Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Бесѣды на Евангелія.

Книга первая.
Бесѣда 5, говоренная къ народу въ храмѣ Св. Апостола Андрея, въ день его мученичества.

Чтеніе св. Евангелія: Матѳ. 4, 18-22.

Во время оно, ходя Іисусъ при мори Галилейстѣмъ, видѣ два брата, Симона глаголемаго Петра, и Андрея брата его, вметающа мрежи въ море, бѣста бо рыбаря. И глагола има: грядита по Мнѣ, и сотворю вы ловца человѣкомъ. Она же абіе оставльша мрежи, по немъ идоста. И прешедъ оттуду, видѣ ина два брата, Іакова Зеведеова, и Іоанна брата его, въ корабли съ Заведеомъ, отцемъ ею, завязующа мрежи своя, и воззва я. Она же абіе оставльша корабль и отца своего, по Немъ идоста.

1. Возлюбленнѣйшая братія, вы слышали, что по единому слову повелѣнія, Петръ и Андрей послѣдовали за Искупителемъ. Но они не видѣли, чтобы Сей творилъ какія-либо чудеса, ничего не слышали отъ Него о наградѣ вѣчнаго воздаянія; и однакожъ, по единому велѣнію Господа, забыли о томъ, чѣмъ, казалось, владѣли. Почему же мы, сколько ни видимъ чудесъ, сколько ни поражаемся бичами, сколько ни устрашаемся жестокостями угрозъ, однакоже нерадимъ о послѣдованіи Призывающему. Тотъ, Кто призываетъ насъ, сѣдитъ уже на небѣ; подъ иго вѣры Онъ склонилъ уже выи языковъ; уже уничтожилъ славу міра; уже возвѣщаетъ о приближающемся днѣ страшнаго суда Своего страшными развалинами онаго: и однако же гордая душа наша не хочетъ добровольно желать того, что ежедневно теряетъ по принужденію. Итакъ, возлюбленнѣйшіе, что же мы скажемъ на судѣ Его, когда не отвращаемся отъ любви настоящаго вѣка, ни заповѣдями, ни угрозами Его?

2. Но быть можетъ, кто-либо въ тайныхъ своихъ помышленіяхъ скажетъ: эти — тотъ и другой — рыбари, почти ничего не имѣвшіе, что, или сколько оставили, по глаголу Господнему? — Но въ этомъ дѣлѣ, возлюбленнѣйшая братія, мы должны цѣнить болѣе душевное расположеніе, нежели имѣніе. Тотъ много оставляетъ, кто у себя ничего не удерживаетъ; тотъ много оставилъ, кто, сколь бы мало ни имѣлъ, все бросилъ. Извѣстное дѣло, что мы и владѣемъ съ любовію къ тому, что имѣемъ, и сильно желаемъ того, чего не имѣемъ. Слѣдовательно, Петръ и Андрей много оставили, когда тотъ и другой оставилъ самое желаніе имѣть. Тотъ много оставилъ, кто съ обладаемою вещію отказался даже отъ желаній. Итакъ этими послѣдователями оставлено столько, сколько они могли желать, не послѣдуя. Посему никто, при воззрѣніи на другихъ, оставившихъ многое, не долженъ говорить самому себѣ: желаю подражать презрителямъ міра сего, но не имѣю, что оставить. Много, братія, вы оставляете, если отказываетесь отъ земныхъ желаній. Ибо внѣшняго нашего, сколь бы мало оно ни было, достаточно для Господа; потому что Онъ взвѣшиваетъ сердце, а не вещество; не вѣситъ, сколько въ жертвѣ Его, но съ какимъ расположеніемъ она приносится. Ибо, если мы будемъ вѣсить вещество; то вотъ святые наши купцы на покинутыя сѣти и лодки купили вѣчную жизнь Ангеловъ. Подлинно царство Божіе не имѣетъ цѣны по оцѣнкѣ; но впрочемъ оно цѣнится во столько, сколько ты имѣешь. Ибо для Закхея оно стоило половины имѣнія, потому что другую половину онъ удержалъ для четверичнаго вознагражденія того, что пріобрѣлъ неправедно (Лук. 19, 8). Для Петра и Андрея оно стоило оставленныхъ сѣтей и лодки (Матѳ. 4, 20); для вдовицы стоило двухъ лептъ (Лук. 21, 2); для другаго стоило чаши холодной воды (Матѳ. 10, 42). Итакъ царство Божіе, какъ мы сказали, стоитъ столько, сколько ты имѣешь.

3. Итакъ взвѣсьте, братія, что дешевле въ покупкѣ, что дороже во владѣніи. Но можетъ быть, нѣтъ и чаши холодной воды, которую можно было бы подать нуждающемуся; и тогда Слово Божіе обѣщаетъ безопасность. Ибо при рожденіи Искупителя явились небесные граждане, для того, чтобы пропѣть: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14). Ибо предъ очами Божіими рука никогда не бываетъ безъ дара, если ковчегъ сердца наполненъ добрымъ расположеніемъ. Посему-то псалмопѣвецъ говоритъ: на мнѣ, Боже, обѣты Тебѣ, я совершу Тебѣ славословіе (Псал. 55, 13). Ясно говоритъ онъ какъ бы такъ: хотя я не имѣю внѣшнихъ даровъ для жертвоприношенія; однако же внутри самаго себя нахожу то, что возлагаю на жертвенникъ хвалы Твоея; потому что Ты не питаешься нашимъ приношеніемъ, но лучше благоугождаешься сердечною жертвою. Ибо для Бога нѣтъ богатѣе жертвы, какъ добрая воля. Добрая же воля состоитъ въ томъ, чтобы страшиться несчастій другаго такъ же, какъ и своихъ; радоваться благополучію ближняго такъ же, какъ своему; чужіе убытки признавать за свои; на чужія прибыли взирать, какъ на свои; любить друга не для міра, но для Бога; съ любовію терпѣть врага; никому не дѣлать того, чего не желаешь терпѣть самъ; никому не отказывать въ томъ, чего справедливо желаешъ самому себѣ; помогать ближнему въ необходимости, не только по силамъ, но и желать быть полезнымъ (для него) даже выше силъ. Итакъ, что богатѣе этого всесожженія, когда душа чрезъ приносимое Богу закалаетъ саму себя на олтарѣ сердца?

4. Но это жертвоприношеніе доброй воли никогда вполнѣ не совершается, если совершенно не оставляется пожеланіе міра сего. Ибо чего мы въ немъ желаемъ, въ томъ безъ сомнѣнія завидуемъ ближнимъ; потому что кажется, что намъ недостаетъ того, чего достигаетъ другой. И поелику зависть всегда разнорѣчитъ съ доброю волею; то, какъ только послѣдняя плѣнитъ умъ, первая тотчасъ удаляется. Почему святые проповѣдники, для того, чтобы совершенно любить ближнихъ, старались ничего не любить въ этомъ вѣкѣ, ничего никогда не желать, ничего съ пристрастіемъ не имѣть. Правильно взирая на нихъ, Исаія говоритъ: кіи суть, иже яко облацы летятъ, и яко голуби къ окнамъ своимъ (Ис. 55, 8) [1]. Ибо онъ видитъ, что они земное презираютъ, духомъ приближаются къ небесному, словами дождятъ, чудесами сіяютъ. И тѣхъ, которыхъ святая проповѣдь и высокая жизнь возвышали выше земныхъ связей, онъ называетъ летящими, подобно облакамъ. Окна же суть наши глаза, потому что чрезъ нихъ душа видитъ то, чего желаетъ отвнѣ. Но голубь есть животное простое и незлобивое. Посему, какъ голуби на окнахъ своихъ, суть тѣ, которые ничего въ этомъ мірѣ сильно не желаютъ, которые на все смотрятъ просто, и не увлекаются желаніемъ хищенія относительно къ тому, что видятъ. Напротивъ же коршунъ, а не голубь на окнахъ своихъ, есть тотъ, кто сильно желаетъ похитить то, что видитъ глазами. Итакъ, возлюбленнѣйшая братія, поелику мы празднуемъ день мученичества блаженнаго Апостола Андрея, то должны подражать тому, что почитаемъ. Торжество души да дастъ обѣщаніе нашего неизмѣннаго благочестія, будемъ презирать земное, оставивъ временное, будемъ покупать вѣчное. Если же мы еще не можемъ оставить собственнаго, то, по крайней мѣрѣ, не будемъ желать чужаго. Если сердце наше не горитъ еще огнемъ любви, то да обуздывается въ своемъ домогательствѣ страхомъ, дабы, ободренное въ шествіи къ своему совершенству, оно, удерживаясь отъ желанія чужаго, со временемъ достигло до презрѣнія собственнаго, при помощи Господа нашего Іисуса Христа [2], Которому подобаетъ всякая слава, честь и держава, со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ подлинникѣ: ad fenestras suas. Но по славянскому переводу: со птенцы ко мнѣ. Въ настоящемъ переводѣ удержаны слова латинскаго подлинника потому, что на значеніи ихъ основывается дальнѣйшее объясненіе св. отца.
[2] Въ подлинникѣ послѣ слова Христа опять etc, т. е. и прочее, чѣмъ обыкновенно заканчиваются слова и бесѣды св. отецъ.

Источникъ: Бесѣды на Евангелія иже во святыхъ отца нашего Григорія Двоеслова: Въ двухъ книгахъ. Книга I: Бесѣды I-XX. / пер. съ лат. языка на русскій архим. Климента. — СПб: Типографія С. Струговщикова, 1860. — С. 42-48.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0