Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. авва Дороѳей Палестинскiй († ок. 620 г.)
Душеполезныя поученія къ своимъ ученикамъ.

Поученіе четырнадцатое. О созиданіи и совершеніи душевнаго дома добродѣтелей.

Писаніе упоминаетъ о повивальныхъ бабкахъ, которыя оставляли въ живыхъ дѣтей Израильскихъ мужескаго пола, что, понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себѣ жилища (Исх. 1, 21). О чувственныхъ ли жилищахъ говорится здѣсь? И какой имѣетъ смыслъ: созидать себѣ домы по страху Божію? Мы (дѣлаемъ) противное: насъ учатъ оставлять ради страха Божія иногда и тѣ дома, которые имѣемъ. Писаніе говоритъ (здѣсь) не о чувственныхъ жилищахъ, но о домѣ душевномъ, который созидаетъ себѣ человѣкъ соблюденіемъ заповѣдей Божіихъ. Писаніе научаетъ насъ симъ, что страхъ Божій побуждаетъ душу къ храненію заповѣдей, и посредствомъ заповѣдей созидается домъ душевный. Будемъ и мы, братія, внимательны къ самимъ себѣ, убоимся и мы Бога, и созиждемъ себѣ домы, чтобы найти защиту во время зимы, во время дождей, молній и громовъ, потому что великое бѣдствіе терпитъ зимою неимѣющій дома. Какъ же созидается домъ душевный? Изъ постройки чувственнаго дома можемъ въ точности научиться сему дѣлу. Ибо кто хочетъ построить такой домъ, тотъ долженъ отвсюду укрѣпить его и съ четырехъ сторонъ возводить стѣну, а не объ одной только сторонѣ заботиться, другія же оставить въ небреженіи: потому что иначе онъ не получитъ никакой пользы, но понапрасну утратитъ все: намѣреніе и издержки и трудъ. Такъ бываетъ и относительно души: ибо человѣкъ, желающій создать душевный домъ, не долженъ нерадѣть ни объ одной сторонѣ своего зданія, но ровно и согласно возводить оное. Сіе-то значитъ сказанное Аввою Іоанномъ: «я хочу, чтобы человѣкъ каждый день пріобрѣталъ понемногу отъ всякой добродѣтели», а не такъ, какъ дѣлаютъ нѣкоторые, кои, держась одной добродѣтели и пребывая въ ней, только ее одну и исполняютъ, а о прочихъ не заботятся. Можетъ быть, что они и по навыку имѣютъ сію добродѣтель, или по естественному свойству [1], потому и не тревожитъ ихъ противоположная страсть: а сверхъ того они незамѣтно увлекаются другими страстями и бываютъ тревожимы ими, но не заботятся о нихъ, а напротивъ думаютъ, что обладаютъ чѣмъ-то великимъ. Таковые подобны человѣку, который, строитъ одну только стѣну, и возводитъ ее сколь возможно выше и, взирая лишь на высоту этой стѣны, думаетъ, что онъ совершилъ нѣчто великое, а не знаетъ того, что если хотя однажды подуетъ вѣтеръ, то онъ повалитъ ее, ибо она стоитъ одна и не имѣетъ связи съ другими стѣнами. Притомъ же никто не можетъ себъ устроить защиты изъ одной стѣны, потому что со всѣхъ другихъ сторонъ она открыта. Но поступать такъ неразумно; а напротивъ желающій построить себѣ домъ и сдѣлать себѣ защиту долженъ строить его со всѣхъ четырехъ сторонъ и утверждать отвсюду. И объясню вамъ, какимъ это образомъ.

Сперва должно быть положено основаніе, то есть вѣра: ибо безъ вѣры, какъ говоритъ Апостолъ, не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6), и потомъ на семъ основаніи человѣкъ долженъ строить зданіе равномѣрно: случилось ли послушаніе, онъ долженъ положить одинъ камень послушанія; встрѣтилось ли огорченіе отъ брата, долженъ положить одинъ камень долготерпѣнія, представился ли случай къ воздержанію, долженъ положить одинъ камень воздержанія. Такъ отъ всякой добродѣтели, для которой представляется случай, должно полагать въ зданіе по одному камню и такимъ образомъ возводить оное со всѣхъ сторонъ, (полагая) то камень состраданія, то камень отсѣченія своей воли, то камень кротости и т. п. И при всемъ томъ должно позаботиться о терпѣніи и мужествѣ: ибо они суть краеугольные камни, ими связывается зданіе и соединяется стѣна со стѣною, почему онѣ не наклоняются, и не отдѣляются одна отъ другой. Безъ терпѣнія и мужества никто не можетъ совершить ни одной добродѣтели. Ибо если кто не имѣетъ мужества въ душѣ, тотъ не будетъ имѣть и терпѣнія: а у кого нѣтъ терпѣнія, тотъ рѣшительно ничего не можетъ совершить. Поэтому и сказано: въ терпѣніи вашемъ стяжите души ваша (Лук. 21, 19).

Строющій долженъ также на каждый камень класть известь; ибо если онъ положитъ камень на камень безъ извести, то камни выпадутъ и домъ обрушится. Известь есть смиреніе, потому что она берется изъ земли и находится у всѣхъ подъ ногами. А всякая добродѣтель, совершаемая безъ смиренія, не есть добродѣтель. О семъ сказано и въ Отечникѣ: «какъ корабль нельзя построить безъ гвоздей, такъ и спастись нельзя безъ смиренномудрія». И такъ, каждый долженъ все, что онъ ни дѣлаетъ добраго, дѣлать со смиреніемъ, чтобы смиреніемъ сохранить сдѣланное. Домъ долженъ имѣть и такъ называемыя связи, кои суть разсужденіе: оно утверждаетъ строеніе, соединяетъ камень съ камнемъ и связываетъ стѣны, а вмѣстѣ съ тѣмъ придаетъ дому и большую красоту. Кровля же есть любовь, которая составляетъ совершенство добродѣтелей такъ же, какъ и кровля — верхъ дома. Потомъ послѣ кровли перила кругомъ ея. Что же значатъ перила кругомъ кровли? Въ Законѣ написано о семъ: если построите домъ и сдѣлаете на немъ кровлю, то сдѣлайте около кровли перила, чтобы дѣти ваши не падали съ кровли (Втор. 22, 8). Перила [2] суть смиреніе, потому что оно ограждаетъ и охраняетъ всѣ добродѣтели; и какъ каждая добродѣтель должна быть соединена со смиреніемъ подобно тому, какъ мы сказали, что надъ каждымъ камнемъ полагается известь, такъ и для совершенства добродѣтели нужно смиреніе; ибо и Святые, преуспѣвая, естественно приходятъ въ смиреніе, какъ я всегда говорю вамъ, что чѣмъ болѣе кто приближается къ Богу, тѣмъ болѣе видитъ себя грѣшнымъ. Что же суть дѣти, о которыхъ сказалъ Законъ, чтобы онѣ не падали съ кровли? Дѣти суть помышленія, бывающія въ душѣ, которыя должно хранить смиреніемъ же, чтобы они не упали съ кровли зданія.

Вотъ домъ оконченъ, имѣетъ связи, имѣетъ кровлю, о которой мы сказали, что она есть совершенство добродѣтелей, вотъ и окружающія ее перила, и однимъ словомъ: домъ готовъ. Но не нужно ли ему еще что-нибудь? Да, мы не упомянули еще объ одномъ. Что же это такое? Чтобы зодчій былъ искусенъ, ибо если онъ неискусенъ, то онъ покривитъ немного стѣну, и домъ когда-нибудь обрушится. Искусенъ тотъ, кто разумно совершаетъ (добродѣтели); ибо случается, что иной и подъемлетъ трудъ добродѣтели, но отъ того, что неразумно совершаетъ трудъ сей, онъ самъ губитъ его, или постоянно портитъ дѣло и не можетъ окончить его; но строитъ и разрушаетъ, и кладетъ одинъ камень и снимаетъ его, иногда же полагаетъ одинъ и снимаетъ два. Напримѣръ, вотъ пришелъ одинъ братъ и сказалъ тебѣ слово, оскорбляющее или огорчающее тебя; если ты смолчишь и поклонишься ему, то ты положилъ одинъ камень. Потомъ ты идешь и говоришь другому брату: «такой-то мнѣ досадилъ и сказалъ мнѣ то-то и то-то, а я не только смолчалъ, но и поклонился ему». Вотъ ты одинъ каменъ положилъ, и два камня снялъ. Опять иной поклонится, желая тѣмъ заслужить похвалу, и (въ немъ) оказывается смиреніе, смѣшанное съ тщеславіемъ: сіе значитъ положить камень и снять его. А кто разумно дѣлаетъ поклонъ, тотъ твердо увѣренъ, что онъ согрѣшилъ, и вполнѣ убѣжденъ что онъ самъ виноватъ: вотъ что значитъ разумно сдѣлать поклонъ. Другой хранитъ молчаніе, но неразумно, ибо онъ думаетъ, что совершаетъ добродѣтель, между тѣмъ какъ вовсе не совершаетъ ее. А разумно молчащій думаетъ, что онъ недостоинъ говорить, какъ сказали Отцы, и это есть разумное молчаніе. Опять иной не считаетъ себя (лучше другихъ) и думаетъ, что онъ дѣлаетъ нѣчто великое и что онъ смиряется; но не знаетъ, что онъ ничего не имѣетъ, потому что неразумно дѣйствуетъ, а кто разумно не считаетъ себя (лучше другихъ), тотъ думаетъ, что онъ ничто и что онъ недостоинъ быть въ числѣ людей, какъ говорилъ о себѣ и авва Моѵсей [3]: «чернокожій! ты не человѣкъ, зачѣмъ же ты являешься между людьми?»

Опять иной служитъ больному, но служитъ для того, чтобы имѣть награду; это также неразумно. И потому если съ нимъ случится что-либо скорбное, то это легко удаляетъ его отъ сего добраго дѣла, и онъ не достигаетъ конца его, потому что дѣлаетъ оное неразумно. А разумно служащій служитъ для того, чтобы пріобрѣсти милостивое сердце, чтобы пріобрѣсти чувство состраданія: ибо кто имѣетъ такую цѣль, тотъ, что бы ни случилось съ нимъ, скорбь ли извнѣ, или самъ больной помалодушествуетъ противъ него, онъ безъ смущенія переноситъ все это, взирая на свою цѣль и зная, что болѣе больной благотворитъ ему, нежели онъ больному. Повѣрьте, что кто разумно служитъ больнымъ, тотъ освобождается и отъ страстей, и отъ браней. Я знаю брата, который терпѣлъ брань отъ нечистыхъ помысловъ, и освободился отъ нея тѣмъ, что разумно служилъ больному, страдавшему водяною болѣзнью. И Евагрій говоритъ о нѣкоемъ великомъ Старцѣ, что онъ одного изъ братій, смущаемаго ночными мечтаніями, освободилъ отъ таковыхъ мечтаній, повелѣвъ ему поститься и служить больнымъ; и вопрошаемый о семъ говорилъ, что сіи страсти ничѣмъ такъ не погашаются, какъ состраданіемъ.

Также, если кто постится или по тщеславію, или думая въ себѣ, что онъ совершаеть добродѣтель, таковый постится неразумно, и потому начинаетъ послѣ укорять брата своего, почитая себя чѣмъ-то великимъ; и оказывается, что онъ не только положилъ одинъ камень и снялъ два, но и находится въ опасности разрушить всю стѣну чрезъ осужденіе ближняго. А кто разумно постится, тотъ не думаетъ, что онъ совершаетъ добродѣтель, и не хочетъ, чтобы его хвалили, какъ постника, но думаетъ, что чрезъ воздержаніе пріобрѣтетъ цѣломудріе, а посредствомъ сего придетъ въ смиреніе, какъ говорятъ Отцы: «путь къ смиренію суть труды тѣлесные, совершаемые разумно» и проч. И, однимъ словомъ, каждую добродѣтель человѣкъ долженъ совершать такъ разумно, чтобы усвоить ее себѣ и обратить въ навыкъ, и (таковый) оказывается, какъ мы сказали, искуснымъ художникомъ, зодчимъ, могущимъ прочно строить свой домъ.

И такъ желающій, съ помощію Божіею, достигнуть такого благаго устроенія не долженъ говорить, что добродѣтели велики, и онъ не можетъ достигнуть ихъ, ибо кто такъ говоритъ, тотъ или не уповаетъ на помощь Божію, или лѣнится посвятить себя чему-либо доброму. Назовите какую хотите добродѣтель: мы разсмотримъ ее, и вы увидите, что отъ насъ зависитъ исполнить ее, если хотимъ. Такъ Писаніе говоритъ: возлюбиши искренняго своего, яко самъ себе (Лев. 19, 18; Матѳ. 5, 43). Не обращай вниманія на то, какъ далеко ты отстоишь отъ сей добродѣтели, чтобы не начать ужасаться и говорить: какъ могу я возлюбить ближняго, какъ самого себя? Могу ли заботиться о его скорбяхъ, какъ о своихъ собственныхъ, и особенно о сокрытыхъ въ сердцѣ его, которыхъ не вижу и не знаю, подобно своимъ? Не увлекайся такими размышленіями и не думай, чтобы добродѣтель превышала твои силы и была неудобоисполнима, но положи только начало съ вѣрою въ Бога, покажи Ему твое произволеніе и стараніе, и увидишь помощь, которую Онъ подастъ тебѣ для совершенія добродѣтели. Представь себѣ двѣ лѣстницы: одна возводитъ въ верхъ на небо, другая низводитъ въ адъ, а ты стоишь на землѣ посреди обѣихъ лѣстницъ. Не думай же и не говори: какъ могу я возлетѣть отъ земли и очутиться вдругъ на высотѣ неба, т.-е. на верху лѣстницы. Это невозможно, да и Богъ не требуетъ сего отъ тебя; но берегись по крайней мѣрѣ, чтобы не сойти внизъ. Не дѣлай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и такимъ образомъ начнешь послѣ, мало по малу, и добро дѣлать брату своему, утѣшая его словами, сострадая ему, или давая ему то, въ чемъ онъ нуждается: и такъ, поднимаясь съ одной ступени на другую, достигнешь съ помощію Божіею и верха лѣстницы. Ибо, мало по малу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, какъ своей собственной, и его успѣха, какъ своего собственнаго. Сіе и значитъ возлюбить ближняго своего, какъ самого себя.

Если будемъ искать, то найдемъ, и если будемъ просить Бога, то Онъ просвѣтитъ насъ; ибо въ святомъ Евангеліи сказано: просите и дастся вамъ, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ (Матѳ. 7, 7). Сказано: просите, для того, чтобы мы призывали Его въ молитвѣ; а ищите значитъ, чтобы мы испытывали, какимъ образомъ приходитъ самая добродѣтель, что ее приноситъ, что мы должны дѣлать для пріобрѣтенія ея; такъ всегда [4] испытывать и значитъ: ищите и обрящете. А толцыте значитъ исполнять заповѣди, ибо каждый, кто толкаетъ, толкаетъ руками, а руки означаютъ дѣятельность. И такъ, мы должны не только просить, но искать и дѣйствовать, стараясь, какъ сказалъ Апостолъ, быть готовыми на всякое благое дѣло (2 Кор. 9, 8; 2 Тим. 3, 17). Что значитъ быть готовымъ? Когда кто хочетъ построить корабль, то онъ сперва готовитъ все нужное для корабля, даже до малѣйшихъ гвоздей, смолы и пакли. Также если женщина хочетъ ткать полотно, то она сперва готовитъ все до малой нитки; это и называется быть готовымъ, т. е. имѣть въ готовности все нужное для дѣла. Будемъ и мы такимъ образомъ уготованы на всякое дѣло благое, имѣя полную готовность разумно исполнять волю Божію, какъ Онъ хочетъ и какъ Ему угодно. Что значитъ сказанное Апостоломъ: воля Божія и благая, и угодная, и совершенная? (Рим. 12, 2). Все бывающее бываетъ или по благоволенію Божію, или попустительно, какъ сказано у Пророка: Азъ Господь, устроивый свѣтъ и сотворивый тьму (Ис. 45, 7). И еще: или будетъ зло во градѣ, еже Господь не сотвори (Ам. 3, 6). Зломъ здѣсь названо все, что отягощаетъ насъ, т. е. все скорбное, бывающее къ наказанію нашему за порочность нашу, какъ-то: голодъ, моръ, землетрясеніе, бездождіе, болѣзни, брани, все сіе бываетъ не по благоволенію Божію, но попустительно, когда Богъ попускаетъ этому находить на насъ для нашей пользы. Но Богъ не хочетъ, чтобы мы сего желали или сему содѣйствовали. Напримѣръ, какъ я сказалъ, бываетъ попустительная воля Божія на то, чтобы городъ былъ разоренъ, но Богъ не хочетъ, чтобы мы, — поелику есть Его воля на разореніе города, — сами положили огонь и подожгли оный, или чтобы мы взяли топоры и стали разрушать его. Также Богъ попускаетъ, чтобы кто-нибудь находился въ печали или въ болѣзни, но хотя воля Божія и такова, чтобы онъ печалился, но Богъ не хочетъ, чтобы и мы опечаливали его, или чтобы сказали: такъ какъ есть воля Божія на то, чтобы онъ былъ боленъ, то не будемъ жалѣть его. Этого Богъ не хочетъ; не хочетъ, чтобы мы служили таковой Его волѣ. Онъ желаетъ напротивъ видѣть насъ столь благими, чтобы мы не хотѣли того, что Онъ дѣлаетъ попустительно. Но чего Онъ хочетъ? Хочетъ, чтобы мы желали воли Его благой, бывающей, какъ я сказалъ, по благоволенію, то есть всего того, что дѣлается по Его заповѣди: чтобы любить другъ друга, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное; вотъ воля Божія благая. Что же значитъ и благоугодная? Не всякій дѣлающій что-либо благое дѣлаетъ это благоугодно Богу. И скажу вамъ, какъ (это бываетъ). Случается, что кто-нибудь находитъ сироту убогую и красивую собою; она нравится ему по красотѣ своей, и онъ беретъ ее и воспитываетъ, какъ сироту убогую, но вмѣстѣ какъ и красивую собою. Вотъ это и воля Божія, благая, но не благоугодная. А благоугодная та, когда кто дѣлаетъ милостыню, не по какому-нибудь побужденію человѣческому, но ради самаго добра, изъ одного состраданія: сіе благоугодно Богу. Совершенная же (воля Божія) есть та, когда кто творитъ милостыню, не со скупостію, не съ лѣностію, не съ понужденіемъ, но всею силою и всѣмъ произволеніемъ, подавая такъ, какъ будто бы принималъ самъ, и такъ благодѣтельствуя, какъ будто бы самъ принималъ благодѣянія: тогда исполняется совершенная воля Божія. Такъ исполняетъ человѣкъ волю Божію, какъ говоритъ Апостолъ, благую и благоугодную и совершенную. Это значитъ разумно исполнять ее. Но должно знать и самое благо милостыни, самую благодать ея, — она столь велика, что можетъ прощать и грѣхи, какъ говоритъ Пророкъ: избавленіе мужу свое ему богатство (Прит. 13, 8). И опять въ другомъ мѣстѣ говоритъ: грѣхи твои милостынями искупи (Дан. 4, 24). И самъ Господь сказалъ: будите милосерди, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть (Лук. 6, 36). Не сказалъ: поститесь, какъ и Отецъ вашъ небесный постится. Не сказалъ: будьте нестяжательны, какъ Отецъ вашъ небесный нестяжателенъ. Но что говоритъ? Будите милосерди, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть, ибо сія добродѣтель особенно подражаетъ Богу и уподобляетъ Ему человѣка. И такъ всегда должно, какъ мы сказали, взирать на эту цѣль и разумно дѣлать добро: ибо и въ цѣли милостыни есть великое различіе. Иной подаетъ милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Богъ благословляетъ его поле и онъ достигаетъ своей цѣли. Другой подаетъ милостыню для того, чтобы спасся его корабль, и Богъ спасаетъ корабль его. Иной подаетъ ее за дѣтей своихъ и Богъ спасаетъ и хранитъ дѣтей его. Другой подаетъ ее для того, чтобы прославиться, и Богъ прославляетъ его. Ибо Богъ не отвергаетъ никого, но каждому подаетъ то, чего онъ желаетъ, если только это не вредитъ душѣ его. Но всѣ сіи уже получили награду свою, и Богъ ничего не долженъ имъ, потому что они ничего не искали себѣ у Него, и цѣль, которая была у нихъ въ виду, не имѣла отношенія къ ихъ душевной пользѣ. Ты сдѣлалъ это для того, чтобы благословилось поле твое, и Богъ благословилъ твое поле; ты сдѣлалъ сіе за дѣтей своихъ, и Богъ сохранилъ дѣтей твоихъ. Ты сдѣлалъ это, чтобы прославиться, и Богъ прославилъ тебя. И такъ что же долженъ тебѣ Богъ? Онъ отдалъ тебѣ плату, за которую ты дѣлалъ.

Иной подаетъ милостыню для того, чтобы избавиться отъ будущаго мученія: этотъ подаетъ ее для (пользы) души своей; этотъ подаетъ ради Бога, однакоже и онъ не таковъ, какъ хочетъ Богъ, ибо онъ еще находится въ состояніи раба, а рабъ не добровольно исполняетъ волю господина своего, но боясь быть наказаннымъ: также и сей подаетъ милостыню для того, чтобы избавиться отъ мученія, и Богъ избавляетъ его отъ онаго. Другой подаетъ милостыню для того, чтобы получить награду: сей выше перваго, но и этотъ не таковъ, какъ хочетъ Богъ: ибо онъ еще не находится въ состояніи сына, но, какъ наемникъ, исполняетъ волю господина своего, чтобы получить отъ него плату и прибыль: также и сей подаетъ (милостыню) для того, чтобы пріобрѣсти и получить награду отъ Бога. Ибо тремя образами, какъ говоритъ Василій Великій, можемъ мы дѣлать доброе, какъ я и прежде упоминалъ вамъ: или дѣлаемъ доброе, боясь мученій, и тогда мы находимся въ степени раба; или для того, чтабы получить награду, и тогда мы находимся въ степени наемника, или дѣлаемъ доброе ради самаго добра, и тогда находимся на степени сына: ибо сынъ исполняетъ волю отца не изъ страха и не потому, что хочетъ получить отъ него награду, но желая угодить ему, почтить и успокоить его. Такъ и мы должны подавать милостыню ради самаго добра, сострадая другъ другу, какъ своимъ членамъ, и такъ угождать другимъ, какъ бы мы сами принимали отъ нихъ услуги; подавать такъ, какъ будто бы мы сами получаемъ; и вотъ сіе-то есть разумная милостыня; такъ приходимъ мы въ степень сына, какъ мы выше сказали. Никто не можетъ сказать: «я нищъ, и мнѣ не изъ чего подавать милостыню», ибо если ты не можешь дать столько, сколько оные богачи, влагавшіе дары свои въ сокровищницу, то дай двѣ лепты, подобно оной убогой вдовицѣ, и Богъ приметъ это отъ тебя лучше, чѣмъ дары оныхъ богатыхъ (Марк. 12, 42; Лук. 21, 2). Если и того не имѣешь, имѣешь силу и можешь служеніемъ оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словомъ утѣшить брата своего; и такъ окажи ему милосердіе словомъ, и услышь сказанное: слово благо паче даянія (Сир. 18, 17). Если же и словомъ не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя братъ твой, оказать ему милость и потерпѣть ему во время его смущенія, видя его искушаемымъ отъ общаго врага, и вмѣсто того, чтобы сказать ему одно слово, и тѣмъ болѣе смутить его, (ты можешь) промолчать; симъ окажешь ему милость, избавляя душу его отъ врага. Можешь также, когда согрѣшитъ передъ тобою братъ твой, помиловать его и простить ему грѣхъ его, чтобы и ты получилъ прощеніе отъ Бога; ибо сказано: отпущайте и отпустится вамъ (Лук. 6, 37); и такъ ты окажешь милость душѣ брата своего, прощая его, въ чемъ онъ согрѣшилъ противъ тебя, ибо Богъ далъ намъ власть, если хотимъ, прощать другъ другу согрѣшенія, между нами случающіяся. И такимъ образомъ, не имѣя, чѣмъ оказать милосердіе къ тѣлу, милуешь душу его. А какая милость болѣе той, чтобы помиловать душу? И какъ душа драгоцѣннѣе тѣла, такъ и милость, оказанная душѣ, больше оказанной тѣлу.

И потому никто не можетъ сказать: «я не могу оказать милости», ибо каждый, по силѣ своей и по душевному устроенію, можетъ оказывать милость; пусть только каждый постарается то доброе, которое онъ дѣлаетъ, дѣлать разумно, какъ мы упоминали выше, относительно каждой добродѣтели. Ибо мы сказали, что кто оныя совершаетъ разумно, тотъ искусный художникъ, прочно созидающій домъ свой. О семъ и Евангеліе говоритъ (Матѳ. 7, 24), что мудрый созидаетъ храмину свою на камнѣ, и никакое противодѣйствіе не можетъ поколебать ея. Богъ человѣколюбецъ да подастъ намъ слышать и исполнять то, что слышимъ, чтобы слова сіи не послужили намъ на осужденіе въ день суда. Ибо Ему подобаетъ слава во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ слав.: негли же и первенство нѣкое имутъ въ сей добродѣтели.
[2] Такія перила устраиваются на Востокѣ, гдѣ крыши дѣлаются въ родѣ террасы.
[3] См. Достопамятныя сказанія о подвижнич. св. и блаж. Отцевъ, изд. 1845, стр. 157.
[4] Въ греч.: ежедневно.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Аввы Дороѳея, Душеполезныя поученiя и посланiя, съ присовокупленiемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсонуфiя Великаго и Iоанна Пророка. — Восьмое изданiе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1900. — С. 156-169.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0