Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.)

Святитель Герман Константинопольский Св. Германъ былъ сынъ одного изъ первыхъ Константинопольскихъ сенаторовъ. Его отецъ убитъ былъ имп. Константиномъ Пагонатомъ, а самъ Германъ отданъ, по приказанію того же императора, въ церковные клирики. Здѣсь Германъ велъ столь святую жизнь, что его избрали епископомъ въ г. Кизикъ. Какъ епископъ, св. Германъ явилъ себя ревностнымъ защитникомъ вѣры Христовой противъ еретиковъ, за что и сосланъ былъ въ заточеніе. Въ 715 г. св. Германъ избранъ былъ патріархомъ Константинопольскимъ. И какъ патріархъ, св. Германъ ревностно стоялъ за правую вѣру Христову и твердо боролся съ неистовствами иконоборцевъ, понуждающихъ его «отрещися пречестныхъ Христовыхъ изображеній». За свою ревность по вѣрѣ онъ претерпѣлъ много страданій, былъ заушаемъ по ланитамъ и лишенъ престола (въ 730 г.). Удостоенный дара прозрѣнія и пророчествъ, послѣдніе годы своей жизни святитель провелъ въ монастырѣ Хорѣ (на сѣверной сторонѣ Царьграда), гдѣ и скончался, въ 740 г. Мощи св. Германа во время и послѣ погребенія прославлены были многими исцѣленіями.

Творенія

Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.)
Слово на Входъ въ храмъ Пресвятой Богородицы.

Всякое священное торжество, при совершеніи, исполняетъ участвующихъ духовною радостію изъ (небесныхъ) сокровищъ и божественныхъ источниковъ. Но теперь прославляемое пѣніемъ (торжество), вполнѣ услаждающее души, столько важнѣе и свѣтлѣе всѣхъ, сколько Богоотроковица надъ всѣми возвышается и начальствуетъ. Каждогодно возвращается это священнѣйшее Ея празднственное собраніе, въ которомъ участвующіе должны быть чисты отъ скверны. Итакъ, если угодно вамъ, благосклонно послѣдуйте за мною, украсившись чистѣйшими мыслями и свѣтлѣйшими одеждами. Потечемъ и сорвемъ вожделѣнные цвѣты съ самаго луга Богоматери. Обоняемъ доброту Ея, полную благоуханія, какъ-бы изъ листьевъ розы, какъ и Соломонъ прекрасно въ Пѣсняхъ поетъ: кто сія восходящая отъ пустыни, яко стебло дыма, кадящее смирну и ливанъ, отъ всѣхъ благовоній мѵроварца (3, 6)? Гряди отъ Ливана, невѣсто, гряди отъ Ливана (4, 8). Поэтому, побуждая другъ друга, спѣшно соберемся на полезное и спасительное для всѣхъ торжество Богоматери, и, приникнувъ во святилище, увидимъ Отроковицу, достигающую до второй завѣсы, пречистую Марію и Богоматерь, разрѣшившую безчадіе неплодія и устранившую благодатію порожденія (Своего, т. е. Христа) тѣнь законнаго письмени.

Нынѣ посвящается законному храму трилѣтствующая, одна, бывшая чистымъ и высочайшимъ храмомъ Архіерея и совершителя всего — Господа, и отгнавшая Своимъ сіяніемъ Богосвѣтлой славы тьму письмени. Нынѣ вручается священнику младенецъ, имѣющій принести (въ храмъ) въ сороковой день младенчествовавшаго ради насъ плотію единаго Архіерея Бога, превыше всякаго человѣческаго понятія, обнимая собственными дланями Необъятнаго. Нынѣ освящается благословеніями по закону и приносится въ благодарственный даръ новѣйшій и чистѣйшій, ничѣмъ не запятнанный свитокъ, который будетъ не рукою писанъ, но позлащенъ Духомъ. Нынѣ Іоакимъ, освободившись поношенія безчадія, явно идетъ по улицамъ, и, величаясь, показываетъ свое дитя и притомъ дѣлается исполнителемъ освященія по закону. Нынѣ и Анна, вознаградивъ продолжительное безчадіе благочадіемъ, воодушевленная безмѣрною радостію, возвѣщаетъ концамъ (земли) о плодѣ своемъ, прижимая къ груди пространнѣйшую неба. Нынѣ отверстыя врата божественнаго храма принимаютъ дверь Еммануила, зрящую на востокъ и запечатлѣнную. Нынѣ священная трапеза храма начинаетъ свѣтлѣть, чувствуя переходъ къ безкровнымъ жертвамъ, при поклоненіи и сладчайшемъ лобзаніи божественной трапезы небеснаго и душепитательнаго хлѣба. Нынѣ возлагается на очистилище одна, сдѣлавшаяся для смертныхъ, низринутыхъ потоками грѣховъ, новымъ и Богоподобнымъ очистилищемъ, дѣйствительнымъ и нерукотвореннымъ. Нынѣ имѣющая принять, по освященію отъ Духа, Святаго святыхъ, святѣйше и достославно, съ большимъ освященіемъ, въ незлобивомъ и невинномъ возрастѣ весьма чудно помѣщается во Святомъ святыхъ, превосходя славою Херувимовъ.

Нынѣ возбуждаетъ (насъ) къ похвалѣ Марія, о которой хотя бы кто и неисчетное сказалъ, никогда не приблизился бы и тѣмъ менѣе достигъ цѣли: потому что красота Ея безмѣрно превосходитъ всякій языкъ и умъ. Небесная капля, проистекшая отъ Нея, показала величіе Ея наподобіе безпредѣльнаго моря. Отсюда богатство Ея сдѣлалось, по безпредѣльности, непостижимымъ, и утѣшенія Ея — неистощимыми. Поистинѣ всѣ и во всемъ насыщаются; но торжество, сопровождаемое похвалами и пѣснопѣніями въ честь Ея, по причинѣ пріятности, не насыщаетъ. Поэтому и виды похвалъ, заимствуемые отъ Нея, кажутся неудовлетворительными, и такъ какъ источникъ обиленъ, и отъ почерпанія не только не уменьшается, но по той мѣрѣ, какъ почерпаютъ изъ него, умножается во сто и тысячу разъ болѣе, — почерпающимъ нельзя бояться недостатка. При созерцаніи Ея, таинство преизобилуетъ и, увеличиваясь, превосходитъ не только умы, погруженные въ вещество, но и невещественные. Такова всеблаженная и пречистая Отроковица.

Родители Ея, по исполненіи трехъ лѣтъ, приносятъ (Ее) Богу. Тройное число — какъ превосходно, какъ досточтимо и удовлетворительно для всякаго доказательства! Тремя камнями Давидъ повергъ на землю преступнаго Голіаѳа (1 Цар. 17, 40); Илія Ѳесвитянинъ располагаетъ (народъ) къ вѣрѣ троякимъ обхожденіемъ (около жертвенника), когда надъ небеснымъ огнемъ, горящимъ въ водѣ, показывается пламя (3 Цар. 18, 34); Іона, столько же дней носимый въ нѣдрахъ плавающаго звѣря, служитъ образомъ Бога, управляющаго великимъ китомъ (Іон. 2, 1); таковы числомъ были отроки, благодушно ходившіе въ огненной печи, напоенные небесною росою (Дан. 3, 23-24). По прошествіи трехъ періодовъ по десяти лѣтъ, Іисусъ, Господь мой, очищаетъ меня отъ скверны преступленія (Лук. 3, 21-23); а также по прошествіи еще извѣстнаго времени, врачуетъ всякую болѣзнь и всякій недугъ. Онъ восходитъ на гору, чтобы столькимъ же по числу ученикамъ, въ великой тайнѣ, показать явленіе Своей славы (Матѳ. 17, 1). На третій день Онъ возставляетъ отъ ада души, отъ вѣка содержавшіяся во мракѣ. И что еще? Смотри число три и въ самомъ главномъ. Божество, сотворившее и совершившее все, благоволило прославиться какъ-бы въ совершенномъ числѣ въ трехъ святыняхъ, трехъ свойствахъ, трехъ ѵпостасяхъ или, что тоже, трехъ лицахъ, при единосущіи, въ единеніи, чуждомъ слитія или смѣшенія, и какъ говоритъ великій въ божественныхъ предметахъ и искуснѣйшій въ богословіи Григорій, нельзя ни безчестить Его, отнимая (что либо), ни измышлять сверхъ (показаннаго) числа многоначаліе.

Итакъ, поелику Единъ изъ самой пресвятой и вѣчной Троицы, по благоволенію Отца, самопроизвольно, осѣненіемъ всесвятаго Духа, благоизволилъ вселиться во чревѣ этой Дѣвы-Матери Отроковицы: то нужно было, чтобы и Она, украшенная славою того же числа, была свѣтлѣйше посвящена; Она вводится въ храмъ трехъ лѣтъ, по непреложному и извѣстному устроенію Творца Ея и Сына.

Когда была воскормлена (млекомъ) питательница нашей жизни: родители Ея исполняютъ данный обѣтъ. Созвавъ, говорятъ, сосѣднихъ и окрестныхъ дѣвицъ, они устроили такъ, что дѣвицы со свѣчами шли впереди, а (Отроковица) слѣдовала позади, для того, чтобы увеселяемая горящими свѣчами, Она продолжала путь не оглядываясь назадъ.

Отдавая все свое Богу, (нѣкогда) неплодная и бездѣтная Анна, громкимъ голосомъ ясно взывала: пріидите, сорадуйтесь мнѣ всѣ, кто присутствовалъ при моемъ разрѣшеніи, особенно теперь, когда я приношу Господу Боголѣпный и освященный даръ изъ моихъ нѣдръ. Пріидите, начальники ликовъ, съ ликами и дѣвами тимпанницами, радостно воспойте новую пѣснь, не подъ предводительствомъ Маріамы (сестры) Моисеевой, но подъ руководствомъ Рожденной мною. Пріидите и вы, ближніе и дальніе, и когда я, благочадствуя и проникнутая искреннѣйшею благодарностію, отдаю святилищу плодъ моихъ болѣзней, всерадостно воскликните Боговдохновенные гимны. И вы сонмъ Пророковъ, избранное собраніе, устройте пѣснь изъ славныхъ похвалъ, внушенныхъ вамъ Духомъ Божіимъ, потому что гдѣ раздается звукъ пророческаго слова, тамъ теряетъ силу всякое сопротивное злорѣчіе.

Ты — Праотецъ и Богоотецъ Давидъ, пріятно потрясая музыкальнымъ орудіемъ, издай благогласнѣйшій звукъ на струнахъ Духа Боговдохновенными своими устами, ясно изображая сонмъ отроковицъ, какъ приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ Ея, искреннія Ея приведутся (Псал. 44, 15). Вотъ составляется сонмъ отроковицъ на улицахъ и ведется въ священное жилище въ храмѣ святомъ, съ царскою славою, въ веселіи и радости, (Дщерь) Царева, исполняющая прореченіе твое, которую ты самъ назвалъ дочерью, — Она мое дитя. Вся слава Дщере Царевы внутрь; рясны златыми (Псал. 44, 14) облечена чистымъ и непорочнымъ дѣвствомъ и украшена несравненною красотою. Пріиди и ты также, потомокъ Давида, и возгласи: кто сія проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце (Пѣсн. 6, 9)? Что украсишася стопы твоя (7, 1), Ты, имѣющая облечься въ солнце и устроить новое подъ солнцемъ зрѣлище.

И ты, громогласный Іезекіиль, держащій Богоданный свитокъ животворящаго Духа, возгласи хвалу запечатлѣнной двери, обращенной къ востоку и проходимой для Бога! А также и другой кто изъ священноизбраннаго чина и весь остальной ликъ прозорливцевъ, возвысьте голосъ, видя приближающееся исполненіе предсказаній. Что же? И вы, праотцы, разрѣшаемые отъ клятвы и опять получающіе жилище сладости, изъ котораго извергли себя, — ужели вы не воспоете Виновницу спасенія приличными, величайшими похвалами? Не вамъ ли особенно и надобно взывать, а съ вами радоваться мнѣ и всей твари?

Мудрая Анна такими мыслями, какъ и слѣдовало, приспособляя себя къ происходящему, съ сладчайшимъ супругомъ ведя рожденную ими, въ предшествіи дѣвъ, несущихъ свѣчи, достигаетъ храма. Двери (его) отверзаются, принимая умную дверь Еммануила Бога, и порогъ освящается вхожденіемъ Маріи. Домъ (Божій) весело освѣщается лампадами, но еще свѣтлѣе сіяетъ блистаніемъ этой одной лампады: благолѣпіе Ея красуется при Ея входѣ. Одежды роговъ жертвенника покрываются багряницею отъ пурпуровой и дѣвственной одежды Ея. Захарія радуется, удостоившись принять Богоматерь: веселится Іоакимъ, совершеніемъ приношенія свидѣтельствуя объ исполненіи пророчествъ; торжествуетъ Анна при освященіи своей дочери; ликуютъ прародители, избѣгая осужденія; утѣшаются Пророки, и съ ними радостно движется всякій возрастъ, украшенный благодатію.

Такимъ образомъ Богоотроковица вводится и становится у роговъ (жертвенника), между родителями молящимися и священникомъ, имѣющимъ благословить (Ее). Опять родители взываютъ къ священнику: пріими имѣющую принять невещественный и необъятный огонь; пріими будущее вмѣстилище Сына и Слова Отца и единаго Бога; пріими отъявшую отъ насъ поношеніе безчадія и неплодство; приведи къ жертвеннику Ту, которая вселяетъ насъ въ прежнюю область рая: держи Ту, которая Своимъ рожденіемъ (т. е. Христомъ) укротитъ страшную для насъ силу смерти и господство ада; обними Ту, которая прикроетъ нашу природу, обнаженную въ Едемѣ; возьми рукою Ту, которая повіетъ пеленами удерживающаго нашу неудержимо, бурно и гордо простертую руку; принеси Богу принесшую насъ, въ которой сокрыто исполненіе надеждъ нашихъ.

Воззри, Господи, воззри; возьми Ту, которую далъ; пріими Ту, которую даровалъ; пріими данную намъ для разрѣшенія неплодства; чрезъ Нее Ты отъялъ безчадіе закона и искупилъ насъ отъ продолжительнаго и тягчайшаго бѣдствія. Пріими Ту, которая прекрасно управляетъ нами, которую предъизбралъ, предопредѣлилъ и освятилъ; привлеки преданную Тебѣ и прельщенную благоуханіемъ Твоимъ, Ту, которую Ты избралъ между нами недостойными, какъ кринъ (лилію) среди тернія; обними Ее, приносимую Тебѣ съ радостнымъ духомъ. Вотъ мы Тебѣ вручаемъ Ее и предаемъ себя.

Такова согласная рѣчь праведныхъ; таково единодушіе боголюбезнаго супружества; таково единство дѣйствія Богоотцевъ. Поэтому Захарія, принявъ Отроковицу, какъ и слѣдовало, прежде всего говоритъ родителямъ: виновники нашего спасенія, что вамъ сказать? какъ васъ назвать? Ужасаюсь, видя, какой вы приносите плодъ: онъ чистотою своею привлекаетъ Бога къ обитанію въ себѣ. Никогда не было и не будетъ другой, сіяющей такою красотою. Вы явились двумя раздѣляющимися рѣками, исходящими изъ рая, принося лампаду, дражайшую золота и цѣнныхъ камней, просвѣщающую всю землю красотою непорочнаго дѣвства Ея и усладительнымъ блистаніемъ. Вы какъ-бы свѣтлѣйшія звѣзды, утвержденныя на тверди: вы оба ясно освѣщаете мрачную тьму темной буквы и закона, даннаго среди бури; мудро и непреткновенно путеводите вѣрующихъ во Христа къ новой благодати новаго свѣта. Вы — свѣтлѣйшіе роги умнаго храма Новаго Завѣта, въ нѣдрахъ своихъ имѣющіе разумнѣйшій, освященный и божественный жертвенникъ священной жертвы. Еще болѣе: вы, въ воспитаніи (Отроковицы), уподобились Херувимамъ, таинственно осѣняющимъ очистилище Вождя міра и Первосвященника. Вы — выше золота, устроеннаго въ древнее время для покрытія ковчега; потому что укрывали разумный и Божественный кивотъ Новаго Завѣта, (содержавшій) подписавшаго намъ на крестѣ оставленіе. Ваша радость — всемірная радость; ваша слава — общее веселіе. Блаженны вы, родители такой Отроковицы! Благословенны вы, принесшіе Господу такой благословенный даръ! Блаженны сосцы, которыми Она воспитана, и чрево, въ которомъ была носима! Пріиди и Ты, дитя, высшее неба. Пріиди, по виду младенецъ, но на самомъ дѣлѣ — Божіе орудіе. Пріиди и лучше Сама освяти преддверіе святилища; сказать коротко: не Ты очистись и освятись въ немъ, по обильно Сама освяти его. Приникни въ сокровенный и страшный чертогъ Ты, неприступное и неизслѣдимое сокровище. Войди въ преддверіе алтаря, сокрушающая врата смерти. Воззри на завѣсу, сіяніемъ Своимъ просвѣщающая ослѣпленныхъ помрачающимъ вкушеніемъ. Дай руки мнѣ, ведущему Тебя, какъ младенца; но возьми и мою руку, старца утомленнаго, и, по склонности къ земному, спѣшнаго въ преступленіи заповѣди, и приведи меня къ жизни. Вотъ я Тебя беру, какъ старческій жезлъ и опору природы, ослабленной паденіемъ; смотрю на Тебя, какъ на будущее укрѣпленіе ниспадшихъ до смерти. Приблизься съ благоговѣніемъ къ трапезѣ, — Ты, о которой въ весьма многихъ образахъ говорится, что будешь разумнѣйшею и чистою трапезою. Пройди по окружности всего жертвенника, Ты, издающая какъ-бы благоуханіе ѳиміама, для обоняющихъ выше мѵра, и прекрасно названная богодвижнымъ и духоноснымъ языкомъ Пророка — кадиломъ. Взойди, взойди на ступени священнаго зданія, Ты, которой дщери Іерусалима, услаждаясь превосходствомъ красоты, соплетаютъ похвалы, и которую ублажаютъ земные цари; божественная ступень и лѣствица, утвержденная Богомъ, показанная весьма утѣшительно великому патріарху Іакову. Возсяди, Вдадычица; потому что пристойно Тебѣ, Царицѣ и прославленной выше всѣхъ царствъ міра, возсѣдать на такой высотѣ. Тебѣ — престолу, высшему Херувимовъ, подобаетъ въ жилище освященное мѣсто. Вотъ предлагаю Тебѣ, какъ Царицѣ всѣхъ, по достоинству, первое сѣдалище; возстави и Ты низверженныхъ. Почему теперь взываю къ Тебѣ съ Давидомъ: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и домъ отца Твоего, и возжелаетъ Царь доброты Твоея (Псал 44, 11-12).

Такъ говорилъ старецъ, хотя въ мысли представлялъ еще бóльшія похвалы. Между тѣмъ родители удалились, а Отроковица, посвященная Богу, осталась. Относительно пропитанія, Ангелы служили Ей со страхомъ, и Дѣва получала отъ невещественныхъ вещественную или невещественную пищу. Такъ совершилось, при содѣйствіи Божіемъ, божественное посвященіе. Младенецъ возрасталъ и укрѣплялся, а противная сила клятвы, наложенной на насъ въ Едемѣ, ослаблялась.

Послѣ этого, боголюбезное собраніе, единогласно и сколько есть силы въ нашемъ младенчествующемъ умѣ, воззовемъ Дѣвѣ: радуйся! не съ тѣмъ, чтобы прославить и безъ того совершенный праздникъ Ея, но чтобы, по возможности, утѣшить нашу слабость: потому что Богу пріятно то, что совершается посильно. Но единая Дѣва и вмѣстѣ Матерь превосходитъ всякую мысль, и понятно — почему? Какая еще дѣва родила, или родивъ, сохранила неповрежденнымъ дѣвство, кромѣ Тебя единой, неизмѣнно для насъ понесшей плотію Бога, всеблаженная Дѣва!

Итакъ, радуйся, нынѣ вшествіемъ Твоимъ во Святая святыхъ, въ славной и нерукотворенной одеждѣ, облекшая насъ, обнаженныхъ смертоноснымъ и душевреднымъ вкушеніемъ въ Едемѣ, багряновидною одеждою, то есть, отъ Бога посланною одеждою отпущенія грѣховъ, даннаго Богомъ намъ погрязшимъ, Богоневѣста! Радуйся, нынѣ свѣтлѣйшимъ и честнѣйшимъ вхожденіемъ собирающая весь пророческій сонмъ, воспѣвающій Богогласный гимнъ, какъ-бы на доброгласнѣйшихъ музыкальныхъ органахъ и кимвалахъ, и духовно ликующій въ веселіи. Радуйся, стопами Своими поправшая лукаваго и ненавистнаго змія діавола, бывшаго для меня страшнымъ вождемъ къ паденію; поврежденное же естество, клонившееся, казалось, къ паденію, съ Собою возведшая опять въ невещественную, святую и нетлѣнную храмину. Радуйся, блистаніемъ входа Твоего свѣтло возсіявшая день радости и веселія содержимымъ въ сѣни смертной и безднѣ слабости, и свидѣтельствующая совершеніе разрѣшенія мрака Богомъ, имѣющимъ родиться отъ Тебя, всечудная Марія! Радуйся, свѣтлое облако, источающее намъ умную божественную росу, — нынѣ вхожденіемъ во Святая святыхъ возсіявшая всеозаряющее солнце для содержимыхъ въ сѣни смертной; Боготочный источникъ, изъ котораго рѣки Богопознанія, источая ясную и свѣтлую воду православія, разгоняютъ множество ересей. Радуйся, пріятнѣйшій и разумный рай Божій, нынѣ насаждаемый, по Его изволенію, вседержительною десницею на востокѣ, и произращающій для Него благоцвѣтный кринъ (лилію) и неувядаемую розу (во врачевство) испивающимъ на западѣ вредную, душепагубную горечь смерти; (рай), въ которомъ цвѣтетъ дерево жизни въ познаніе истины, и вкушающіе отъ него получаютъ безсмертіе! Радуйся, священный, непорочный и чистѣйшій чертогъ Всецаря Бога, облеченный величіемъ Его, пріемлющій и таинственно успокоивающій всѣхъ странныхъ; Ты, утверждающаяся нынѣ въ дому Господнемъ, то есть, святомъ храмѣ Его, въ которой нерукотворенный и украшенный чертогъ духовнаго жениха, — въ которой Слово обручило (Себѣ) плоть, восхотѣвъ обратить заблудшее и примирить (съ Отцомъ) удалившихся по своему хотѣнію! Радуйся, новый Сіонъ, божественный Іерусалимъ, святый градъ велиикаго Царя, Богъ въ тяжестехъ его знаемь есть (Псал. 47, 3-4), заставляя царей преклоняться предъ славою Твоею и побуждая весь міръ въ веселіи проводить праздникъ входа Твоего; по истинѣ златовидный и свѣтлый, седмисвѣщный свѣтильникъ, возжигаемый неприступнымъ свѣтомъ и увлажаемый елеемъ чистоты, возвѣщающій восходъ свѣта, во мракѣ прегрѣшеній ослѣпленныхъ тьмою. Радуйся, Божія гора тучная (Псал. 67, 16) и пріосѣненная, въ которой разумный Агнецъ воспитавшись понесъ наши грѣхи и болѣзни; изъ которой отдѣлившись нерукосѣчный камень (Дан. 2, 34) сокрушилъ идольскіе жертвенники, и бысть во главу угла и есть дивенъ во очесѣхъ нашихъ (Псал. 117, 22-23). Радуйся, святый Божій престолъ, божественное возношеніе, домъ славы, велелѣпное украшеніе, избранное сокровище, всемірное очистилище, и небо, повѣдающее Божію славу (Псал. 18, 2), востокъ, возсіявающій свѣтъ незаходимый, отъ края небесе исходъ его и нѣсть иже укрыется теплоты его (Псал. 18, 7), то есть управительнаго промышленія. Радуйся, рожденіемъ Своимъ разрѣшившая узы неплодства и удалившая поношеніе безчадія, устранившая законную клятву и произрастившая благословеніе благодати; Твоимъ вхожденіемъ во Святая святыхъ исполнившая молитву родителей, положившая основаніе отпущенія нашего и верхъ радости, приводя начало благодати. Радуйся, благодатная Марія, Святѣйшая святыхъ, высшая неба, славнѣйшая Херувимовъ, честнѣйшая Серафимовъ и досточтимѣйшая всей твари; — голубица, славнымъ и свѣтлымъ входомъ Твоимъ приносящая намъ елей — Избавителя отъ духовнаго потопа и возвѣщающая намъ спасительную пристань; крилѣ ея посребренѣ и междорамія ея въ блещаніи злата (Псал. 67, 14), сіяя свѣтомъ всесвятаго и просвѣтительнаго Духа, — стамна всезлатая, носящая манну — сладчайшее утѣшеніе душъ нашихъ, то есть Христа.

Но, Пречистая, всепѣтая, всечестная жертва Божія, превосходнѣйшая всѣхъ твореній, земля невоздѣданная, нива неоранная, цвѣтущій гроздъ, чаша увеселяющая, источникъ текущій, Дѣва родившая и Матерь неискусомужная, совровище чистоты и украшеніе святыни! Благопріятными и матерними молитвами къ Твоему Сыну, рожденному Тобою безъ Отца, и Богу, всѣхъ Творцу, управь кормила церковнаго благочинія и приведи въ тихую пристань, свободную отъ волнъ ересей и соблазновъ; свѣтло облеки священниковъ въ правду и веселіе истинной, непорочной и искренней вѣры; укрѣпи въ мирѣ и благосостояніи скиптры православныхъ правителей, стяжавшихъ въ Тебѣ вѣнецъ, покровъ и безопасное украшеніе своего царства, выше всякаго блеска багряницы и золота, жемчуга или драгоцѣнныхъ камней. Повергая къ ногамъ ихъ, покори злые варварскіе народы, изрекающіе хулу на Тебя и Бога (рожденнаго) Тобою. Во время войны споборствуй воинству, всегда опирающемуся на Твою помощь. Послушный народъ утверди въ кроткомъ, благочинномъ повиновеніи, согласно заповѣди Божіей. Твой городъ, имѣющій Тебя, какъ столпъ и утвержденіе, вѣнчай побѣдною добычею и, окруживъ силою, храни. Жилище Божіе и благолѣпіе храма навсегда соблюди. Пѣвцовъ Твоихъ избави отъ всякаго обстоянія и душевныхъ скорбей. Плѣннымъ подай избавленіе. Страннымъ, лишеннымъ крова и помощи, покажи утѣшеніе. Всему міру простри на помощь Твою руку, чтабы мы въ радости и веселіи свѣтло совершали Твои праздники, вмѣстѣ съ нынѣшнимъ, во Христѣ Іисусѣ Царѣ всѣхъ и истинномъ Богѣ нашемъ, которому слава и держава, вмѣстѣ со святымъ и живоначальнымъ Отцомъ и со вѣчнымъ, единосущнымъ и сопрестольнымъ Духомъ, нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь (Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. XCVIII. col. 291-310).

Источникъ: Избранныя слова святыхъ отцевъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы. — Изданiе Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: Въ Типографiи А. И. Траншеля, 1869. — С. 70-82.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0