Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Письмо 179.

Григорій Григорію пресвитеру и Ѳеодору діакону Константинопольской Церкви, о томъ, кого Господь извелъ съ собою изъ ада, когда сходилъ въ оный.

Воспоминая о вашей благорасположенности и любви, я весьма укоряю себя, что скоро отпустилъ васъ. Но поелику вы неоднократно и неотступно настаивали о своемъ отпускѣ; то я опасался, чтобъ для васъ не тягостно было дальнѣйшее ваше у насъ промедленіе. Но послѣ, какъ мы узнали, что вы, по причинѣ зимняго времени, очень долго пробыли въ дорогѣ; то, признаюсь, я скорбѣлъ, что скоро васъ отпустилъ. Ибо если любовь ваша не могла продолжать предположеннаго пути, то лучше было бы вамъ пробыть у меня, нежели не у меня.

Притомъ, послѣ отбытія вашего, я узналъ изъ разсказовъ возлюбленнѣйшихъ сыновъ моихъ, діаконовъ, что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущій Господь Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, сошедъ во адъ, всѣхъ, которые тамъ исповѣдали Его Богомъ, спасъ и освободилъ отъ заслуженныхъ наказаній.

Желаю, чтобы ваше братство думало объ этомъ совсѣмъ иначе, именно, что Сошедшій во адъ освободилъ по благодати своей только тѣхъ, которые и вѣровали, что Онъ пріидетъ, и жили по Его заповѣдямъ. Ибо извѣстно, что и по воплощеніи Господа никто не можетъ спастися, даже изъ тѣхъ, которые вѣруютъ въ Него, если не будетъ жить по вѣрѣ, какъ написано: Бога исповѣдуютъ, а дѣлы отмещутся Его (Тит. 1, 16); ибо Іоаннъ говоритъ: глаголяй, яко познахъ Его, и заповѣди Его не соблюдаетъ, ложь есть (1 Іоан. 2, 4); также Іаковъ, братъ Господень, въ посланіи пишетъ: вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іак. 2, 26). И такъ если нынѣ вѣрующіе безъ добрыхъ дѣлъ не спасаются, а невѣрующіе и осужденные спасены безъ добрыхъ дѣлъ Господомъ, сошедшимъ во адъ; то участь тѣхъ, которые не видѣли воплотившагося Господа, гораздо лучше, нежели тѣхъ, которые родились уже послѣ тайны воплощенія. Сколь же глупо такъ говорить и думать, объ этомъ свидѣтельствуетъ самъ Господь, когда говоритъ ученикамъ: мнози царіе и пророцы восхотѣша видѣти, якоже вы видите, и не видѣша (Лук. 10, 24). По чтобъ долго не занимать мнѣ любви вашей моимъ разсужденіемъ, совѣтую вамъ прочитать, что написалъ о сей ереси Филастрій [1] въ книгѣ своей объ ересяхъ. Вотъ его слова: «есть еретики, которые говорятъ, что Господь, сошедъ во адъ, проповѣдывалъ тамъ о себѣ всѣмъ, уже послѣ ихъ смерти, дабы тѣ, которые тамъ Его исповѣдуютъ, спаслись, тогда какъ это противно словамъ Пророка Давида: во адѣ же кто исповѣстся Тебѣ (Псал. 6, 6)? и словамъ Апостола: елицы беззаконно согрѣшиша, беззаконно и погибнутъ (Рим. 2, 12). Съ словами его согласенъ и блаженный Августинъ, въ своей книгѣ объ ересяхъ.

И такъ, разсудивъ обо всемъ этомъ, не содержите ничего, кромѣ того, чему учитъ истинная вѣра Каѳолической Церкви, именно, что Господь, сошедъ во адъ, освободилъ отъ узъ ада только тѣхъ, которыхъ, во время жизни ихъ во плоти, соблюлъ благодатію своею въ вѣрѣ и добродѣтели. Что же касается до того, что Онъ у Евангелиста говоритъ: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ себѣ: то подъ всѣми очевидно должно разумѣть всѣхъ избранныхъ, поелику по смерти не могъ быть привлеченъ къ Богу тотъ, кто порочною жизнію удалился отъ Бога.

Всемогущій Богъ да сохранитъ васъ, подъ своимъ покровомъ, чтобы вамъ вездѣ, гдѣ бы вы ни были, ощущать въ душѣ и въ тѣлѣ благодатную Его помощь.

Примѣчаніе:
[1] Филастрій († 392 г.), бречьскій епископъ, жаркій обличитель аріанъ. Оставилъ «Книгу о ересяхъ» (Migne Patrol. lat. T. 12).

Печатается по изданiю: Святаго Григорія Двоеслова, Письмо 179-е, Григорію пресвитеру и Ѳеодору діакону Константинопольскому о томъ, кого Господь извелъ съ собою изъ ада, когда сходилъ въ оный. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1841 г. – Часть II. – с. 93-97.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0