 42, 11). Далѣе предсказываетъ и скорбь, которая ихъ постигнетъ, если они не покорятся Богу. Аще бо внидете, говоритъ онъ, во Египетъ, будете въ непроходимая и подручни въ клятву, и въ укоризну (Іер. 15, 18). Но они отвѣчали ему: не сядемъ на земли сей, но въ землю Египетску внидемъ, и не узримъ рати, и гласа трубнаго не услышимъ, и о хлѣбѣхъ не взалчемъ (Іер. 13, 14). И такъ они пошли и добровольно служили Фараону, а потомъ насильно уведены были въ Ассирію и служили Ассиріянамъ уже неволею.

Вникните умомъ, что я говорю: прежде чѣмъ кто-либо станетъ дѣйствовать по страсти, хотя бы и возставали противъ него помыслы, онъ еще въ своемъ городѣ, онъ свободенъ, и имѣетъ себѣ помощника въ Богѣ; и такъ если онъ смирится предъ Богомъ, понесетъ иго скорби и искушенія съ благодарностію и немного поборется, то помощь Божія освободитъ его. Если же онъ будетъ убѣгать труда и предастся плотскому наслажденію [2], тогда насильственно и принужденно уведенъ будетъ въ землю Ассиріянъ, и по неволѣ будетъ служить имъ. Тогда уже Пророкъ говоритъ имъ: молитеся за житіе Навуходоносора, ибо въ жизни его заключается ваше спасеніе (Вар. 1, 11-12). Молиться о жизни Навуходоносора значитъ, что человѣкъ не долженъ малодушествовать въ печали, происшедшей отъ случившагося съ нимъ искушенія, и не уклоняться отъ него, но переносить его со смиреніемъ, считая, что онъ долженъ былъ потерпѣть это. Пусть онъ признаетъ себя недостойнымъ освободиться отъ тяготы, но болѣе (достойнымъ) того, чтобы искушеніе продолжалось и укрѣпилось противъ него. И сознаетъ ли онъ въ себѣ вину, или въ настоящее время не сознаетъ, онъ долженъ вѣровать, что у Бога ничего не бываетъ безъ суда или неправедно, какъ говорилъ одинъ братъ, скорбя и плача о томъ, что Богъ взялъ отъ него искушеніе: «Господи, ужели я недостоинъ и мало поскорбѣть?» Повѣствуется также, что ученика великаго Старца постигла плотская брань, и Старецъ, видя труды его сказалъ ему: «хочешь ли, я помолюсь Богу, чтобы Онъ облегчилъ тебѣ сію брань?» Но ученикъ отвѣчалъ: «хотя я и тружусь, Отче, но вижу въ себѣ плодъ отъ труда; и такъ лучше моли Бога, чтобы Онъ далъ мнѣ терпѣніе». Таковы суть истинно хотящіе спастись: вотъ что значитъ носить со смиренномудріемъ иго искушенія и молиться о жизни Навуходоносора. Посему Пророкъ и говоритъ: «въ жизни его заключается ваше спасеніе». Сказанное братомъ, «вижу въ себѣ плодъ отъ труда», подобно изреченію «въ жизни его заключается ваше спасеніе», что подтверждаетъ и Старецъ, сказавъ: «теперь я позналъ, что ты преуспѣваешь и превосходишь меня». Ибо когда человѣкъ будетъ подвизаться съ усиліемъ противъ грѣха и начнетъ бороться и противу страстныхъ помышленій, (возникающихъ) въ душѣ, то онъ смиряется, сокрушается, подвизается и, очищаясь мало по малу скорбями подвиговъ, приходитъ въ свое естественное (состояніе). И такъ, какъ мы уже оказали, если искушаемый страстію смущается, (то сіе происходитъ) отъ неразумія и гордости, но онъ долженъ лучше со смиреніемъ познать свою вѣру, и терпѣливо пребывать въ молитвѣ, пока Богъ сотворитъ съ нимъ милость. Ибо, если кто не подвергнется искушеніямъ, и не испытаетъ скорби отъ страстей, тотъ и не подвизается о томъ, какъ бы отъ нихъ очиститься. О семъ говоритъ и Псалмопѣвецъ: внегда прозябоша грѣшницы яко трава, и проникоша вси дѣлающіи беззаконіе, яко да потребятся въ вѣкъ вѣка (Псал. 91, 8). Грѣшники, прозябающіе яко трава, суть страстныя помышленія, ибо трава слаба и не имѣетъ силы. И такъ когда прозябаютъ въ душѣ страстныя помышленія, тогда проникаютъ, т. е. познаются всѣ дѣлающіе беззаконіе, т. е. страсти, яко да потребятся въ вѣкъ вѣка; ибо когда страсти сдѣлаются явными для подвизающихся, тогда онѣ истребляются ими. Вникните въ послѣдовательность рѣчи: сперва прозябаютъ страстныя помышленія, потомъ возникаютъ страсти, и тогда уже истребляются. Все сіе относится къ подвизающимся: мы же, согрѣшающіе самымъ дѣломъ и всегда исполняющіе страсти, даже и не знаемъ, когда прозябаютъ страстныя помышленія, когда возникаютъ страсти, чтобы начать подвизаться противъ нихъ, но мы повержены долу, еще находимся въ Египтѣ, (занятые) унизительнымъ плинѳотвореніемъ [3] Фараоновымъ; но кто поможетъ намъ притти по крайней мѣрѣ къ сознанію горькаго рабства нашего, чтобы мы смирились и стали искать помилованія?

Когда сыны Израилевы были въ Египтѣ, въ рабствѣ у Фараона, тогда они дѣлали кирпичи, а дѣлающіе кирпичи всегда преклонены долу и смотрятъ въ землю: такъ и душа, если ею овладѣетъ діаволъ, и она совершаетъ грѣхъ на самомъ дѣлѣ, то попираетъ свой разумъ и не мудрствуетъ ни о чемъ духовномъ, но всегда мудрствуетъ о земномъ и дѣлаетъ земное. Потомъ (Израильтяне) изъ кирпичей, ими сдѣланныхъ, построили Фараону три крѣпкіе города: Пиѳонъ, Рамессинъ и Онъ или Иліополь, т. е. солнечный градъ. Это суть: сластолюбіе, славолюбіе и сребролюбіе, отъ которыхъ происходитъ всякій грѣхъ.

Когда же Богъ послалъ Моисея извести ихъ изъ Египта и рабства Фараонова, то Фараонъ еще болѣе обременилъ ихъ работою и говорилъ имъ: праздни есте, сего ради глаголете: да идемъ и пожремъ, Господу Богу нашему (Исх. 5, 17). Также и діаволъ, когда видитъ, что Богъ умилосердился надъ душею, готовъ ее помиловать и облегчить ее отъ бремени страстей словомъ Своимъ, или чрезъ кого-либо изъ рабовъ Своихъ, тогда діаволъ болѣе отягощаетъ ее страстями и сильнѣе боретъ ее. Но Отцы, зная сіе, укрѣпляютъ человѣка своимъ ученіемъ и не допускаютъ его предаваться боязни. Одинъ говоритъ: «ты палъ? возстань и если опять палъ, опять возстань» и проч. Другой также говоритъ: «крѣпость желающихъ стяжать добродѣтели состоитъ въ томъ, чтобы не малодушествовать, если падутъ, и не приходить въ отчаяніе, но опять бороться». Однимъ словомъ, каждый изъ нихъ различнымъ образомъ, одинь такъ, другой иначе подаютъ руку подвизающимся и оскорбляемымъ отъ врага. Ибо и они приняли сіе отъ Божественнаго Писанія, которое говоритъ: еда падаяй не востаетъ? или отвращаяйся не обратится (Іер. 8, 4). Возвратитеся ко Мнѣ, сынове, и исцѣлю сокрушенія ваша, глаголетъ Господь, и тому под. (Іер. 3, 22). Когда же рука Божія отяготѣла надъ Фараономъ и надъ слугами его, и онъ рѣшился отпустить сыновъ Израилевыхъ, то сказалъ Моисею: идите, послужите Господу Богу вашему: токмо овцы и волы оставите (Исх. 10, 24), чѣмъ означаются умственныя помышленія, которыми Фараонъ хотѣлъ обладать, надѣясь чрезъ нихъ опять привлечь къ себѣ сыновъ Израилевыхъ. Моисей отвѣчалъ ему: ни, по и ты намъ даси жертвы и всесожженія, яже сотворимъ Господу Богу нашему; и скотъ нашъ пойдетъ съ нами, и не оставимъ и копыта (Исх. 10, 25-26). Когда же Моисей извелъ сыновъ Израилевыхъ изъ земли Египетской, и провелъ ихъ черезъ Черное море; то Богъ, хотя привести ихъ туда, гдѣ было семьдесятъ финиковыхъ деревьевъ и двѣнадцать источниковъ воды, сперва привелъ ихъ въ Мерру, гдѣ народъ скорбѣлъ, не находя, что пить, ибо та вода была горька, и уже черезъ Мерру привелъ ихъ на мѣсто семидесяти финиковыхъ деревьевъ и двѣнадцати источниковъ воды. Такъ и душа, когда перестанетъ исполнять грѣхи на самомъ дѣлѣ и перейдетъ мысленное море, сперва должна потрудиться въ подвигахъ и многихъ скорбяхъ, и такъ черезъ скорби войти въ святый покой: ибо многими скорбми подобаетъ намъ внити въ царствіе Божіе (Дѣян. 14, 22). Скорби привлекаютъ къ душѣ милость Божію, подобно тому какъ вѣтры наносятъ дождь. И какъ продолжительный дождь, дѣйствуя на нѣжное растеніе, производитъ въ немъ гніеніе и портитъ плодъ его, а вѣтры постепенно осушаютъ и укрѣпляютъ оное; такъ бываетъ и съ душею: нерадѣніе, безпечность и покой разслабляютъ и разсѣиваютъ ее, искушенія же напротивъ скрѣпляютъ и соединяютъ съ Богомъ, какъ говоритъ Пророкъ: Господи, въ скорби помянухомъ Тя (Ис. 33, 2). Посему-то, какъ мы сказали, намъ не должно ни смущаться, ни унывать въ искушеніяхъ, но надобно терпѣть и благодарить въ скорбяхъ, и всегда молиться Богу со смиреніемъ, чтобы Онъ сотворилъ милость съ немощію нашею и покрылъ насъ отъ всякаго искушенія во славу Его. Ибо Ему подобаетъ слава, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Достоп. сказанія, стр. 297. Нерѣдко говорится, что страсти гнѣздятся въ человѣкѣ.
[2] Въ греч.: упокоенію.
[3] Дѣланіемъ кирпичей.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Аввы Дороѳея, Душеполезныя поученiя и посланiя, съ присовокупленiемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсонуфiя Великаго и Iоанна Пророка. — Восьмое изданiе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1900. — С. 147-156.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0