Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Бесѣды на Евангелія.

Бесѣда 8, говоренная къ народу въ храмѣ Блаженной Дѣвы Маріи, въ день Рождества Господня.

Чтеніе Св. Евангелія: Лук. 2, 1-14.

Во днехъ онѣхъ изыде повелѣніе отъ Кесаря Августа, написати всю вселенную. Сіе написаніе первое бысть владящу Сиріею Киринію. И идяху вси написатися, кождо во свой градъ. Изыде же и Іосифъ отъ Галилеи, изъ града Назарета во Іудею, во градъ Давидовъ, иже нарицается Виѳлеемъ, зане быти ему отъ дому и отечества Давидова, написатися съ Маріею обрученною ему женою, сущею непраздною. Бысть же егда быша тамо, исполнишася дніе родити Ей. И роди Сына своего Первенца, и повитъ Его, и положи Его въ яслехъ: зане не бѣ имъ мѣста во обители. И пастыріе бѣху въ тойже странѣ, бдяще и стрегуще стражу нощную о стадѣ своемъ. И се Ангелъ Господенъ ста въ нихъ, и слава Господня осія ихъ: и убояшася страхомъ веліимъ. И рече имъ Ангелъ: не бойтеся: се бо благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людемъ. Яко родися вамъ днесь Спасъ, Иже есть Христосъ Господь, во градѣ Давидовѣ. И се вамъ знаменіе: обрящете Младенца повита, лежаща въ яслехъ. И внезапу бысть со Ангеломъ множество вой небесныхъ, хвалящихъ Бога и глаголющихъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, во человѣцѣхъ благоволеніе.

1. Поелику по щедротамъ Господнимъ мы сегодня намѣрены совершить три торжественныхъ Литургіи: то не можемъ долго говорить о Евангельскомъ чтеніи. Но самое рожденіе нашего Искупителя побуждаетъ сказать что либо, хотя кратко. Что значитъ, что предъ рожденіемъ Господа вселенная подвергается переписи, если не явное указаніе на то, что явится во плоти Имѣющій въ вѣчности переписать Своихъ избранныхъ? — Напротивъ того о нечестивыхъ чрезъ Пророка говорится: да потребятся отъ книги живыхъ, и съ Праведными да не напишутся (Псал. 68, 29). Хорошо и то, что Онъ раждатсея въ Виѳлеемѣ, потому что Виѳлеемъ значитъ домъ хлѣба. Ибо Самъ же Онъ говоритъ: Азъ есмь хлѣбъ животный, сшедый съ небесе (Іоан. 6, 41. 52).Слѣдовательно, мѣсто, въ которомъ Господь раждается, прежде наименовано домомъ хлѣба потому, что совершенно было предназначено къ явленію на немъ во плоти Того, Кто внутреннимъ насыщеніемъ возстановитъ души избраннымъ. Онъ раждается не въ домѣ родительскомъ, но на пути, для того, чтобы ясно показать, что по принятому на Себя человѣчеству, Онъ родился какъ бы на чужбинѣ. Чужбиною называю я не по владычеству, а по естеству. Ибо о владычествѣ Его написано: во своя пріиде (Іоан. 1, 41). По естеству же Своему Онъ рожденъ прежде временъ, а въ нашемъ пришелъ во времени. Итакъ, Кто пребывая вѣчнымъ явился временнымъ, для Того чуждо то (мѣсто), куда Онъ снизошелъ. И поелику чрезъ Пророка говорится: всяка плоть сѣно (Ис. 40, 6): то Онъ, содѣлавшись человѣкомъ, сѣно наше превратилъ въ пшеницу, говоря о Самомъ Себѣ: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ (Іоан. 12, 24). По этому и Рожденный Онъ полагается въ яслехъ, для того, чтобы пшеницею Своей плоти возстановить силы всѣхъ вѣрующихъ, т. е. святыхъ животныхъ, дабы они не оставались голодными безъ пищи вѣчнаго разумѣнія. Но что значитъ явленіе Ангела бдящимъ пастырямъ, и осіяніе ихъ славою Божіею, если не то, что пастыри, умѣющіе попечительно блюсти стада вѣрующихъ, заслуживаютъ высшихъ видѣній? И когда сами они благочестиво бдятъ надъ стадомъ, тогда обильно сіяетъ надъ ними Божественная благодать.

2. Но Ангелъ возвѣщаетъ о родшемся Царѣ, гласу его вторятъ хоры Ангеловъ, и сорадуясь взываютъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе. — Ибо прежде, нежели Искупитель нашъ родился плотію, мы имѣли разногласіе съ Ангелами, отъ славы и чистоты которыхъ мы далеко отстояли виновностію первороднаго грѣха и ежедневными беззаконіями. Поелику за согрѣшенія мы были устранены отъ Бога, то и Ангелы, граждане Божіи, устраненныхъ насъ отвергали отъ своего общенія. Но поелику мы признали Царя своего, то и Ангелы опять признали насъ своими согражданами. Ибо, когда Царь неба принялъ на Себя землю плоти нашей, тогда уже и оная Ангельская высота не презираетъ нашей низости. Ангелы опять возстановляютъ миръ съ нами, не обращая вниманія на прежнее разногласіе, и тѣхъ, которыхъ прежде презирали, какъ слабыхъ и отверженныхъ, опять уже почитаютъ товарищами. По этому-то Лотъ (Быт. 19, 1) и Іисусъ (Навинъ) (5, 15) почитаютъ Ангеловъ, и не слышатъ отъ нихъ запрещенія на почтеніе: но Іоаннъ въ своемъ Апокалипсисѣ хотѣлъ сдѣлать поклоненіе Ангелу, однакожъ этотъ самый Ангелъ запретилъ ему дѣлать не должное почтеніе, говоря: виждь, ни: клевретъ бо твой есмь и братіи твоея (Апок. 22, 9). Чтожь это значитъ, что до пришествія Искупителя Ангелы пріемлютъ поклоненіе отъ людей, и молчатъ, а послѣ избѣгаютъ поклоненія, если не то, что страшатся видѣтъ предъ собою поверженнымъ естество наше, которое прежде презирали, послѣ того, какъ видятъ оное превознесеннымъ выше себя? — Они какъ бы не смѣютъ презирать той слабости, которую въ Царѣ неба чтутъ выше себя. Не считаютъ недостойнымъ имѣть человѣка товарищемъ тѣ, которые покланяются Богочеловѣку. Итакъ, возлюбленнѣйшая Братія, постараемся, дабы не оскверняла насъ никакая нечистота, если мы, по вѣчному предвѣдѣнію, граждане Бога, и равны Ангеламъ Его. Усвоимъ свое достоинство нравамъ: да не располагаетъ насъ къ себѣ никакая роскошь, да не осуждаетъ насъ никакой гнусный помыслъ, да не грызетъ душу злоба, да не истребляетъ ржавчина зависти, да не напыщаетъ гордость, да не терзаетъ честолюбіе земными утѣхами, да не воспламеняетъ гвѣвъ. Ибо люди наименованы богами. — Итакъ защищай себя, человѣкъ, противъ пороковъ честію Бога, потому что ради тебя человѣкомъ содѣлался Богъ, Который живетъ и царствуетъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Бесѣды на Евангелія иже во святыхъ отца нашего Григорія Двоеслова: Въ двухъ книгахъ. Книга I: Бесѣды I-XX. / пер. съ лат. языка на русскій архим. Климента. — СПб: Типографія С. Струговщикова, 1860. — С. 67-71.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0