Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи.

Часть первая.
О томъ, чтó значитъ достойно приступить къ пастырскому служенію, и какъ опасно домогаться его недостойнымъ.

Глава I.
Невѣжды да не дерзаютъ принимать на себя званіе пастырскаго служенія.

Никто въ мірѣ не берется учить другихъ какому либо искуству, не изучивъ его самъ напередъ съ самою тщательною подготовкою. Какъ же безразсудно поступаютъ тѣ, которые дерзаютъ принимать на себя пастырское служеніе, нисколько не приготовившись въ этому служенію, между тѣмъ какъ управленіе душами человѣческими есть искуство изъ искуствъ! А кто не знаетъ, что душевныя болѣзни сокровеннѣе и опаснѣе болѣзней тѣлесныхъ? И однакоже часто случается видѣть, что вовсе незнакомые съ духовными правилами не страшатся выдавать себя за врачей душъ, тогда какъ не знающіе силы и дѣйствія травъ и мазей не смѣютъ выдавать себя за врачей тѣлесныхъ. Но такъ какъ теперь, при содѣйствіи Божіемъ, всякая уже власть нынѣшняго вѣка преклоняется подъ иго вѣры; то вотъ и находятся люди, которые въ самой Церкви святой, подъ видомъ управленія ею, домогаются суетной славы и почестей: желаютъ казаться учителями, стараются одни предъ другими превзойти всѣхъ прочихъ, и, какъ свидѣтельствуетъ самая Истина, любятъ первыя цѣлованія на торжищахъ, первовозлежнія на вечеряхъ и предсѣданія на сонмищахъ (Матѳ. 23, 6-7; Марк. 12, 38-39; Лук. 20, 46). Но таковые люди потому уже самому не могутъ достойно проходить служенія пастырскаго, если они достигли его, что стремились къ сему смиренному служенію изъ одного тщаславія. Ибо и языкъ измѣняетъ на каѳедрѣ тѣмъ, которые учатъ одному, а заняты бываютъ другимъ. На такихъ-то людей жалуется Господь, говоря чрезъ пророка: сами себѣ царя поставиша, а не Мною начальствоваша, и не явиша Ми (Ос. 8, 4); ибо тѣ дѣйствительно царствуютъ отъ себя, а не по изволенію Верховнаго Правителя и Вседержителя, кои, не имѣя потребныхъ для сего талантовъ и не бывъ призваны свыше, но движимые однимъ честолюбіемъ и страстію къ преобладанію, не скажу достигаютъ, а восхищаютъ кормило правленія. И Верховный Судія попускаетъ имъ возвышаться, но не вѣдаетъ ихъ; потому что по допущенію только терпитъ ихъ, а приговоромъ суда своего конечно отвергаетъ ихъ и не вѣдаетъ. Такъ нѣкоторымъ, даже творившимъ чудеса во имя Его, Онъ скажетъ: отступите отъ Мене дѣлателіе неправдъ; не вѣмъ васъ откуду есте (Лук. 13, 27). Также точно и неразумныхъ пастырей обличалъ Онъ чрезъ пророковъ: и держащіи законъ не вѣдѣша Мя, и пастыри нечествоваша на Мя, не вѣдяще смысла, вси путемъ своимъ послѣдоваша (Ис. 56, 11; Іер. 2, 8; 8, 10). Здѣсь сама Истина жалуется, что подобные пастыри не вѣдаютъ ее, свидѣтельствуя тутъ же, что и Она не вѣдаетъ ихъ и не признаетъ начальства и власти не познающихъ ее, потому что не вѣдающихъ яже суть Господня не вѣдаетъ и Господь, по засвидѣтельствованію апостола Павла: аще ли кто не разумѣетъ, да не разумѣваетъ (1 Кор. 14, 38) [1]. И надобно при этомъ замѣтить, что часто невѣдѣніе пастырей вполнѣ соотвѣтствуетъ заслугамъ пасомыхъ, такъ что хотя они, эти пастыри, собственно по своей винѣ удалены бываютъ отъ Божьяго свѣта, однакоже, по праведному суду Божію, изъ-за невѣжества ихъ должны бываютъ страдать и тѣ, поторые имъ послѣдуютъ, составляя ихъ паству. Посему-то въ Евангеліи и говоритъ Истина съ учениками наединѣ: оставите ихъ: вожди суть слѣпи слѣпцемъ; слѣпецъ же слѣпца аще водитъ, оба въ яму впадутъ (Матѳ. 15, 14). Потому же и Псалмопѣвецъ, не въ смыслѣ желанія, а по обязанности пророческой, взываетъ: да помрачатся очи ихъ, еже не видѣти, и хребетъ ихъ выну сляцы (Псал. 68, 24). Подъ очами тутъ разумѣются пастыри, которые для того и поставляются выше прочихъ членовъ Церкви, чтобы все предусматривать и руководитъ ихъ: а хребтомъ названы тѣ, кои послѣдуютъ имъ съ покорностію. Когда же потемняются очи, то преклоняется и хребетъ; потому что какъ скоро у руководителей омрачается свѣтъ богопознанія — то и послѣдователи ихъ конечно не могутъ не пасть подъ бременемъ грѣховъ.

Примѣчаніе:
[1] Латинскій текстъ: si quis autem ignorat, ignorabitur — а кто не хочетъ знать, тотъ и самъ не будетъ познанъ, — ближе къ контексту рѣчи.

Источникъ: Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи. Святаго Григорія Великаго-Двоеслова. — Переведено съ латинского заслуженнымъ Профессоромъ Академіи Д. С. С. Давидомъ Подгурскимъ. — Кіевъ: Тип. И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 5-7.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0