Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи.

Часть первая.
О томъ, чтó значитъ достойно приступить къ пастырскому служенію, и какъ опасно домогаться его недостойнымъ.

Глава V.
О тѣхъ, которые образцовыми дарованіями своими могутъ быть полезны на высокомъ посту служенія, но убѣгаютъ онаго ради своего спокойствія.

Но есть люди и надѣленные особенными дарами благодати Божіей, видимо возвышенные предъ другими и для блага другихъ великими способностями, люди чистые и неукоризненные по своему цѣломудрію, крѣпкіе по своему воздержанію, упитанные, такъ сказать, тукомъ здраваго ученія, пріобыкшіе къ смиренію великодушнымъ перенесеніемъ страданій, носящіе какъ бы на челѣ своемъ печать власти, ко всякому благосклонные при своей кротости и вмѣстѣ строгіе по любви къ правдѣ. И если такіе люди, бывъ призываемы къ высокому посту служенія, отказываются отъ принятія его; то они сами отъ себя отнимаютъ и губятъ собственныя дарованія свои, которыя получили не для себя только, но и для другихъ. Помышляя о собственныхъ лишь выгодахъ спокойствія своего, а не заботясь о пользѣ ближнихъ, они сами себя лишаютъ тѣхъ благъ, которыя думаютъ найти въ частной жизни своей. Вотъ почему и самая Истина говоритъ ученикамъ своимъ: не можетъ градъ укрытися верху горы стоя; ниже вжигаютъ свѣтильника, и поставляютъ его подъ спудомъ, но на свѣщницѣ, и свѣтитъ всѣмъ, иже въ храминѣ суть (Матѳ. 5, 14-15). Вотъ почему и Петру предложенъ былъ Спасителемъ вопросъ: Симоне Іонинъ, любиши ли Мя? и когда Апостолъ не замедлилъ отвѣтить, что любитъ, то тутъ же сказано было ему: паси овцы Моя (Іоан. 21, 15-17). Итакъ, если пастырскіе труды служатъ вѣрнымъ свидѣтельствомъ любви ко Господу; то и наоборотъ, кто отказывается пасти стадо Божіе, имѣя къ тому потребныя способности и самое призваніе, тотъ тѣмъ самымъ явно показываетъ, что онъ не любитъ Пастыреначальника. Потому же и апостолъ Павелъ говоритъ: аще единъ за всѣхъ умре, то убо вси умроша: Христосъ же за всѣхъ умре, да живущіи не ктому себѣ живутъ, но умершему за нихъ и воскресшему (2 Кор. 5, 14-15). Такъ и въ законѣ Моисея постановлено, чтобы остававшійся въ живыхъ братъ бралъ въ замужество жену умершаго бездѣтнаго брата и во имя его приживалъ съ нею дѣтей, такъ что если онъ отказывался взять ее, то она въ правѣ была плюнуть ему въ лице, а онъ обязывался снять у себя съ ноги своей сапогъ и вручить ей во свидѣтельство отреченія своего отъ ужичества, и затѣмъ мѣсто жительства его прозывалось домомъ иззутаго изъ сапога (Втор. 25, 5-10; Руѳ. 4, 7). Нашъ умершій братъ есть Іисусъ Христосъ, Который по воскресеніи своемъ, явившись мѵроносицамъ, сказалъ: идите, возвѣстите братіи Моей (Матѳ. 28, 10). Онъ умеръ какъ бы бездѣтенъ, потому что еще не исполнилось число избранныхъ. Его-то жену (uxorem), или лучше невѣсту Его — святую Церковь, обязывается принять къ себѣ и пріютить какъ бы по жребію всякій остающійся въ живыхъ братъ, который въ состояніи хорошо править ею и на котораго можетъ быть возложено такое управленіе. А если онъ отказывается отъ сего, то оскорбленная невѣста плюетъ ему въ лице: это значитъ, что святая Церковь, упрекая получившихъ дары не для себя только, а и для другихъ, но не заботящихся объ употребленіи ихъ на пользу ближнихъ, наказываетъ таковыхъ презрѣніемъ и какъ бы плюетъ. Можно сказать, что и у нихъ снимается съ ноги сапогъ, и домъ ихъ можно назвать домомъ иззутаго; потому что по Апостолу мы должны обуть нозѣ свои во уготованіе благовѣствованія мира (Ефес. 6, 15). Посему, когда мы столько же заботимся и о ближнемъ, сколько и о себѣ самихъ; то у насъ обѣ ноги обуты бываютъ. А кто свою только пользу наблюдаетъ, и о пользѣ ближнихъ нерадитъ, у того какъ бы одна нога остается безъ должнаго прикрытія. Итакъ есть, говорю, нѣкоторые люди, осыпанные богатыми дарами благодатными, которые, однакожъ, любя уединеніе и ограничиваясь собою, уклоняются отъ общественныхъ занятій, могущихъ доставить пользу ближнимъ высокимъ ихъ служеніемъ, соотвѣтствующимъ ихъ великимъ дарованіямъ, и, удаляясь на покой, отказываются отъ всякихъ общественныхъ трудовъ. Но, судя безпристрастно, они безъ всякаго сомнѣнія настолько же дѣлаются виновными, насколько могли бы принести пользы, если бы вступили въ общественное служеніе. И какой тутъ смыслъ у того, кто, имѣя возможность содѣлаться полезнѣйшимъ для ближнихъ своихъ и многихъ собратій, предпочитаетъ свою частную выгоду уединенія общей многоплодной пользѣ, когда и самъ Единородный Сынъ Отца Небеснаго явился въ міръ изъ нѣдръ Отчихъ не для своихъ какихъ-либо выгодъ, а для спасенія многихъ?

Источникъ: Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи. Святаго Григорія Великаго-Двоеслова. — Переведено съ латинского заслуженнымъ Профессоромъ Академіи Д. С. С. Давидомъ Подгурскимъ. — Кіевъ: Тип. И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 13-16.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0