Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Бесѣды на Евангелія.

Книга первая.
Бесѣда 3, произнесенная къ народу во храмѣ Святыя Филикитаты, въ день ея мученичества
[1].

Чтеніе Евангелія: Матѳ. 22, 46-50.

Во время оно, глаголющу Іисусу къ народу, се Мати Его, и братія Его стояху внѣ, ищуще глаголати Ему. Рече же нѣкій Ему: се мати Твоя и братія твоя внѣ стоятъ, хотяще глаголати Тебѣ. Онъ же отвѣщавъ рече къ глаголющему Ему: кто есть мати Моя? и кто суть братія моя? И простеръ руку на ученики Своя, рече: се мати Моя, и братія Моя. Иже бо аще сотворитъ волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ, той братъ Мой, и сестра, и Мати Ми есть.

1. Предложенное нынѣ чтеніе Св. Евангелія, возлюбленнѣйшіе братія, кратко, но преисполнено великихъ таинъ. Ибо Іисусъ, Создатель и Искупитель нашъ, показываетъ видъ, будто не знаетъ Матери, и опредѣляетъ, кто Мать Его, и кто родные; не по плотскому родству, но по единенію духа, говоря: кто есть Мати Моя? и кто суть братія Моя? иже бо аще сотворитъ волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ, той братъ Мой, и сестра, и Мати Ми есть. Этими словами что другое Онъ внушаетъ намъ, если не то, что Онъ изъ язычества собираетъ многихъ, послѣдующихъ велѣніямъ Его, и отвергаетъ Іудею, въ которой родился по плоти? По этому и Матерь Его, какъ бы не признаваемая, представляется внѣ стоящею; такъ Синагога отвергается учредителемъ ея за то, что, наблюдая исполненія закона, она потеряла духовное разумѣніе, и ради охраненія буквы, остановилась внѣ.

2. Но что тотъ, кто творитъ волю Отца; называется братомъ и сестрою Господа, это не удивительно, такъ какъ тотъ и другой полъ равно призывается къ вѣрѣ. Но чрезвычайно удивительно то, какимъ образомъ такой человѣкъ называется даже матерію? Ибо вѣрныхъ учениковъ Господь удостоилъ имени братій, сказавъ: идите, возвѣстите братіи Моей (Матѳ. 28, 10). Слѣдовательно, приходя къ вѣрѣ, можно быть братомъ Господнимъ: но спрашивается какимъ образомъ можно быть Его матерію? — Надобно знать, что вѣрующій братомъ и сестрою Христу дѣлается по вѣрѣ, а матерію чрезъ проповѣдь. Ибо проповѣдующій, какъ бы такъ сказать, раждаетъ Господа, Котораго внѣдряетъ въ сердца слушающихъ: матерію же дѣлается и тогда, когда проповѣдію его пораждается въ сердцѣ ближняго любовь ко Господу.

3. Подтвержденіе сей истины представляетъ намъ блаженная Филикитата, которой мученичество мы нынѣ торжествуемъ: она по вѣрѣ была рабою Христовою, а по проповѣди содѣлалась матерію Христовою. Ибо, какъ читаемъ въ достовѣрнѣйшихъ жизнеописаніяхъ ея, она такъ страшилась оставить послѣ себя семерыхъ сыновъ своихъ живыми во плоти, какъ плотскіе родители обыкновенно боятся, чтобы дѣти не умерли прежде ихъ. Претерпѣвая тяжесть гоненія, она проповѣдію укрѣпила сердца дѣтей въ любви къ вышнему отечеству, и духомъ переродила тѣхъ, которыхъ родила плотію, такъ что проповѣдію возродила для Бога тѣхъ, которыхъ плотію родила для міра. Размыслите, возлюбленнѣйшіе братія, объ этомъ мужественномъ сердцѣ въ женскомъ тѣлѣ. Безстрашно предстала она на смерть. Она страшилась только того, чтобы въ дѣтяхъ не потерялся свѣтъ истины, если они останутся въ живыхъ. Какъ же не назвать эту жену Мученицею? — Это болѣе, нежели Мученица. — Господь, говоря объ Іоаннѣ, сказалъ: чесо изыдосте въ пустыню видѣти? Пророка ли? ей глаголю вамъ, и лишше Пророка (Матѳ. 11, 9), и самъ Іоаннъ на вопросъ о себѣ отвѣчалъ: нѣсмь пророкъ (Іоан. 1, 21).

Тотъ, кто признавалъ себя болѣе, нежели Пророкомъ, справедливо говорилъ, что онъ не Пророкъ. А бóльшимъ, нежели Пророкъ, называется онъ потому, что назначеніе Пророка состоитъ въ предсказаніи будущаго, а не въ указаніи настоящаго. Іоаннъ же болѣе, нежели Пророкъ, потому, что указалъ перстомъ на Того, о Комъ проповѣдывалъ. Такимъ образомъ и эту жену я назвалъ бы не только Мученицею, но и болѣе, нежели Мученицею; потому что она, предпосылая семь залоговъ въ царство (небесное), столько же разъ умирала прежде своей смерти; первая явилась на мученія, но скончалась осмою. Мучимая мать безстрашно взирала на смерть дѣтей; утѣшеніе надежды препобѣждало скорбь естества. Она страшилась за живыхъ, радовалась за умирающихъ. Не желала ни одного оставить послѣ себя живымъ, для того, чтобы оставшійся не лишенъ былъ соучастія съ нею (въ блаженствѣ). Итакъ никто изъ васъ, возлюбленнѣйшіе братія, не думай, будто сердце ея, при умерщвленіи дѣтей, не терзалось естественною жалостію. Ибо она не могла безъ скорби видѣть умирающихъ дѣтей, чувствуя, что они плоть ея; но она чувствовала внутреннюю силу любви, которая препобѣждала скорбь плоти. Такъ и объ имѣвшемъ пострадать Петрѣ сказано: егда состарѣешися, воздѣжеши руцѣ твои, и инъ тя пояшетъ, и ведетъ, аможе не хощеши (Іоан. 21, 18). Ибо Петръ могъ бы и не страдать за Христа, если бы рѣшительно не хотѣлъ: но онъ силою духа возлюбилъ мученичество, котораго не желалъ бы по слабости плоти. Трепеща предъ казнями плотію, онъ духомъ возвышался къ славѣ, и совершилось то, что онъ и противъ воли желалъ Креста мученическаго. Такъ и мы, когда желаемъ выздоровленія, тогда принимаемъ горкія лѣкарства. Хотя горечь въ лѣкарствѣ и не нравится, но пріятно здоровье, возстановляемое этою горечью. Итакъ Филикитата любила дѣтей своихъ по плоти; но по любви къ небесному отечеству хотѣла, чтобы прежде нея умерли тѣ, которыхъ она любила. Она сама претерпѣла раны ихъ; и въ предшествіи (дѣтей) съ этими ранами перешла въ царство (небесное). Итакъ я справедливо наименовалъ бы эту жену болѣе, нежели Мученицею; потому что она, столько разъ умерщвляется въ дѣтяхъ своихъ по чувству сердца, вытерпѣвъ и сама многоразличныя мученія, стала выше самой пальмы мученичества. Разсказываютъ, что у древнихъ былъ такой обычай: тотъ, кто дѣлался Консуломъ, тотъ получалъ принадлежащую званію его почесть по порядку времени: но если кто впослѣдствіи снова достигъ Консульскаго званія, и былъ Консуломъ не однажды, а два или, быть можетъ, три раза; тотъ имѣлъ преимущество въ славѣ и почестяхъ предъ тѣми, которые были Консулами не болѣе одного раза. Такъ блаженная Филикитата стала выше Мучениковъ; потому что она, при умерщвленіи прежде нея столькихъ сыновъ, многократно умирала за Христа, и для любви ея не доставало только ея собственной смерти.

4. Обратимъ, братіе, вниманіе на эту жену, обратимъ вниманіе мы, которые по тѣлу мужи, но что мы будемъ значить въ сравненіи съ нею? — Ибо часто мы предполагаемъ сдѣлать что нибудь доброе; но если противъ насъ вылѣтитъ изъ устъ насмѣшника одно, хотя бы и самое легкое слово, то мы тотчасъ оставляемъ преднамѣреваемое дѣло, и пристыженные отступаемъ назадъ. Такимъ образомъ насъ большею частію однѣ слова отклоняютъ отъ добрыхъ дѣлъ. Но Филикитату даже мученія не могли поколебать въ святомъ ея намѣреніи. Мы падаемъ отъ вѣтра злословія, а она шла къ царству чрезъ желѣзо, и считала за ничто всѣ препятствія. Мы не хотимъ раздать бѣднымъ, по заповѣдямъ Господнимъ, даже излишняго для насъ; она пожертвовала Богу не только своею личностію, но и отдала за Него собственную плоть. Мы, когда по волѣ Божіей лишаемся дѣтей, плачемъ безъ утѣшенія, она стала бы плакать о нихъ, какъ о мертвыхъ, тогда, когда бы не успѣла предрасположить ихъ къ смерти. — Итакъ, когда пріидетъ праведный Судія на страшный судъ, тогда что скажемъ мы — мужи, видя славу этой жены? — Будетъ ли тогда для мужей оправданіе въ слабости духа, когда будетъ имъ указана эта жена, побѣдившая и міръ и свой полъ? Возлюбленнѣйшіе братія! пойдемъ стропотнымъ и жестокимъ путемъ Искупителя; усиліями (подвижниковъ) онъ содѣлался до того ровнымъ, что по немъ могутъ ходить женщины. Презримъ все настоящее; ибо ничтожно то, что можетъ пройти. Неумѣстно любить то, что скоро гибнетъ. Да не преобладаетъ нами любовь къ благамъ земнымъ; да не напыщаетъ гордость; да не терзаетъ гнѣвъ; да не оскверняетъ роскошь; да не снѣдаетъ зависть. По любви къ намъ, возлюбленнѣйшіе братія, умеръ Искупитель нашъ; по любви къ Нему научимся и мы препобѣждать самихъ себя. Если это мы вполнѣ совершимъ, то не только предотвратимъ отъ себя угрожающія наказанія, но и сподобимся славы, вмѣстѣ съ Мучениками. Ибо, хотя нынѣ нѣтъ гоненій, однакожъ и въ мирѣ есть мѣсто мученичеству, потому что, хотя мы не подклоняемъ выи плоти подъ мечь, однакоже духовнымъ мечемъ должны посѣкать въ сердцѣ плотскія пожеланія, при помощи Самаго [2] Спасителя нашего Іисуса Христа, Которому принадлежитъ всякая слава, честь и поклоненіе, съ Отцемъ, и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Съ подлинника въ день рожденія. Но въ древности такъ назывался день мученичества, или кончины мученической.
[2] Въ подлинникѣ напечатано только до сего слова, а за тѣмъ приложено только etc, т. е. и прочее, — то, чѣмъ обыкновенно заканчиваются слова и бесѣды Св. Отцевъ, т. е. славословіемъ Св. Троицѣ.

Источникъ: Бесѣды на Евангелія иже во святыхъ отца нашего Григорія Двоеслова: Въ двухъ книгахъ. Книга I: Бесѣды I-XX. / пер. съ лат. языка на русскій архим. Климента. — СПб: Типографiя С. Струговщикова, 1860. — С. 26-33.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0