Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. авва Дороѳей Палестинскiй († ок. 620 г.)
Душеполезныя поученія къ своимъ ученикамъ.

Поученіе двадцатое. Изъясненіе нѣкоторыхъ изреченій святаго Григорія, которыя поются съ тропарями на Святую Пасху.

Пріятно мнѣ говорить вамъ, хотя нѣсколько, о пѣснопѣніяхъ, которыя мы поемъ, чтобы вы наслаждались не (одними) звуками, но и самый умъ вашъ равномѣрно воспламенялся силою словъ. И такъ, что мы пѣли нынѣ? «Воскресенія день! да принесемъ самихъ себя (въ жертву)». Древле сыны Израилевы въ праздники или торжества приносили Богу дары по Закону: т. е. жертвы, всесожженія, начатки и т. п. Потому святый Григорій учитъ и насъ подобно имъ праздновать Господу и возбуждаетъ насъ, говоря: «Воскресенія день» [1], вмѣсто: день святаго праздника! день Божественнаго торжества! день Пасхи Христовой! Что же значитъ «Пасха Христова?» Пасху совершили сыны Израилевы, когда выходили изъ Египта; нынѣ же Пасху, къ празднованію которой побуждаетъ насъ святый Григорій, совершаетъ душа, исходящая изъ мысленнаго Египта, т. е. грѣха. Ибо когда душа переходитъ отъ грѣха къ добродѣтели, тогда совершаетъ она Фасехъ Господу, какъ сказалъ Евагрій; Пасха Господня есть переходъ отъ зла (къ добру). И такъ нынѣ Пасха Господня, день свѣтлаго праздника, день Воскресенія Христа, распявшаго грѣхъ, за насъ умершаго и воскресшаго. Принесемъ же и мы Господу дары, жертвы, всесожженія не безсловесныхъ животныхъ, которыхъ Христосъ не хощетъ, ибо жертвы и приношенія безславесныхъ не восхотѣлъ еси, и о всесожженіи тельцевъ и овновъ не благоволилъ (Псал. 39, 7), и Исаія говоритъ: что Ми множество жертвъ вашихъ, глаголетъ Господь, и проч. (Ис. 1, 11). Но такъ какъ Агнецъ Божій закланъ былъ за насъ, по словамъ Апостола, сказавшаго: Пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ (1 Кор. 5, 7), да возметъ грѣхъ міра, и клятва о насъ бысть (Гал. 3, 13), какъ написано: проклятъ всякъ, висяй на древѣ (Втор. 21, 23), да искупитъ насъ отъ клятвы законныя, и да всыновленіе воспріимемъ (Гал. 3, 13; 4, 5); то и мы должны принести Ему нѣкій благоугодный даръ.

Какой же даръ или какую жертву должны мы принести Христу въ день Воскресенія, чтобы это было Ему благоугодно, поелику Онъ не хощетъ жертвы безсловесныхъ животныхъ? Тотъ же Святый научаетъ насъ опять и сему, ибо сказавъ: «Воскресенія день», онъ прибавляетъ: «да принесемъ самихъ себя». Такъ и Апостолъ говоритъ: представите тѣлеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служеніе ваше (Рим. 12, 1). А какъ должны мы принести тѣла свои Богу въ жертву живую и святую? Не исполняя болѣе воли плоти и помысловъ (нашихъ) (Ефес. 2, 3), но поступая по духу, и похотей плотскихъ не исполняя (Гал. 5, 16); ибо сіе значитъ: умерщвлять уды наша, яже на земли (Кол. 3, 5). Это и называется жертвою живою, святою и угодною Богу. Почему же сіе называется жертвою живою? Потому, что безсловесное (животное), приводимое на жертву, когда закалается, умираетъ: а Святые, принося себя въ жертву Богу, живые закалаются ежедневно, какъ говоритъ Давидъ: Тебе ради умерщвляеми есмы весь день, вмѣнихомся, яко овцы заколенія (Псал. 43, 23). Вотъ что значатъ слова Святаго Григорія: «принесемъ самихъ себя», т. е. принесемъ въ жертву самихъ себя; будемъ умерщвлять себя весь день, какъ и всѣ Святые (умерщвляли себя), ради Христа Бога нашего, умершаго за насъ. Какъ же они умерщвляли себя? — Не любя міра, ни яже въ мірѣ (1 Іоан. 2, 15), какъ сказано въ соборныхъ посланіяхъ, но отвергшись похоти плотской и похоти очей и гордости житейской (1 Іоан. 2, 16), т. е. сластолюбія, сребролюбія и тщеславія, и взявъ крестъ, послѣдовали Христу, и распяли міръ себѣ и себя міру (Гал. 6, 14). О семъ-то (говоритъ) Апостолъ: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Вотъ какъ умерщвляли себя Святые. Какъ же они приносили себя въ жертву? Живя не для себя, но поработивъ себя заповѣдямъ Божіимъ, и оставивъ свои пожеланія, ради заповѣди и любви къ Богу и ближнему, какъ сказалъ святый Петръ: се мы оставихомъ вся и въ слѣдъ Тебе идохомъ (Мат. 19, 27). Что онъ оставилъ? Развѣ у него были деньги или имѣнія, золото или серебро? У него была сѣть, да и та ветхая, какъ сказалъ святый Іоаннъ Златоустъ. Но онъ оставилъ, какъ упомянуто, все, то-есть: всѣ свои пожеланія, всякое пристрастіе къ міру сему; такъ что если бы онъ имѣлъ имѣнія или богатство, то онъ очевидно презрѣлъ бы и ихъ и взявъ крестъ, послѣдовалъ бы Христу, по сказанному: живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 20). Вотъ какъ Святые приносили себя въ жертву! Они умерщвляли въ себѣ, какъ мы сказали, всякое пристрастіе и собственную волю, и жили для одного Христа и Его заповѣдей. Такъ и мы принесемъ въ жертву самихъ себя, какъ учитъ святый Григорій; ибо насъ хощетъ (Богъ), мы — «стяжаніе самое драгоцѣнное предъ Богомъ». Поистинѣ человѣкъ драгоцѣннѣе всѣхъ видимыхъ тварей, ибо Создатель привелъ ихъ (въ бытіе) словомъ (Своимъ), сказавъ: — да будетъ сіе, и бысть; и опять: да произраститъ земля то и то, и бысть; да изведутъ воды и т. п. (Быт. 1, 3. 11. 20). Человѣка же Богъ создалъ Своими руками, и украсилъ его, а все другое устроилъ для служенія ему и успокоенія его, поставленнаго царемъ надъ всемъ симъ; и даровалъ ему въ наслажденіе сладость рая, а что еще удивительнѣе, — когда человѣкъ лишился всего этого чрезъ грѣхъ свой, Богъ опять призвалъ его кровію Единороднаго Сына Своего. Человѣкъ есть стяжаніе самое драгоцѣнное, какъ сказалъ святый, и не только самое драгоцѣнное, но и самое свойственное (Богу), ибо Онъ сказалъ: сотворимъ человѣка по образу и по подобію Нашему. И еще: сотвори Богъ человѣка, по образу Божію сотвори его, и вдуну въ лице его дыханіе жизни (Быт. 1, 26-27; 2, 7). И Самъ Господь нашъ, пришедъ къ намъ, воспринялъ образъ человѣка, тѣло и душу человѣческія, и однимъ словомъ, по всему кромѣ грѣха, сдѣлался человѣкомъ, такъ сказать, усвоивъ Себѣ этимъ человѣка и сдѣлавъ его Своимъ. И такъ, хорошо и прилично сказалъ Святый, что «человѣкъ есть стяжаніе самое драгоцѣнное». Потомъ, говоря еще яснѣе, прибавляетъ: «воздадимъ Образу сотворенное по образу». Какъ же это? — Научимся сему отъ Апостола, который говоритъ: Очистимъ седе отъ всякія скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1). Содѣлаемъ образъ нашъ чистымъ, какимъ мы и приняли его, омоемъ его отъ скверны грѣха, чтобы обнаружилась красота его, происходящая отъ добродѣтелей. О сей-то красотѣ молился и Давидъ, говоря: Господи, волею Твоею подаждь добрóтѣ моей силу (Псал. 29, 8). И такъ, очистимъ въ себѣ образъ (Божій), ибо Богъ требуетъ его отъ насъ такимъ, какимъ даровалъ его, не имѣющимъ ни пятна, ни порока, ничего-либо таковаго (Ефес. 5, 27). Воздадимъ Образу сотворенное по образу, познаемъ свое достоинство; познаемъ, какихъ великихъ благъ мы сподобились; вспомнимъ, по чьему образу мы сотворены, не забудемъ великихъ благъ, дарованныхъ намъ отъ Бога единственно по благости Его, а не по нашему достоинству; уразумѣемъ, что мы сотворены по образу создавшаго насъ Бога. «Почтимъ Первообразъ». Не будемъ оскорблять образа Божія, по которому мы созданы. Кто, желая написать изображеніе царя, осмѣлится употребить на оное дурную краску? Не обезчеститъ ли онъ симъ царя и не подвергнется ли наказанію? Напротивъ, онъ употребляетъ для сего дорогія и блестящія краски, достойныя царскаго изображенія; иногда же прилагаетъ и самое золото къ изображенію царя, и старается всѣ одежды царскія, если возможно, представить на изображеніи такъ, чтобы, видя изображеніе, объемлющее всѣ отличительныя черты царя, думали, что смотрятъ на самаго царя, на самый подлинникъ, ибо изображеніе величественно и изящно. Такъ и мы, созданные по образу Божію, не будемъ безчестить своего Первообраза, но сдѣлаемъ образъ свой чистымъ и славнымъ, достойнымъ Первообраза. Ибо, если обезчестившій изображеніе царя, видимаго и подобострастнаго намъ, бываетъ наказанъ; то что должны потерпѣть мы, пренебрегающіе въ себѣ Божественный образъ и возвращающіе, какъ сказалъ Святый, образъ нечистымъ?

«И такъ почтимъ Первообразъ, уразумѣемъ силу таинства и то, за кого Христосъ умеръ». Сила таинства смерти Христовой такова: поелику мы грѣхомъ утратили въ себѣ образъ (Божій) и потому чрезъ паденіе и грѣхи содѣлались мертвыми, какъ говоритъ Апостолъ (Ефес. 2, 1), то и Богъ, сотворившій насъ по образу Своему, умилосердившись надъ Своимъ созданіемъ и Своимъ образомъ, насъ ради сдѣлался человѣкомъ и подъялъ смерть за всѣхъ, чтобы насъ умерщвленныхъ возвести къ жизни, которую мы потеряли за свое преслушаніе, ибо Онъ возшелъ на святый крестъ и распялъ грѣхъ, за который мы изгнаны были изъ рая, и плѣнилъ плѣнъ, какъ сказано въ Писаніи (Псал. 67, 19; Ефес. 4, 8). Что значитъ: плѣнилъ плѣнъ? — То, что по преступленіи Адамовомъ врагъ плѣнилъ насъ, и держалъ въ своей власти, такъ что души человѣческія, исходившія тогда изъ тѣла, отходили въ адъ, ибо рай былъ заключенъ. Когда же Христосъ возшелъ на высоту святаго и животворящаго креста, то Онъ Своею кровію избавилъ насъ изъ плѣна, которымъ плѣнилъ насъ врагъ за преступленіе, т. е. опять исхитилъ насъ изъ руки врага и, такъ сказать, обратно плѣнилъ насъ, побѣдивъ и низложивъ плѣнившаго насъ, потому и говорится (въ Писаніи), что Онъ плѣнилъ плѣнъ. Такова сила таинства; для того умеръ за насъ Христосъ, чтобы, какъ сказалъ Святый, насъ умерщвленныхъ возвести къ жизни. И такъ, мы избавились отъ ада человѣколюбіемъ Христовымъ, и отъ насъ зависитъ идти въ рай, ибо врагъ уже не насилуетъ насъ, какъ прежде, и не содержитъ насъ въ рабствѣ; только позаботимся (о себѣ), братія, и сохранимъ себя отъ дѣйствительнаго грѣха. Ибо я и прежде много разъ говорилъ вамъ, что всякій грѣхъ, исполненный на дѣлѣ, опять порабощаетъ насъ врагу, поелику мы сами добровольно низлагаемъ себя и порабощаемъ (ему).

Не стыдъ ли это, и не великое ли бѣдствіе, если мы послѣ того, какъ Христосъ избавилъ насъ отъ ада Своею кровію, и послѣ того, какъ мы все сіе слышимъ, опять пойдемъ и ввергнемъ себя въ адъ? Не достойны ли мы въ такомъ случаѣ еще сильнѣйшаго и жесточайшаго мученія? Человѣколюбецъ Богъ да помилуетъ насъ и подастъ намъ вниманіе, чтобы мы (могли) разумѣть (все сіе) и помогать самимъ себѣ, дабы обрѣсти намъ хотя малую милость.

Примѣчаніе:
[1] См. Твор. св. Отцевъ, въ Русскомъ переводѣ 1851. Часть I; Слово св. Григорія Богослова на Пасху.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Аввы Дороѳея, Душеполезныя поученiя и посланiя, съ присовокупленiемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсонуфiя Великаго и Iоанна Пророка. — Восьмое изданiе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1900. — С. 191-197.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0