Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи.

Часть третья.
О томъ, какимъ образомъ Пастырю, законно достигшему пастырскаго служенія и сообразно своему сану живущему, надлежитъ поучать и назидать свою паству.

Глава XXVII.
Какимъ образомъ должно наставлять тѣхъ, которые могли бы хорошими быть проповѣдниками, но, по излишнему смиренію, боятся и уклоняются; какъ — тѣхъ, коихъ должна бы удержать отъ принятія на себя этого служенія мысль о ихъ несовершенствѣ или молодости, но которые по своей опрометчивости домогаются этого.

Наставленіе 25.

Иначе должно наставлять тѣхъ, которые способны и съ честію могли бы проходить званіе проповѣдника, но по чрезмѣрному смиренію боятся принять на себя это служеніе, и потому уклоняются отъ него; а иначе — тѣхъ, коимъ не дозволяетъ вступать въ это званіе или недостатокъ способности или не соотвѣтствующій возрастъ, но которые, не смотря на тó, домогаются его. Обратимся къ первымъ, заставивъ ихъ размыслить безпристрастно, сколько они могли бы доставить пользы въ проповѣдническомъ служеніи и какія дѣлаютъ они непростительныя опущенія въ столь важномъ дѣлѣ. Если кто не удѣляетъ отъ своихъ достатковъ ближнимъ — неимущимъ, скрывая у себя принадлежащее имъ и необходимое для нихъ; то онъ становится виновникомъ, конечно, ихъ бѣдственнаго положенія, и заслуживаетъ справедливаго наказанія. Но не гораздо ли болѣе бываютъ виновны и не бóльшему ли наказанію подвергаются тѣ, которые, обладая сокровищемъ слóва, допускаютъ душу согрѣшающаго брата умирать отъ глада слова? И премудрый Сирахъ говоритъ: премудрость сокровена и сокровище не явлено — кая польза есть во обоихъ (Сир. 20, 30)? Если кто, при общественномъ голодѣ, скрываетъ у себя хлѣбъ, продовольствіемъ коего могъ бы спасти многихъ отъ голодной смерти: то онъ конечно становится виновникомъ ихъ смерти. Какая же вина падаетъ на тѣхъ и какого наказазанія заслуживаютъ тѣ, которые не доставляютъ духовнаго хлѣба воспринятой ими благодати умирающимъ душамъ отъ глада и жажды слóва Божія? И Соломонъ говоритъ: удержаваяй пшеницу (frumentum — всякой хлѣбъ въ зернѣ)... проклятъ отъ народа (Прит. 11, 26); а получившіе даръ слова и способность къ пастырскому учительству и скрывающіе у себя таковый талантъ безъ употребленія уподобляются удерживающимъ у себя пшеницу. Если кто, будучи искусенъ въ врачебной наукѣ, видитъ опасную рану въ больномъ, котораго не иначе можно излечить, какъ только разсѣченіемъ самой раны, а между тѣмъ отказывается принять на себя этотъ трудъ; то таковый врачъ, безъ сомнѣнія, погрѣшаетъ противъ собрата своего, обрекая его на смерть по нерадѣнію своему. Какой же принимаютъ на себя грѣхъ тѣ, которые, видя духовныя язвы несчастныхъ грѣшниковъ, коихъ могли бы они исцѣлить отъ этихъ язвъ, не разсѣкаютъ ихъ мечемъ слова Божія? И къ нимъ можно отнесть слова Пророка: проклятъ возбраняяй мечу своему отъ крове (Іер. 48, 10), а мечъ отъ крове возбранять есть тоже, чтó не дѣйствовать словомъ проповѣди на умерщвленіе плотской жизни, чтó мечемъ слова Божія не разсѣкать духовныхъ язвъ. О каковомъ мечѣ говорится еще и въ другомъ мѣстѣ: и мечъ мой снетъ мяса отъ крове язвеныхъ (Втор. 32, 42).

Итакъ излишній страхъ, возбраняющій чрезмѣрно смиреннымъ вступать въ званіе проповѣдническаго служенія и заставляющій ихъ уклоняться отъ избранія этого служенія, должно изгонять изъ робкихъ душъ ихъ страхомъ суда Божія и послѣдующаго за тѣмъ наказанія. Пусть таковые смиренномудрые приведутъ себѣ на память евангельскаго раба, скрывшаго талантъ, ввѣренный ему господиномъ, и не хотѣвшаго воздѣлывать его; участь его имъ извѣстна: онъ и таланта лишился и остался осужденнымъ на заключеніе во тьму кромѣшнюю (Матѳ. 25, 15. 18. 24-30). Далѣе, надлежитъ указать имъ, съ другой стороны, на апостола Павла, который признавалъ себя чистымъ отъ крове всѣхъ ближнихъ, не щадя ихъ въ пораженіи пороковъ: тѣмже свидѣтельствую вамъ во днешній день (говорилъ онъ ученикамъ своимъ при разлукѣ съ ними), яко чистъ азъ отъ крове всѣхъ; не обинухся бо сказати вамъ всю волю Божію (Дѣян. 20, 26-27). Пусть внемлютъ, къ чему и Тайновидецъ призывается ангельскимъ гласомъ, взывающимъ: и слышай да глаголетъ: пріиди! (Апок, 22, 17), то есть, чтобы онъ, послѣдуя зову внутренняго голоса, призывалъ и другихъ туда же, куда самъ стремится, дабы кто-либо даже изъ званныхъ не засталъ дверей затворенными, если явится на зовъ Господа неготовымъ (Матѳ. 25, 10-12). Пусть выслушаютъ, какъ пророкъ Исаія, узрѣвъ Господа Саваоѳа, Котораго славили и воспѣвали херувимы и серафимы, а онъ безмолствовалъ, имый устнѣ нечисты, — какъ онъ съ сокрушеннымъ сердцемъ покаянія восклицалъ: о, окаянный азъ, яко умилихся (а въ подлинномъ текстѣ: «vae mihi quia tacui — горе мнѣ безмолствующу»); и когда онъ сверхъестественнымъ свѣтомъ озаренъ былъ и очищенъ отъ грѣховной нечистоты, то на зовъ Господа: кого послю, и кто пойдетъ къ людемъ симъ? отвѣчалъ: се азъ есмь, посли мя! (Ис. 6, 5. 8). А Соломонъ ободряетъ еще проповѣдниковъ тѣмъ, что самый даръ благовѣствованія пріумножается въ нихъ, если возгрѣваютъ его въ себѣ чрезъ упражненіе. «Душа благовѣствующая» — говоритъ онъ — «и сама утучнится; и утоляющій жажду другихъ и самъ не вжаждется» (Прит. 11, 25) [1]. Ибо кто, проповѣдуя слово Божіе другимъ, благотворитъ имъ своимъ благовѣствованіемъ, тотъ и въ самомъ себѣ умножаетъ этотъ даръ благодатный; и кто не перестаетъ питать души вѣрующихъ этимъ хлѣбомъ животнымъ и напоять ихъ этою водою живою, тотъ не имать взалкатися и не имать вжаждатися никогдаже (Іоан. 4, 10; 6, 35). Царь же и пророкъ Давидъ, возвѣщая людямъ волю Божію, говоритъ Господу о семъ, какъ о жертвѣ, благоугодной Ему: благовѣстихъ правду въ церкви велицѣй, се устнамъ моимъ не возбраню. Господи, Ты разумѣлъ еси. Правду Твою не скрыхъ въ сердцѣ моемъ, истину Твою и спасеніе Твое рѣхъ, не скрыхъ милость Твою и истину Твою отъ сонма многа (Псал. 39, 10-11). Пусть вслушаются въ слова бесѣды Жевиха къ Невѣстѣ въ Пѣсни пѣсней: сѣдяй въ вертоградѣхъ! друзи (твои) готовы внимать (auscultant) гласу твоему: гласъ твой внуши мнѣ (Пѣсн. 8, 13). Здѣсь подъ сѣдящею въ вертоградѣ разумѣется Церковь (Невѣста Христова), которая блюдетъ и хранитъ молодыя лѣторасли добродѣтелей до совершеннаго преуспѣянія; а подъ друзьями, готовыми внимать гласу ея, означаются вообще избранные, всегда готовые на зовъ ея къ дѣлу проповѣди слова Божія: и сего-то гласа жаждетъ Женихъ (Христосъ) отъ Невѣсты своей въ лицѣ избранныхъ. Пусть наконецъ полушаютъ, чтó говоритъ Моисей къ тѣмъ (сынамъ Левіинымъ), которые, по долгу своего служенія, должны быть готовы къ безпристрастному пораженію оскорбляющихъ и прогнѣвляющихъ Бога своими противъ Него преступленіями. Аще кто есть Господень, да идетъ ко мнѣ. Снидошася убо къ нему вси сыны Левіины. И рече имъ: сія глаголетъ Господь Богъ Израилевъ — препояшите кіиждо свой мечь при бедрѣ, и пройдите и возвратитеся отъ вратъ до вратъ скозѣ полкъ, и убійте кійждо брата своего, и кійждо ближняго своего, и кійждо сосѣда своего (Исх. 32, 26-27). Такъ заповѣдалъ Моисей сынамъ Левіинымъ, когда увидѣлъ, что Господь разгнѣвался на сотворившихъ себѣ тельца и поклонявшихся ему. Вникнемъ въ смыслъ сихъ словъ. Призываемые къ потребленію противляющихся Богу идолопоклонниковъ называются Господними, — принадлежащими Господу, потомъ выслушиваютъ приказаніе, а затѣмъ приводятъ въ исполненіе возложенное на нихъ порученіе достойно своему званію. И сотвориша сыны Левіины, якоже глагола имъ Моисей (Исх. 32, 28). Такъ и проповѣдникъ, если хочетъ быть Господнимъ долженъ препоясать при бедрѣ мечъ духовный, — вооружиться словомъ Божіимъ, обуздывая и въ себѣ и въ другихъ всякія противузаконныя помышленія и пожеланія; пройти отъ вратъ до вратъ, — съ обличеніемъ переходить отъ порока къ пороку, такъ какъ всякій порокъ служитъ какъ бы вратами, чрезъ которыя входитъ въ душу смерть; и при томъ пройти сквозѣ полкъ, — посредѣ всякихъ преступленій въ Церкви, вооружаясь противъ нихъ и преслѣдуя ихъ во всякомъ грѣшникѣ, безъ всякаго лицепріятія, будь онъ, сосѣдъ, будь ближній, будь даже братъ, обличая безпристрастно съ правдивостію и твердостію духа всѣхъ оскорбляющихъ и прогнѣвляющихъ Бога служеніемъ идоламъ страстей. Если же онъ не хочетъ поступать такимъ образомъ, по мѣрѣ возможности; то онъ не Господень.

Совершенно иначе должно наставлять тѣхъ, коимъ возбраняетъ принимать на себя званіе проповѣдника или недостатокъ совершенствъ, потребныхъ для того, или не соотвѣтствующій тому возрастъ, но не смотря на тó они домогаются того и дерзаютъ вступать въ это званіе по своему легкомыслію. Таковыхъ надлежитъ предостерегать, чтобы они, воспринимая на себя опрометчиво столь важную и многотрудную обязанность, не уклонились отъ пути къ дальнѣйшему самоусовершенію; предвосхищая преждевременно тó, чтó для нихъ не по силамъ, не опустили и того, чтó въ послѣдствіи были бы въ состояніи исполнить, и, стараясь блеснуть своею мудростію, не обнаружили на дѣлѣ, что они ее и не имѣли. Пусть они посмотрятъ на птенцовъ еще не оперенныхъ, которые, откуда бы ни покусились подняться вверхъ, тотчасъ падаютъ внизъ. Пусть разсудятъ, что если кто начинаетъ строить домъ, не утвердивши подъ нимъ прочнаго основанія, и станетъ возводить стѣны, тяжести коихъ не въ состояніи оно выдержать; то чтó отсюда выходитъ? — развалины, но отнюдь не домъ! Или кто не знаетъ, что преждевременно раждающія наполняютъ своими порожденіями не домá, а могилы? Посему сама Премудрость Божія, хотя могла бы вдругъ облечь силою всякаго, кого бы ни восхотѣла, повелѣваетъ однакоже ученикамъ своимъ, будущимъ проповѣдникамъ, слова Божія, въ наученіе и наше, ждать опредѣленнаго на тó премени: вы же сѣдите во градѣ Іерусилимстѣ, дондеже облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49; Іоан. 14, 36; Дѣян. 1, 4. 8). Такъ желающій посвятить себя проповѣдническому служенію слова Божія долженъ сперва сосредоточиться въ себѣ самомъ, приготовившись къ сему служенію надлежащимъ образомъ, а потомъ уже, при благодатномъ содѣйствіи свыше, долженъ, такъ сказать, выступать изъ внутренней храмины своей для возвѣщенія другимъ того, чтó уразумѣлъ онъ самъ. Писаніе говоритъ: глаголи, юноше, аще тебѣ есть потреба, едва дващи (но едва — два слова), аще вопрошенъ будеши (Сир. 32, 9) [2]. Посему-то самъ небесный Учитель и Спаситель нашъ, явившись на землѣ чрезъ сверхъестественное вочеловѣченіе насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія, не прежде вступилъ въ званіе служенія роду человѣческому и cталъ учить всенародно, какъ по достиженіи уже совершеннаго (тридцатилѣтняго) возраста (Лук. 3, 23), внушая чрезъ это поспѣшнымъ и опрометчивымъ учителямъ силу и могущество спасительнаго страха, когда и самъ Онъ, не будучи подверженъ погрѣшностямъ и паденію, началъ проповѣдывать людямъ благодать совершенной жизни уже по достиженіи совершеннаго возраста. Такъ евангелистъ Лука повѣствуетъ, что егда бысть двоюнадесяте лѣтъ... оста отрокъ Іисусъ во Іерусалимѣ, и когда родители искали Его и не обрѣтали, то далѣе сего говорится, что по тріехъ уже днехъ обрѣтоста Его въ церкви, сѣдящаго посредѣ учителей, и послушающаго ихъ, и вопрошающаго ихъ (Лук. 2, 42. 43. 46). Итакъ на эти слова надлежитъ обратить особенное вниманіе, что Іисусъ Христосъ, будучи Бого-человѣкъ, въ двѣнадесяти-лѣтнемъ возрастѣ является посреди учителей послушающимъ ихъ и вопрошающимъ ихъ, но — не учащимъ. Этотъ примѣръ внушаетъ намъ — всѣмъ и каждому, что не утвердившемуся еще человѣку, не достигшему совершеннаго возраста крѣпости силъ, какъ тѣлесныхъ, такъ и душевныхъ, тѣмъ болѣе не подобаетъ отваживаться учить другихъ, если и божественный отрокъ Іисусъ благоволилъ только учиться, слушая и вопрошая другихъ; между тѣмъ какъ по своему божеству Онъ подавалъ глаголы, живота вѣчнаго самимъ учителямъ Израилевымъ (Іоан. 3, 10; 6, 68). Если же апостолъ Павелъ и говоритъ возлюбленному ученику своему: завѣщавай (praecipe — заповѣдуй) сія и учи; никтоже о юности твоей (adolescentiam tuam) да нерадитъ (да не пренебрегаетъ) (1 Тим. 4, 11-12); то здѣсь надобно разумѣть не отроческую молодость, а молодость совершеннаго юноши, такъ какъ и въ св. Писаніи и вообще adolescentia нерѣдко употребляется вмѣсто juventus, и этими словами обозначается средній возрастъ (юношескій) между отрочествомъ (pueritia, puer) и возмужалостію (virilitas, vir). Это подтверждаютъ и слова Соломона, обращенныя имъ къ юношамъ въ ихъ молодости: веселися, юноше, въ юности твоей (Еккл. 11, 9), нагляднѣе же для контекста рѣчи по словамъ подлинника: «lactare juvenis in adolescentia tua — веселися, юноше, въ молодости твоей». Ибо если бы онъ не принималъ словъ этихъ въ тождественномъ значеніи; то не назвалъ бы юношею (juvenis) того, къ кому обращался въ его молодости (adolescentia) [3].

Примѣчанія:
[1] Здѣсь текстъ переведенъ по Вульгатѣ, какъ значится у св. Григорія, гдѣ читается онъ такъ: anima, quae benedicit, impinguabitur; et qui inebriat, ipse quoque inebriabitur; текстъ же славянскій вовсе не подходитъ сюда.
[2] Этотъ текстъ въ подлинникѣ св. Григорія, при измѣненіи пунктаціи, читается нѣсколько иначе: «adolescens loquere in causa tua vix; et si bis interrogatus fueris, habeat initium responsio tua — глаголи, юноше, аще тебѣ есть потреба, едва (т. е. не будь скоръ и поспѣшенъ), и аще дважды (снова) вопрошенъ будеши, тогда уже дай мѣсто отвѣту своему», и то сократи слово, малыми многая (изглалоли). 10, слич. 20, 6-7.
[3] Хотя по гражданскимъ законамъ древняго міра предѣломъ совершеннолѣтія полагалось достиженіе 16-ти лѣтняго возраста, и съ этого времени до 25-ти лѣтъ, когда человѣкъ достигаетъ полнаго развитія силъ и тѣлесныхъ и душевныхъ, такъ что въ развитіи своемъ какъ бы останавливается т. е. перестаетъ расти (adolescere), отъ чего въ этомъ возрастѣ и назывались adolescentes или juvenes; однако у римлянъ юношами назывались и гораздо далѣе — до 35 и даже 40 лѣтъ. Указанія на это можно находить у Цицерона и Саллюстія. Такъ Юлій Цезарь названъ былъ adolescentulus въ то время своего возраста, когда искалъ себѣ первосвященническаго сана, не могши быть для достиженія сего моложе 35-ти лѣтъ; а Цицеронъ называлъ себя и тогда еще юношею — adelescens, когда былъ уже консуломъ, между тѣмъ консулъ не могъ быть моложе 40 лѣтъ. Смот. Лексик. Кронеберг. подъ словомъ adelescens. Кратк. описан. нрав. и обыч. древнихъ римлянъ, стр. 34, 35, 64, 85 и 96. Римск. Древност. Шафа въ перев. съ нѣмец. на русск. Гамбургера, стр. 105, 197 и 250.

Источникъ: Святаго Григорія Великаго, О пастырскомъ служеніи. Глава XXVII. // Руководство для сельскихъ пастырей. Журналъ, издаваемый при Кіевской духовной семинаріи. Томъ 3-й.№ 37.10 сентября 1872 года. — Кіевъ: Типографія И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 41-49.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0