Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
БЕСѢДЫ НА ЕВАНГЕЛIЯ.

Бесѣда 14, говоренная къ народу въ храмѣ Св. Апостола Петра, во вторый воскресный день послѣ Пасхи (чтеніе св. Евангелія: Іоан. 10, 11-16).

Во время оно, рече Іисусъ фарисеямъ: [1] Азъ есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы. А наемникъ, иже нѣсть пастырь, емуже не суть овцы своя, видитъ волка грядуща, и оставляетъ овцы, бѣгаетъ: и волкъ расхититъ ихъ, и распудитъ овцы. А наемникъ бѣжитъ, яко наемникъ есть, и нерадитъ о овцахъ. Азъ есмь Пастырь добрый: и знаю Моя, и знаютъ Мя Моя. Якоже знаетъ Мя Отецъ, и Азъ знаю Отца: и душу Мою полагаю за овцы. И ины овцы имамъ, яже не суть отъ двора сего: и тыя Ми подобаетъ npивести: u гласъ Мой услышатъ: и будетъ едино стадо, u единъ Пастырь.

1. Возлюбленнѣйшая братія, изъ Евангельскаго чтенія вы слышали назиданіе вамъ, слышали и о нашей опасности. Ибо вотъ Тотъ, Кто не за случайный подарокъ, но существенно благъ, говоритъ: Азъ есмь Пастырь добрый. И относительно образа этой самой доброты, которой мы подражать должны, присовокупляетъ, говоря; Пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы. Онъ совершилъ то, къ чему увѣщевалъ, явилъ на опытѣ, что повелѣлъ. Добрый Пастырь положилъ душу свою за овецъ своихъ такъ; чтобы въ нашемъ Таинствѣ были неистощимы тѣло и кровь Его, и чтобъ овцы, которыхъ Онъ искупилъ, довольствовались питаніемъ плоти Его. — Намъ указанъ путь къ презрѣнію смерти, по которому мы должны слѣдовать; предложено правило, котораго мы должны держаться. Первая наша обязанность состоитъ въ томъ, чтобы внѣшнія наши блага милосердо тратить на овецъ Его; а послѣдняя, — если необходимо, — даже умереть за тѣхъ же самыхъ овецъ. Но отъ первой сей, меньшей обязанности, дѣлается переходъ къ послѣдней; — большей. Но поелику душа; которою живемъ, несравненно выше земнаго существа, которое составляетъ внѣшнее наше обладаніе; то кто не отдастъ этого существа своего за овецъ, когда имѣетъ обязанность положить за нихъ даже душу свою? — И однако же есть нѣкоторые, которые, когда любятъ болѣе земное существо, нежели овецъ, тогда по справедливости теряютъ имя Пастыря. О нихъ-то тотчасъ присовокупляется: а наемникъ, иже нѣсть пастырь овцамъ, емуже не суть овцы своя, видитъ волка грядуща, и оставляетъ овцы, и бѣгаетъ.

2. He пастыремъ, а наемникомъ называется тотъ, кто пасетъ овецъ Господнихъ, не по внутренней любви, но ради временныхъ наградъ. Ибо наемникъ тотъ; кто хотя и занимаетъ мѣсто пастыря, но не желаетъ пользы душамъ, пристращается къ земнымъ выгодамъ, радуется чести предпочтенія, питается временными пріобрѣтеніями, услаждается чрезвычайнымъ себѣ почтеніемъ отъ людей. Потому что это суть награды наемника, чтобы ему за то самое, что онъ работаетъ въ стадѣ, здѣсь найти то, чего онъ ищетъ, въ будущей же жизни быть чýждымъ наслѣдія стада. Но пастырь ли кто, или наемникъ, этого вѣрно знать нельзя, если нѣтъ случая необходимости. Ибо во время спокойствія большею частію стоитъ на стражѣ стада, какъ истинный пастырь, такъ и наемникъ; но волкъ грядущій открываетъ, кто съ какимъ расположеніемъ стоялъ на стражѣ стада. Ибо волкъ грядетъ на овецъ, когда какой нибудь неправедный и хищный человѣкъ притѣсняетъ нѣкоторыхъ вѣрующихъ и простыхъ людей. Но тотъ, кто казался пастыремъ, а не былъ имъ, оставляетъ овецъ и бѣгаетъ, потому что, когда боится опасности себѣ отъ него, то не рѣшается противостоять несправедливости его. Впрочемъ бѣгаетъ, не измѣняя мѣста, но не давая утѣшенія. Бѣгаетъ, потому что видитъ несправедливость, — и молчитъ. Бѣгаетъ, потому что скрывается подъ молчаніемъ. Имъ-то хорошо говорится чрезъ пророка: не вышли насупротивъ, не противоположили стѣны за домъ Израилевъ, чтобы стоять на войнѣ въ день Господень (Іез. 13, 5) [2]. Потому что выходить насупротивъ, значитъ свободнымъ голосомъ разума идти вопреки какимъ либо властямъ, беззаконно дѣйствующимъ. А въ день Господень мы становимся на войнѣ за домъ Израилевъ, и противополагаемъ стѣну, если; на основаніи справедливости, защищаемъ невинныхъ вѣрующихъ противъ несправедливости развратныхъ. Поелику наемникъ этого не дѣлаетъ, то онъ и бѣгаетъ, когда видитъ волка грядуща.

3. Но есть иной волкъ, который безпрестанно каждый день терзаетъ, не тѣла, но дýши, т. е. злой духъ, который осаждаетъ дворы вѣрующихъ, и домогается смертей душевныхъ. Объ этомъ-то волкѣ тотчасъ присовокупляется: и волкъ расхититъ ихъ и распудитъ овцы. Волкъ идетъ, а наемникъ бѣжитъ, потому что злой духъ чрезъ искушеніе терзаетъ души вѣрующихъ, а тотъ, кто держалъ мѣсто пастыря, не имѣетъ заботы о сбереженіи. Души гибнутъ, а онъ услаждается земными выгодами. Волкъ расхищаетъ овецъ, когда одного влечетъ къ похоти, другаго поджигаетъ къ скупости, третьяго возбуждаетъ къ гордости, того располагаетъ къ гнѣвливости, сего бьетъ ненавистію, инаго низвергаетъ обольщеніемъ. Итакъ какъ бы волкъ распуживаетъ стадо, когда діаволъ искушеніями поражаетъ народъ вѣрующихъ. Но противъ этого наемникъ не воспламеняется никакою ревностію, не возбуждается никакимъ жаромъ любви: потому что, когда онъ домогается однѣхъ только внѣшнихъ выгодъ, тогда небрежно смотритъ на внутренній вредъ стада. Поэтому тотчасъ и присовокупляется, а наемникъ бѣжитъ, яко наемткъ есть, и нерадитъ о овцахъ. Ибо одна только и есть причина на то, почему наемникъ бѣжитъ, потому что онъ наемникъ. Ясно какъ бы такъ было сказано: тотъ не можетъ стоять въ опасности за овецъ, кто въ предводительствѣ овцами любитъ не овецъ, но ищетъ земной выгоды. Ибо когда онъ любитъ честь, когда услаждается временными выгодами, тогда страшится поставить себя противъ опасности, дабы не потерять того, что любилъ. Но когда Искупитель нашъ выставилъ на видъ вины мнимаго пастыря, тогда опять показываетъ образецъ, съ которымъ мы должны соображаться, говоря: Азъ есмь Пастыръ добрый. И присовокупляетъ: и знаю Моя, т. е. люблю ихъ, и знаютъ Мя Моя. Ясно онъ какъ бы такъ говоритъ: любящіе повинуются. Ибо кто не любитъ истины, тотъ еще не позналъ ее.

4. Итакъ, возлюбленнѣйшая братія, поелику вы выслушали о нашей опасности, то взвѣсьте на словахъ Господнихъ и свою опасность. Посмотрите, Его ли вы овцы: посмотрите, знаете ли вы Его, посмотрите, знаете ли вы свѣтъ истины? — Но знаете ли, говорю я, не вѣрою, а любовію? — Знаете ли говорю, не по вѣрованію, a по дѣятельности? Ибо тотъ же самый Евангелистъ Іоаннъ, который говоритъ объ этомъ, свидѣтельствуетъ, говоря: глаюляй, яко познахъ Его (Iисуса Христа), и заповѣди Его не соблюдаетъ, ложъ есть (1 Іоан. 11, 4). Почему и въ этомъ самомъ мѣстѣ Господь тотчасъ присовокупляетъ: якоже знаетъ Мя Отец, и Азъ знаю Отца: и душу Мою полагаю за овцы. Ясно Онъ говоритъ какъ бы такъ: что Я знаю Отца, и Отецъ знаетъ Меня, это состоитъ въ томъ, что Я душу Мою полагаю за овцы Моя, т. е. тою любовію, по которой умираю за овецъ, Я показываю, сколько люблю Отца. — Но поелику Онъ пришелъ искупить, не только іудеевъ, но и язычниковъ, то присовокупляетъ: и ины овцы имамъ, яже не суть отъ двора сего: и тыя Ми подобаетъ привести: и гласъ Мой услышатъ: и будетъ едино стадо, и единъ пастырь. Господь предвидѣлъ обращеніе насъ, пришедшихъ изъ языческаго народа, когда говорилъ, что Онъ приведетъ и другихъ овецъ. Это, братіе, вы видите ежедневно совершающимся, при обращеніи язычниковъ, это вы ежедневно видите на опытѣ. Ибо Онъ, какъ бы изъ двухъ стадъ, составляетъ едино овчее стадо, потому что въ Своей вѣрѣ соединяетъ іудейскій и языческій народъ, по свидѣтельству Павла, который говоритъ: Той есть миръ нашъ, сотворивый обоя едино (Ефес. 11, 14). Ибо, когда Онъ изъ того и другаго народа избираетъ простыхъ къ вѣчной жизни, тогда приводитъ овецъ къ овчей собственности.

5. Объ этихъ подлинно овцахъ Онъ опять говоритъ: овцы Моя гласа Моего слушаютъ, и Азъ знаю ихъ, и по Мнѣ грядутъ, и Азъ животъ вѣчный дамъ имъ (Іоан. 10, 27-28). О нихъ же и нѣсколько выше товоритъ: Мною аще кто внидетъ, спасется: и внидетъ и изыдетъ, и пажить обрящетъ (Іоан. 10, 9). Внидетъ къ вѣрѣ, а изыдетъ отъ вѣры къ видѣнію, отъ вѣрованія къ созерцанію, пажить же обрящетъ въ вѣчномъ успокоеніи. Итакъ овцы Его обрѣтаютъ пажить, потому что каждый послѣдуетъ за Нимъ простымъ сердцемъ, питается пищею вѣчной свѣжести. Чтожъ это за пажити оныхъ овецъ, если не внутреннія радости всегда зеленѣющаго рая? Ибо пажити избранныхъ суть настоящее зрѣніе Бога, Котораго когда безпрерывно созерцаютъ, тогда умъ удовлетворяется безконечною пищею жизни. На этихъ пажитяхъ обрадованы довольствомъ вѣчности тѣ, которые уже освободились отъ цѣпей похотливой временности. Тамъ хоры Ангеловъ, поющихъ пѣснь Богу, тамъ общеніе вышнихъ гражданъ. Тамъ радостное торжество возвращающихся съ печальнаго труда сего странствованія. Тамъ провидѣвшіе сонмы пророковъ, тамъ предназначенное въ судіи число апостоловъ, тамъ побѣдоносное воинство безчисленныхъ мучениковъ, — тѣмъ болѣе тамъ ихъ радующихся, чѣмъ жесточе здѣсь были мучимы, тамъ постоянство исповѣдниковъ, утѣшенное полученіемъ своей награды, тамъ вѣрные мужи, въ которыхъ удовольствіе вѣка не могло истощить силы ихъ мужества, тамъ святыя жены, которыя вмѣстѣ съ вѣкомъ симъ побѣдили и полъ, тамъ отроки, которые здѣсь своими нравами превысили свои лѣта, тамъ старцы, которыхъ здѣсь хотя лѣта содѣлали слабыми, однако же не оставила добродѣтельная дѣятельность.

6. Итакъ, возлюбленнѣйшая братія, будемъ искать этихъ пажитей, на которыхъ можно было бы радоваться вмѣстѣ съ соборомъ толикихъ гражданъ. Къ этому да побудитъ насъ самое торжество радующихся. Такъ, если бы гдѣ нибудь народъ праздновалъ торжество, если бы, по объявленію о торжествѣ, онъ стекался на освященіе какой либо Церкви: то мы всѣ вмѣстѣ поспѣшили бы тамъ быть, и каждый озаботился бы своимъ присутствіемъ на ономъ, почиталъ бы вредомъ для себя, если бы не видалъ торжества общей радости. — Вотъ на небесахъ у избранныхъ гражданъ идетъ радость, всѣ въ своемъ собраніи взаимно привѣтствуютъ другъ друга: и однако же мы, равнодушные къ любви вѣчности, не разгараемся ни какимъ желаніемъ, не стремимся быть среди толикаго торжества, лишаемся радостей, — и рады. Итакъ, братія, воспламенимъ душу, да раскалится вѣра въ то, чему мы увѣровали, да пламенѣютъ наши желанія къ вышнему, — и такимъ образомъ любить значитъ — идти. Да не отвлекаетъ насъ отъ радости внутренняго торжества никакая непріятность, потому что, если кто желаетъ идти и къ предположенному мѣсту, то желанія его не измѣняетъ никакая непріятность пути. Да не уклоняетъ насъ съ пути никакое ласкательствующее счастіе, потому что тотъ глупый путешественникъ, который, засматриваясь въ пути на пріятныя луга, забываетъ идти туда, куда стремился. Итакъ полнымъ желаніемъ да стремится душа къ вышнему отечеству, да не желаетъ въ этомъ мірѣ ничего, о чемъ извѣстно, что это скоро дóлжно оставить, такъ, чтобы намъ, — если мы истинно овцы небеснаго Пастыря, потому что не привязываемся къ удовольствію пути, — по прибытіи довольствоваться на вѣчныхъ пажитяхъ [3], при помощи Господа нашего Іисуса Христа, Который со Отцемъ и Святымъ Духомъ живетъ и царствуетъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Такъ въ латинскомъ подлинникѣ бесѣдъ св. отца.
[2] Въ Славянскомъ переводѣ этотъ текстъ читается такъ: не сташа на тверди: и собраша стада къ дому Израилеву: не восташа глаголющіи въ день Господень. — Мысль почти таже, но въ связи рѣчи у св. отца цитатъ его умѣстнѣе.
[3] Это окончаніе прибавлено изъ сноска, помѣщеннаго послѣ слова пажитяхъ, — подъ чертою внизу, подъ буквою і.

Печатается по изданію: Бесѣды на Евангелiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Двоеслова: Въ двухъ книгахъ. Книга I: Бесѣды I-XX. / пер. съ лат. языка на русскiй архим. Климента. — СПб: Типографiя С. Струговщикова, 1860. – С. 123-132.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0