Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Бесѣды на Евангелія.

Книга первая.
Бесѣда 2, произнесенная къ народу въ храмѣ Св. Ап. Петра въ недѣлю 50-ю.

Чтеніе св. Евангелія: Лук. 18, 31-44.

Во время оно, поемь Іисусъ обанадесяте ученики Своя, рече къ нимъ: се восходимъ во Іерусалимъ, и скончаются вся писанная Пророки о Сынѣ человѣчестѣ. Предадятъ бо Его языкомъ, и поругаются Ему, и укорятъ Его, и оплюютъ Его: и бивше убіютъ Его, и въ третій день воскреснетъ. И тіи ничесоже отъ сихъ разумѣша: и бѣ глаголъ сей сокровенъ отъ нихъ, и не разумѣваху глаголемыхъ. Бысть же егда приближишася во Іерихонъ, слѣпецъ нѣкій сѣдяше при пути прося. Слышавъ же народъ мимоходящъ, вопрошаше, чтó убо есть сіе. Повѣдаша же ему, яко Іисусъ Назарянинъ мимоходитъ. И возопи, глаголя: Іисусе, сыне Довидовъ, помилуй мя. И предыдущіи прещаху ему, да умолчитъ. Онъ же паче множае вопіяше: Сыне Давидовь, помилуй мя. Ставъ же Іисусь, повелѣ привести его къ Себѣ. Приближшуся же ему къ Нему, вопроси его, глаголя: что хощеши, да ти сотворю: онъ же рече: Господи, да прозрю. Іисусъ же рече ему: прозри, вѣра твоя спасе тя. И абіе прозрѣ, и въ слѣдъ Его идяше, славя Бога. И вси людіе видѣвше, воздаша хвалу Богови.

1. Искупитель нашъ, предвидя, что души учениковъ возмутятся отъ страданій Его, задолго предсказываетъ имъ, какъ о страданіи Своемъ, такъ и о славѣ воскресенія Своего, для того, чтобъ они, когда увидятъ Его по предсказанію умирающимъ, не сомнѣвались и въ томъ, что Онъ воскреснетъ. Но какъ ученики, еще плотяные, никакъ не могли понять словъ тайны: то Онъ приступаетъ къ совершенію чуда. Предъ ихъ глазами слѣпецъ получаетъ прозрѣніе, для того, чтобы небесныя дѣла утвердили въ вѣрѣ тѣхъ, которые не понимали словъ небесной тайны. Но чудеса Господа и Спасителя нашего, возлюбленнѣйшіе братія, надобно понимать такъ, чтобъ и въ истину событій ихъ вѣровать, и сверхъ того разумѣть, что онѣ внушаютъ намъ нѣчто особенное своимъ значеніемъ. Ибо дѣла Его могуществомъ указываютъ на одно, а таинственностію говорятъ о другомъ. Вотъ по исторіи мы не знаемъ, кто былъ этотъ слѣпецъ, но знаемъ, кого онъ таинственно представляетъ. Слѣпецъ есть родъ человѣческій, который, въ лицѣ прародителя, бывъ изгнанъ изъ рая сладости, не имѣя понятія о ясности свѣта вышняго, страдаетъ во тмѣ своего осужденія: но явленіемъ Искупителя просвѣщается до того; что начинаетъ видѣть и желать радости внутренняго свѣта, и на пути жизни обращается къ доброй дѣятельности.

2. Замѣчательно, что слѣпецъ, по сказанію, получаетъ прозрѣніе тогда, когда Іисусъ приближался къ Іерихону. Ибо Іерихонъ означаетъ луну, а луна на священномъ языкѣ служитъ образомъ немощей плоти; потому что, когда она въ мѣсячномъ своемъ теченіи убываетъ, тогда служитъ образомъ нашей смерти. Итакъ, когда Создатель нашъ приближается къ Іерихону, тогда слѣпецъ получаетъ прозрѣніе; это значитъ, что когда Божество пріемлетъ на себя немощъ нашей плоти, тогда родъ человѣческій воспріемлетъ потерянный имъ свѣтъ. Ибо по скольку Богъ терпитъ человѣческое, по стольку человѣкъ получаетъ силы къ Божественному. Этотъ слѣпецъ, по Писанію, сидѣлъ именно при пути, и просилъ милостыню; а сама Истина говоритъ: Азъ есмъ путь (Іоан. 14, 6). Итакъ тотъ слѣпецъ, кто не имѣетъ понятія о ясности свѣта вѣчнаго; но если онъ уже вѣруетъ въ Искупителя, то сидитъ при пути; если же вѣруетъ, но не хочетъ просить о дарованіи ему свѣта вѣчнаго, и не молится, то онъ слѣпецъ, хотя и сидящій при пути, но не просящій милостыни. А если кто и увѣровалъ, и позналъ слѣпоту души своей, и молится о дарованіи ему свѣта истины, то онъ — слѣпецъ, сидящій при пути, и просящій милостыни. Итакъ, кто сознаетъ мракъ слѣпоты своей, кто имѣетъ понятіе о томъ свѣтѣ вѣчности, котораго нѣтъ у него: тотъ сердечно вопіетъ и умиленно взываетъ: Іисусе, Сыне Давидовъ, помилуй мя. Но послушаемъ, чтó слѣдуетъ за воплями слѣпца. B предыдущіи прещаху ему, да молчитъ.

3. Чтó же значатъ эти предыдущіи грядущему Іисусу, если не шумъ плотскихъ пожеланій и мятежъ пороковъ, которые, до приближенія къ нашей душѣ Іисуса, разсѣеваютъ умъ нашъ своими искушеніями, и на молитвѣ останавливаютъ сердечные вопли? Ибо часто, когда мы, послѣ содѣянныхъ грѣховъ, желаемъ обратиться ко Господу, когда усиливаемся вымолить у Него прощеніе въ этихъ самыхъ, содѣянныхъ нами, грѣхахъ: тогда приражаются къ душѣ образы содѣянныхъ преступленій, притупляютъ остроту нашего ума, духъ приводятъ въ смятеніе, и не даютъ простора голосу нашей молитвы. Итакъ предыдущіи прещаху ему, да молчитъ; потому что, прежде, нежели приблизится Іисусъ къ душѣ, преступленія, содѣянныя вами, отпѣчатливаясь въ нашемъ воображеніи своими образами, смущаютъ насъ во время самой молитвы.

4. Но послушаемъ, что сдѣлалъ, на перекоръ этому, тотъ слѣпецъ, который желалъ прозрѣзнія. Сказано: онъ же паче множае вопіяше, Сыне Давидовъ, помилуй мя. Вотъ болѣе и болѣе вопіетъ тотъ, кого толпа заставляетъ молчать; такъ, чѣмъ болѣе стѣсняетъ насъ тягостный шумъ плотскихъ помысловъ, тѣмъ пламеннѣе и настойчивѣе мы должны быть въ молитвѣ. Этотъ шумъ препятствуетъ намъ вопіять, такъ какъ и на молитвѣ большею частію мы страдаемъ отъ воображенія грѣховъ нашихъ. Но именно, тѣмъ громче надобно возвышать голосъ сердца, чѣмъ сильнѣе встрѣчаетъ онъ препятствія, доколѣ онъ не превыситъ шума нетерпимыхъ помысловъ, и своимъ напряженіемъ и неотступностію достигнетъ святаго слуха Господня. Что мы теперь говоримъ, то, думаю, каждый испыталъ на себѣ самомъ; потому что, когда мы душу свою направляемъ отъ міра сего къ Богу, когда обращаемся къ молитвѣ: тогда во время молитвы нашей становится для насъ уже непріятно и тягостно то самое, что прежде мы дѣлали съ услажденіемъ. Помыслы о грѣхахъ отстраняются отъ очей сердечныхъ силою святаго желанія; воображеніе ихъ превозмогается воплями покаянія.

5. Но когда мы въ своей молитвѣ дѣлаемъ сильное напряженіе, тогда въ умѣ напечатлѣваемъ образъ мимоходящаго Іисуса. Поэтому въ Евангеліи далѣе сказано: ставъ же Іисусъ, повелѣ привести его къ Себѣ. — Вотъ останавливается Тотъ, Кто прежде проходилъ мимо; такъ, когда мы во время молитвы слышимъ еще шумъ мечтаній, тогда чувствуемъ, что Іисусъ какъ бы мимоходитъ. Когда же мы въ молитвѣ дѣлаемъ особенное усиліе, тогда Іисусъ останавливается, чтобы возстановить въ насъ свѣтъ; тогда Богъ водворяется въ сердцѣ, и потерянный свѣтъ возвращается къ намъ.

6. Впрочемъ въ этомъ событіи Господь внушаетъ намъ и еще нѣчто иное, что съ пользою можемъ мы разумѣть о человѣчествѣ и Божествѣ Его. Ибо вопль слѣпца услышалъ Іисусъ мимоходящій, а чудо прозрѣнія совершилъ, остановившись. Мимоходить свойственно человѣчеству, а стоять — Божеству. По человѣчеству, Онъ родился, возрасталъ, умеръ, воскресъ, переходилъ изъ мѣста въ мѣсто. Итакъ какъ въ Божествѣ нѣтъ измѣняемости, а мимоходить значитъ тоже, что и измѣняться: то это мимохожденіе было именно по плоти, а не по Божеству. Но по Божеству Ему свойственно всегда стоять; потому что Онъ вездѣсущъ, не двигаясь ни впередъ, ни назадъ. Итакъ вопіющаго слѣпца слышитъ Іисусъ мимоходяшій, а прозрѣніе даруетъ стоящій; потому что, по человѣчеству Своему, Онъ, сочувствуя, сжалился надъ воплями слѣпоты нашей; но свѣтъ благодати проливаетъ на насъ силою Божества Своего.

7. И замѣчательно, что Онъ говоритъ подошедшему слѣпцу: что хощеши, да ти сотворю. Неужели Тотъ, Кто могъ даровать прозрѣніе, не зналъ, чего хотѣлъ слѣпецъ? Но Онъ хочетъ, чтобы мы просили, хотя Самъ напередъ знаетъ, чего мы будемъ просить, и чтó даровать намъ по нашему прошенію. Онъ заповѣдуетъ намъ непрестанно молиться, и не смотря на то, говоритъ: вѣсть бо Отецъ вашъ, ихже требуете, прежде прошенія вашего (Матѳ. 6, 8). Слѣдовательно, за нужное признаетъ, чтобы мы просили Его, для того, чтобы возбудить сердце къ молитвѣ. По этому и слѣпецъ тотчасъ присовокупилъ: Господи, да прозрю. Вотъ слѣпецъ проситъ у Господа не злата, но прозрѣнія, потому что онъ, хотя и можетъ имѣть что либо, но безъ прозрѣнія, не можетъ видѣть того, что имѣетъ. Итакъ, возлюбленнѣйшіе братія, будемъ подражать тому, который, какъ мы слышали, получилъ исцѣленіе и по тѣлу и по душѣ. Будемъ просить у Господа не ложнаго богатства, не земныхъ даровъ, не скоропреходящихъ почестей, но прозрѣнія; не того прозрѣнія, которое ограничивается мѣстомъ, которое имѣетъ предѣлы во времени, которое разнообразится промежутками ночей, которое видитъ свѣтъ наравнѣ съ безсловесными животными; но будемъ просить того свѣта, который можемъ видѣть съ одними только Ангелами, который не имѣетъ ни начала, ни конца. Къ этому свѣту служитъ путемъ вѣра. Поэтому и слѣпцу, при дарованіи прозрѣнія справедливо дается тотчасъ отвѣтъ: прозри, вѣра твоя спасе тя. Но на это плотской помыслъ возражаетъ: какимъ образомъ могу я просить духовнаго свѣта, котораго не могу видѣть? Откуда могу я получить свѣдѣніе, что есть такой свѣтъ, который не сіяетъ для очей тѣлесныхъ? — Такому помыслу каждый можетъ отвѣчать кратко; потому что и то самое, что онъ ощущаетъ, ощущаетъ не тѣломъ, а душею. Никто не видитъ души своей; и однакоже никто не сомнѣвается, что онъ имѣетъ душу, которой не видитъ. Ибо душа невидимо управляетъ видимымъ тѣломъ. Если же это невидимое отдѣляется, то тотчасъ падаетъ и видимое, которое видимо стояло. Итакъ, если въ сей видимой жизни существо оживляется невидимымъ: то есть ли мѣсто сомнѣнію въ бытіи жизни невидимой?

8. Но послушаемъ, что сдѣлано для вопіющаго слѣпца, или что сдѣлалъ самъ онъ. Сказано далѣе: и абіе прозрѣ, и во слѣдъ Его идяше. Видитъ и послѣдуетъ тотъ, кто дѣлаетъ добро, которое понимаетъ. Видитъ же, но не послѣдуетъ тотъ, кто, хотя и понимаетъ добро, но нерадитъ о дѣланіи добра. Итакъ, возлюбленнѣйшіе братія, если мы уже сознаемъ слѣпоту нашего странствованія, если мы, вѣруя въ таинство нашего Искупителя, сидимъ уже при пути; если ежедневно молясь просимъ у нашего Зиждителя свѣта; если, видя разумомъ этотъ самый свѣтъ, мы послѣ слѣпоты уже прозрѣли: то дѣлами послѣдуемъ за Іисусомъ, Котораго видомъ умомъ. Будемъ внимательно смотрѣть, куда Онъ шествуетъ, и въ послѣдованіи держаться стези Его. Ибо Іисусу послѣдуетъ тотъ, кто подражаетъ Ему. Посему Онъ и говоритъ: гряди по Мнѣ, и остави мертвыхъ погребсти своя мертвецы (Матѳ. 17, 22). Послѣдовать значитъ подражать. Поэтому Онъ опять увѣщеваетъ, говоря: аще кто Мнѣ служитъ, Мнѣ да послѣдствуетъ (Іоан. 13, 26). Итакъ размыслимъ, куда Онъ шествуетъ, чтобы служить Ему въ нашемъ послѣдованіи. Вотъ Онъ, Господь и Создатель Ангеловъ, желая принять естество наше, которое создалъ, нисходитъ въ утробу Дѣвы. Родиться въ семъ мірѣ отъ богатыхъ не благоизволилъ, а избираетъ родителей бѣдныхъ. Поэтому не доставало даже агнца, котораго надобно было (по закону) принести въ жертву за Него, а приноситъ Матерь въ жертву два горличища, или два птенца голубина (Лук. 11, 24). Не благоизволилъ также быть счастливымъ въ этомъ мірѣ, но переносилъ безчестія и посмѣянія; претерпѣлъ оплеванія, біенія, заушенія, терновый вѣнецъ и Крестъ. И какъ мы лишились внутренней радости чрезъ услажденіе вещами тѣлесными; то Онъ показываетъ, съ какою горечью она должна быть возвращаема. Итакъ, что долженъ человѣкъ претерпѣть за себя, если Богъ столько претерпѣлъ за людей? — Посему, кто уже вѣруетъ во Христа, но еще держится корыстолюбія, гордится почестями, воспламеняется ненавистію, оскверняется нечистотою похоти, желаетъ въ мірѣ счастія: тотъ небрежетъ о послѣдованіи Христу, въ Котораго вѣруетъ. Ибо тотъ, которому Вождь указуетъ путь скорби, если желаетъ радостей и наслажденій, идетъ другимъ путемъ. Итакъ припомнимъ грѣхи, содѣянные нами; размыслимъ, сколь страшный Судія пріидетъ для наказанія за нихъ; настроимъ сердца къ пролитію слезъ; да огорчается жизнь наша во времени покаяніемъ, дабы не чувствовать вѣчной горечи въ отмщеніи. Плачь ведетъ насъ къ вѣчнымъ радостямъ, по обѣтованію Истины, Которая говоритъ: блажени плачущіи, яко тіи утѣшатся (Матѳ. 5, 5). А чрезъ радости пролегаетъ путь къ плачу, по свидѣтельству Тойже самой Истины, Которая говоритъ: горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачетеся (Лук. 6, 25). Итакъ, если мы желаемъ радости воздаянія въ концѣ поприща: то на пути должны переносить горечь покаянія. И да будетъ это такъ, чтобы не только наша жизнь была благоугодна Богу, но чтобы наше обращеніе и другихъ воспламеняло къ славѣ Божіей. Такимъ образомъ и Евангельское сказаніе заключено: и вси людіе видѣвше, воздаша хвалу Богови.

Источникъ: Бесѣды на Евангелія иже во святыхъ отца нашего Григорія Двоеслова: Въ двухъ книгахъ. Книга I: Бесѣды I-XX. / пер. съ лат. языка на русскій архим. Климента. — СПб: Типографiя С. Струговщикова, 1860. — С. 16-26.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0