Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
БЕСѢДЫ НА ЕВАНГЕЛIЯ.

Бесѣда 23, произнесенная къ народу въ церкви св. апостола Петра, на другой день Пасхи (чтеніе св. Евангелія: Лук. 24, 13-35).

Во время оно, Петръ воставъ тече ко гробу, и приникъ видѣ ризы едины лежаща, и отъиде, въ себѣ дивяся бывшему. И се два отъ нихъ бѣста идущя въ тойже день въ весь, отстоящу стадій шестьдесятъ отъ Іерусалима, ейже имя Эммаусъ. И та бѣсѣдоваста къ себѣ о всѣхъ сихъ приключшихся. И бысть бесѣдующема има, и совопрошающемася, и Самъ Іисусъ приближися, идяше съ нима. Очи же ею держастѣся, да Его не познаета. Рече же къ нима: что суть словеса сія, о нихъже стязаетася къ себѣ идуща, и еста дряхла; отвѣщавъ же единъ, емуже имя Клеопа, рече къ Нему: ты ли единъ пришлецъ ecu во Іерусалимъ, и не увѣдѣ бывшихъ въ немъ во дни сія; и рече има: кіихъ; óна же рѣста Ему: иже о Іисусѣ Назарянинѣ, Иже бысть мужъ Пророкъ силенъ дѣломъ и словомъ предъ Богомъ и всѣми людми: како предаша Его архіереи и князи наши на осужденіе смерти, и распяша Его. Мы же надѣяхомся, яко сей есть хотя избавити Ізраиля, но и надъ всѣми сими третій сей день имать днесь, отнели же сія быша. Но и жены нѣкія отъ насъ ужасиша ны бывшія рано у гроба: и не обрѣтше тѣлесе Его, пріидоша глаголюще, и явленіе Ангелъ видѣвше, иже глаголютъ Его жива. И идоша нѣцыи отъ насъ ко гробу и обрѣтоша тако, якоже и жены рѣша, Самого же не видѣша. И Той рече къ нима: о несмысленная и косная сердцемъ, еже вѣровати о всѣхъ, яже глаголаша Пророцы. He сія ли подобаше пострадати Христу, и внити въ славу свою, и наченъ отъ Моисея, и отъ всѣхъ Пророкъ, сказаше има отъ всѣхъ Писаній, яже о Немъ. И приближишася въ весь, въ нюже идяста: и Той творяшеся далечайше ити. И нуждаста Его, глаголюще: облязи съ нама, яко къ вечеру есть и преклонился есть день, и вниде съ нима облещи. И бысть, яко возлеже съ нима, и пріимъ хлѣбъ, благослови, и преломивъ даяше има. Онѣма же отверзостѣся очи и познаста Его: и Той невидимъ бысть има. И рекоста къ себѣ: не сердце ли наю горя бѣ въ наю, егда глаголаше нама на пути, и яко сказоваше нама Писанія; и воставша въ той часъ, возвратистася во Іерусалимъ, и обрѣтоста совокуплены единагонадесяте, и иже бяху съ ними, глаголющихъ: яко воистинну воста Господь, и явися Симону. И та повѣдаста, быша на nymu, u яко познася има въ преломленіи хлѣба.

1) Вамъ, трудящимся въ ежедневномъ празднованіи, надобно говорить понемногу; и быть можетъ, это полезнѣе, потому что, часто и пища, которой недостаточно, принимается съ бóльшею жадностію. Итакъ я рѣшился объяснять смыслъ Евангельскаго чтенія вообще, а не каждое слово, дабы пространное слово объясненія не могло обременить любви вашей. Вотъ вы, возлюбленнѣйшая братія, слышали, что Господь явился двумъ ученикамъ на пути, хотя еще не вѣрующимъ, однако-же бесѣдующимъ о Немъ, но не показалъ имъ вида, который они узнали бы. Итакъ Господь совнѣ, предъ очами тѣлесными, сдѣлалъ то, что происходило у нихъ внутри, предъ очами сердечными. Ибо они внутри самихъ себя и любили, и сомнѣвались, а Господь совнѣ, и присущъ былъ имъ, и не открывалъ, кто Онъ. Итакъ, Онъ бесѣдующимъ имъ о Немъ явилъ Свое присутствіе, а отъ сомнѣвающихся въ Немъ сокрылъ образъ познанія Его. Хотя произнесъ слова, упрекнулъ въ упорствѣ разума, открылъ тайны Св. Писанія о Себѣ Самомъ, и однако-же притворился, будто идетъ далѣе, потому что въ сердцахъ ихъ былъ еще далекъ отъ вѣры. Ибо мы говоримъ, что притворяться значитъ приравнивать одно къ другому, почему и приравнителей грязи мы называемъ горшечниками [1]. Итакъ простая Истина чрезъ двоякость ничего не сдѣлала, но явила имъ себя въ тѣлѣ такого, какою была у нихъ въ умѣ. Но надобно было испытать: если тѣ, которые еще не любили Его, какъ Бога, то, по крайней мѣрѣ, могли ли они любить Его, какъ путешественника. Но поелику не могли быть чужды любви тѣ, съ которыми шествовала Истина: то они приглашаютъ Его, какъ Странника, въ гостинницу. Но для чего мы говоримъ — приглашаютъ, когда тамъ написано: и нуждаста Его? Изъ этого именно примѣра выходитъ заключеніе, что странники не только должны быть противъ воли заводимы въ гостинницу, но и влекомы туда. Они (путешественники въ Эммаусъ) поставляютъ трапезу, предлагаютъ пищу, и — Бога, Котораго не узнали по изъясненію Св. Писанія, узнаютъ въ преломленіи хлѣба.

2) Итакъ слушая заповѣди Божіи, они не просвѣтились, а исполняя ихъ, просвѣтились, потому что написано: не слышатели закона праведни предъ Богомъ, но творцы закона, сіи оправдятся (Рим. 2, 13). Посему, кто хочетъ разумѣть слышанное, тотъ долженъ поспѣшать исполненіемъ на дѣлѣ того, что уже могъ разумѣть. Вотъ Господь не узнанъ, когда говоритъ, и сподобилъ узнать Себя, когда начиналъ ѣсть. Итакъ, возлюбленнѣйшая братія, гостепріимство возлюбите, къ дѣламъ любви прилежите. Поэтому-то и чрезъ Павла говорится: братолюбіе да пребываетъ (въ васъ). Странолюбія не забывайте: тѣмъ бо не вѣдяще нѣцыи страннопріяша Ангелы (Евр. 13, 1-2). Поэтому-то Петръ говоритъ: страннолюбцы другъ ко другу безъ роптаній (1 Петр. 4, 9). Поэтому-то и Сама Истина говоритъ: страненъ бѣхъ, и введосте Мене (Матѳ. 25, 35). Вотъ событіе, стоющее вниманія, и намъ отъ старцевъ преданное: нѣкоторый хозяинъ дома, со всѣмъ своимъ домомъ, былъ очень страннопріименъ, и поелику онъ каждодневно принималъ странниковъ къ своей трапезѣ, то въ одинъ день приходитъ странникъ, и приглашенъ къ трапезѣ. И когда хозяинъ дома, по обычному смиренію, хотѣлъ было влить воду на руки его, обратившись взялъ кувшинъ, вдругъ не нашелъ того, на чьи руки хотѣлъ онъ влить воду. И когда онъ самъ съ собою удивлялся этому событію, въ туже ночь Господь въ видѣніи сказалъ ему: въ прочіе дни ты принималъ Меня въ членахъ Моихъ, а вчерашній день ты принялъ Меня лично. Вотъ грядущій на судъ скажетъ: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40). Вотъ прежде суда, принимаемый въ членахъ Своихъ, Онъ и лично Самъ отыскиваетъ Своихъ принимателей, и не смотря на то, мы лѣнивы на радушіе гостепріимства. Принимайте Христа за трапезы ваши для того, чтобы вамъ имѣть достоинство быть принятыми на вѣчные пиры. Доставляйте только странствующему Христу гостинницу, дабы Онъ на судѣ не незналъ васъ, какъ странниковъ, но принялъ въ царство, какъ Своихъ, при помощи Его Самаго, Который живетъ и царствуетъ, — Богъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] На русскомъ языкѣ эта мысль темновата, но на латинскомъ составляеть красоту. Тамъ читается такъ: fingere namque componere dicimus, unde et compositores luti figulos uocamus.

Печатается по изданію: Бесѣды на Евангелiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Двоеслова: Въ двухъ книгахъ. Книга II: Бесѣды XXI-XL. / пер. съ лат. языка на русскiй архим. Климента. — СПб: Типографiя С. Струговщикова, 1860. – С. 28-33.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0