Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи.

Часть первая.
О томъ, чтó значитъ достойно приступить къ пастырскому служенію, и какъ опасно домогаться его недостойнымъ.

Глава II.
Кто жизнію своею не соотвѣтствуетъ умственной подготовкѣ, иначе — кто на словахъ хорошъ, но на дѣлѣ не хорошъ, тотъ лучше не принимайся за бразды управленія пастырскаго.

Есть и другаго рода люди, которые тщательно изучаютъ правила духовной науки и внимательно слѣдятъ за умственнымъ усовершеніемъ себя въ боговѣденіи; но жизнію своею разрушаютъ то, что умомъ добываютъ: всѣ поученія и назиданія ихъ, почерпаемыя изъ одной теоріи, а на практикѣ ничѣмъ неподтверждаемыя, даже нерѣдко къ противорѣчіи состоящія, мгновенно и безслѣдно проходятъ; такимъ образомъ чтó проповѣдуютъ они словами, тó ниспровергаютъ своими дѣлами. И потому, когда пастырь ходитъ по стремнинамъ, то чтó тутъ удивительнаго, если стадо, которое слѣдуетъ за нимъ, ниспадаетъ въ пропасть? Обличая такое, пренебреженія достойное, знаніе пастырей, Господь обращается къ нимъ чрезъ пророка съ слѣдующими между прочимъ словами: ...яко на благой пажити пасостеся, и останокъ пажити вашея ногами вашими попирасте, и устоявшуюся воду пивасте, и останокъ ногами вашими возмущасте; и овцы Моя папраніемъ ногъ вашихъ живяху, и возмущенную воду ногами вашими піяху (Іез. 34, 18-19). И дѣйствительно, сами пастыри на доброй пажити пасутся и пьютъ чистую воду, когда они почерпаютъ ученіе свое изъ чистаго источника истины, разумно понимая его; но сію же самую пажить попираютъ и сію же самую воду мутятъ они ногами своими, когда порочною жизнію своею омрачаютъ и позорятъ тѣ святыя правила ученія, до которыхъ стремятся возвыситься посредствомъ созерцательнаго размышленія. И вотъ попранною ногами пастырей своихъ пажитью овцы ихъ питаются и пьютъ возмущенную ими воду; потому что на подчиненныхъ, обыкновенно, не столько дѣйствуютъ слова начальниковъ, сколько примѣры и дѣла ихъ жизни. Пасомые алчутъ и жуждутъ чистаго ученія; но поелику это ученіе у пастырей ихъ омрачено и опозорено безправственною ихъ жизнію, то они по неволѣ питаются гнилымъ хлѣбомъ и пьютъ грязную воду. Таковые-то священнослужители называются у пророка пругломъ (мрежи, силокъ, тенеты) строптивымъ (Ос. 9, 8), которые содѣлались въ дому Израилевѣ соблазномъ беззаконія и нечестія (Іер. 5, 30-31; Ос. 6, 9-10). И никто въ Церкви изъ членовъ ея не бываетъ столько вреденъ и пагубенъ для ней, какъ такіе священнослужители, которые, живя дурно и уродливо, прикрываются именемъ и саномъ священнымъ: ибо никто изъ пасомыхъ не позволитъ себѣ обличать пастыря своего въ порокахъ; а между тѣмъ примѣръ слабостей его сильно можетъ дѣйствовать на паству, которая, изъ уваженія къ сану священнослужителя, привыкаетъ уважать грѣшника. О, конечно, эти недостойные пастыри съ трепетомъ избѣгали бы такой тяжкой вины и отвѣтственности, если бы чуткимъ слухомъ сердца своего напередъ вняли приговору возвѣщающей Истины: иже аще соблазнитъ единаго отъ малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Мя, уне есть ему, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его, и потонетъ въ пучинѣ морстѣй (Матѳ. 18, 6; Марк. 9, 42; Лук. 17, 1-2). Подъ жерновомъ ослячимъ, конечно, надобно разумѣть здѣсь круговращенія на подобіе мельничныхъ камней (ворочаемыхъ ослами), и вообще суетныя заботы мірской жизни; а подъ бездною морскою — тяжкое осужденіе и наказаніе. Посему, если кто, достигая священнаго сана, развращаетъ другихъ или словомъ или примѣромъ въ этомъ санѣ; то безъ сомнѣнія лучше было бы и для него и для другихъ, если бы онъ таковую жизнь свою земную проводилъ до смерти въ иномъ мѣстѣ и при иныхъ условіяхъ, а не въ такомь званіи и на такомъ посту, гдѣ служитъ соблазнительнымъ примѣромъ для другихъ къ оправданію и чужихъ слабостей чрезъ подражаніе: ибо если бы онъ одинъ палъ, не увлекая за собою другихъ, то не столько былъ бы виновенъ, а потому и на судѣ Божіемъ подлежалъ бы меньшему осужденію и наказанію.

Источникъ: Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи. Святаго Григорія Великаго-Двоеслова. — Переведено съ латинского заслуженнымъ Профессоромъ Академіи Д. С. С. Давидомъ Подгурскимъ. — Кіевъ: Тип. И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 7-9.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0