Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Посланіе къ гражданамъ римскимъ, въ коемъ онъ запрещаетъ хранить субботу, по обычаю іудейскому.

Дошелъ до меня слухъ, что нѣкоторые люди, водимые духомъ противленія, посѣваютъ между вами сѣмена заблужденія, запрещая въ день субботный исправлять дѣла и обязанности житейскія. Можно ли иначе назвать людей сихъ, какъ не проповѣдниками антихриста? — ибо онъ явится и точно также станетъ почитать и хранить день субботный, но только по обычаю Іудейскому, а не Христіанскому. Онъ будетъ принуждать людей къ Іудейству, возстановитъ обрядовый законъ и станетъ почитать субботу для того, чтобы удобнѣе воспользоваться невѣріемъ Іудеевъ, и увлечь ихъ за собою. Правда, Пророкъ Іеремія сказалъ нѣкогда отъ имени Господа: сохраните душы ваша, и не носите бременъ изъ домовъ вашихъ въ день субботъ, и не исходите враты Іерусалима (Іер. 17, 21): но это повелѣніе Господа имѣло силу дотолѣ, пока оно могло быть исполняемо буквально. Теперь, когда явилась благодать Бога Всемогущаго и Господа нашего Іисуса Христа, повелѣнія закона, служившія только прообразованіемъ истины, уже не могутъ быть исполняемы буквально, а потому не имѣютъ обязательной для насъ силы. Итакъ, если кто говоритъ, что и нынѣ, на основаніи означеннаго повелѣнія Господа, должно хранить субботу такъ же, какъ нѣкогда Іудеи хранили ее, — то онъ вмѣстѣ долженъ сказать и то, что нынѣ также должно принимать и исполнять законъ о жертвахъ, обрѣзаніи и т. п. Но въ этомъ случаѣ онъ пусть послушаетъ Апостола Павла, который говоритъ: яко аще обрѣзаетеся, Христосъ васъ ничтоже пользуетъ (Гал. 5, 2). Посему все то, что написано въ Ветхомъ Завѣтѣ о субботѣ, мы принимаемъ и хранимъ духовно, и поелику суббота есть день покоя, то наша истинная суббота есть самъ Искупитель нашъ Господь Іисусъ Христосъ, даровавшій временный и вѣчный покой душамъ праведныхъ; — равнымъ образомъ должно понимать нынѣ въ смыслѣ духовномъ слово Господне о тѣхъ, которые въ день субботный вносили бремена во врата Іерусалима: подъ именемъ ихъ должно разумѣть тѣхъ Христіанъ, которые, какъ бы врата, открываютъ для міра входы сердца своего, т. е. внѣшнія чувства, и этимъ путемъ вносятъ въ сердца свои бремена страстей и похотей; напротивъ, подъ именемъ Израильтянъ, остерегавшихся вносить бремена въ день субботный во врата Іерусалима, должно понимать тѣхъ изъ Христіанъ, которые свято сохраняютъ благодать Господа нашего Іисуса Христа и не позволяютъ міру чрезъ органы чувствъ вносить въ сердце свое бремена страстей и пороковъ. Избавитель міра совершалъ дѣла милосердія въ день субботный и весьма часто обличалъ Іудеевъ за суевѣрное почитаніе субботы: кождо васъ въ субботу не отрѣшаетъ ли своего вола или осла отъ яслій, и ведъ напаяетъ (Лук. 13, 15). Если же сама Истина освобождаетъ насъ отъ буквальнаго, обрядоваго храненія субботы, то кому, какъ не самой Истинѣ противорѣчитъ тотъ, кто хранитъ субботу буквально, по предписанію закона?

Кромѣ сего, до меня дошла другая вѣсть, что нѣкоторые нечестивые люди внушаютъ вамъ презрѣніе къ тѣлесной чистотѣ, запрещая омывать тѣло въ день воскресный. Само собою разумѣется, что не только въ день воскресный, но даже въ обыкновенные дни нельзя одобрить омовенія, которое изобрѣтено для роскоши и удовольствія; но отнюдь не должно осуждать того омовенія, котораго требуетъ нужда тѣлесная и приличіе, и мы не запрещаемъ удовлетворять сей нуждѣ даже въ воскресный день; ибо написано: никто же бо когда свою плоть возненавидѣ, по питаетъ и грѣетъ ю (Ефес. 5, 29); напротивъ, въ другомъ мѣстѣ сказано: и плоти угодія не творите въ похоти (Рим. 13, 14). Итакъ, кто запрещаетъ угожденіе плоти простирать до похотей, тотъ, очевидно, не осуждаетъ необходимаго попеченія о ней; ибо, если непозволительно омывать тѣло въ воскресный день, то это значитъ, что и лица въ этотъ день умывать не должно; но, если эта послѣдняя нужда дозволяется, то почему, спрашивается, дозволеніе сіе простирается на одну только часть тѣла, а не на все тѣло? Нѣтъ, возлюбленныя чада мои, наше уваженіе къ дню воскресенія Господа нашего и попеченіе о святости его требуетъ отъ насъ, чтобы мы день сей, назначенный для успокоенія отъ трудовъ, посвятивъ Господу, возносили предъ Нимъ молитвы о прощеніи согрѣшеній, содѣланныхъ нами въ теченіе шести дней, которые мы обыкновенно проводимъ въ попеченіяхъ и заботахъ житейскихъ; — а потому старайтесь, дѣти мои, уваженіе свое къ воскресному дню и попеченіе освятости его свидѣтельствовать чистою вѣрою и непрестанными молитвами къ Богу; не довѣряйте словамъ злыхъ людей; напротивъ, все то, что вы услышите или узнаете отъ нихъ, представляйте на судъ разума, и не теряйте твердости и мужества въ борьбѣ съ заблужденіями, чтобы чрезъ побѣду надъ ними пріобрѣсти вѣчную радость и участіе въ торжествѣ вѣры на небѣ, со святыми.

Источникъ: Святаго Григорія Двоеслова, папы Римскаго, Посланіе къ гражданамъ Римскимъ, въ коемъ онъ запрещаетъ хранить субботу, по обычаю Іудейскому. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ типографіи К. Жернакова. — 1843 г. — Часть IV. — С. 346-351.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0