Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Бесѣда на день Вознесенія Господня (Марк. 16, 14-20).

Что ученики Господа не скоро повѣрили воскресенію Его, то это происходило не столько отъ слабости ихъ вѣры, сколько для утвержденія насъ въ вѣрѣ; ибо, созерцая тѣ многія, и притомъ очевидныя доказательства, коими они увѣрялись въ воскресеніи, мы болѣе и болѣе утверждаемся въ вѣрѣ. Такимъ образомъ мнѣ не столько пользы принесла Марія Магдалина, которая скоро повѣрила, сколько Ѳома, который долго сомнѣвался; ибо ему дозволено было коснуться ранъ, чѣмъ самымъ онъ исцѣлилъ насъ отъ недуга невѣрія. Къ удостовѣренію насъ въ истинѣ воскресенія Господня могутъ служить такъ-же слѣдующія слова Евангелиста Луки: съ нимиже и ядый повелѣ имъ отъ Іерусалима не отлучатися (Дѣян. 1, 4). И зрящимъ имъ взятся, и облакъ подъятъ Его отъ очію ихъ. Замѣтьте слова: съ нимиже ядый взятся, и уразумѣйте таинство. Онъ ядый возносится, чтобы вкушеніемъ доказать, что тѣло Его было истинное; а Евангелистъ Маркъ повѣствуетъ, что Господь, прежде вознесенія своего на небо, укорялъ учениковъ за невѣріе и жестосердіе. Здѣсь замѣтимъ, что Господь для того упрекалъ учениковъ своихъ предъ тѣмъ, какъ Ему нужно было тѣлеснымъ образомъ съ ними разлучиться, чтобы глубже напечатлѣть въ ихъ сердцахъ послѣднія свои слова; ибо послѣ упрека Онъ сказалъ имъ: шедше въ міръ весь, проповѣдите Евангеліе всей твари.

Не подумайте, братіе, что Господь, сказавъ, проповѣдите всей твари, повелѣлъ проповѣдывать Евангеліе и бездушнымъ тварямъ, и безсмысленнымъ животнымъ.

Здѣсь подъ именемъ твари надобно разумѣть человѣка: ибо изъ вещей созданныхъ камни — безжизненны и безчувственны; растенія и травы хотя живутъ, но не чувствуютъ; а животныя хотя чувствуютъ, но не имѣютъ разума; Ангелы живутъ, чувствуютъ и разсуждаютъ. Человѣкъ же имѣетъ что-нибудь общее съ каждою изъ тварей, потому-что онъ существуетъ подобно камнямъ, живетъ подобно деревамъ, чувствуетъ подобно животнымъ, разсуждаетъ подобно Ангеламъ. Слѣдовательно Евангеліе проповѣдуется всей твари, когда оно проповѣдуется человѣку, потому-что чрезъ сіе научается тотъ, для кого все на земли сотворено, и кто со всѣми тварями имѣетъ сходство. Подъ именемъ всей твари можно разумѣть также и язычниковъ; ибо прежде Апостоламъ было сказано: на путь языкъ не идите (Матѳ. 10, 5); а теперь велѣно проповѣдывать всей твари, т. е. Апостольская проповѣдь тогда должна была намъ послужить въ пользу, когда, во свидѣтельство осужденія своего, отвергли ее гордые Іудеи. Но поступимъ далѣе.

Иже вѣру иметъ и крестится; спасенъ будетъ; а иже не иметъ вѣры, осужденъ будетъ. На это конечно каждый изъ васъ скажетъ: я вѣрую, слѣдовательно спасенъ буду. Онъ и не солжетъ, если только доказываетъ свою вѣру дѣлами; ибо та вѣра истинна, которая не опровергаетъ своихъ словъ жизнію. Посему-то Апостолъ Павелъ о нѣкоторыхъ вѣрующихъ говоритъ, что они Бога исповѣдуютъ, вѣдѣти, а дѣлы отмещутся Его (Тит. 1, 16); а Апостолъ Іоаннъ говоритъ: глаголяй, яко познахъ Его, и заповѣди Его не соблюдаетъ, ложь есть (1 Іоан. 2, 4). Если это такъ, то въ истинѣ вѣры долженъ удостовѣрять насъ образъ жизни нашей, и мы тогда только можемъ назваться истинно вѣрующими, когда на дѣлѣ исполняемъ данныя при крещеніи обѣщанія отрещись сатаны и всѣхъ дѣлъ его, и всего служенія его; а посему каждый изъ васъ да обратитъ тщательное вниманіе на самого себя: и ежели кто послѣ крещенія сохранилъ всѣ обѣщанія, тотъ есть истинно вѣрующій; а ежели кто не соблюлъ своего обѣщанія, обратился на дѣла беззаконныя и сердцемъ своимъ устремился къ удовольствіямъ міра; тотъ долженъ оплакивать свои согрѣшенія. Ибо премилосердый Господь пріемлетъ въ число вѣрующихъ и того, кто обращается отъ пути заблужденія къ истинѣ; Онъ, принимая всѣхъ истинно-кающихся, заглаждаетъ своимъ милосердіемъ всякое беззаконіе наше.

Знаменія же вѣровавшымъ сія послѣдуютъ: именемъ Моимъ бѣсы изжденутъ: языки возглаголютъ новы: змія возмутъ: аще и что смертно испіютъ, не вредитъ ихъ: на недужныя руки возложатъ, и здрави будутъ. Ежели вы, братія любезные, не творите тѣхъ знаменій, кои были необходимы при началѣ Церкви Христовой; то по сему одному не исключайте себя изъ числа вѣрующихъ. Чудеса нужны были только для распространенія вѣры, подобно какъ и мы, насаждая дерева, дотолѣ только поливаемъ ихъ водою, пока они укоренятся; а когда они вырастутъ и пустятъ глубоко корни свои въ землю; то перестаемъ ихъ поливать. Посему Апостолъ Павелъ говоритъ: тѣмъже языцы въ знаменіе суть не вѣрующимъ, но невѣрнымъ (1 Кор. 14, 22). Впрочемъ и мы обладаемъ этими знаменіями и чудесами, только въ духовномъ смыслѣ; ибо Святая Церковь не престаетъ и нынѣ духовнымъ образомъ то-же дѣлать, что дѣлали Апостолы видимымъ образомъ. Такъ, когда священники, при заклинаніи нечистыхъ духовъ, возлагаютъ руки на вѣрующихъ; то они благодатію Христовою, подобно Апостоламъ, изгоняютъ бѣсовъ; равнымъ образомъ когда вѣрующій, оставляя мірскіе разговоры, бѣсѣдуетъ о духовномъ, говоритъ о таинствахъ Церкви, воспѣваетъ хвалебныя пѣсни во славу Творца; то что иное онъ дѣлаетъ, какъ не новыми языки глаголетъ? Кто благими своими совѣтами искореняетъ въ сердцѣ брата своего злобу, тотъ змія вземлетъ; кто, слыша худые совѣты, не слѣдуетъ имъ, тотъ хотя и смертное испиваетъ, но оно не вредитъ ему; кто всѣми мѣрами содѣйствуетъ еще неутвержденному въ благочестивой жизни ближнему своему, и примѣромъ своей добродѣтельной жизни утверждаетъ его въ благочестіи; тотъ какъ-бы на недужныя возлагаетъ руки, да здрави будутъ. Польза, какая происходитъ отъ такихъ духовныхъ чудесъ, такъ-же важна; и эти чудеса еще спасительнѣе, потому-что врачуютъ не тѣла, а души. При помощи Божіей и вы, братія, можете творить ихъ, если захочете. Между-тѣмъ одни внѣшнія чудеса не могутъ сообщить живота вѣчнаго производящимъ оныя; ибо видимыя чудеса иногда только свидѣтельствуютъ о святости чудодѣющаго, но не дѣлаютъ его святымъ, между тѣмъ какъ чудеса духовныя, дѣйствуя на сердца, не только доказываютъ святость жизни, но и производятъ ее. Первыя могутъ творить и злые люди; а послѣднія творить предоставлено однимъ добродѣтельнымъ; посему-то Спаситель сказалъ: мнози рекутъ Мнѣ въ день онъ: Господи, Господи, не въ Твое ли имя пророчествовахомъ, и Твоимъ именемъ бѣсы изгонихомъ, и Твоимъ именемъ силы мнози сотворихомъ. И тогда исповѣмъ имъ, яко николиже знахъ васъ. Отъидите отъ Мене дѣлающіи беззаконіе (Матѳ. 7, 22). Посему, возлюбленная братія, не домогайтесь тѣхъ знаменій, кои могутъ творить и нечестивые; но взыщите знаменій любви и благочестія; они хотя не видимы, но весьма дѣйствительны, и Господь въ будущей жизни воздастъ за нихъ праведное воздаяніе въ той мѣрѣ, какъ они не вознаграждаются славою отъ людей въ настоящей жизни.

Господь же убо по глаголаніи Его къ нимъ вознесеся на небо, и сѣде одесную Бога. Въ Ветхомъ Завѣтѣ Илія былъ восхищенъ на небо, но на воздушное, которое отлично отъ эѳирнаго, ибо оно ближе къ землѣ (почему птицъ летающихъ по воздуху мы называемъ небесными), такъ-что онъ былъ отведенъ въ сокровенную область земную, гдѣ долженъ обитать въ тѣлесномъ и душевномъ успокоеніи дотолѣ, пока при кончинѣ міра паки явится на землѣ заплатить долгъ смерти, потому-что Богъ, по премудрымъ судьбамъ своимъ, только отсрочилъ ему время смерти, но не избавилъ его вовсе отъ оной; между тѣмъ какъ Спаситель побѣдилъ смерть, и своимъ славнымъ воскресеніемъ истребилъ ее, а въ вознесеніи явилъ славу воскресенія своего. Здѣсь нужно замѣтить и то, что Илія вознесся на небо на колесницѣ, въ доказательство того, что онъ, яко человѣкъ, не могъ быть безъ внѣшнихъ пособій. Это пособіе сдѣлали ему Ангелы, когда онъ восходилъ на воздушное небо; ибо онъ самъ собою не могъ вознестись и туда, потому-что естественная слабость не позволяла ему отдѣлитьея отъ земли; между тѣмъ какъ Спасителю не нужна была колесница, не нужны были Ангелы, ибо Творецъ своею Божественною силою вознесся на небо, потому-что Онъ возвратился туда, откуда сошелъ; вошелъ туда, гдѣ отъ вѣка имѣлъ пребываніе: ибо хотя по человѣчеству Онъ возносился, но по Божеству обладалъ и небомъ и землею.

При семъ не излишне обратить вниманіе и на то, почему Маркъ сказалъ о Господѣ, что Онъ сѣде одесную Бога; а Первомученикъ Стефанъ видѣлъ Его одесную Бога стояща (Дѣян. 7, 56); т. е., почему Евангелистъ Маркъ говоритъ, что Онъ сѣдитъ; а Стефанъ, что Онъ стоитъ? Для разрѣшенія сего предварительно замѣтьте, что сѣдѣніе принадлежитъ судіи, и стояніе помощнику; посему Евангелистъ Маркъ потому описываетъ Господа сѣдящимъ, что Онъ послѣ своего вознесенія. явится во всей славѣ своей, яко Судія, ибо Спаситель, вознесшись на небо, воспріялъ надъ всѣмъ судъ; а Стефанъ потому видѣлъ Его во время мученическаго своего подвига стоящимъ, что Онъ помогалъ ему, ибо, чтобы побѣдить невѣріе мучителей, Спаситель самъ ратовалъ за Стефана, своею благодатію.

Они же изшедше проповѣдаша всюду, Господу поспѣшствующу, и слово утверждающу послѣдствующими знаменьми. Здѣсь достойно замѣчанія то, что со стороны Апостоловъ за заповѣдію тотчасъ послѣдовало повиновеніе, а за повиновеніемъ послѣдовали чудеса. Но, объяснивъ, при помощи Божіей, въ краткихъ словахъ чтенное Евангеліе, займемся бесѣдою о торжествѣ настоящаго праздника.

При семъ прежде всего надобно изслѣдовать, отъ чего это, когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ родился, то хотя Ангелы являлись, но не въ бѣлыхъ ризахъ; а во время вознесенія Его они явились въ ризахъ бѣлыхъ и блестящихся; ибо въ Писаніи говорится, что зрящимъ имъ взятся и облакь подъятъ Его отъ очію ихъ. И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему, и се мужа два стаста предъ ними во одеждѣ бѣлѣ. (Дѣян. 1, 8-9)? Ангелы во время вознесенія Господня были одѣяны во одежду бѣлую въ знаменіе того, что вознесеніе Господа во плоти составляло величайшее торжество для нихъ, потому-что бѣлая одежда есть знакъ веселія и радости сердечной; а по рождествѣ Его они потому не явились въ бѣлыхъ ризахъ, что, во время плотскаго рожденія Его, Божество уничижалось, тогда-какъ въ вознесеніи человѣчество Его обожалось.

Но при настоящемъ торжествѣ особенно мы должны размышлять о томъ, что нынѣ разорвано рукописаніе грѣховъ и осужденія нашего, и измѣнилось опредѣленіе о нашемъ осужденіи, потому-что то самое естество, которому было сказано: земля еси и въ землю отъидеши, нынѣ вознесено на небо. Псалмопѣвецъ о настоящемъ торжествѣ говоритъ слѣдующее: яко взятся великолѣпіе твое превыше небесъ (Псал. 8, 2); взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ (Псал. 46, 6); возшелъ еси на высоту, плѣнилъ еси плѣнъ, пріялъ еси даянія въ человѣцѣхъ (Псал. 67, 19). Восшедъ на небеса, Онъ подлинно плѣнилъ плѣнъ, ибо силою своего нетлѣнія истребилъ наше тлѣніе; и даровалъ даяніе человѣкамъ, потому-что ниспослалъ Святаго Духа на Апостоловъ, даровавъ иному слово премудрости, другому духъ разума, иному духъ вѣдѣнія, другому силу изцѣленій; одному знаніе языковъ, а другому сказаніе языковъ. Объ этой славѣ вознесенія Его и Пророкъ Аввакумъ говорилъ слѣдущее: воздвижеся солнце, и луна ста въ чинѣ своемъ (Ав. 3, 11). Здѣсь подъ именемъ солнца разумѣется не иной кто, какъ самъ Господь; а подъ именемъ луны Святая Церковь; ибо пока Господь не вознесся на небо, Святая Церковь непрестанно страшилась бѣдствій со стороны міра; а когда Онъ вознесся, то она утвердилась и всюду начала проповѣдывать вѣру свою, а такимъ образомъ дѣйствительно сбылись слова: воздвижеся солнце и луна ста въ чинѣ своемъ; ибо какъ-скоро Господь восшелъ на небеса, Церковь съ дерзновеніемъ стала проповѣдывать. Посему-то Соломонъ отъ лица Церкви говорилъ: се той идетъ, скача на горы, и прескача на холмы (Пѣсн. 2, 8). Спаситель, идя на избавленіе насъ, дѣйствительно какъ-бы дѣлалъ нѣкіе скачки. Вамъ желательно знатъ, какіе это скачки? Вотъ они: во-первыхъ, Онъ съ неба снизшелъ въ дѣвическое чрево, изъ дѣвическаго чрева пришелъ въ ясли; потомъ отъ яслей восшелъ на крестъ; съ креста снизшелъ во гробъ; изъ гроба восшелъ на небо. Такимъ образомъ, проходя всѣ степени человѣческой жизни, Онъ пролагалъ намъ путь, чтобы мы слѣдовали за Нимъ. Поэтому Духъ Святый устами Пророка говорилъ: возрадуется, яко исполинъ тещи путь (Псал. 18, 6), дабы и мы могли сказать съ Премудрымъ: привлекоша мя въ слѣдъ Тебе, въ воню мѵра твоего течемъ (Пѣсн. 1, 3).

Итакъ, возлюбленная братія, всѣмъ сердцемъ послѣдуемъ туда, куда Онъ вознесся съ плотію. Отринемъ всякое пристрастіе къ земнымъ предметамъ, и имѣя участіе въ небесныхъ селеніяхъ, не будемъ искать на земли блаженства. Но мы особенно должны помнить, что Господь, который нынѣ съ кротостію вознесся на небо, нѣкогда явится въ грозномъ видѣ, и чему теперь поучаетъ съ кротостію, того востребуетъ нѣкогда съ строгостію; посему не будемъ презирать даннаго на покаяніе времени; не станемъ нерадѣть о самихъ себѣ, пока есть время, потому-что Спаситель нашъ на страшномъ судѣ своемъ тѣмъ строже будетъ требовать отъ насъ отчета, чѣмъ болѣе нынѣ долготерпитъ намъ. О семъ обстоятельствѣ, братія, непрестанно помышляйте, никогда не выпуская его изъ памяти. Пусть волны житейскаго моря возмущаютъ духъ вашъ; вы укрѣпитесь въ упованіи небеснаго отечества, и утвердите умъ вашъ въ въ истинномъ свѣтѣ. Нынѣ Господь вознесся на небеса; будемъ чаще и внимательнѣе размышлять о томъ, чему насъ научаетъ вѣра. Если немощь плоти еще удерживаетъ насъ на земли, то по крайней мѣрѣ любовію послѣдуемъ за Спасителемъ нашимъ. Желаніе наше исполнитъ во благихъ самъ Господь Iисусъ Христосъ, емуже, вкупѣ со Отцемъ и Святымъ Духомъ, честь и слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Святаго Григорія Двоеслова, Бесѣда на день Вознесенія Господня (Марк. 16, 14-20). // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1846 г. – Часть II. – с. 332-345.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0