Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Блаж. Григорій Антіохійскій († 594 г.)
Слово о женахъ мѵроносицахъ и о пріявшемъ Божественное Тѣло Гробѣ Господа нашего Іисуса Христа и объ Іосифѣ Аримаѳейскомъ и на тридневное Воскресеніе Господа нашего Іисуса Христа.
[1]

1. Достохвальный и таковой законъ (обычай) Церкви выражается въ томъ, чтобы мы совершали памятствованіе тридневной смерти нашего Спасителя (пребывая) въ Храмѣ-Усыпальницѣ (ориг. — «въ Сокровищницѣ умершихъ») [2]. Потому что, принимая на умъ животворящую кончину Спасителя, кто не придетъ къ заключенію, что умершіе пребываютъ какъ-бы въ божественныхъ скинiяхъ въ ожиданіи небесной трубы, имѣющей всѣхъ нась призвать изъ нашихъ гробовъ на страшный день суда? Кто же, взирая на оный спасительный Гробъ (Христовъ), не приступаетъ къ гробамъ (усопшихъ) какъ къ чертогамъ, заключающимъ въ себѣ жизнь? Кто, вѣруя въ Возстаніе Господа изъ мертвыхъ, и самъ не настроится къ тому, чтобы возстановить себя самого (отойдя отъ мертвости грѣха), имѣя наслѣдовать чрезъ Него (и свое) воскресеніе [3]? Итакъ, слѣдуя сему прекрасному закону (обычаю) Церкви, вы, бодрствующіе, притецыте къ почивающимъ въ гробахъ; когда вы находитесь въ тѣснотѣ въ этомъ мѣстѣ, расширьтесъ духомъ любви (другъ къ другу); Христолюбивый народъ напоминаетъ собою виноградную кисть, въ которой ягода примыкаетъ къ ягодѣ, такъ и вы — соединены другъ съ другомъ; и услышьте желанную для вась тайну смерти, которую и послѣ того какъ узнаетъ, никто изъ смертныхъ не въ силахъ постигнуть.

2. Владыка Христосъ, Единородный Сынъ Божій, по Своей волѣ, — не [4] по необходимости, — восшедъ на Крестъ, и распростертіемъ Своихъ рукъ защитивъ всякую тварь, и посрамивъ всѣ невидимыя и лукавыя силы Страстью Своего Тѣла, изволилъ, чтобы Его святая Плоть вкусила тридневную смерть ради спасенія всей природы, дабы въ силу ея (Своей смерти) даровать Воскресеніе умершему человѣческому роду; и, вотъ, склонивъ святую Свою главу, Онъ велѣлъ смерти, какъ служанкѣ, приступить къ Его Плоти; и немедленно же, точно рабыня, пришла смерть, служа Владычнему повелѣнію и, принявъ Тѣло, которое получило повелѣніе взять, она задержала Его (въ своей области). И, вотъ, въ то время, какъ Его Тѣло, страшное для Херувимовъ и трепетное для Серафимовъ, удерживалось смертью, какь это пожелалъ Господь Тѣла, а Душа Спасителя приняла на себя проповѣдь благовѣствованія душамъ (бывшимъ въ аду) ихъ искупленіе, — и никоимъ образомъ Божественная Его природа не отдѣлилась отъ Его человѣческой природы послѣ соединенія ихъ (въ Его Воплощеніи), но и на небесахь было и въ гробу безстрастно пребывало, сохраняя нетлѣннымъ Свое одѣяніе (т. е. воспринятую Имъ плоть), потому что такимъ образомъ совершалось дѣло Домостроительства, — тогда Іосифъ, нѣкій знатный и богатый мужъ, носящій имя по Аримаѳеи, ставшій ученикомъ Распятаго, приступилъ къ Пилату, моля его и говоря: «Сію просьбу я приношу тебѣ объ Умершемъ, оклеветанномъ врагами; во время же Страданій Его, покинутомъ друзьями. Я молю о Мертвомъ, не имѣвшемъ ни золота, ни серебра, ни войскъ, ни споборниковъ, ни копьеносцевь, никого — за исключеніемъ лишь бѣдной Матери, Которая была богата тѣмъ, что имѣла Его Сыномъ. Я приношу моленіе о Мертвомъ, добровольно пріявшемъ смерть: потому что если бы Онъ не пожелалъ, Онъ бы не умеръ. Итакъ, пусть уже Онъ будетъ снятъ съ Креста, Онъ, Который отнюдь ни вь чемъ не имѣлъ вины, благодѣяніе же оказывалъ безчисленному множеству людей. Окажи мнѣ милость, больше которой и не можешь оказать; милость окажи мнѣ, которая меня, пріемлющаго ее, дѣлаеть блаженнымъ. Даруй мнѣ Животворящаго Сего Мертваго, дабы, пріявъ Его, я предалъ Его землѣ. Даруй мнѣ треблаженное Тѣло, которое, увидѣвъ умершимъ, тварь восплакала. Даруй мнѣ треблаженное Тѣло, которое, видя бездыханнымъ, храмъ разорвалъ свою завѣсу. Даруй мнѣ Тѣло, по причинѣ котораго камни раскололись, своимъ расщепленіемъ выражая свою скорбь. Я облобызаю язвы святыхъ рукъ, которыми были исцѣлены язвы моей души. Осяжу оное пречистое ребро, изъ котораго истекли таинственная Кровь и Вода возрожденія [5]. Пусть мои руки похоронятъ Того, Кто имѣеть разорвать узы смерти. Пусть грѣшные пальцы позаботятся о Совершителѣ всякой правды и наставленія. Прикоснусь къ безгрѣшной плоти, къ которой всякій съ вѣрою прикасающійся — треблаженъ. Предпошлю въ гробницу Того, Кто имѣетъ отверсть могилы умершимъ. Я проведу для усопшихъ Источникъ Воскресенія. И для держимыхъ въ аду я зажгу свѣтильникъ Воскресенія».

3. Это благочестиво сказалъ Іосифъ. Пилатъ же выслушалъ благосклонно: потому что божественная сила просимаго отъ него Мертваго, боголѣпно содѣйствовала дѣлу и склонила душу Пилата къ послушанію; и немедленно посолъ (т. е. Іосифъ Аримаѳейскій) явился погребателемъ. Получивъ желанное имъ Тѣло, онъ, обнявъ, облобызалъ его и приложился губами къ святымъ членамъ, помышляя въ себѣ такъ: Если оная женщина, имѣвшая кровоточащую рану, сь вѣрою прикоснувшися кь Его одеждѣ, изсушила у себя токъ крови [6], то я, прикасаясь къ Его Божественному Тѣлу, какіе только не получу отъ этого дары?! — Затѣмъ, чистой плащаницей обвивъ Жемчужину, онъ положилъ Ее въ своемъ новомъ гробѣ и, приваливъ камень къ устамъ гробницы, со слезами вернулся къ себѣ, при этомъ часто оборачиваясь къ гробницѣ и оплакивая утрату Учителя. Но нечестіе іудеевъ опередило благочестіе Іосифа. Потому что снова собравшись въ субботный день, богоборцы пришли къ Пилату, заявляя: Господи, помянухомъ, яко льстецъ онъ рече еще сый живъ: по тріехъ днехъ возстану. Повели убо утвердити гробъ до третіяго дне: да не како пришедше ученицы его нощію, украдутъ его, и рекутъ людемъ: воста оть мертвыхъ, и будетъ послѣдняя лесть горша первыя (Матѳ. 27, 63-64). — Что говоришь ты, обманщикъ и беззаконный іудей? — Былъ ли обольстителемъ Тоть, Кто исцѣлялъ сущихъ одного народа съ тобой прокаженныхъ? Былъ ли обольстителемъ Тотъ, Кто единоплеменныхъ съ тобою слѣпцовъ освободилъ отъ присущей имъ съ рожденія ночи? Былъ ли обольстителемъ Тотъ, Кто одержимыхъ бѣсами избавилъ отъ бѣшенства демоновъ? Былъ ли обольстителемъ Тотъ, Кто въ пустынѣ предложилъ тебѣ трапезу, не возращенную руками человѣческими? Былъ ли обольстителемъ Тотъ, Кто воззвалъ Лазаря изъ гроба, и мертвеца, какъ бы спящаго, разбудилъ Своимъ словомъ? Христосъ былъ обольстителемъ? — Тогда кто же иной — истинный? Христосъ быль обольстителемъ? — Такъ чего же ты страшишься того, что «обманщикъ» сказаль? Былъ Онъ обольстителемъ? — Такъ чего же ты боишься словъ Мертваго? Дѣйствительно, Онъ сказаль нѣчто о Воскресеніи, еще будучи въ жизни? Конечно, ты вѣришь Его предсказаніямъ? — Такъ чего же напрасно ты мучишь себя прежде событія? Вѣдь, если не воскреснетъ Оный Мертвый, который является предметомъ твоихъ безпокойствъ, то ясно, что Онъ — обольстителъ, какъ это ты и хулишь.

4. Что же въ отвѣть сказалъ имь Пилать? — Имате кустодію, идите, утвердите, якоже вѣсте (Матѳ. 27, 65). — Если вы до такой степени боитесь онаго противника Божіяго и беззаконника, — какъ это вы его такъ называете; — если вы, живущіе, такъ устрашаетесь Умершаго, — то у васъ есть стража, у васъ имѣются воины; воюйте многіе противъ Одного, закуйте страшнаго для васъ Умершаго, дѣлая это, какъ сами знаете. Хотите поставить печати на гробъ? — Ставьте. Хотите обнести гробъ желѣзными цѣпями? — Обнесите. Не говорите, въ концѣ концовъ: если бы намъ было допущено охранять гробъ, то мы бы не потеряли Мертвеца. — Идите, утвердите, якоже вѣсте. Если тамъ покажется Петръ, уничтожьте его. Если явится кто изъ учениковъ Назорея, то, вставъ, сразу же убейте его. Пребывайте бодрствующими и строго соблюдающими стражу, чтобы никто, если вы уснете, не возмогъ бы похитить отъ васъ вашу награду. — Итакъ, снабженные таковыми наставленіями, оружіемъ и войсками, враги Спасителя съ рвеніемь и яростью захватили Гробъ Господень, и возложивъ желѣзныя печати къ Гробу, сидѣли возлѣ, соблюдая стражу, до тѣхъ поръ, пока это было угодно Охраняемому ими.

5. Между тѣмъ, когда насталъ уже второй день послѣ смерти Спасителя, смерть, какъ и въ первый день, лелѣяла въ себѣ свою Добычу, и возжелавъ впиться въ Нее своими зубами, укусъ которыхъ приводилъ тѣло къ истлѣнію, оказалась безсильной это сдѣлать. И на второй день, опять же, возжелавъ попробовать это, не возмогла. И недоумѣвая, какъ представляется, она такъ разсуждала сама сь собой: — Кто же — Этотъ несокрушимый и необыкновенный Мертвецъ? Кто это — Кто по закону (природы) является мертвымъ, и, однако, выше закона сохраняется нетлѣннымъ? Богомъ Онъ не можетъ быть: потому что Сущій безплотный не оказался бы подверженнымъ смерти. Ангелъ Онъ не есть: потому что Онъ носитъ человѣческій образъ. Какъ Адамъ, Онъ подвержень моей власти, но, въ отличіе отъ Адама, не подвергается тлѣнію. Какъ человѣкъ, Онъ претерпѣль смерть, но, въ отличіе отъ смертныхъ, не допускаетъ къ Себѣ послѣдствій ея. Плоть Его является сильнѣе тлѣнія. Никто изъ отъ вѣка умершихъ, сущихь подъ моимъ царствомъ, не пришелъ ко мнѣ, обладая такимъ тѣломъ. Не является ли это Тѣло одѣяніемъ Бога, и по этой причинѣ оно, такимъ образомъ, противостоитъ моимъ устамъ? Не является ли оно скиніей Бога Слова? Не является ли оно храмомъ Того, Кто сказалъ іудеямь: Разорите церковь сію, и треми деньми воздвигну ю (Иоан. 2, 19)? Не сохраняется ли Онъ нетлѣннымъ ради Воскресенія? Этотъ поразительный Мертвый не является ли тайнымъ изслѣдователемъ, пришедшимъ сюда для того, чтобы провѣрить состояніе мертвыхъ [7]? Не возведетъ ли Онъ съ Собою, взявъ отсюда и тѣхъ мертвыхъ, которыхь съ древнихъ временъ я поглотила? Не подобно ли Іонѣ, который въ неприкосновенности прожилъ во чревѣ китовомъ, и Этотъ у меня пребываетъ такимъ же образомъ и ожидаетъ третьяго дня, дабы тогда первый возставъ, явитъ и другимъ мертвымъ врата (ведущія изъ моей области)? — Такъ смерть вѣщала не въ словахъ, а на дѣлѣ.

6. И, вотъ, когда это совершалось, и іудеи вмѣстѣ со стражниками сидѣли у Гроба Господня, — Въ вечеръ же субботный [8], свитающи во едину отъ субботъ — въ ожиданіе наступленія Господняго (Воскреснаго) Дня — пріиде Марія Магдалина, и другая Марія, видѣти гробъ. (Матѳ. 28, 1). О, какія удивительныя и поражающія чудеса! — Петръ, первый воевода Христовъ, устрашившись языка служанки, отрекся отъ своего живого Владыки, а женщины, слабыя и робкія, пришли въ этотъ день, чтобы почтить своего Учителя. Пріиде... видѣти гробъ. Потому что онѣ еще не въ совершенствѣ увѣровали вь понятіе Воскресенія. Пріиде... видѣти гробъ, чтобы отъ вида Гроба Господня нѣсколько утѣшиться въ скорби. Потому что оть вида гробницы своихъ близкихъ, какъ и отъ вызванной (симъ видомъ) слезы, души скорбящихъ имѣютъ обыкновеніе получать утѣшеніе. Пріиде... видѣти гробъ, и, дѣйствительно, приблизились къ нему насколько желали; испытывали же нерѣшительность по причинѣ страха передъ іудеями. Итакъ, тайно прокравшись, онѣ окропили гробъ Спасителя мѵромь и снова украдкой удалились, и такимъ образомъ, стоя издалека и съ глазами полными слезъ взирая на Гробъ, онѣ стенанiями и причитаніями предприняли, какъ это было вь обычаѣ въ отношеніи умершихъ, послужить Господу. И тихимъ голосомъ, вь нѣкоей степени высказывая другъ другу порицанія іудеевъ, вопіющихъ и заглушающихъ ихъ, онѣ, представляется, такъ говорили: — Какъ это они дерзнули на нѣчто такое противъ такого Владыки, не имѣя возможности приписать Ему никакой вины? Какъ не устрашились пригвоздить ко Кресту Того, Кого, видя распятымъ, солнце помрачилось (ориг. — убѣжало)? Какъ не убоялись предать смерти Того, Кто не сдѣлалъ ничего заслуживающаго смерти? Какъ это не насытились они въ своей жестокости, ни даже послѣ смерти Того, противъ Кого они незаслуженно злоумышляли? Допустимъ, во время Его жизни, они питали на Него такую великую злобу; зачѣмъ же и послѣ смерти они осаждаютъ Его могилу, и препятствуютъ доступъ къ ней облагодѣтельствованнымъ Имъ, не допуская имъ свободно поклониться Гробу, и за принятую отъ Него милость, каждому воздать нѣкое малое воздаяніе въ видѣ слезъ?

7. Такъ, когда Жены скорбѣли и оплакивали Христа, какъ Мертваго, Онъ Самъ, оплакиваемый ими Владыка, скрытый отъ взора стражниковъ, и оставивъ гробъ запечатаннымъ, и уйдя изъ него такъ, какъ это извѣстно только Ему, послалъ Ангела, говоря ему: — Пойди къ этимъ Женамъ, мужественнымъ и вѣрнымъ, плачущимъ и полагающимъ, что Я — еще мертвъ, и научи ихъ, что Я побѣдилъ смерть, и Я — живъ, какъ это ты видишь. Измѣни ихъ скорбь въ радость. Десницей твоей отстрани камень отъ гроба, который былъ приваленъ трудомъ многихъ рукъ. Покажи имъ, что можеть сдѣлать одинъ законный воинъ законнаго Царя противъ многихъ беззаконныхъ, насильническихъ воиновъ. Введи Женъ внутрь помѣщенія Гроба, чтобы онѣ знали мѣсто Моего добровольнаго состоянія умершаго, и воспѣли Мою силу. Яви себя страшнымъ и стражникамъ у Гроба. Порази всѣхъ ужасомъ твоего вида, чтобы, на основаніи твоей мощи, онѣ познали, что не по слабости, а по человѣколюбію, Я претерпѣлъ ихъ дерзость. Ты шествуй, неся на устахъ знаменіе Царства [9], и Я, вмѣстѣ съ тобою прійдя, опять потрясу землю, дабы землетрясеніе подтвердило твое возвѣщеніе.

8. Немедленно же Ангелъ сошелъ къ Гробу Господню: потому что онъ не дерзнулъ ослушаться Владычняго повелѣнія. И прійдя, онъ сначала потрясъ землю отъ основаній ея, дабы разбудивъ стражниковъ, при нихъ, какъ свидѣтеляхъ, возвѣстить причину своего пришествія. Затѣмъ, въ то время какъ они взирали, онъ отвалилъ камень отъ отверстія Гробницы, и возсѣлъ на немъ, насмѣхаясь надъ желѣзными печатями и глумясь надъ іудеями, думавшими камнемъ укрѣпить охраненіе Гроба Господня (Матѳ. 27, 66). Бѣ же зракъ его (видъ его) яко молнія (Матѳ. 28, 3). Потому что тамъ, гдѣ туча грѣха не омрачаетъ, тамь образъ сіянія — великъ. И одѣяніе его бѣло яко снѣгъ. Потому что въ соотвѣтствіи съ тѣми вещами, которыя онъ имѣлъ возвѣстить, онъ и имѣлъ достойный ихъ видъ и одѣяніе. Потому что долженствовало, подобало, чтобы Возвѣститель свѣтлой вещи и самъ во всемъ былъ свѣтлымъ. Поразивъ же стражниковъ великимъ страхомъ, такъ что мало не доставало до того, чтобы всѣхъ находящихся тутъ іудеевъ умертвить, онъ сказалъ имъ. Чего вы боитесь, о фарисеи? Почему дрожите и пали на лица своя какъ бы мертвые? Предъ лицемъ меня, раба, вы — мертвые, а предъ лицемъ Владыки — наглые? Для васъ страшнымъ показался воинъ, а Царь Небесный внушаетъ вамъ презрѣніе? Вы безъ опасности для вашей жизни не переносите пришествія одного Ангела, и какъ вы берете на себя противодѣйствовать Творцу Ангеловъ? Вы, сущіе не въ силахъ воспрепятствовать мнѣ, небесному служителю, переставить камень, какъ возможете воспрепятствовать Художнику всей твари, желающему возстановить храмъ Своего Тѣла? Созданному [10] не въ силахъ воспрепятствовать, какъ вы пытаетесь возстать противъ Творца? Но встаньте и внимательно осмотритесь вокругъ. Не имѣю ли я сейчасъ Петра со мною? Не иной ли какой рыбарь вмѣстѣ со мною крадетъ Мертваго? Не нуждается ли Богъ въ помощникѣ? Не имѣетъ ли Богъ-Слово необходимости въ какомъ сотрудникѣ для Воскресенія Своей Плоти?

9. Сказавъ это стражникамъ и фарисеямъ, и оставивъ ихъ отверженными и трепещущими, Ангелъ обратилъ свое лицо къ женамъ, и сначала предоставилъ имъ насладиться своимъ ласковымъ и благосклоннымъ къ нимъ взоромъ; и затѣмъ отстранилъ изь ихъ душъ чувство страха, взывая къ нимъ: Не бойтеся вы! Пусть это тѣ боятся и трепещутъ: потому что они — враги и противники; а вы — не бойтесь, но ликуйте и радуйтесь. Вы совершили достойное вѣнцевъ (награды). Не бойтеся вы: потому что мы принадлежимъ къ одному Владычеству; Того же славимъ Господа. Вѣмь бо яко Іисуса распятаго ищете. Не сказалъ: Іисуса мертваго. — Потому что тогда Онъ уже не былъ мертвымъ. Іисуса распятаго — ради васъ поправшаго посрамленіе распятія (Евр. 12, 2). Вы ищете Взыскующаго ищущихъ Его [11]. Вы ищете Того, Кто — близокъ къ призывающимъ Его (Пс. 144, 18). Вѣмъ бо яко Іисуса распятаго ищете. Нѣсть здѣ. — Его нѣтъ тамь, гдѣ вы думаете (Онъ находится); Его нѣть тамъ, гдѣ Его положили. — Что такое говоришь ты, о, Ангелъ?! — Здѣсь нѣтъ нашего Владыки и Господа? Нѣть здѣсь Предмета нашихъ слезъ? Мы безцѣльно его оплакивали? Напрасно принесли Ему цары, приносимые мертвымъ? Его здѣсь нѣтъ? Снова ли Его перемѣстили въ другое мѣсто эти дурные люди? Позавидовали ли Ему и въ могилѣ тѣ, кто завидовали Его жизни? Его тутъ нѣтъ? Но гдѣ же Онъ? Скажи намъ, молимъ тя, скоро. Успокой наши трепещущія души; не прибавляй къ печали иную печаль. Покажи намъ мѣсто искомаго нами Мертваго, чтобы быстро устремившись туда, мы бы выплакали нашу скорбь.

10. И Ангелъ сказалъ: — Вы желаете узнать, гдѣ — Искомый вами, и какь Онъ возсталъ? Я вамъ повѣдаю; ради этого я послань къ вамъ Имъ, искомымъ вами Мертвымъ, чтобы и Воскресеніе Его возвѣстить, и уврачевать ваши души, и остановить слезы, и моимъ возвѣщеніемъ побудить васъ къ радости. — Воста бо, якоже рече (Матѳ. 28, 6). Истинствовала и нынѣ свойственно себѣ Истина, и то, что Онъ возвѣстилъ словами, это Онъ исполнилъ на дѣлѣ. Его безсмертное Божество пребыло безсмертнымъ; и во время кончины плоти (Богочеловѣка), Его смертное тѣло, Своими тѣлесными глазами, приняло сонъ смерти. Потому что по-царски возлегь, уснулъ Левъ (Быт. 49, 9); возставъ же, выступилъ отсюда, какъ это подобаетъ Богу. Не узнали стражники отшествія Охраняемаго ими: потому что не были достойными того, чтобы увидѣть Воскресеніе Того, съ Кѣмъ боролись. Не воспрепятствовали желѣзныя печати уходу Господа [12]; не воспрепятствовалъ гробъ Воскресенію Всемогущаго. Была безсильной смерть сковать Несвязаннаго узами грѣха. Противъ воли тиранъ уступилъ мѣсто законному Царю. Самъ адъ, устрашившись, затрепеталъ вмѣстѣ съ нимъ; привратники ада, бросивъ ключи и растворивъ врата, не посмѣли ничего сказать никому и совоскресающихъ вмѣстѣ сь Нимъ. Воста бо, якоже рече. Какъ я повѣдаю вамъ то, что — неизреченно? Какъ возвѣщу то, что превосходитъ всякое слово и умъ? Какъ истолкую тайну Владычняго Воскресенія? И Крестъ — тайна; и тридневное Его Воскресеніе — тайна; и все относящееся къ Спасителю — тайна. Потому что, какъ Онъ родился при заключенныхь вратахъ дѣвства, такъ и воскресъ при заключенномъ гробѣ; и какъ сталъ Первороднымъ отъ Матери Единородный Сынъ Божій, такъ сталъ и Первороднымъ изъ мертвыхъ, воскресши отъ гроба. Итакъ, какъ, родившись, Онъ не расторгъ дѣвства Дѣвы Матери, такъ и, воскресши, не расторгъ печатей гроба. Итакъ, я и не могу словами выразить Его Рожденіе, и не въ силахъ постигнуть Его путь изъ гроба. Я взираю на мѣсто Воскресенія и поклоняюсь Воскресенію; не вывѣдываю Воскресенія. Благоговѣйно преклоняюсь предъ мѣстомъ Чуда, хотя и не постигаю: какъ это случилось. То что вижу, это и вамъ являю. Пріидите, видите мѣсто, идѣже лежа Господь. Потому что ради этого я отодвинулъ сей камень, а не для того, чтобы предоставить врата для выхода Іисуса; потому что Тотъ, Кто — Помощь всѣмъ, не нуждался въ моей помощи; потому что прежде чѣмъ я отвалилъ камень, отторгся по Своей волѣ Оный Камень Краеугольный (Дан. 2, 34; Матѳ. 21, 42-44). Но для того я устранилъ камень, чтобы вы осмотрѣли мѣсто и воспѣли Воскресшаго Христа. Пріидите, видите мѣсто, идѣже лежа Господь. До сихъ поръ вы видѣли мѣсто, а вскорѣ увидите и чудесный плодъ сего мѣста. Вотъ, посмотрите мѣсто, гдѣ діаволъ получилъ смертельную рану. Вотъ, посмотрите мѣсто, гдѣ начертались символы нашего воскресенія. Вотъ, посмотрите мѣсто, гдѣ легла умершая смерть. Вотъ, посмотрите мѣсто, гдѣ пронзенное безсѣменное Зерно Тѣла (Христова) произрастило изобильнѣйшій колосъ безсмертія. Вотъ, посмотрите мѣсто, которое прекраснѣе всякаго рая. Вотъ, посмотрите мѣсто, которое блистательнѣе всякаго царскаго чертога. Вотъ, посмотрите гробъ, безмолвно вопіющій о силѣ Погребеннаго. Взгляните на могилу, ставшую вратами въ нетлѣнную (безсмертную) жизнь, взгляните въ пещеру (Гроба Господня), откуда вы были переселены на небо. Прекратите стенанія и слезы. Перестаньте искать Живаго среди мертвыхъ. Скажите, ликуя, относительно смерти: Гдѣ ти смерте жало? Гдѣ ти, аде, побѣда? (1 Кор. 15, 55). И скоро шедше рцыте ученикомъ Его, яко воста отъ мертвыхъ: и се варяетъ вы въ Галилеи: тамо Его узрите. Се рѣхъ вамъ (Матѳ. 28, 7). Смотрите, не скрывайте чуда молчаніемъ; потому что не безопасно рабамъ молчаніе (утаиваніе) о Владычнихъ чудесахъ. И изшедше скоро отъ гроба, со страхомъ и радостію веліею, текостѣ возвѣстити ученикомъ Его (Матѳ. 28, 8).

11. Побуждая этихъ женъ къ скорѣйшему теченію, Духъ Святый воззвалъ къ нимъ чрезъ Пророка Исаію: Жены грядущія съ позорища, пріидите: не суть бо людіе имуще смысла (Ис. 27, 11). Когда же Мѵроносицы жены бѣжали, движимыя страхомъ и сильнымъ желаніемъ, и убѣждали другъ друга къ скорѣйшему теченію, и каждая желала первой предварить и доставить Апостоламъ ввѣренную имъ благую вѣсть, внезапно представъ имъ, Спаситель запечатлѣлъ слова Ангела печатью Своего явленія имъ, и окрылилъ ихъ души, говоря имъ: Радуйтеся!. — Осужденная Ева — (нынѣ) оправдана; изгнанный Адамъ — воззванъ къ возвращенію; приговорь — отмѣненъ: лукавый змѣй — попранъ; діаволъ палъ; поспѣшники діавола — посрамлены; враги — сокрушены: іудеи безутѣшно плачутъ (въ своей злобѣ); фарисеи сѣтуютъ на неудачу своего предпріятія; Крестъ явился Моимъ подтвердителемъ; Гробъ сталъ свидѣтельствомъ Моей силы; смерть признаетъ свое пораженіе; безсмертіе подписано (какъ законъ) — для людей; въ Моемъ лицѣ обновилось человѣческое естество; во Мнѣ всѣ умершіе ожили; во Мнѣ царствуетъ смѣшеніе (т. е. человѣческая природа составленная изъ разныхъ элементовь), во Мнѣ образъ (Божій, каковымъ былъ созданъ человѣкъ) увѣнчался. Это, вотъ, плоды Моего тридневнаго погребенія: это, вотъ, Мои вѣнцы побѣды надъ смертью; это, вотъ, Моего Царства царскія жемчужины, которыя, взявъ изъ глубинъ ада, Я доставиль любящимь Меня. Итакъ, радуйтесь сему, ликуйте, веселитесь, празднуйте, идите, возвѣстите ученикамъ Моимъ. Посмотрите, какъ Я непамятозлобенъ и человѣколюбивъ! Я называю: «братьями» тѣхъ, которые покинули Меня во время Моего Креста. Потому что я умѣю быть великодушнымъ, когда Меня обижаютъ; умѣю сносить несправедливости; знаю снисхожденіе къ немощамъ Моихъ друзей; умѣю согрѣшившихъ и плачущихъ миловать и принимать. Идите, возвѣстите братіи Моей, да идутъ въ Галилею, и ту Мя видятъ (Матѳ 28, 10). Возвѣстите Моимъ ученикамъ тѣ тайны, которыя вы узрѣли. Будьте первыми учителями учителей. Да вѣдаетъ Петръ, отрекшійся отъ Меня, что Я могу и женъ поставить Апостолами. Пусть они идутъ въ Галилею, и пусть они увидятъ то скудное озеро, откуда на ловлю разумныхь рыбъ Я ихъ уловилъ. Пусть увидятъ озеро, откуда Я ихъ перевелъ на подвигъ въ людскую пучину.

12. Такъ сказалъ Господь женамъ. Онъ же Самъ и теперь невидимо предстоитъ вѣрующимъ при (крещальной) купели; Самъ объемлетъ новопросвѣщенныхъ, какъ Своихъ друговъ и братію, и говоритъ имъ: Радуйтеся. Самъ исполняетъ сердца ихъ и души веселіемъ и радостью. Самъ благодатными струями омываетъ осквернившихся. Самъ мѵромъ Духа помазываетъ возродившихся (во святомъ Крещеніи). Самъ становится Кормильцемъ ихъ и Пищей. Самъ подаетъ Своимъ рабамъ духовное прокормленіе. Самъ говоритъ всѣмъ благочестивымъ: — Пріимите, ядите Небесный Хлѣбъ. Пріимите истекающій отъ Моего ребра Источникъ, всегда черпаемый и никогда не изсякающій. Алчущіе, насытьтесь! Жаждущіе, опьянѣйте опьянѣніемъ [13] цѣломудреннымъ и спасительнымъ. — Но, о, Небесный Царю, возсѣдающій въ вышнихъ одесную Величія, Господь безплотныхъ силъ, Управляющій тварью, какъ Тебѣ угодно, Окормляющій человѣческую природу благостью, Даровавшій намъ сей День и сей Праздникъ, — помилуй насъ, какъ Ты помиловалъ блудницу; не изжени насъ, если, дерзнувъ на Твое человѣколюбіе, мы дерзнемъ грѣшными руками держать Твое святое Тѣло. И какъ не отвергъ Ты оную грѣшницу, блудницу, объявшую пречистыя Твои стопы, допусти, чтобы и мы, недостойные, держали Твое Тѣло, и какъ Человѣколюбецъ, сохрани (или: «стяжи») всѣхъ насъ; и какъ Человѣколюбецъ, улови и нась въ страхъ Твой [14]. Какъ треблаженнаго Павла, съ небесъ плѣнивъ, Ты послалъ на Апостольское служеніе, такъ сотвори и насъ съ чистой совѣстью совершить День Твоего Тридневнаго и Животворящаго Воскресенія. Ибо Ты — единый Владыка благій и человѣколюбецъ, Христе Боже нашъ, и Тебѣ подобаетъ слава и держава со Безначальнымъ Твоимъ Отцемъ, и Животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Минь, Патр. Гр. т. 88, кол. 1846-1865.
[2] Храмъ-Усыпальница, именующійся «Сокровищницей умершихъ», былъ небольшимъ храмомъ въ Антюхіи, въ которомъ находились раки съ мощами святыхь мучениковъ, а также и гробницы нѣкоторыхъ усопшихъ православныхъ христіанъ.
[3] Передаемъ текстъ въ нѣсколько свободномъ переводѣ, а также пользуясь примѣчаніемъ издателя текста. Прим. 3-е Минь. П. Гр. Т. 88, кол. 1848.
[4] «Не» — пропущено въ греч. текстѣ, заимствуемъ его изъ латинскаго перевода.
[5] Т. е. Крещальная купель.
[6] Матѳ. 9, 20, 21.
[7] Въ греч. «ϰατασϰοπος», инспекторъ-развѣдчикъ.
[8] Здѣсь къ тексту дается примѣчаніе «Т. е. когда суббота уже давно миновала». Прим. 7-е, кол. 1853.
[9] Здѣсь издатель справедливо дѣлаетъ слѣдующее примѣчаніе «Знаменіе Царства — должно полагать, что здѣсь имѣется въ виду оныя счастливыя слова Воскресъ Господь и т. д. — которыя являются знаменіемъ новаго Царства Христова» Прим. 10, кол. 1856.
[10] «Созданному», т. е. — Ангелу, котораго Богъ создалъ, какъ и все иное.
[11] Здѣсь ссылка на Притч. 8, 17.
[12] Въ греч. текстѣ эта фраза не имѣется, возможно, что она была какъ-то пропущена при наборѣ. Заимствуемъ ее изъ лат. перевода.
[13] Ссылка на Пѣснь Пѣсней 5, 1.
[14] Лат. переводъ «Улови насъ неводомъ страха Твоего», т. е. — «страха Божія».

Печатается по изданiю: Блаженнаго Григорія, Патріарха Антіохійскаго, Слово о женахъ мѵроносицахъ и о пріявшемъ Божественное Тѣло Гробѣ Господа нашего Іисуса Христа и объ Іосифѣ Аримаѳейскомъ и на тридневное Воскресеніе Господа нашего Іисуса Христа. // Проповеди святителя Софронiя, Патрiарха Iерусалимскаго. / Пер. и комм. Архим. Амвросiя (Погодина). – Джорданвилъ: Тѵпографiя преп. Iова Почаевскаго, Свято-Троицкiй монастырь, 1988. – С. 160-170.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0