Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
БЕСѢДЫ НА ЕВАНГЕЛIЯ.

Бесѣда 21, говоренная къ народу въ церкви Пресвятыя Дѣвы Маріи, въ день Святыя Пасхи (чтеніе св. Евангелія: Марк. 16, 1-7).

Bo время оно, Марія Магдалина и Марія Іаковля и Саломія, купиша ароматы, да пришедше помажутъ Іисуса. И зѣло заутра во едину отъ субботъ пріидоша на гробъ, возсіявшу солнцу. И глаголаху къ себѣ: кто отвалитъ намъ каменъ отъ дверій гроба, и воззрѣвше, видѣша, яко отваленъ бѣ камень: бѣ бо велій зѣло. И вшедше во гробъ, видѣша юношу сѣдяща въ десныхъ, одѣяна во одежду бѣлу: и ужасошася. Онъ же глагола имъ: не ужасайтеся. Іисуса ищете Назарянина распятаго: воста, нѣсть здѣ: се мѣсто, идѣже положиша Его. Но идите, рцыте ученикомъ Его, и Петрови, яко варяетъ вы въ Галилеи: тамо Его видите, якоже рече вамъ.

1) Я привыкъ бесѣдовать съ вами, возлюбленная братія, во многихъ чтеніяхъ чрезъ посредника; но поелику, по разстройству желудка, я самъ не могу прочитать вамъ того, что надиктую, то замѣчаю, что нѣкоторые изъ васъ неохотно слушаютъ. Поэтому нынѣ я хочу, противъ обычая, принудить самаго себя, чтобы среди священнодѣйствій Литургіи чтеніе Св. Евангелія объяснять не чрезъ посредника, но чрезъ личное собесѣдованіе. Пусть же принимаютъ такъ, какъ мы говоримъ, потому что голосъ собесѣдованія болѣе трогаетъ закоснѣвающія сердца, нежели слово чтенія, и какъ бы нѣкою рукою тщанія ударяетъ, чтобъ онѣ пробудились. И хотя я не предвижу, достанетъ ли у меня силъ для этого дѣла, однакоже, въ чемъ отказываетъ неиспытанность, то даруетъ любовь. Ибо знаю, кто сказалъ: разсшири уста твоя, и исполню я (Псал. 80, 11). Слѣдовательно, доброе дѣло у насъ должно быть въ волѣ, потому что оно будетъ совершено при помощи Божіей. Дерзновеніе говорить даетъ намъ даже высочайшее торжество воскресенія Господня, потому что весьма не прилично языку плоти молчагь о должныхъ похвалахъ въ тотъ день, въ который воскресла плоть его Виновника.

2) Вы, возлюбленнѣйшая братія, слышали, что св. жены, послѣдовательницы Господни, пришли на гробъ Его съ ароматами, и по человѣколюбію служатъ даже мертвому Тому, Кого любили живаго. Но это событіе указываетъ на нѣчто такое, что надобно дѣлать въ св. Церкви. Такъ необходимо намъ слушать о томъ? что сдѣлано, дабы подумать и о томъ, что по подражанію имъ, дóлжно дѣлать и намъ. И если мы, вѣруя въ Того, Кто умеръ, и исполняясь благоуханіемъ добродѣтелей, съ желаніемъ добрыхъ дѣлъ ищемъ Господа, то подлинно приходимъ на гробъ Его съ ароматами. Но тѣ жены, пришедшія съ ароматами, видятъ Ангеловъ, потому что именно тѣ души, которыя съ благовоніями добродѣтелей идутъ ко Господу чрезъ святыя желанія, созерцаютъ вышнихъ гражданъ. Впрочемъ надобно замѣтить, что бы такое значило, что онѣ видятъ Ангела сѣдящимъ на правой сторонѣ. Ибо что означается лѣвою стороною, если не жизнь настоящая, и что — правою, если не жизнь непрестающая? — Поэтому въ Пѣсни пѣсней написано: шуица Его надъ главою моею, и десница Его обыметъ мя (Пѣсн. 11, 6). Итакъ, поелику Искупитель нашъ перешелъ уже чрезъ поврежденіе настоящей жизни: то справедливо Ангелъ, пришедшій возвѣстить о непрестаемой жизни Его, сидѣлъ на правой сторонѣ. Онъ явился одѣтымъ въ бѣлую одежду, потому что возвѣстилъ о радостяхъ нашего торжества. Ибо бѣлая одежда возвѣщаетъ о блескѣ нашего торжества. Нашего ли, скажемъ, или своего? Чтобы сказать истину, скажемъ: и нашего, и своего. Потому что воскресеніе нашего Искупителя было и нашимъ торжествомъ, такъ какъ оно возвратило насъ къ безсмертію, и Ангельскимъ, такъ какъ оно, возвавъ насъ къ небесному, дополнило число ихъ (Ангеловъ). Итакъ Ангелъ явился въ бѣлыхъ одеждахъ въ знакъ своего и нашего торжества, потому что, когда мы чрезъ воскресеніе Господне возводимся къ небеснымъ жилищамъ, тогда уничтожаются нестроенія въ небесномъ отечествѣ.

3) Но послушаемъ, что говорится пришедшимъ женамъ. He ужасайтеся. Ясно онъ говоритъ, какъ бы такъ: пусть ужасаются тѣ, которые не любятъ пришествія высшихъ гражданъ, пусть ужасаются тѣ, которые, будучи объяты плотокими пожеланіями, отчаеваются въ возможности достигнуть сообщества съ ними. Но вамъ бояться нечего, потому что вы видите согражданъ своихъ. Поэтому и Матѳей, описывая явленіе Ангела, говоритъ: бѣ зракъ его яко молнія, и одѣяніе его бѣло яко снѣгъ (Матѳ. 18, 3). Ибо въ молніи выражается ужасъ, а въ снѣгѣ — прохлада бѣлизны. Поелику же всемогущій Богъ, и страшенъ для грѣшниковъ, и милостивъ для праведныхъ, то Ангелъ, свидѣтель воскресенія Его, справедливо является, и въ молніевидномъ зракѣ, и въ бѣломъ одѣяніи, для того, чтобы самымъ видомъ своимъ, и нечестивыхъ устрашить, и благочестивыхъ обрадовать. По этому справедливо такъже народу, странствовавшему по пустыни, столпъ огненный предшествовалъ въ нощи, и столпъ облачный предшествовалъ во дни (Исх. 13, 21-22). Ибо въ огнѣ страхъ, а въ облакѣ — тихое видѣніе милосердія; день же есть жизнь праведнаго, а ночь принимается за жизнь грѣшника. Поэтому-то и обратившимся грѣшникамъ Павелъ говоритъ: бѣсте иногда тма, нынѣ же свѣтъ о Господѣ (Ефес. 5, 8). Итакъ столпъ былъ показываемъ днемъ чрезъ облако, а ночью чрезъ огонь потому, что всемогущій Богъ явится, — и милостивымъ къ праведнымъ, и страшнымъ для неправедныхъ. Первыхъ Онъ, являясь на судъ, утѣшитъ кротостію любви, а послѣднихъ устрашитъ опредѣленіемъ правосудія.

4. Но послушаемъ, что еще присовокупляетъ Ангелъ, Іисуса ищете Назарянина. Іисусъ на латинскомъ языкѣ значитъ спасительный, т. е. Спаситель. Но поелику въ то время многіе могли называться Іисусами, — не по существу, a по имени: то, чтобы сказать ясно о какомъ Іисусѣ онъ сказалъ, присовокупляется: Назарянина. А затѣмъ тотчасъ присовокупляется и причина: распятаго. Потомъ (Ангелъ) прибавилъ: воста, нѣсть здѣ. Здѣсь говорится о присутствіи плоти, а отнюдь не о присутствіи Божества. Но идите, рцыте ученикомъ Его u Петрови, яко варяетъ вы въ Галилеи. Для насъ раждается вопросъ: почему послѣ общаго наименованія учениковъ, Петръ называется по имени? — Но если бы Ангелъ не назвалъ по имени того, кто отрекся отъ Учителя, этотъ не смѣлъ бы являться въ среду учениковъ. Итакъ онъ называется по имени для того, чтобы не отчаевался за отреченіе. Въ этомъ дѣлѣ намъ надобно размыслить (Разгов. 50, гл. 55): для чего всемогущій Богъ попустилъ испугаться вопроса служанки и отречься тому, кого предуставилъ быть Апостоломъ всей Церкви. Мы признаемъ, что это, по распоряженію верховной любви, сдѣлано для того, чтобъ имѣющій быть пастыремъ церкви въ своей виновности научился, до какой степени онъ долженствовалъ быть милосердымъ къ другимъ. Итакъ (Богъ) показалъ его себѣ самому, а потомъ предпоставилъ надъ другими для того, чтобы онъ по собствениой своей слабости зналъ, какъ милосердо онъ долженъ переносить слабости чужія.

5) Но хорошо говорится о Спасителѣ нашемъ: варяетъ вы въ Галилеи, тамо Его видите, якоже рече вамъ. Ибо Галилея значитъ сдѣланное переселеніе. Потому что Искупитель нашъ сдѣлалъ переселеніе отъ страданія къ воскресенію, отъ смерти къ жизни, отъ казни къ славѣ, отъ поврежденія къ невредимости. И послѣ воскресенія ученики въ первый разъ видятъ Его въ Галилеи, потому что мы славу воскресенія радостно узримъ послѣ того, какъ только переселимся отъ пороковъ на высоту добродѣтелей. Итакъ Онъ зримъ бываетъ во гробѣ, а является въ переселеніи потому, что Того, Кто познается въ умерщевленіи плоти, видятъ въ переселеніи души. Это, возлюбленнѣйшая братія, сказали мы объ объясненіи Евангельскаго чтенія, ради толикой торжественности дня, но хочется сказать о тойже самой торжественности нѣчто утонченное.

6) Ибо двѣ было жизни, изъ коихъ одну мы знали, а другой не знали. Потому что одна смертная, другая — безсмертная; одна (жизнь) поврежденія, другая — невредимости; одна — смерти, другая — воскресенія. Но приходитъ Посредникъ Бога и человѣковъ — Человѣкъ Христосъ Іисусъ, и воспринимаетъ одну, открываетъ другую. Одну кончилъ Онъ смертію, а другую показалъ воскресеніемъ. Итакъ, если-бы Онъ намъ, знающимъ жизнь смертную, обѣщалъ воскресеніе плоти, и однакоже видимо не явилъ его: то кто повѣрилъ бы Его обѣтованіямъ? — Поэтому Онъ, содѣлавшись человѣкомъ, явился во плоти, благоволилъ умереть волею, воскресъ могуществомъ, и примѣромъ показалъ то, что обѣщалъ намъ въ награду. Но можетъ быть, кто либо скажетъ: по праву воскресъ Тотъ, Кто, будучи Богомъ, не могъ быть удержанъ смертію. Слѣдовательно, къ вразумленію нашего невѣденія, къ подкрѣпленію нашей слабости, Онъ не хотѣлъ подать намъ примѣръ Своего воскресенія. Одинъ Онъ умеръ въ то время, одинъ Онъ впрочемъ и воскресъ не подражаемо. — Поелику написано: многа тѣлеса усопшихъ Святыхъ восташа (Матѳ. 27, 52), то уничтожены всѣ возраженія невѣрія. Ибо никто не говори, будто человѣкъ не можетъ для себя надѣяться того, что Богочеловѣкъ проявилъ въ Своей плоти. Вотъ мы читаемъ, что съ Богомъ воскресли люди, и не сомнѣваемся, что они были люди чистые. Итакъ, если мы члены нашего Искупителя, то должны ожидать совершенія въ насъ того, что вѣрно совершилось въ Главѣ. Если мы многое отвергаемъ, то должны для себя, какъ послѣднихъ членовъ, надѣяться того, что слышали о высшихъ Его членахъ.

7) Но вотъ приходитъ на память то, что буйные іудеи говорили Распятому Сыну Божію: аще Царь Израилевъ есть, да снидетъ нынѣ со креста, и вѣруемъ въ Него (Maтѳ. 27, 42). Если бы Онъ сошелъ тогда со креста, уступая именно буйству, то не проявилъ бы для насъ добродѣтели терпѣнія. Но Онъ обождалъ немного, — перенесъ безчестія, выдержалъ насмѣшки, сохранилъ терпѣніе, распространилъ удивленіе, и Тотъ, Кто не хотѣлъ сойти со Креста, воскресъ изъ гроба. Итакъ болѣе значило — воскреснуть изъ гроба, нежели сойти со Креста. Болѣе значило — попрать смерть воскресеніемъ, нежели сохраннть жизнь сошествіемъ со Креста. Но когда іудеи не видѣли Его, сходящимъ въ удовлетвореніе буйству ихъ со Креста, когда увидѣли Его умирающимъ, тогда подумали, будто они побѣдили Его, обрадовались, будто они уничтожили имя Его. — Но вотъ имя Его пронеслось по міру отъ той смерти, которою эта невѣрующая толпа думала уничтожить Его, и она, радовавшаяся убіенію Его, скорбитъ о Мертвецѣ, потому что познаетъ, что чрезъ казнь Онъ вошелъ въ славу Свою. Дѣла Его хорошо предъизображаетъ, по сказанію Книги Судей (16, 1-3), Сампсонъ, который, вступивши въ Газу, городъ филистимскій, тотчасъ обрадовалъ филистимлянъ, узнавшихъ о прибытіи его, они вдругъ окружили городъ засадами, приставили стражей, и уже радовались, будто они поймали мужественнаго Сампсона. Но мы знаемъ, чтó сдѣлалъ Сампсонъ. Въ полночь онъ взялъ городскія ворота, и отнесъ ихъ на вершину горы. Въ этомъ дѣлѣ, возлюбленнѣйшая братія, этотъ Сампсонъ Кого предъизображаетъ, если не Искупителя нашего? Что значитъ городъ Газа, если не преисподняя? На что указывается чрезъ филистимлянъ, если не на вѣроломство іудеевъ? — Сіи, когда увидѣли Господа мертвымъ, и тѣло Его положеннымъ во гробъ, приставили туда стражу, и радовались, будто они захватили, какъ бы Сампсона въ Газѣ находящагося, и Того, Кто извѣстенъ былъ, какъ Виновникъ жизни, задержаннаго въ заклепахъ адовыхъ. Но Сампсонъ въ полночь не только вышелъ, но еще и ворота вынесъ, потому что Искупитель нашъ, воскреснувъ передъ свѣтомъ, не только вышелъ изъ ада, но и самыя врата адовы разрушилъ. Унесъ ворота, и взошелъ на вершину горы, потому что воскресеніемъ разрушилъ заклепы адовы, а вознесеніемъ проникъ въ царство небесное. Итакъ, возлюбленнѣйшая братія, всею душею возлюбимъ ту славу воскресенія Его, которая и прежде была показана въ знаменіи, и послѣ явлена въ событіи, и умремъ съ любовію къ ней. Вотъ мы въ воскресеніи Виновника нашего узнали служителей Его Ангеловъ, нашихъ согражданъ. И такъ поспѣшимъ къ оному непрестаемому торжеству этихъ гражданъ. Съ ними соединимся желаніемъ и умомъ, доколѣ еще не можемъ (соединиться) видѣніемъ. Переселимея отъ пороковь къ добродѣтелямъ, чтобы удостоиться видѣнія въ Галилеи Искупителя нашего. Да поможетъ нашему желанію всемогущій Богъ, Который за насъ предалъ на смерть Единороднаго Своего Сына, Господа нашего Іисуса Христа, Который съ Нимъ живетъ и царствуетъ, — Богъ въ единствѣ со Святымъ Духомъ, во всѣ вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Бесѣды на Евангелiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Двоеслова: Въ двухъ книгахъ. Книга II: Бесѣды XXI-XL. / пер. съ лат. языка на русскiй архим. Климента. — СПб: Типографiя С. Струговщикова, 1860. – С. 1-11.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0