Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Бесѣды на Евангелія.

Книга первая.
Бесѣда 4, произнесенная къ народу въ Храмѣ Св. мученика Стефана. Объ Апостолахъ.

Чтеніе св. Евангелія: Матѳ. 10, 5-10.

Во время оно, посла Іисусъ обанадесять ученики Своя, заповѣда имъ, глаголя: на путь языкъ не идите, и во градъ Самарянскій не внидите. Идите же паче ко овцамъ погибшимъ дому Израилева. Ходяще же проповѣдуйте, глаголюще, яко приближися царствіе небесное. Болящія изцѣляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бѣсы изгоняйте, туне пріясте, туне дадите. Не стяжите злата, ни сребра, ни мѣди при поясѣхъ вашихъ, ни пиры въ путь, ни двою ризу, ни сапогъ, ни жезла, достоинъ бо есть дѣлатель мзды своея.

1. Когда извѣстно всѣмъ, возлюбленнѣйшіе братія, что Искупитель нашъ пришелъ въ міръ для искупленія всѣхъ народовъ, — когда видимъ, что Онъ ежедневно призывалъ Самарянъ къ вѣрѣ: что же это значитъ, что Онъ, посылая учениковъ на проповѣдь, говоритъ: на путь языкъ не идите, и во градъ Самарянскій не внидите. Идите же паче ко овцамъ погибшимъ дому Израилева? — Значитъ — какъ заключаемъ изъ конца дѣла, — что Онъ хотѣлъ прежде проповѣдать однимъ Іудеямъ, а послѣ всѣмъ язычникамъ, для того, чтобы, когда тѣ отвергнутъ призываніе къ обращенію, святые Проповѣдники по порядку направились къ призыванію язычниковъ, и что бы то, что для Іудеевъ было исполненіемъ (обѣтованій), для язычниковъ было преизбыткомъ благодати. И тогда были въ Іудеи люди, способные къ тому, чтобы слышать призываніе; и въ язычествѣ были неспособные. Такъ въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ мы читаемъ, что въ слѣдствіе проповѣди Петра, сперва увѣровало три тысячи Евреевъ, а потомъ пять тысячь (Дѣян. 2, 41; 4, 4). И когда Апостолы хотѣли было проповѣдывать Асійскимъ язычникамъ, тогда это возбранено имъ Духомъ (Дѣян. 16, 6); и однакоже тотъ же самый Духъ, Который прежде возбранилъ проповѣданіе, послѣ влилъ оное въ сердца Асійцевъ [1]. Ибо давно уже вся Асія увѣровала. Слѣдовательно, что прежде возбранено, то послѣ совершено потому, что прежде въ ней не было такихъ, которые были бы способны ко спасенію. — Тогда въ ней были такіе, которые еще не заслуживали быть возстановленными къ жизни, но не заслуживали и подвергнуться строжайшему осужденію за презрѣніе проповѣди. Итакъ по тонкому и сокровенному суду святая проповѣдь не допускается до слуха нѣкоторыхъ, потому что сіи не заслуживаютъ быть возстановленными благодатію. Посему необходимо, возлюбленнѣйшая братія, чтобы мы страшились тайныхъ опредѣленій на насъ всемогущаго Бога во всемъ, что мы дѣлаемъ, для того, чтобы тогда, когда душа наша, разсѣянная по внѣшности, не удерживается отъ своего сластолюбія, внутренній Судія, наперекоръ ему, страхомъ побуждалъ насъ къ противному. Взирая на это правильно, Псалмопѣвецъ говоритъ: пріидите и видите дѣла Божія, коль страшенъ въ совѣтѣхъ паче сыновъ человѣческихъ (Псал. 45, 9; 65, 5). Ибо онъ видитъ, что одинъ по милосердію призывается, а другой по настоянію правосудія отвергается. И поелику Господь однимъ распоражается милостиво, а другимъ во гнѣвѣ: то Онъ отвергъ то, чего не могъ тронуть. И кого Онъ предвидѣлъ, не только неуловимымъ, но и ожесточившимся въ нѣкоторыхъ своихъ мнѣніяхъ, того въ совѣтѣ своемъ предопредѣлилъ на страшную участь.

2. Но послушаемъ, что заповѣдуется посланнымъ Проповѣдникамъ. Ходяще проповѣдуйте, глаголюще, яко приближися царствіе небесное. Объ этомъ, возлюбленнѣйшая братія, если бы молчало Евангеліе, то вопіялъ бы міръ. Ибо развалины его служатъ голосами его. Стертый толикими потрясеніями, онъ лишился своей славы, какъ бы указуя намъ на самое близкое царство, слѣдующее за нимъ. Онъ горекъ становится даже для тѣхъ, которые любятъ его. Самыя развалины его проповѣдуютъ, что его не должно любить. Ибо, если бы потрясенный домъ угрожалъ хозяину паденіемъ, то каждый жилецъ въ немъ долженъ былъ бы бѣжать (изъ него); и кто любилъ его стоящимъ, тотъ тѣмъ скорѣе долженъ выходить изъ него падающаго. Итакъ, если міръ падаетъ, а мы его любимъ, то хотимъ быть болѣе задавленными, нежели обитать въ немъ, потому что мы, которыхъ любовь привязываетъ къ страстямъ міра, никакимъ способомъ (уже) не отдѣляемся отъ его развалинъ. Итакъ нынѣ, — когда видимъ все уже разрушающимся, намъ удобно нашъ духъ отдѣлить отъ любви къ нему. Но это было весьма трудно въ то время, въ которое были посылаемы проповѣдывать невидимое царствіе небесное, когда всѣ видѣли, что царства земныя цвѣтутъ и разширяются.

3. Для сего-то и присоединены чудеса святымъ Проповѣдникамъ, дабы проявляемая ими сила усиливала вѣру въ слова ихъ, и дабы тѣ, которые проповѣдывали новое, новое и творили, какъ въ томъ же самомъ чтеніи далѣе сказано: болящія изцѣляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бѣсы изгоняйте. При процвѣтаніи міра, при размноженіи рода человѣческаго, при долговременномъ пребываніи плоти въ этой жизни, при изобиліи богатства вещей, кто повѣрилъ бы, когдабъ услышалъ, что есть иная жизнь? Кто предпочелъ бы невидимое видимому? Но при изцѣленіи болящихъ, при воскрешеніи мертвыхъ, при очищеніи прокаженныхъ, при изгнаніи бѣсовъ изъ бѣсноватыхъ, при сбвершеніи столь многихъ видимыхъ чудесъ, кто не повѣрилъ бы тому, что услышаль бы о невидимомъ? — Ибо видимыя чудеса для того и сіяютъ, чтобы привлекать къ вѣрѣ сердца зрителей, дабы чрезъ то, что во внѣ дивно совершается, признавалось еще болѣе дивнымъ то, что внутри. — Посему нынѣ, когда числительность вѣрующихъ возрасла, въ святой Церкви много людей добродѣтельныхъ, но они не имѣютъ знаменій добродѣтелей, потому что напрасно является чудо во внѣ, если нѣтъ того, что содѣвалось бы внутри. Ибо, по слову Учителя языковъ: языцы суть въ знаменіе невѣрующимъ, но не вѣрнымъ (1 Кор. 14, 22). Поэтому этотъ же самый славный Проповѣдникъ, среди проповѣданія, молитвою воскресилъ предъ всѣми невѣрующими Евтиха, который во время сна упалъ изъ окна, и совсѣмъ лишился жизни (Дѣян. 20, 9 и слѣд.). Проходя чрезъ Мелитъ, и зная, что этотъ островъ наполненъ невѣрующими, онъ молитвою уврачевалъ отца Попліева, огнемъ и воднымъ трудомъ одержимаго (Дѣян. 28, 8). Но сопутника своего въ странствованіи, и помощника въ святой проповѣди, Тимоѳея, страждущаго слабостію желудка, врачуетъ не словомъ, но знаніемъ медицины, говоря: мало вина пріемли, стомаха ради твоего и частыхъ твоихъ недуговъ (1 Тим. 5, 23). Итакъ, почему тотъ, кто одною молитвою врачуетъ больнаго невѣрующаго, не врачуетъ своего больнаго спутника тоюже молитвою? — Именно потому, что тотъ, который не имѣлъ внутренней жизни, долженъ быть уврачеванъ внѣшнимъ чудомъ, чтобы, чрезъ проявленіе внѣшняго могущества, внутренняя сила воодушевила его къ жизни. А для болящаго вѣрнаго сотрудника, который по внутренней жизни былъ здоровъ, не были нужны внѣшнія знаменія.

4. Но послушаемъ, что Искупитель нашъ присовокупляетъ къ дарованной власти проповѣданія, къ дарованнымъ чудесамъ могущества. Туне пріясте, туне дадите. Ибо Онъ предвидѣлъ, что нѣкоторые сей самый даръ пріятаго Духа обратятъ въ торговлю, и чудесныя знаменія унизятъ до удовлетворенія сребролюбію. Такъ Симонъ волхвъ, видя чудесе, совершенныя возложеніемъ руки, желалъ получить этотъ даръ Святаго Духа за деньги (Дѣян. 18, 18 и слѣд.) именно для того, чтобы еще хуже продавать то, что худо пріобрѣлъ бы. Посему-то Искупитель нашъ бичемъ отъ вервій изгналъ толпы изъ храма, и ниспровергъ столы продающихъ голубей (Іоан. 2, 15). Ибо продавать голубей значитъ совершать рукоположеніе, чрезъ которое пріемлется Духъ Святый, не по заслугѣ жизни, но за деньги. Но есть нѣкоторые, которые хотя и не берутъ денегъ за рукоположеніе, однако же даруютъ степени Священства по человѣкоугодію, и за эту щедрость ищутъ въ награду только похвалы. Эти люди не даютъ туне, что туне ими получено, потому что за исполненіе святой обязанности желаютъ монеты благорасположенности къ нимъ. Посему Пророкъ, описывая мужа праведнаго, говоритъ, что онъ отрясаетъ руцѣ свои отъ всякаго дара (Ис. 33, 15) [2]. Ибо не говоритъ: руцѣ свои отрясаетъ отъ дара, но прибавляетъ: отъ всякаго. Потому что иной есть даръ отъ послушанія, иной отъ руки, иной отъ языка. Даръ отъ послушанія состоитъ въ подчиненіи, простираемомъ за предѣлы долга, даръ отъ руки состоитъ въ деньгахъ, даръ отъ языка — въ похвалѣ. Итакъ рукополагающій на степени Священства отрясаетъ руцѣ свои отъ всякаго дара тогда, когда въ дѣлахъ Божественныхъ, не только денегъ не желаетъ, но и благодарности человѣческой.

5. Но вы, возлюбленнѣйшая братія, провождающіе свѣтскую жизнь, когда знаете наши обязанности, обратите умственныя очи и на свои. Дѣлайте взаимно другъ для друга туне. Не желайте воздаянія за свою дѣятельность въ этомъ мірѣ, о которомъ знаете, что онъ съ толикою скоростію приближается уже къ кончинѣ. Какъ желаете вы, дабы другіе но видали того, что втайнѣ вы сдѣлали дурнаго, такъ остерегайтесь, дабы добрыя дѣла ваши были сокровенны отъ похвалы человѣческой. Не дѣлайте, не только зла, но и добра, для временнаго воздаянія. Желайте, чтобы свидѣтелемъ вашей дѣятельности былъ Тотъ Самый, Который будетъ вашимъ Судіею. Пусть Онъ нынѣ видитъ содѣваемое вами добро втайнѣ, чтобы представить оное явѣ во время Своего воздаянія. Какъ тѣло ваше, чтобъ оно не ослабѣвало, вы ежедневно питаете нищею, такъ добрыя дѣла да будутъ ежедневною пищею для душй вашей. Пищею питается тѣло, а благочестивою дѣятельностію насыщается духъ. Что вы сообщаете тѣлу, имѣющему умереть, въ томъ не отказывайте душѣ, имѣющей жить вѣчно. Ибо когда огнь внезапно обымаетъ жилище, тогда каждый владѣлецъ его вскакиваетъ, схватываетъ, что можетъ, и выбѣгаетъ, считая прибылью то, если что успѣетъ вынести съ собою изъ огня. Вотъ пламя бѣдствій обымаетъ міръ, и все, что въ немъ кажется драгоцѣннымъ, близкій уже конецъ опустошаетъ, какъ огнь. Итакъ, возлюбленнѣйшая братія, считайте за величайшую прибыль то, что успѣете вынесть изъ него вмѣстѣ съ собою, если убѣгая его, что либо унесете, если для вѣчнаго воздаянія вы щедростію сохраните то, что могло погибнуть отъ пребыванія на своемъ мѣстѣ. Ибо все земное мы теряемъ храненіемъ, но соблюдаемъ благотвореніемъ. Времена проходятъ быстро. Итакъ, поелику мы великою нечаянностію понуждаемся къ видѣнію нашего Судіи, то съ поспѣшностію будемъ готовиться къ оному добрыми дѣлами, благодатію Господа нашего Іисуса Христа, Емуже подобаетъ честь и слава во вѣки вѣковъ Аминь.

Примѣчанія:
[1] Здѣсь подъ Асіей разумѣется не часть свѣта, а одна изъ древнихъ областей въ Малой Азіи.
[2] Этотъ текстъ приведенъ здѣсь по переводу, извѣстному подъ именемъ Вулгаты. Замѣнить его текстомъ Славянскаго перевода признано невозможнымъ, потому что въ послѣднемъ нѣтъ слова всякаго, на значеніи котораго св. отецъ основываетъ силу своего доказательства.

Источникъ: Бесѣды на Евангелія иже во святыхъ отца нашего Григорія Двоеслова: Въ двухъ книгахъ. Книга I: Бесѣды I-XX. / пер. съ лат. языка на русскій архим. Климента. — СПб: Типографія С. Струговщикова, 1860. — С. 33-42.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0