Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. авва Дороѳей Палестинскій († ок. 620 г.)
Душеполезныя поученія къ своимъ ученикамъ.

Поученіе семнадцатое. Къ наставникамъ въ монастыряхъ, и къ ученикамъ, какъ должно наставлять братію, и какъ повиноваться наставникамъ.

Если ты настоятель братіи, пекись о нихъ съ сокрушеннымъ сердцемъ [1] и снисходительнымъ милосердіемъ, наставляя и обучая ихъ добродѣтелямъ дѣломъ и словомъ, а болѣе дѣломъ, потому что примѣры дѣйствительнѣе словъ. Если можешь, будь имъ примѣромъ и въ тѣлесныхъ (трудахъ); если же ты немощенъ, то въ добромъ устроеніи душевномъ и въ исчисленныхъ Апостоломъ плодахъ Духа: въ любви, радости, мирѣ, долготерпѣніи, благости, милосердіи, вѣрѣ, кротости и воздержаніи отъ всѣхъ страстей (Гал. 5, 22-23). За случающіеся же проступки не слишкомъ негодуй, но безъ смущенія показывай вредъ, происходящій отъ проступка. Если нужно сдѣлать выговоръ, то обращай вниманіе на лице и выбирай удобное время. Не взыскивай строго за малые проступки, какъ будто самъ ты совершенно праведенъ, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка къ обличеніямъ приводитъ въ безчувствіе и небреженіе. Не приказывай властительски, но со смиреніемъ, какъ бы совѣтуя брату, ибо такое слово бываетъ удобопріемлемо, и сильнѣе убѣждаетъ, и успокоиваетъ ближняго.

Во время же смущенія, когда братъ тебѣ сопротивляется, удержи языкъ твой, чтобы отнюдь ничего не сказать съ гнѣвомъ, и не позволяй сердцу твоему возвыситься надъ нимъ: но вспомни, что онъ братъ твой, и членъ о Христѣ, и образъ Божій, искушаемый отъ общаго врага нашего. Сжалься надъ нимъ, чтобы діаволъ, уязвивъ его раздражительностію, не плѣнилъ его и не умертвилъ злопамятностію, и чтобы отъ нашего невниманія не погибла душа, за которую Христосъ умеръ. Вспомни, что и ты побѣждаешься страстію гнѣва [2], и судя по своей собственнюй немощи, имѣй состраданіе къ брату твоему, благодари, что нашелъ случай простить другаго, чтобы и тебѣ получить отъ Бога прощеніе въ большихъ и болѣе многочисленныхъ (согрѣшеніяхъ); ибо сказано: отпущайте, и отпушятъ вамъ (Лук, 6, 37). Не думаешь ли ты, что братъ твой получаетъ вредъ отъ твоего долготерпѣнія? Но Апостолъ заповѣдуетъ побѣждать благимъ злое, а не злымъ благое (Рим. 19, 21). И Отцы говорятъ: если ты, дѣлая выговоръ другому, увлекаешься гнѣвомъ, то ты исполнишь лишь свою собственную страсть, а никакой разумный человѣкъ не разрушаетъ своего дома для того, чтобы построить домъ ближняго. Когда же смущеніе будетъ продолжаться, то понудь свое сердце и помолись, говоря такъ: «Боже милосердый и человѣколюбивый! по неизреченной Твоей благости сотворившій насъ изъ ничего, для наслажденія Твоими благами, и кровію единороднаго Сына Твоего, Спасителя нашего, призвавшій насъ, отступившихъ отъ Твоихъ заповѣдей! Пріиди и нынѣ, помоги немощи нашей, и какъ Ты нѣкогда запретилъ волнующемуся морю, такъ и нынѣ запрети возмущенію сердецъ нашихъ, чтобы Ты въ одинъ часъ не лишился насъ обоихъ, чадъ Своихъ, умерщвленныхъ грѣхомъ, и дабы не сказалъ намъ: кая польза въ крови моей, внегда сходити ми во истлѣніе (Псал. 29, 10), и: аминь глаголю вамъ, не вѣмъ васъ (Матѳ. 25, 12); потому что свѣтильники наши погасли отъ недостатка елея». И послѣ сей молитвы, когда сердце твое укротится, тогда уже можешь разумно и со смиреніемъ сердца, по Апостольской заповѣди, обличать, угрожать, увѣщевать и съ состраданіемъ врачевать и исправлять (брата), какъ немощный членъ (Гал. 6, 12; 2 Тим. 4, 2). Ибо тогда и братъ, уразумѣвъ свое ожесточеніе, приметъ наставленіе твое съ вѣрою, и ты твоимъ (собственнымъ) миромъ умиротворишь и его сердце. И такъ ничто да не разлучитъ тебя отъ святой заповѣди Христовой: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29), ибо прежде всего должно заботиться о мирномъ устроеніи такъ, чтобы даже подъ справедливыми предлогами, или ради заповѣди отнюдь не смущать сердца въ той увѣренности, что мы всѣ заповѣди стараемся исполнять именно ради любви и чистоты сердечной. Наставляя такимъ образомъ брата, услышишь и ты оный гласъ: аще изведеши честное отъ недостойнаго, яко уста Моя будеши (Іер. 15, 19).

Если же ты бываешь въ послушаніи, то никогда не вѣрь своему сердцу, ибо оно ослѣпляется пристрастіями ветхаго человѣка. Ни въ чемъ не слѣдуй своему осужденію, и самъ ничего не назначай себѣ безъ вопрошенія и совѣта. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнѣе твоего наставника, и не изслѣдывай дѣлъ его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть въ искушеніе; ибо сіе есть обольщеніе лукаваго, который желаетъ воспрепятствовать совершенному по вѣрѣ послушанію и лишить насъ твердаго спасенія, отъ него происходящаго. Поступая такъ, ты будешь повиноваться спокойно и безопасно, не заблуждаясь, итти путемъ отцевъ нашихъ. Понуждай себя, и отсѣкай свою волю во всемъ, и благодатію Христовою, чрезъ обученіе, войдешь въ навыкъ отсѣченія (своей воли), и потомъ будешь дѣлать это безъ принужденія и скорби; и окажется, что все будетъ происходить такъ, какъ ты хочешь: не желай, чтобы все дѣлалось такъ, какъ ты хочешь; но желай, чтобы оно было такъ, какъ будетъ, и такимъ образомъ будешь миренъ со всѣми. Впрочемъ это (относится) къ тому, въ чемъ нѣтъ преступленія заповѣди Божіей или отеческой. Подвизайся во всемъ укорять самого себя, и разумно исполняй (заповѣдь) считать себя за ничто. И вѣруй, что все случающееся съ нами, до самаго малѣйшаго, бываетъ по промыслу Божію, и тогда ты безъ смущенія будешь переносить все находящее на тебя.

Вѣруй, что безчестія и укоризны суть лѣкарства, врачующія гордость души твоей, и молись объ укоряющихъ тебя, какъ объ истинныхъ врачахъ (души твоей), будучи увѣренъ, что тотъ, кто ненавидить безчестіе, ненавидитъ смиреніе, и кто избѣгаетъ огорчающихъ его, тотъ убѣгаетъ кротости. Не желай знать пороковъ ближняго твоего, и не принимай на него подозрѣній, внушаемыхъ тебѣ врагомъ; если же онѣ и возникаютъ въ тебѣ, по грѣховности нашей, то старайся обращать ихъ въ добрыя помышленія. Благодари за все, и стяжи благость и святую любовь. Прежде всего будемъ всѣ хранить совѣсть нашу во всемъ, въ отношеніи къ Богу, ближнему и къ вещамъ, и прежде нежели скажемъ или сдѣлаемъ что-нибудь, испытаемъ, согласно ли это съ волею Божіею; и тогда, помолившись, скажемъ или сдѣлаемъ сіе и повергнемъ немощь нашу предъ Богомъ, и благость Его поможетъ намъ во всемъ, ибо Ему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ греч.: съ строгостію сердца.
[2] Въ слав.: подлежиши томужде суду гнѣва.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Аввы Дороѳея, Душеполезныя поученiя и посланiя, съ присовокупленiемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсонуфiя Великаго и Iоанна Пророка. — Восьмое изданiе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1900. — С. 181-184.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0