Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)

Св. Григорій Двоесловъ родился въ Римѣ (ок. 540 года) отъ богатыхъ, знатныхъ и благочестивыхъ родителей и получилъ блестящее образованіе. Сначала онъ занималъ въ Римѣ почетную должность претора, но вскорѣ, убѣдившись въ суетѣ мірской, продалъ все имущество, унаслѣдованное отъ родителей, деньги употребилъ на дѣла благотворительности и на постройку монастырей въ Римѣ и самъ принялъ иночество. Онъ поселился въ одномъ изъ построенныхъ имъ монастырей и, несмотря на свои частыя и тяжкія болѣзни, началъ строго выполнять всѣ правила монастырской жизни: его воздержаніе, ночное бдѣніе, молитва и послушаніе служили примѣромъ для остальныхъ иноковъ обители. Въ 577 г. онъ былъ посвященъ въ діакона, а въ 590 г. избранъ въ архіепископа Римскаго. Въ этомъ высокомъ санѣ онъ неутомимо трудился для блага Церкви и паствы. Онъ послалъ въ Англію Августина (который въ 597 г. крестилъ короля Этельреда), заботился объ образованіи духовенства и ревностно вооружался противъ симоніи; вводилъ лучшіе порядки въ церковное управленіе и прекращалъ раздоры; много трудился надъ исправленіемъ богослужебныхъ чиновъ и придалъ чинопослѣдованію литургіи такую форму, которая въ существенныхъ чертахъ удерживается доселѣ; учредилъ пѣвческую школу и установилъ способъ пѣнія, который получилъ отъ него свое наименованіе «Григоріанскаго»; усердно проповѣдывалъ народу и побуждалъ къ тому же духовенство. далѣе>>

Творенія

Свт. Григорій Двоесловъ († 604 г.)
Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи.

Часть первая.
О томъ, чтó значитъ достойно приступить къ пастырскому служенію, и какъ опасно домогаться его недостойнымъ.

Глава IX.
О томъ, что ищущіе власти очень часто обольщаютъ себя воображаемымъ предположеніемъ, что они на занимаемомъ ими высокомъ мѣстѣ служенія произведутъ много дѣлъ хорошихъ.

Но часто и очень часто ищущіе пастырской власти и начальственнаго управленія въ Церкви Божіей ищутъ этого служенія потому, что предполагаютъ совершить на этомъ высокомъ поприщѣ какія-либо важныя и полезныя для ней дѣла; и хотя они ищутъ этого собственно изъ желанія возвыситься, но успокоиваютъ себя тѣмъ, что вотъ-де они много сдѣлаютъ пользы и для Церкви. Такимъ образомъ суетное, но главное, намѣреніе ихъ прикрывается благовиднымъ разсужденіемъ о цѣляхъ второстепенныхъ, чтобы только успокоить себя. Ибо душа наша легко можетъ обмануться и вообразить себѣ, что она любитъ добрыя дѣла, которыя не всегда любитъ, и что она не любитъ мірской славы, которую между тѣмъ не перестаетъ любить. Въ такомъ состояніи человѣкъ, домогающійся власти, бываетъ робокъ, пока еще стремится къ ней; а когда достигаетъ желаемаго, тогда становится онъ дерзновеннымъ. Сперва робость его происходитъ въ немъ отъ опасенія неудачи; но послѣ того, какъ онъ достигаетъ своей цѣли, въ немъ тотчасъ рождается увѣренность, что такъ и должно быть и что онъ имѣлъ на то полное право. Наконецъ, по достиженіи имъ власти, пользуясь и злоупотребляя ею для удовлетворенія суетнымъ желаніямъ своимъ, онъ охотно уже забываетъ свои благочестивыя и богобоязненныя предположенія (quid quid rel giose cogitavit). Поэтому, когда душа увлекается слишкомъ смѣлыми и необычайными предпріятіями, необходимо въ тоже время обратить взоръ на прошедшія дѣла свои: пусть каждый, въ подобномъ состояніи, поразмыслитъ о томъ, какъ онъ поступалъ прежде, находясь въ подчиненіи (subjectus); тогда только узнаетъ, способенъ ли онъ на тѣ добрыя дѣла, которыя предполагаетъ совершить на высокомъ посту начальственнаго служенія (praelatus). Ибо никогда не научится смиренію на высотѣ почестей тотъ, кто и въ низкомъ состояніи не нереставалъ гордиться. Не съумѣетъ онъ избѣгать похвалъ, когда онѣ посыплются ему со всѣхъ сторонъ, если онъ жаденъ былъ къ нимъ и тогда, когда ихъ вовсе не было. Никогда не побѣдитъ онъ въ себѣ любостяжанія, имѣя въ рукахъ своихъ способы для поддержанія многихъ, если онъ и прежде одинъ не умѣлъ довольствоваться своимъ состояніемъ. Итакъ пусть каждый разсматриваетъ прежнюю жизнь свою, дабы въ стремленіи къ высокому сану не обольститься ложными мечтами. Среди многочисленныхъ и многообразныхъ заботъ пастырскаго служенія, особенно по управленію, человѣкъ иногда утрачиваетъ и тотъ навыкъ къ добрымъ дѣламъ, который легко сохранялся у него въ тихой частной жизни. Такъ и на морѣ, въ тихую погоду, и малосвѣдущій корабельщикъ можетъ хорошо править кораблемъ; но когда поднимется буря и разъярятся волны, то и самый искусный кормчій можетъ растеряться. А что такое въ самомъ дѣлѣ высокая власть управленія, какъ не мысленная буря? Въ ней корабль души нашей постоянно потрясается бурными волнами разныхъ помышленій, непрестанно ударяется то въ ту, то въ другую сторону, такъ что ежеминутно грозитъ ему опасность разбиться и погибнуть отъ какихъ-нибудь необдуманныхъ рѣчей языка или поступковъ дѣла, подобно тому, какъ на морѣ гибнутъ отъ попадающихся на пути непредусмотрѣнныхъ подводныхъ камней. Между тѣмъ какому же правилу слѣдовать и какого начала держаться намъ въ настоящемъ дѣлѣ, какъ не послѣдовать тому, чтобы на высоту пастырскаго служенія, волею-неволею, восходилъ тотъ лишь только, кто богатъ совершенствами добротѣтелей, а кто не обладаетъ потребными для сего качествами, тотъ и не принимался бы за это высокое служеніе, хотя бы его къ тому и принуждали? И потому, кто надѣленъ благодатными дарами, но совершенно отказывается отъ своего призванія; тотъ пусть блюдется, чтобы ему не подпасть осужденію за сокрытіе своего таланта въ землѣ: ибо оставить въ бездѣйствіи и праздности дарованія, полученныя отъ Господа, есть тоже самое, чтó закопать талантъ въ землю (Матѳ. 25, 15-30). А тотъ, кто не только не имѣетъ хорошихъ способностей для управленія, но и подверженъ слабостямъ, между тѣмъ, не смотря на это, домогается власти, пусть не забываетъ того, что онъ своимъ соблазнительнымъ примѣромъ можетъ послужить для ближнихъ только препятствіемъ въ достиженіи Царствія небеснаго, подобно фарисеямъ, которые, по словамъ Божественнаго Учителя, и сами не входятъ въ него и другимъ заграждаютъ доступъ (Матѳ. 23, 18). Равнымъ образомъ надлежитъ ему помнить и тó, что пастырь духовный, принимающій на себя пастырское служеніе въ Церкви Божіей, есть вмѣстѣ и врачъ душевныхъ недуговъ. Слѣдовательно, если онъ и самъ одержимъ таковыми недугами и страждетъ отъ нихъ; то какъ дерзнетъ онъ врачевать язвы другихъ, нося язвы самъ на лицѣ своемъ?

Источникъ: Правило пастырское или о пастырскомъ служеніи. Святаго Григорія Великаго-Двоеслова. — Переведено съ латинского заслуженнымъ Профессоромъ Академіи Д. С. С. Давидомъ Подгурскимъ. — Кіевъ: Тип. И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 21-23.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0