Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи.

Часть третья.
О томъ, какимъ образомъ Пастырю, законно достигшему пастырскаго служенія и сообразно своему сану живущему, надлежитъ поучать и назидать свою паству.

Глава XXVI.
Какимъ образомъ должно наставлять тѣхъ, кои, не понимая надлежащимъ образомъ священнаго Писанія, мечтаютъ о себѣ, что они постигаютъ его, какъ слѣдуетъ, и должны быть руководителями другихъ; какъ — тѣхъ, кои хотя и понимаютъ его хорошо, но, высокомудрствуя о себѣ, тщеславятся своимъ знаніемъ предъ слушателями своими: общій ихъ недостатокъ, который долженъ имѣть въ виду проповѣдникъ, есть недостатокъ смиренія.

Наставленіе 24.

Иначе должно наставлять тѣхъ, кои неправильно понимаютъ ученіе слова Божія, но по своему горделивому упрямству мечтаютъ о себѣ, что они мудрѣе другихъ и призваны быть учителями ихъ; а иначе — тѣхъ, кои хотя и правильно понимаютъ это ученіе, но, гордясь своимъ знаніемъ, высокомудрствуютъ о себѣ предъ поучающимися у нихъ. И тѣмъ и другимъ надлежитъ внушать, что общій ихъ недостатокъ заключается въ недостаткѣ смиренія. И прежде всего надобно внушить неправильно понимающимъ слово Божіе, что они спасительное врачевство превращаютъ въ ядъ для себя, и, такъ сказать, врачебнымъ ножемъ наносятъ себѣ смертельную рану, разстроивая и убивая себя тѣмъ самымъ, чѣмъ бы должны исцѣлять и спасать себя. Пусть размыслятъ они, что священное Писаніе служитъ для насъ какъ бы свѣтильникомъ во мракѣ настоящей жизни, и что поэтому, неправильно понимая словá Писанія, они помрачаютъ и для себя и для другихъ свѣтъ спасительнаго свѣтильника сего. Чѣмъ же объяснить неправильность таковаго пониманія слóва Божія, какъ не гордостію? Считая себя умнѣе другихъ, они не хотятъ слѣдовать никому въ разумѣніи Писанія; а чтобы упрочить за собою (у простыхъ, конечно, и невѣждъ) славу ученаго и свѣдущаго, отвергаютъ съ презрѣніемъ всякія, хотя бы то и правильныя, толкованія другихъ, слѣпо и ревниво утверждая превратность и нелѣпость своихъ. Объ нихъ можно сказать словами пророка Амоса: распоряху имущія во утробѣ сущихъ въ Галаадѣ, претирая пилами желѣзными, яко да разширятъ предѣлы своя (Амос. 1, 3. 13). Объяснимъ это. Галаадъ значитъ, по изъясненію толковниковъ, собраніе свидѣтельствъ. Поелику же Церковь есть хранительница истины, о которой она свидѣтельствуетъ исповѣданіемъ; то подъ именемъ Галаада можно разумѣть Церковь, устами всѣхъ вѣрующихъ свидѣтельствующую объ истинахъ Божіихъ. Имущія же во утробѣ — это души благочестивыя, зачинающія, по дѣйствію любви божественной, разумѣніе слова Божія и раждающія, во время свое, изъ зачатаго сѣмени плодъ добрыхъ дѣлъ. А разширеніе предѣловъ означаетъ здѣсь ревность къ распространенію славы своей мнимой мудрости. Итакъ, превратно понимающіе смыслъ св. Писанія и ложнымъ ученіемъ своимъ распространяющіе разные толки и расколы (ересеначальники) своимъ лжемудрованіемъ и заблужденіями, какъ бы желѣзными пилами, претираютъ и умерщвляютъ въ душахъ благочестивыхъ, вѣрныхъ чадахъ Церкви, зачавшееся разумѣніе Писанія, истребляя его для того, чтобы умножить славу своей мудрости. И такимъ образомъ простыя и неопытныя еще младенчествующія сердцá, не утвердившіяся еще въ воспринимаемыхъ ими божественныхъ истинахъ, они исторгаютъ изъ нѣдръ православной Церкви въ свои толки, подъ видомъ мнимаго ими православія, для распространенія гордаго тщеславія своего и поддержанія авторитета. Если же такъ, то для успѣшнаго дѣйствованія на таковыхъ лжеучителей прежде всего надобно стараться истребить въ нихъ самый корень зла — гордость, а вѣтви лжеученія ихъ сами собою отпадутъ. Вмѣстѣ съ симъ — предохранять и предотвращать ихъ отъ того пагубнаго зла, чтобы они, при своемъ заблужденіи, порождая расколы, въ мнимомъ служеніи своемъ Богу не примѣшивали служенія идоложертвеннаго, которое строго воспрещается словомъ Божіимъ. Такъ Господь, жалуясь чрезъ Пророка на жену блуженія — народъ израильскій, говоритъ: но та не уразумѣ, яко Азъ дахъ ей пшеницу, и вино, и масло, и сребро умножихъ ей (и злато); сія же сребряны и златы (кумиры) сотвори Ваалу (Ос. 1, 2; 2, 8; 8, 4; Іез. 16, 15-20). И мы получаемъ отъ Господа и пшеницу — духъ (какъ бы зерно) Писанія, когда въ трудныхъ для нашего пониманія мѣстахъ подъ покровомъ буквы открывается для насъ внутренній смыслъ его; и вино — упоеніе высокимъ благовѣствованіемъ; и масло — слово кротости и милосердія, когда яснымъ и откровеннымъ ученіемъ своимъ располагаетъ жизнію нашею съ отеческою любовію; и сребро и злато — свѣтъ чистѣйшей и высочайшей истины, озаряясь и обогащаясь премудростію разума Божія (Рим. 11, 33; 1 Кор. 1, 30). Но и у насъ есть жрущіе Ваалу: это именно еретики, которые превратнымъ толкованіемъ Писанія Божественнаго развращаютъ сердца неопытныхъ слушателей своихъ и всѣ эти дары Господни, и хлѣбъ, и вино, и масло и сребро и злато, приносятъ въ жертву сатанинскимъ идоламъ, посѣвая въ мирной Церкви Божіей расколы разныхъ заблужденій. Пусть же размыслятъ таковые, чего они могутъ ожидать въ будущемъ? Такъ какъ они здѣсь разсѣваютъ несогласія и раздоры въ Церкви мира и любви; то и тамъ, по неумытному суду Божію, должны они ожидать смерти вмѣсто жизни, и не временной, а вѣчной.

Есть напротивъ и такіе, которые правильно понимаютъ ученіе слова Божія, но, гордясь своимъ знаніемъ, высокомудрствуютъ о себѣ предъ поучающимися у нихъ. Таковымъ надлежитъ внушить, чтобы они, прежде нежели приступаютъ кь предложенію другимъ слова божественной истины, поискали въ немъ изображенія самихъ себя: иначе, обличая другихъ, они могутъ оставить самихъ себя безъ обличенія. Въ самомъ дѣлѣ, разумѣя вѣрно Писаніе, но не внимая тому, чтó говоритъ оно противъ гордыхъ, они и поступаютъ такимъ образомъ. Не уподоблаются ли они тѣмъ неблагоразумнымъ врачамъ, которые всегда готовы лѣчить другихъ, а о своей болѣзни или не знаютъ или небрегутъ? Ихъ жизнь не противорѣчитъ ли ихъ ученію, когда они говорятъ одно, а дѣлаютъ сами совсѣмъ другое? Пусть же они, подавая врачебную помощь больнымъ своимъ, не забываютъ и о своихъ болѣзняхъ, требующихъ врачеванія, чтобы, врачуя другихъ, самимъ не умереть. Въ Писаніи сказано: аще кто глаголетъ, яко словеса Божія (говоритъ ли кто, говори какъ слова Божіи), или, аще кто служитъ, яко отъ крѣпости, юже подаетъ Богъ (служитъ ли кто, служи по силѣ, какую даетъ Богъ) (1 Петр. 4, 11). Значитъ, они говорятъ не свое и дѣйствуютъ не отъ себя; чѣмъ же тутъ гордиться? Въ томъ же Писаніи апостолъ Павелъ говоритъ о себѣ: нѣсмы нечисто проповѣдающіи слово Божіе, но яко отъ Бога, предъ Богомъ, во Христѣ глаголемъ (2 Кор. 2, 11). Этими словами святый Апостолъ свидѣтельствуетъ, что онъ взиралъ на свою проповѣдь какъ на даръ, полученный отъ Бога, и что цѣлію его проповѣди было угожденіе не себѣ, а Богу (предъ Богомъ), во Христѣ, какъ единомъ Ходатаѣ и Примирителѣ Бога и человѣковъ (2 Кор. 5, 18-19; 1 Тим. 2, 5). И премудрый Соломонь говоритъ: нечистъ (abomina bilis — мерзостенъ, ненавистенъ) предъ Богомъ всякъ высокосердый (arrogans — высокомѣрный) (Прит. 16, 5); а ищущій въ разумѣніи и проповѣданіи слова Божія собственной славы дерзаетъ предвосхищать право у Того, Кто далъ ему и отъ Кого получилъ онъ этотъ даръ разумѣнія и проповѣданія, и Кто можетъ Самъ прославить прославляющихъ Его. У того же Премудраго можетъ еще всякій проповѣдникъ прочитать въ назиданіе свое и слѣдующія слова: пій воды отъ своихъ сосудовъ (de cisterna tua — изъ своего водоёма), и отъ твоихъ кладенцевъ источника (et fluenta putei tui — и влагу изъ своего колодезя). Да преизливаются воды отъ твоего источника, и на улицахъ раздѣляй ихъ. Да будутъ онѣ тебѣ единому, и да никтоже чуждъ причастится тебѣ (Прит. 5, 15-17). И дѣйствительно, проповѣдникъ пьетъ воду изъ своего водоема, когда, входя въ себя, самъ напередъ обсудитъ и какъ бы выслушаетъ тó, чтó намѣренъ предложить своимъ слушателямъ; пьетъ влагу изъ своего колодца, когда напаяется благотворною росою своего слóва. А затѣмъ имѣютъ свое значеніе и дальнѣйшія словá. Пусть разливаются вóды твои и за предѣлы (foras) твоего источника; на улицахъ и площадяхъ раздѣляй ихъ. Такъ и должно быть, чтобы прежде самъ прикушалъ, и тогда уже напаялъ другихъ. Разливать же вóды за предѣлы источника значитъ напаять вліятельнымъ дѣйствіемъ своей проповѣди и другихъ, а раздѣлять ихъ по улицамъ и площадямъ — распредѣлять и употреблять съ умѣньемъ и пользою, при множествѣ слушателей, даръ проповѣдничества въ словѣ Божіемъ, сообразно съ ихъ состояніемъ. Но такъ какъ, при множествѣ слушателей слова Божія, требующихъ многостороннаго знанія, нерѣдко зараждается въ проповѣдникѣ страсть къ тщеславію; то противъ этого направлены послѣднія слова. Пусть онѣ (вóды) принадлежатъ тебѣ одному, а не чуждымъ вмѣстѣ съ тобою. Подъ именемъ же чуждыхъ разумѣются здѣсь духи злобы, о которыхъ Царь-Пророкъ гласомъ искушеннаго человѣка говоритъ: чуждіи восташа на мя, и крѣпцыи взыскаша душу мою (Псал. 53, 5). Итакъ Премудрый сказалъ: раздѣляй вóды по улицамъ и площадямъ, но пусть онѣ принадлежатъ тебѣ одному. Онъ какъ бы такъ говоритъ: «служи дѣлу проповѣди слóва Божія, но не пріобщайся гордостію изъ-за сего дѣла духамъ злобы, чтобы не содѣлать враговъ своихъ участниками въ дѣлѣ твоего служенія. Такимъ образомъ и мы разливаемъ и раздѣляемъ вóды, удерживая ихъ за собою, когда проповѣдническимъ служеніемъ своимъ распространяемъ слово Божіе повсюду, безъ всякихъ притязаній за тó на человѣческую славу» [1].

Примѣчаніе:
[1] Нельзя не замѣтить, что послѣднее примѣнительное объясненіе текста, какъ бы оно ни было хорошо, есть объясненіе произвольное, если сличить самый текстъ съ контекстомъ библейскимъ; потому что тамъ говорится совсѣмъ о другомъ предметѣ. Такихъ примѣненій (allusio) можно встрѣчать у св. Григорія немало. Да и вообще можно сказать что святые отцы любили употреблять, въ свое время, подобный образъ объясненія.

Источникъ: Святаго Григорія Великаго, О пастырскомъ служеніи. Глава XXVI. // Руководство для сельскихъ пастырей. Журналъ, издаваемый при Кіевской духовной семинаріи. Томъ 3-й.№ 36.3 сентября 1872 года. — Кіевъ: Типографія И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 1-6.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0