Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Сорокъ бесѣдъ на Евангелія.

Книга первая.
Бесѣда 1, произнесенная къ народу въ храмѣ Св. Ап. Петра во вторую недѣлю по Рождествѣ Христовѣ.

Чтеніе Евангелія: Лук. 21, 25-32.

Во время оно: рече Іисусъ своимъ ученикомъ: будутъ знаменія въ солнцѣ и лунѣ и звѣздахъ: и на земли туга языкомъ отъ нечаянія, шума морскаго и возмущенія, издыхающимъ человѣкомъ отъ страха и чаянія грядущихъ на вселенную: силы бо небесныя подвигнутся, и тогда узрятъ Сына человѣческа, грядуща на облацѣхъ съ силою и славою многою. Начинающимъ же симъ бывати, восклонитеся, и воздвигните главы ваша, зане приближается избавленіе ваше. И рече притчу имъ: видите смоковницу, и вся древа: егда прошибаются уже, видяще сами вѣсте, яко близъ жатва есть. Тако и вы, егда узрите сія бывающа, вѣдите, яко близъ есть Царствіе Божіе. Аминь глаголю вамъ: яко не имать преити родъ сей, дондеже вся сія будутъ.

1. Господь и Искупитель нашъ, возлюбленнѣйшіе братія, желая найти насъ готовыми, предвозвѣщаетъ тѣ бѣдствія, которыя должны послѣдовать въ отживающемъ вѣкъ свой мірѣ, для того, чтобъ отвратить нась отъ любви къ нему. Напередъ даетъ знать, какія потрясенія должны предшествовать приближающейся кончинѣ его, для того, чтобы мы, если не хотимъ бояться Бога въ спокойствіи, по крайней мѣрѣ боялись близкаго суда Его, пораженные такими потрясеніями. Немного выше, впереди настоящаго чтенія Св. Евангелія, которое теперь только слышало ваше братолюбіе, Господь говоритъ: востанетъ языкъ на языкъ, и царство на царство. Труси же велицы по мѣстамъ, и глади (Лук. 21, 10). И чрезъ нѣсколько посредствующихъ мыслей присовокупилъ то, что вы сейчасъ слышали: будутъ знаменія въ солнцѣ и лунѣ и звѣздахъ: и на земли туга языкомъ, отъ нечаянія, шума морскаго и возмущенія. Изъ всѣхъ этихъ событій однѣ мы видимъ уже дѣйствительно совершившимися, а другихъ страшимся, какъ имѣющихъ скоро совершиться. Ибо востаніе языкъ на языкъ и тугу ихъ на землѣ мы видимъ въ наши времена болѣе, нежели читаемъ въ книгахъ. Что землетрясеніе разрушаетъ безчисленные города, объ этомъ, вы знаете, какъ часто слышимъ изъ другихъ частей міра. Моровыя язвы терпимъ непрестанно. Но знаменій въ солнцѣ, лунѣ, и звѣздахъ доселѣ еще ясно не видимъ; а что и онѣ не далеки, объ этомъ заключаемъ уже изъ самыхъ перемѣнъ воздушныхъ. Впрочемъ, прежде нежели Италія предана была языческому мечу на опустошеніе, мы видѣли на небѣ огненныя острія, блистающія тою самою кровію рода человѣческаго, которая послѣ пролита была. Шумъ же морской и возмущенія отнюдь не новость. Но если многія предсказанія уже исполнились; то нѣтъ сомнѣнія, что исполнятся и тѣ немногія, которыя остаются еще не исполнившимися; потому что за несомнѣнность послѣдующихъ событій ручается исполненіе протекшихъ.

2. Это мы, возлюбленнѣншіе братія, говоримъ для того, чтобы ваши души пробудить къ усиленной осторожности, чтобы вы не предавались безпечности, чтобы не разслабѣвали отъ невѣденія, но чтобы всегда васъ и страхъ тревожилъ, и заботливость о добрѣ укрѣпляла, особенно, если вы будете помышлять о томъ, что за симъ говоритъ Искупитель нашъ: издыхающимъ человѣкомъ отъ страха и чаянія грядущихъ на вселенную: силы бо небесныя подвигнутся. Что Господь называетъ силами небесными, если не Ангеловъ, Архангеловъ, Престолы, Господствія, Начала и Власти, которыя во время пришествія Праведнаго Судіи видимо явятся очамъ нашимъ, чтобы потребовать отъ насъ точнаго отчета въ томъ, что теперь благоснисходительно попускаетъ намъ невидимый Творецъ? Тутъ же и присовокупляется: и тогда узрятъ Сына человѣческа, грядуща на облацѣхъ съ силою и славою многою. Яснѣе сказать можно такъ: въ силѣ и славѣ узрятъ Того, Кого не хотѣли слушать въ уничиженіи, дабы тѣмъ сильнѣе они почувствовали тогда власть Его, чѣмъ неохотнѣе нынѣ приклоняютъ выю сердца своего къ послушанію Ему.

3. Но это сказано на нечестивыхъ; а за симъ тотчасъ обращается рѣчь къ утѣшенію избранныхъ. Ибо тотчасъ говорится: начинающимъ же симъ бывати, восклонитеся, и воздвигните главы ваша, зане приближается избавленіе ваше. Истина увѣщеваетъ своихъ избранныхъ, говоря имъ какъ бы прямо такъ: когда умножатся бѣдствія міра, когда, при движеніи Силъ, явится страшный Судія; тогда воздвигните главы, т. е. возрадуйтесь; потому что, когда кончится міръ, котораго вы не любили, тогда близко искупленіе, котораго вы желали. Ибо въ Св. Писаніи глава часто принимается за умъ; какъ глава управляетъ членами, такъ умъ распоряжаетъ помышленіями. Итакъ воздвигнуть главы значитъ возвысить умы къ радостямъ небеснаго отечества. Слѣдовательно, тѣ, которые любятъ Бога, получаютъ повелѣніе радоваться и веселиться о кончинѣ міра; потому что они тотчасъ обрѣтаютъ Того, Кого любятъ, когда преходитъ тотъ, кого они не любили. Невозможно, чтобы вѣрный, желающій видѣть Бога, скорбѣлъ о потрясеніяхъ міра, зная, что при этихъ потрясеніяхъ онъ скончавается. Но написано: иже восхощетъ другъ быти міру, врагъ Божій бываетъ (Іак. 5, 4). Слѣдовательно, кто не радуется приближенію кончины міра, тотъ обнаруживаетъ, что онъ другъ сего послѣдняго, а чрезъ это самое является врагомъ Божіимъ. Но прочь эта мысль отъ умовъ вѣрующихъ, прочь отъ тѣхъ, которые по вѣрѣ знаютъ, что есть иная жизнь, а по дѣламъ любятъ ее. Ибо скорбѣть о разрушеніи міра свойственно тѣмъ, которые корни сердца своего всадили въ любовь къ нему, которые не желаютъ будущей жизни, которые даже не вѣрятъ бытію ея. Мы же, зная о вѣчныхъ радостяхъ отечества небеснаго, должны какъ можно скорѣе поспѣшать къ нимъ. Намъ должно желать итти быстрѣе, и кратчайшимъ путемъ дойти до него. Ибо какимъ несчастіямъ не подвергается міръ сей? Какая скорбь, какая превратность, не тѣснятъ насъ? — Что такое эта смертная жизнь, если не путь? — И подумайте, братія мои, что значитъ, уставать отъ трудностей этого пути; и однако же не хотѣть, чтобы онъ когда нибудь окончился. Но что міръ сей долженъ быть отвергаемъ и презираемъ, это изъясняетъ Искупитель нашъ предусмотрительнымъ сравненіемъ, когда присовокупляетъ: видите смоковницу и вся древа: егда прошибаются уже, видяще сами вѣсте, яко близъ жатва есть. Тако и вы, егда узрите сія бывающа, вѣдите, яко близъ есть царствіе Божіе. Очевидно, мысль Его есть слѣдующая: какъ по плодамъ деревъ познается близость лѣта, такъ по разрушенію міра познается близость царствія Божія. Этими словами ясно показывается, что плодъ міра есть разрушеніе. Онъ высится для того, чтобы пасть; произращаетъ для того, чтобы все произращаемое истребить смертію. Но хорошо сравнивается царствіе Божіе съ лѣтомъ; потому что при открытіи его проходятъ облака нашей скорби, и дни жизни осіяваются свѣтомъ вѣчнаго Солнца.

4. Все это утверждается, какъ несомнѣнная истина, когда присовокупляется еще слѣдующая мысль: аминь глаголю вамъ: яко не имать прейти родъ сей, дондеже вся сія будутъ. Небо и земля мимо идетъ, словеса же Мои не имутъ прейти. Въ природѣ вещей чувственныхъ ничего нѣтъ тверже неба и земли, и ничто въ природѣ такъ быстро не проходитъ, какъ слово. Ибо слова, доколѣ онѣ не произносятся, не суть слова, а когда произнесены, тогда ихъ уже нѣтъ; потому что онѣ не иначе могутъ быть произносимы, какъ въ послѣдовательномъ порядкѣ одно за другимъ. Итакъ (Спаситель) говоритъ: небо и земля мимо идетъ, словеса же Мои не имутъ прейти. Смыслъ словъ Его слѣдующій: все, что у васъ твердо, то безъ измѣненія не твердо для вѣчности, а все, что у Меня кажется проходящимъ, то рѣшительно твердо, и держится безъ измѣненія; потому что, Мое повидимому проходящее слово выражаетъ мысли, постоянно пребывающія безъ измѣненія.

5. Вотъ, братія мои, мы уже видимъ то, о чемъ слышали. Ежедневно міръ подвергается новымъ, болѣе и болѣе умножающимся, бѣдствіямъ. Осмотритесь, сколько васъ осталось изъ безчисленнаго народа; и не смотря на то, бичи еще ежедневно постигаютъ насъ, неожиданные случаи тѣснятъ, новые и непредвидимые удары поражаютъ. Какъ въ юности тѣло цвѣтетъ, грудь крѣпка и невредима, шея мускуловата, жилы полны, а въ лѣтахъ старческихъ станъ скривляется, изсохшая шея сгибается, грудь стѣсняется учащеннымъ дыханіемъ, силы слабѣютъ, слова говорящаго прерываются одышкою, и хотя бы не было утомленія, но для чувствъ большею частію самое здоровье есть уже болѣзнь: такъ и міръ въ первые свои годы, какъ бы въ юности, былъ могущъ, къ распространенію потомства рода человѣческаго силенъ, тѣлеснымъ здоровьемъ цвѣтущъ, обиліемъ во всемъ тученъ: но нынѣ онъ тяготится самою своею старостію, и какъ бы нудится къ близкой смерти часъ отъ часа умножающимися бѣдствіями. — Итакъ, братія мои, не любите того, кого видите не въ силахъ стоять долго. Напечатлѣйте въ душѣ наставленія Апостола, которыя онъ даетъ намъ, говоря: не любите міра, ни яже въ мірѣ. Аще кто любитъ міръ, нѣсть любви Отчи въ немъ (1 Іоан. 11, 15). — Три дня тому назадъ, братія, вы узнали, что внезапною бурею многолѣтніе виноградники опустошены, домы разрушены, и Церкви до основаній ниспровержены. Сколько людей, здоровыхъ и невредимыхъ, съ вечера думали, что они завтра будутъ дѣлать то и то, а въ эту самую ночь скончались нечаянною смертію подъ развалинами!

6. Но намъ, возлюбленнѣйшіе, должно размыслить, что для совершенія сего невидимый Судія подви́гъ дыханіе самаго тонкаго вѣтра, возбудилъ бурю изъ одного облака, и — потрясъ землю, поколебалъ основанія столькихъ зданій. Чтоже Сей Судія сотворитъ, когда Самъ лично пріидетъ, и гнѣвъ Его возгорится на отмщеніе грѣшникамъ, если и то нестерпимо, когда Онъ поражаетъ насъ самымъ тонкимъ облакомъ? Какая плоть устоитъ предъ гнѣвомъ Его, если Онъ воздвигъ только вѣтръ, и — потрясъ землю, далъ только движеніе воздуху, и — ниспровергъ столько зданій? — Разсуждая о такомъ могуществѣ, Павелъ говоритъ: страшно есть, еже впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31). Это же самое могущество выражаетъ Псалмопѣвецъ, когда говоритъ: Богъ явѣ пріидетъ, Богъ нашъ, и не премолчитъ: огнь предъ Нимъ возгорится, и окрестъ Его буря зѣльна (Псал. 49, 3). Направленіе этого страшнаго суда сопровождается бурею и огнемъ, такъ какъ буря задушаетъ тѣхъ, которыхъ пожигаетъ огнь. Итакъ, возлюбленнѣйшіе братія, непрестанно имѣйте предъ очами день тотъ, а что кажется труднымъ для вѣрованія, то облегчается сравненіемъ. Ибо объ этомъ днѣ у Пророка сказано: близъ день Господень великій, близъ и скоръ зѣло: гласъ дне Господня горекъ и жестокъ учинися. Силенъ день гнѣва, день той, день скорби и нужды, день безгодія и исчезновенія, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля (Соф. 1, 14-16). Объ этомъ же днѣ Господь еще говоритъ чрезъ Пророка: еще единою Азъ потрясу небомъ и землею (Агг. 11, 22). Итакъ, если Онъ, какъ сказали мы прежде, потрясъ воздухъ, и земля не устояла; ктожь устоитъ; когда Онъ потрясетъ небо? — Но чѣмъ мы назовемъ тѣ страшилища [страхованія], которыя видимъ, если не предвѣстниками грядущаго гнѣва? Потому-то и необходимо намъ подумать, что нынѣшнія страшилища на столько же различаются отъ послѣдняго страха, на сколько лице предвозвѣстника различается отъ могущества Судіи. Итакъ, возлюбленнѣйшіе братія, съ полнымъ вниманіемъ помышляйте о днѣ томъ, исправляйте жизнь, перемѣняйте привычки, искушенія ко злу побѣждайте противленіемъ, а допущенные грѣхи очищайте слезами. Ибо тѣмъ безопаснѣе нѣкогда узрите пришествіе вѣчнаго Судіи; чѣмъ большимъ страхомъ нынѣ предварите Его устремленіе.

Источникъ: Бесѣды на Евангелія иже во святыхъ отца нашего Григорія Двоеслова: Въ двухъ книгахъ. Книга I: Бесѣды I-XX. / пер. съ лат. языка на русскій архим. Климента. — СПб: Типографiя С. Струговщикова, 1860. — С. 7-16.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0