Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи.

Часть первая.
О томъ, чтó значитъ достойно приступить къ пастырскому служенію, и какъ опасно домогаться его недостойнымъ.

Глава IV.
О томъ, что занятія многими дѣлами по управленію нерѣдко развлекаютъ насъ и отвлекаютъ отъ самихъ себя.

Часто бываетъ и такъ, что мносообразныя заботы управленія развлекаютъ духъ нашъ до того, что онъ, при множествѣ дѣлъ, не имѣетъ возможности обращать надлежащее вниманіе на каждое изъ нихъ. Посему-то Премудрый подаетъ благоразумный совѣтъ, говоря: чадо, дѣянія твоя да не будутъ о мнозѣ (Сир. 11, 10); ибо когда мы устремляемся мыслію на многіе предметы, то трудно уже бываетъ намъ сосредоточиться на каждомъ изъ нихъ вполнѣ. А еще хуже тó, когда мы чрезъ мѣру увлекаемся и развлекаемся внѣшними предметами, мало заботясь о внутреннемъ страхѣ за себя самихъ, когда погружаемся всецѣло въ постороннія заботы, а о собственномъ долгѣ и благѣ вовсе не помышляемъ, умѣемъ много разсуждать о другихъ, а самихъ себя не знаемъ и знать не хотимъ. Въ этихъ превышающихъ мѣру заботахъ душа наша, подобно путнику постоянно развлекаемому посторонними предметами, забываетъ цѣль, къ которой стремится; какъ бы отчужденная отъ своихъ нуждъ и потребностей, она уже не чувствуетъ тѣхъ недостатковъ, которые терпитъ, и не замѣчаетъ тѣхъ упущеній и погрѣшностей, въ которыя впадаетъ. Такъ Езекія, конечно, не воображалъ, что онъ худо дѣлаетъ и грѣшитъ, когда показывалъ иноплеменникамъ всѣ сокровища свои и ароматы; но услышалъ отъ Исаіи, что этотъ легкомысленный поступокъ его навлекъ на него гнѣвъ праведнаго Судіи и обратится въ пагубу его потомству (4 Цар. гл. 20; Ис. гл. 39). Часто бываетъ съ нами, что когда дѣла наши по занимаемому нами мѣсту служенія умножаются и когда они, по видимому, идутъ стройно и ведутся исправно, такъ что другіе и самые подчиненные намъ удивляются успѣшному теченію ихъ при такомъ множествѣ, въ душѣ нашей въ тоже время совершается свой судъ, обвиняющій и осуждающій насъ, хотя во внѣшнихъ поступкахъ нашихъ и не обнаруживается ничего подобнаго: ибо судія и подсудимый сокрыты въ насъ самихъ. Люди не знаютъ, чтó тамъ дѣлается, не знаютъ, какъ грѣшимъ мы въ сердцѣ своемъ; но однакожъ этотъ неподкупный внутренній судія свидѣтельствуетъ намъ, что мы грѣшимъ. И вавилонскій царь не тогда осужденъ за гордость свою, когда высказалъ ее въ словахъ; онъ услышалъ изъ устъ пророческихъ это осужденіе еще прежде, нежели обнаружилъ себя. Сначала онъ, можно сказать, даже напередъ заглаждалъ преступленіе своей гордости, рѣшившись всѣмъ подвластнымъ народамъ проповѣдывать Бога всемогущаго, Котораго онъ, по собственному сознанію, оскорбилъ; но потомъ, напыщенный успѣхами своего могущества, въ мнимомъ величіи своемъ вообразилъ себѣ, что онъ превыше всего, и вслѣдъ за тѣмъ съ надмѣнностію воскликнулъ: нѣсть ли сей Вавилонъ великій, его же азъ соградихъ въ домъ царства, въ державѣ крѣпости моей, въ честь славы моея (Дан. гл. 4)? Въ этихъ словахъ заключается уже открытое оправданіе того гнѣва Божія, который возженъ былъ тайною гордостію: ибо верховный Судія еще прежде незримо для насъ видѣлъ тó, чтó впослѣдствіи публично осудилъ и наказалъ. Такимъ-то образомъ Онъ и обратилъ сего царя въ безсловесное животное, отдѣлилъ его отъ общества людей и пріобщилъ къ дивіимъ звѣрямъ, низвративъ и умъ его, чтобы по праведному суду и по закону справедливаго возмездія престалъ быть человѣкомъ тотъ, кто возмечталъ считать себя выше человѣковъ. Впрочемъ, говоря все это, мы отнюдь не думаемъ порицать самую власть, а только желаемъ предохранить слабыя души отъ домогательства оной, чтобы недостойные не дерзали восхищать высокихъ должностей начальственныхъ, и тѣ, которые не твердо стоятъ даже на ровномъ мѣстѣ, не приближались къ стремнинамъ.

Источникъ: Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи. Святаго Григорія Великаго-Двоеслова. — Переведено съ латинского заслуженнымъ Профессоромъ Академіи Д. С. С. Давидомъ Подгурскимъ. — Кіевъ: Тип. И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 11-13.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0