Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Бесѣда на день Святыя Пятидесятницы
[1].

Изъ Дѣяній Апостольскихъ вы, возлюбленные братіе, слышали, что Духъ Святый явился надъ апостолами въ огненныхъ языкахъ и даровалъ имъ вѣдѣніе иныхъ языковъ. Симъ чудомъ Духъ Святый показываетъ не иное что, какъ то, что святая Церковь, исполненная тѣмъ же Духомъ, долженствовала говорить языками всѣхъ народовъ. Тѣ, которые, вопреки Богу, усиливались построить башню, потеряли общность единаго языка (Быт. 11, 8), а въ этихъ, которые смиренно боялись Бога, всѣ языки приведены въ соединеніе. Итакъ, здѣсь смиреніе заслужило помощь, а тамъ гордость — смѣшеніе.

Но почему Духъ Святый, совѣчный Отцу и Сыну, явился въ огнѣ? почему явился въ огнѣ и вмѣстѣ въ языкахъ? Почему Онъ является иногда въ голубѣ, а иногда въ огнѣ? Почему надъ Единороднымъ Сыномъ Духъ Святый явился въ видѣ голубя, а надъ апостолами въ огнѣ (такъ что ни на Господа не сходилъ въ огнѣ, ни надъ учениками не являлся въ видѣ голубя)? — Совѣчный Отцу и Сыну Духъ Святый является въ огнѣ потому, что Богъ есть безтѣлесный, неизреченный и невидимый огнь, по свидѣтельству святаго апостола Павла: Богъ нашъ огнь поядаяй есть (Евр. 12, 29). Богъ называется огнемъ, поелику Онъ поядаетъ ржавчину грѣховъ. Объ этомъ огнѣ (небесная) Истина говоритъ: огня пріидохъ воврещи на землю (Лук. 12, 49). Землею названы земныя сердца, которыя, всегда вмѣщая въ себѣ низшіе помыслы, попираются злыми духами. А Господь посылаетъ огнь на землю, когда дыханіемъ Святаго Духа воспламеняетъ плотскія сердца; и земля горитъ, когда плотское сердце оставляетъ похоти настоящаго вѣка и воспламеняется любовію къ Богу. Итакъ, Духъ (Святый) прилично явился во огнѣ, потому что изъ всякаго сердца, Имъ наполняемаго, Онъ изгоняетъ цѣпенѣніе холода и воспламеняетъ его любовію къ вѣчности. Въ огненныхъ же языкахъ Духъ Святый явился потому, что всѣхъ, кого наполняетъ, Онъ содѣлываетъ вмѣстѣ и пламенными, и говорящими. Огненные языки имѣютъ учители вѣры, такъ какъ, проповѣдуя о любви къ Богу, они воспламеняютъ сердцá слушающихъ (ибо праздно слово учащаго, если оно не можетъ воспламенить любви). Этотъ пламень ученія ощущали изъ устъ Самой Истины тѣ, которые говорили: не сердце ли наю горя бѣ въ наю, егда глаголаше нама на пути, и егда сказоваше нама писанія (Лук. 24, 32)? (Ибо отъ слышаннаго слова воспламеняется духъ, исчезаетъ хладъ безчувственности, и душа, стремясь къ горнимъ желаніямъ, становится чуждою похотей земныхъ). И избранные Божіи никогда не слушаютъ заповѣдей небесныхъ съ холоднымъ сердцемъ, но пламенѣютъ къ нимъ огнемъ внутренней любви и ревности по правдѣ. Но Духъ Святый являлся и въ видѣ голубя, и въ огнѣ: поелику всѣхъ, исполненныхъ Имъ, Онъ содѣлываетъ простыми и пламенными — простыми по чистотѣ, пламенными по ревностному подражанію. Богу не можетъ быть благоугодна ни простота безъ ревности, ни ревность безъ простоты; потому-то Сама Истина и говоритъ: будите мудри яко змія, и цѣли (просты) яко голубіе (Матѳ. 10, 16). Итакъ, поелику оный Духъ научаетъ и непорочности, и простотѣ, то Онъ и долженъ былъ явиться и въ огнѣ, и въ голубѣ для того, чтобы всякое сердце, коего касается Его благодать, было и спокойно (просто) по свойству кротости, и пламенно по ревности къ правдѣ. — Почему, наконецъ, Духъ Святый на Самого Искупителя нашего, Ходатая Бога и человѣковъ, низшелъ въ видѣ голубя, а на учениковъ въ видѣ огненномъ? Извѣстно, что Единородный Сынъ Божій есть Судія человѣческаго рода; но кто устоялъ бы предъ Его правосудіемъ, еслибы Онъ въ ревности по правдѣ восхотѣлъ судить прегрѣшенія наши прежде, чѣмъ собралъ насъ кротостію? Посему, содѣлавшись человѣкомъ ради человѣковъ, Онъ явилъ Себя кроткимъ для человѣковъ: Онъ не хотѣлъ поражать грѣшниковъ, но хотѣлъ собрать ихъ, — Онъ прежде хотѣлъ исправлять кротостію, чтобы имѣть тѣхъ, кого послѣ можно было бы спасти на судѣ. Такимъ образомъ Духъ Святый долженствовалъ явиться въ видѣ голубя надъ Тѣмъ, Кто приходилъ не для того, чтобы по ревности уже поразить грѣхи, но для того, чтобы по кротости еще терпѣть ихъ. Напротивъ, надъ апостолами Духъ Святый долженствовалъ явиться во огнѣ, дабы тѣ, которые были простыми людьми, а потому и грѣшниками, воспламеняли духомъ другихъ рабовъ противъ ихъ самихъ и сами въ себѣ покаяніемъ очищали тѣ грѣхи, которые Богъ терпѣлъ по снисхожденію (ибо и самые приверженные къ небесному Учителю не могли быть безъ грѣха, по свидѣтельству святаго евангелиста Іоанна, изрекшаго: аще речемъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ, и истины нѣсть въ насъ (1 Іоан. 1, 8). Итакъ, Духъ Святый во огнѣ снизшелъ на человѣковъ, а въ видѣ голубя явился надъ Господомъ для того, чтобы мы въ ревности къ правдѣ тщательно наблюдали за грѣхами своими, терпимыми по снисхожденію и милости, — и всегда попаляли оные пламенемъ покаянія; Духъ Святый явился надъ Искупителемъ въ видѣ голубя, а надъ людьми во огнѣ для того, чтобы, во сколько разъ строгость нашего Судіи содѣлалась для насъ умѣреннѣе, во столько наша слабость содѣлалась противъ самой себя пламеннѣе.

О Богѣ Духѣ Святомъ написано: овому бо Духомъ дается слово премудрости, иному же слово разума о томъ же Дусѣ: другому же вѣра, тѣмъ же Духомъ: иному же дарованія исцѣленій, о томъ же Дусѣ: другому же дѣйствія силъ, иному же пророчество, другому же разсужденія духовомъ, иному же рóди языковъ, другому же сказанія языковъ. Вся же сія дѣйствуетъ единъ и тойжде Духъ, раздѣляя властію коемуждо якоже хощетъ (1 Кор. 12, 8-11). Духомъ устъ Его вся сила ихъ (Псал. 32, 6). Апостолы не рѣшились бы противостать властямъ міра сего, еслибы ихъ не укрѣпило могущество Святаго Духа. Мы знаемъ, каковы были эти учители святой Церкви прежде сошествія Святаго Духа, и видимъ, какъ сильны стали они по сошествіи Его. Дѣйствительно, сколь немощенъ былъ апостолъ Петръ и сколь робокъ до сошествія Духа, объ этомъ скажетъ, если мы спросимъ, служанка привратница. Пораженный однимъ голосомъ женщины, устрашившись смерти, онъ отрекся отъ Жизни (Матѳ. 26, 69-72); и вотъ чтó замѣчательно: Петръ отвергся Спасителя на землѣ тогда, когда разбойникъ исповѣдалъ Господа на крестѣ (Лук. 23, 41-42). Но посмотримъ, какимъ явился этотъ, столь робкій, мужъ послѣ сошествія Святаго Духа. Сходится собраніе правителей и старѣйшинъ. Апостоламъ, уже наказаннымъ, объявляется, чтобы они не дерзали говорить объ имени Іисуса, но Петръ съ великимъ дерзновеніемъ отвѣтствуетъ: повиноватися подобаетъ Богови паче, нежели человѣкомъ (Дѣян. 5, 29). И опять: аще праведно есть предъ Богомъ васъ послушати паче, нежели Бога, судите. Не можемъ бо мы, яже видѣхомъ и слышахомъ, не глаголати (Дѣян. 4, 19-20). Они же убо идяху, радующеся, отъ лица собора, яко за имя Господа Іисуса сподобишася безчестіе пріяти (Дѣян. 5, 41). Вотъ, въ наказаніяхъ радуется тотъ самый Апостолъ, который прежде страшился слова, — и тотъ, кто прежде, бывъ спрошенъ, убоялся голоса служанки, по сошествіи Святаго Духа, бывъ наказанъ, презираетъ могущество князей. Пріятно возвести взоръ вѣры на силу Зиждителя — Духа Святаго и хотя кратко разсмотрѣть отцевъ Ветхаго и Новаго Завѣтовъ. Вотъ отверзтыми очами (вѣры) я зрю Давида, Амоса, Даніила, Петра, Павла, Матѳея; но, желая разсмотрѣть, какой сей Зиждитель, изнемогаю въ самомъ разсмотрѣніи моемъ. Онъ (Духъ Святый) исполняетъ отрока, играющаго на гусляхъ, и содѣлываетъ его псалмопѣвцемъ (1 Цар. 16, 18); исполняетъ пастыря стада, собирающаго ягодичія, и содѣлываетъ его пророкомъ (Амос. 7, 14); исполняетъ цѣломудреннаго отрока и содѣлываетъ его судіею старцевъ (Дан. 13, 46...), исполняетъ рыбаря и содѣлываетъ его проповѣдникомъ (Матѳ. 4, 19), исполняетъ гонителя и содѣлываетъ его учителемъ языковъ (Дѣян. 9, 1...), исполняетъ сборщика податей и содѣлываетъ его евангелистомъ (Лук. 5, 27-28). О, какой Зиждитель — сей Духъ! Не нужно много времени для изученія всего, чего Онъ хощетъ, потому что, едва только коснется, Онъ научаетъ умъ, — и одно прикосновеніе Его есть уже наученіе: ибо озареніемъ Онъ тотчасъ измѣняетъ духъ челоческій, вдругъ заставляетъ его не быть тѣмъ, чѣмъ онъ былъ, — вдругъ располагаетъ тѣмъ, чѣмъ онъ не былъ. Размыслимъ о святыхъ нашихъ проповѣдникахъ (апостолахъ), каковыми Духъ Святый нашелъ ихъ въ нынѣшній день и каковыми содѣлалъ ихъ. Въ самомъ дѣлѣ, по опасенію отъ іудеевъ они были собраны въ одной горницѣ, всѣмъ имъ былъ извѣстенъ ихъ природный языкъ; однако же, и на томъ самомъ языкѣ, который знали, они не дерзали открыто исповѣдывать Христа. Пришелъ Духъ Святый и научилъ ихъ вѣдѣнію различныхъ языковъ, а въ сердце вложилъ силу дерзновенія (Дѣян. 2, 2...). И тѣ, которые прежде боялись даже на своемъ языкѣ говорить о Христѣ, начали проповѣдывать Спасителя и на другихъ языкахъ (ибо воспламененное сердце презрѣло тѣ мученія тѣлесныя, которыхъ страшилось прежде, препобѣдило силу плотской болѣзни любовію къ Создателю); тѣ, которые прежде изъ боязни уступали своимъ противникамъ, уже со властію повелѣваютъ имъ. Итакъ, Тотъ, Который вознесъ ихъ на верхъ такой высоты, не содѣлалъ-ли, такъ сказать, души земныхъ людей небесными?

Помыслите же, возлюбленнѣйшіе братіе, сколь велико послѣ воплощенія Единороднаго Сына Божія празднество сошествія Святаго Духа! Какъ то, такъ и другое празднество досточтимо, потому что во время того Богъ, пребывая Богомъ, принялъ человѣчество, а во время этого люди по усыновленію содѣлались богами. Итакъ, если мы не хотимъ до смерти оставаться плотскими, то возлюбимъ Животворящаго Духа. Впрочемъ, поелику плоть не знаетъ Духа, то, можетъ быть, кто-либо въ плотскомъ помышленіи скажетъ самому себѣ: «какъ я могу любить Того, Кого не знаю»? — Въ этомъ и мы согласны, потому что умъ, устремленный къ видимому, не умѣетъ зрѣть невидимаго: онъ ни о чемъ не помышляетъ, какъ только о видимомъ, и даже когда не заботится о немъ, внутри носитъ образъ его, — и поелику почиваетъ на тѣлесныхъ образахъ, то и не въ состояніи подняться до безтѣлеснаго. Отъ сего происходитъ то, что онъ тѣмъ менѣе знаетъ Создателя, чѣмъ болѣе въ мысляхъ своихъ сродняется съ тѣлесными тварями. Но хотя мы не можемъ видѣть Бога, однако имѣемъ нѣчто такое, что служитъ путемъ, которымъ Онъ приходитъ предъ взоры нашего познанія. Въ самомъ дѣлѣ, Кого мы не въ состояніи видѣть какимъ-либо образомъ Самого въ Себѣ, Того теперь можемъ созерцать во святыхъ Его. Когда видимъ, что они производятъ чудесныя дѣла, то удостовѣряемся, что въ ихъ душахъ обитаетъ Богъ. Для вещей безтѣлесныхъ мы возьмемъ примѣръ съ тѣлесныхъ. Никто изъ насъ не можетъ ясно видѣть восходящаго солнца, смотря прямо на кругъ его, потому что напряженный взоръ поражается лучами его; но мы видимъ горы, освѣщенныя солнцемъ, и видимъ потому, что солнце уже взошло. Итакъ, поелику мы не можемъ зрѣть Солнца правды Самого въ Себѣ, то будемъ взирать на горы, освѣщенныя сіяніемъ Его, т. е., на святыхъ апостоловъ, которые сіяютъ добродѣтелями, блистаютъ чудесами, которыхъ окружаетъ свѣтъ рожденнаго Солнца, и посредствомъ которыхъ, какъ бы посредствомъ освѣщенныхъ горъ, это Солнце, незримое Само въ Себѣ, содѣлалось и для насъ видимымъ. Ибо сила Божества сама въ себѣ есть какъ бы солнце на небѣ, а сила Божества въ людяхъ — солнце на землѣ. Такимъ образомъ на землѣ мы зримъ Солнце правды, Котораго не можемъ видѣть на небѣ, дабы, идя непреткновеннымъ путемъ дѣланія, при помощи сего Солнца мы возвели нѣкогда взоры къ небу для созерцанія Онаго. Но на землѣ мы идемъ непреткновенною ногою тогда, когда всѣмъ сердцемъ любимъ Бога и ближняго, потому что нельзя истинно любить ни Бога безъ ближняго, ни ближняго безъ Бога. Не любяй брата своего, его же видѣ, Бога, его же не видѣ, како можетъ любити (1 Іоан. 4, 20)?

Будемъ же, братіе, любить ближняго, — будемъ любить того, кто — возлѣ насъ, дабы быть въ состояніи возлюбить и Того, Кто выше насъ. Пусть въ ближнемъ душа узнаетъ то, что она должна дѣлать для Бога, дабы вполнѣ заслужить намъ съ ближними радость въ Господѣ. Тогда мы достигнемъ той радости горнихъ ликовъ, на которую мы нынѣ пріяли залогъ Святаго Духа. Всею любовію устремимся къ тому концу, въ коемъ безъ конца будемъ радоваться. Тамъ — святое общество небесныхъ гражданъ, тамъ торжество несомнѣнно, тамъ покой безопасенъ; тамъ — миръ истинный, уже не прерываемый, а даруемый намъ Господомъ Іисусомъ Христомъ, Который живетъ и царствуетъ съ Богомъ Отцемъ, вмѣстѣ со Святымъ Духомъ, сый Богъ во всѣ вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ сокращеніи. См. Bibliot. Patr. Concionator. tom. IV, pp. 542-545; сравн. Бесѣды св. Григорія Двоеслова на Евангелія. Спб. 1860 г., кн. 2, стр. 117-136.

Источникъ: Бесѣда на день Святыя Пятидесятницы, иже во святыхъ отца нашего Григорія Двоеслова, папы Римскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 857-862.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0