Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи.

Часть первая.
О томъ, чтó значитъ достойно приступить къ пастырскому служенію, и какъ опасно домогаться его недостойнымъ.

Глава VII.
О томъ, что иногда похвально бываетъ и самому искать проповѣдническаго служенія, а иногда похвально принять оное и по принужденію.

Смотря однакожъ по различнымъ обстоятельствамъ, иногда похвально бываетъ, когда одни сами желаютъ проповѣдническаго служенія и стремятся къ тому, а иногда тоже похвально бываетъ, когда другіе принимаютъ это служеніе вопреки своему желанію. Это яснѣе поймемъ мы, когда разсмотримъ и сравнимъ обстоятельства двухъ пророковъ, — Исаіи и Іереміи, изъ коихъ одинъ самъ вызвался на дѣло проповѣди, а другой съ трепетомъ отказывался отъ этого служенія. Такъ Исаія на вопросъ Господа: кого послю, и кто пойдетъ къ людемъ симъ? въ туже минуту отвѣчалъ: се азъ есмь, посли мя (Ис. 6, 8); а Іеремія, когда посылаемъ былъ на проповѣдь, со смиреніемъ отклонялъ отъ себя это порученіе, извиняясь неспособностію своею такимъ образомъ: о Сый Владыко, Господи, се не вѣмъ глаголати, яко отрокъ азъ есмь (Іер. 1, 6). Такъ-то различны были словесные отвѣты сихъ двухъ пророковъ; но какъ тотъ, такъ и другой отвѣтъ, оба проистекали изъ одного и того же источника любви. Любовь же заповѣдуется намъ двумя заповѣдями; одною — любить Бога, а другою — любить ближняго (Втор. 6, 5; Лев. 19, 18; Матѳ. 22, 37-40). По этому Исаія, желая дѣятельною жизнію своею содѣйствовать спасенію ближнихъ, тотчасъ изъявилъ желаніе и готовность принять на себя должность проповѣдника; а Іеремія, стараясь чрезъ созерцательную жизнь болѣе и болѣе утвердиться въ любви къ Богу, хотѣлъ было уклониться отъ этой должности. Итакъ, чего одинъ съ неукоризненностію искалъ, отъ того другой со страхомъ и глубокимъ смиреніемъ отступалъ: одинъ опасался, чтобы чрезъ принятіе на себя должности проповѣдническаго служенія не лишиться плодовъ безмолвнаго созерцанія; а другой, чтобы безмолвіемъ не потерять плодовъ дѣятельной жизни. Но здѣсь въ обоихъ случаяхъ не надобно упускать изъ виду того важнаго обстоятельства, что какъ тотъ, кто отказывался, не воспротивился совершенно (Іер. 1, 9), такъ и тотъ, кто вызвался самъ, предварительно уже очищенъ былъ углемъ горящимъ отъ олтаря (Ис. 6, 5-7). А этимъ внушается тó, чтó неочищенный не долженъ приступать къ пастырскому служенію, а тотъ, кого призываетъ къ нему Божественная благодать, не долженъ неуступчивостію своею противодѣйствовать ей подъ предлогомъ смиренія. Но такъ какъ очень трудно знать каждому о себѣ, чистъ ли онъ; то безопаснѣе уклоняться отъ проповѣдническаго служенія; только не должно, какъ мы сказали уже, упорно противиться тому, когда на принятіе этого служенія очевидно высказывается воля Божія. Моисей дивнымъ посольствомъ своимъ выполнилъ и тó и другое вмѣстѣ, когда и не желалъ быть вождемъ многочисленнаго народа израильскаго и вопреки своему желанію повиновался повелѣнію Божію. Если бы онъ принялъ безтрепетно и съ самонадѣянностію это посольство, то его упрекнули бы, можетъ быть, въ гордостіи; но онъ не избѣжалъ бы подобнаго упрека, если бы воспротивился назначенію Божію своимъ неповиновеніемъ. И въ томъ и въ другомъ отношеніи являя смиреніе и благопокорливость, онъ такимъ образомъ и отказывался отъ начальственнаго управленія народомъ Божіимъ, соображая свои недостатки, и принялъ возлагаемое на него порученіе, полагаясь на всесильную помощь Того, Кто его призывалъ. Изъ всего этого да познаютъ и уразумѣютъ тѣ, которые опрометчиво стремятся къ занятію высокихъ должностей, до какой степени предосудительно и неизвинительно домогаться предпочтенія предъ другими, безъ всякаго опасенія и страха, когда и святые мужи боялись и трепетали принимать начальство надъ народомъ, имѣя даже на тó повелѣніе Божіе. Моисей, призываемый Богомъ, страшится; а какой-нибудь немощный братъ нашъ только о томъ и думаетъ, какъ бы предвосхитить тяжелое бремя власти! Всегда готовый пасть подъ тяжестію и собственныхъ грѣховъ, онъ еще подклоняетъ охотно выю для принятія чужихъ! Не въ силахъ онъ вынести и того, чтó на немъ лежитъ, а онъ еще увеличиваетъ свою ношу!

Источникъ: Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи. Святаго Григорія Великаго-Двоеслова. — Переведено съ латинского заслуженнымъ Профессоромъ Академіи Д. С. С. Давидомъ Подгурскимъ. — Кіевъ: Тип. И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 17-19.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0