Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.)

Святитель Герман Константинопольский Св. Германъ былъ сынъ одного изъ первыхъ Константинопольскихъ сенаторовъ. Его отецъ убитъ былъ имп. Константиномъ Пагонатомъ, а самъ Германъ отданъ, по приказанію того же императора, въ церковные клирики. Здѣсь Германъ велъ столь святую жизнь, что его избрали епископомъ въ г. Кизикъ. Какъ епископъ, св. Германъ явилъ себя ревностнымъ защитникомъ вѣры Христовой противъ еретиковъ, за что и сосланъ былъ въ заточеніе. Въ 715 г. св. Германъ избранъ былъ патріархомъ Константинопольскимъ. И какъ патріархъ, св. Германъ ревностно стоялъ за правую вѣру Христову и твердо боролся съ неистовствами иконоборцевъ, понуждающихъ его «отрещися пречестныхъ Христовыхъ изображеній». За свою ревность по вѣрѣ онъ претерпѣлъ много страданій, былъ заушаемъ по ланитамъ и лишенъ престола (въ 730 г.). Удостоенный дара прозрѣнія и пророчествъ, послѣдніе годы своей жизни святитель провелъ въ монастырѣ Хорѣ (на сѣверной сторонѣ Царьграда), гдѣ и скончался, въ 740 г. Мощи св. Германа во время и послѣ погребенія прославлены были многими исцѣленіями.

Творенія

Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.)
Слово на святое и честное Успеніе Преславныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи
[1].

Слава благая, по написанному, утучняетъ кости (Прит. 15, 31). Поэтому и настоящее повѣствованіе о тѣлесномъ успеніи Матери Живота и Приснодѣвы Маріи, бывшей благоуханіемъ пресвятой плоти Христовой, освящаетъ славящихъ Ее. Помянемъ же и мы вкратцѣ о приснопамятномъ преставленіи Ея: ибо, воистину, радость — и слышаніе повѣствованія о немъ.

Когда Христосъ Богъ нашъ восхотѣлъ перенести къ Себѣ Матерь Свою, то чрезъ извѣстнаго Ей ангела предвозвѣщаетъ Ей близость времени Ея успенія, дабы смерть, пришедши внезапно, не причинила Ей смущенія при отшествіи отъ живыхъ: поелику разлученіе души отъ тѣла и великимъ людямъ печалитъ духъ. Итакъ, чтобы, умирая неожиданно, не была встревожена, по естественному свойству тѣла, и Сама Рождшая всевѣдущаго Бога, къ Ней посылается отъ Христа ангелъ съ такими словами. «Время Мнѣ, говоритъ Господь, принять Тебя, Матерь Мою. Посему, какъ Ты, Благодатная, исполнила радости землю и земныхъ, — такъ обрадуй и небесныхъ. Обрадуй жилище Отца Моего, утѣшь и души святыхъ: ибо они, видя Твое торжественное, въ сопутствіи ангеловъ, переселеніе ко Мнѣ, твердо убѣдятся, что и ихъ часть будетъ жить въ Моемъ свѣтѣ. Пріиди же съ радованіемъ: радуйся и нынѣ, какъ и прежде, поелику во всемъ Ты имѣешь достоинство имени «благодатная». Какъ было возвѣщено Тебѣ: «радуйся», когда Ты имѣла зачать Меня, такъ радуйся и теперь, когда Ты имѣешь быть взята Мною. Не смущайся, оставляя тлѣнный міръ съ его похотьми: Тебя не коснется его тлѣніе, поелику Ты не оставишь сущихъ въ мірѣ безъ Своей помощи; но, какъ Я, не будучи отъ міра, милостивыми очами вижу сущихъ въ мірѣ и управляю ими, такъ и Твое предстательство не отнимется отъ міра до его скончанія. Пусть не безпокоитъ Тебя непощадѣніе плоти: Ты восходишь къ болѣе живой жизни, къ несмущенному миру, къ безстрастнымъ сладостямъ, къ спокойнѣйшей вѣчности, къ безсмертному наслажденію, къ незаходимому свѣту, ко дню невечернему, ко Мнѣ Самому, Создателю всего и Твоему, ибо гдѣ — Я, тамъ — жизнь вѣчная, радость несравненная, жительство нетлѣнное. Итакъ, гдѣ — Я, тамъ должна быть и Ты, неразлучная Матерь, въ нераздѣльномъ свѣтѣ; гдѣ — Богъ, тамъ — всякая радость, всякое веселіе. Никто, увидѣвшій славу Мою, не возжелаетъ удадиться отъ нея; никто, вошедшій въ покой Мой, не станетъ искать міровъ, которые погибнутъ. Спроси у Петра: есть ли сравненіе между міромъ и горою Ѳаворомъ, когда онъ былъ тамъ на короткое время зрителемъ славы Моей... Когда Ты жила въ тлѣнномъ мірѣ, Я въ видѣніяхъ показывалъ Тебѣ силу Мою; когда Ты отойдешь отъ міра, Я покажу Тебѣ Себя лицемъ къ лицу. Безъ скорби отдай землѣ принадлежащее ей. Ввѣрь Мнѣ Твое тѣло, ибо и Я предалъ Свое Божество Твоему чреву. Увидитъ славу Отца Моего Божественная душа Твоя, — увидитъ славу Единороднаго Сына Его непорочное тѣло Твое, — узритъ величіе Святѣйшаго Духа нескверный духъ Твой. Не похвалится смерть о Тебѣ, ибо Ты носила Жизнь во чревѣ: оно было Моимъ сосудомъ; не сокрушитъ его сотреніе смертнаго паденія, не омрачитъ его тѣнь тьмы. Пріиди съ готовностію къ Рожденному Тобою: Я желаю по сыновнему долгу обрадовать Тебя, дать Тебѣ вознагражденіе за гостепріимство въ матернемъ чревѣ, уплату за питаніе млекомъ, воздаяніе за воспитаніе. Стяжавъ Меня, Единороднаго Сына, сильнѣе возжелай, Матерь, вселиться со Мною. Я содѣлалъ Тебя Дѣву Матерію, Я содѣлаю міръ должникомъ Твоимъ, и еще болѣе прославлю имя Твое, когда Ты преставишься. Я созижду Тебя стѣною для міра, мостомъ для обуреваемыхъ, ходатаицею для грѣшныхъ и лѣствицею, могущею возводить человѣковъ къ небу... Иди съ радостію: отверзи рай, который затворила сродница Твоя — Ева, вниди въ радость Сына Твоего. Возляжь въ Геѳсиманскомъ гробѣ: не оставлю Тебя надолго сирою въ немъ; скоро приду къ Тебѣ (какъ только, по совершеніи должнаго, Ты будешь положена во гробѣ), не для того, чтобы быть зачатымъ отъ Тебя, какъ однажды обитавшій въ Тебѣ, но чтобы взять Тебя къ Себѣ. Смѣло положи въ мѣстѣ Геѳсиманіи тѣло Твое, какъ Я предъ страданіемъ, по-человѣчески, преклонилъ тамъ колѣна Моего тѣла въ молитвѣ. Какъ Я тогда, послѣ преклоненія колѣнъ, вошелъ къ животворящей и вольной крестной смерти Моей: такъ и Ты, послѣ положенія останковъ Твоихъ, тотчасъ будешь перенесена къ жизни. Вотъ стекаются къ Тебѣ и ученики Мои, духовные сыны свѣта Моего, которыми честно и благоговѣйно Ты будешь погребена: ибо не прилично Тебѣ быть погребенной другими, а не апостолами Моими, въ которыхъ живетъ и Духъ Святый, — которые замѣнятъ и Мое лице при честномъ погребеніи Твоемъ, Всенепорочная...

Услышавъ это благовѣстіе, Богородица возрадовалась радостію великою, совершенно презрѣвъ временную жизнь человѣческую. И возжегши много свѣтильниковъ въ домѣ, Она созываетъ любимыхъ Ею родственницъ и сосѣдей, убираетъ жилище и усыпаетъ цвѣтами Свое ложе (какъ чертогъ дѣвственнаго брака), усердно приготовляетъ потребное для погребенія, объявляетъ о преставленіи, разсказываетъ возвѣщенное ангеломъ, показываетъ и данный Ей залогъ: то была пальмовая вѣтвь, символъ побѣды надъ смертію и образъ неувядающей жизни (чтобы Преставляющаяся увѣрилась, что побѣдитъ тлѣніе, Рожденный отъ Нея побѣдилъ адъ). Пальмовою вѣтвію боголюбезные отроки іудейскіе потрясали, когда Христосъ приближался къ смерти, какъ имѣющій побѣдить ее, и восклицали: «Осанна въ вышнихъ»; и такъ, какъ тамъ ваіи финиковъ символически предвозвѣщали побѣдоносную смерть Христову, такъ и данная Богородицѣ пальмовая вѣтвь была удостовѣреніемъ побѣды надъ смертнымъ тлѣніемъ... Созванные и собравшіеся къ Ней (Пресвятой Богородицѣ) плакали, умоляя Ее не оставлять ихъ сиротами. Она же говорила имъ: «воля Сына Моего и Бога да будетъ на Мнѣ. Ибо Сей Мой Богъ, и прославлю Его, Богъ Отца Моего, и вознесу Его. Сынъ, плотію рожденный Мною, есть Создатель и Богъ Своей Матери. Итакъ, если вы, будучи родителями смертныхъ дѣтей, не выносите краткой разлуки съ ними, то какъ Я, стяжавшая Сыномъ Бога и безъ мужа, нетлѣнно и дѣвственно родившая Его, не паче васъ буду побѣждаема влеченіемъ сердца? Вы получаете другъ отъ друга утѣшеніе въ потерѣ чадъ: Я же, удостоившаяся имѣть Бога Христа, и сего единороднымъ, какъ не отъиду съ радостію къ Нему, вѣчно живому и дающему всѣмъ жизнь?.. Когда Она изрекла это, вдругъ раздается сильный громъ, врывается вихрь съ облакомъ, изъ котораго, какъ капли росы, ученики Христовы, единодушно собравшись, явились въ домѣ Дѣвы; увидѣвъ Ее, они благоговѣйно поклонились Ей и, получивъ отъ Нея вѣсть объ отшествіи, сказали Ей слѣдующее. «Поелику въ пришельствіи міра сего мы утѣшались, взирая на Тебя, Богородице, Самого Христа, то недоумѣваемъ о Твоемъ преставленіи. Но такъ какъ и Божественнымъ повелѣніемъ и плотскимъ влеченіемъ Матери Ты призвана отойти къ Богу, то мы радуемся и тому, что прилично исполняется надъ Тобою, и тому, что послѣдуетъ: ибо мы получаемъ въ Тебѣ залогъ вѣчной жизни и обрѣтаемъ въ Тебѣ ходатаицу къ Богу. И не подобало Матери Божіей жить среди рода строптиваго и развращеннаго, но перейти въ небесныя скиніи и нетлѣнныя жилища»... Говоря это, апостолы плакали неутѣшными слезами. Она же говорила: «радуйтеся, духовныя дѣти Сына моего. Помяните Его слова, какъ Онъ повелѣлъ вамъ во время страданія не превращать радости міра въ плачъ (Лук. 23, 28). И когда Я нынѣ преставляюсь къ Нему, не дѣлайте печальною Моей радости, но всѣ погребите Мое тѣло, какъ Я положу Его на семъ мѣстѣ. Погребаемая же вами, учениками Его, Я буду погребаема Самими руками Сына Моего». Между тѣмъ приходитъ и Павелъ апостолъ, подвигшійся изъ отдаленнаго мѣста проповѣди, стучитъ въ двери дома, и ему отверзаетъ двери апостолъ Іоаннъ, управитель дома и принявшій, какъ дѣвственникъ, дѣвственную Матерь восвояси. Увидѣвъ Павла, апостолы возврадовались душею и посадили его на первомъ мѣстѣ; съ радостію принимаетъ его Дѣва. Павелъ припадаетъ къ богоноснымъ ногамъ Ея и, узнавъ, къ чему онъ прибылъ, съ великимъ и слезнымъ рыданіемъ, отверзши учительныя уста свои, величественно восхваляетъ Дѣву. Вотъ немногое изъ этой похвалы. «Радуйся, Матерь Живота и честь моей проповѣди! Радуйся, поданіе моего утѣшенія: ибо хотя я не видѣлъ Христа во плоти, но, видя Тебя, которая послужила облеченію въ тѣло Безтѣлесному, утѣшаюсь душею такъ, какъ бы видѣлъ Самого Христа, я насыщаю мое желаніе узрѣть Христа, созерцая Твое лице. Доселѣ я проповѣдывалъ языкамъ, что Ты родила Бога плотію, отнынѣ же буду учить и о преставленіи Твоемъ къ Нему, дабы язычники узнали, что ихъ спасеніе подкрѣпляется Твоимъ ходатайствомъ, дабы и они радовались, имѣя непреложное предстательство предъ Богомъ».

Послѣ же того, какъ Павелъ произнесъ многія хвалы Богородицѣ, Дѣва изрекаетъ всѣмъ послѣднее «прости», возлегаетъ на постланномъ Ею одрѣ, придаетъ Своему тѣлу видъ, какой хотѣла, — испускаетъ, какъ во снѣ, духъ, лучше же сказать, въ бодрственномъ состояніи отлучается отъ тѣла, содѣлавъ Свое тѣло свободнымъ отъ тлѣнія. И когда, по общему признанію, Она предала Свой непорочный духъ Христу и Богу, Петръ творитъ молитву, остальные апостолы поднимаютъ одръ на плечи, съ гимнами и свѣтильниками, честно и благоговѣйно износя тѣло Дѣвы въ гробницу. На погребеніе Матери Живота собралось безчисленное множество народа. Изумлялись внезапному отшествію Ея, дивились и стеченію апостоловъ на воздухѣ изъ разныхъ мѣстъ: ибо по всему Іерусалиму распространился слухъ о томъ, что подобное вихрю облако излило ихъ мгновенно въ домъ Дѣвы, какъ капли дождя и росы. Впрочемъ, и тогда нѣкій суетный еврей (ибо они — суета суетъ и въ руку ихъ всегда — беззаконія, Псал. 25, 10) потрясаетъ носильный одръ, дерзнувъ напасть на непорочное тѣло, не поколебавшись низвергнуть воплощенный престолъ Вышняго; но ему внезапно отсѣкаются руки, и онъ дѣлается примѣромъ и ужасомъ для всегда безстыдствующихъ противъ Христа іудеевъ. Прахъ приближается къ гробницѣ, но апостолы не дерзнули по высочайшему уваженію (какимъ страхомъ и благоговѣніемъ одержимы были) прикоснуться къ тѣлу непорочной Дѣвы, сосуду Божію; и никто не приложилъ рукъ къ Ней, имѣя предъ очами дерзость поставленнаго въ примѣръ іудея (вѣрные же изъ народа старались взять что-либо изъ относящагося къ погребенію для своего освященія). Но по общему рѣшенію апостоловъ, Петръ и Павелъ, взявши свѣсившуюся съ одра плащаницу, положили останки во гробѣ... Изъ ихъ рукъ въ виду всѣхъ было восхищено тѣло Дѣвы и восхитившій его былъ невидимъ никому: поелику это былъ Богъ невидимый; плащаница же показалась легко поднимающеюся на воздухѣ, на облацѣ легцѣ, на томъ облакѣ, о которомъ было пророчество (Ис. 19, 1)... Ученики узнали явленіе Христа съ ангелами къ Матери и, отсюда убѣдившись, что Она преставлена къ Нему, воздали славу Богу въ похвалѣ гласа своего и сказали народу слѣдующее... «Мужи израильскіе! Сіе да будетъ вѣдомо вамъ о Маріи, по плоти Матери Христовой, что Она, прибывши съ нами и вами къ сей гробницѣ, была взята изъ рукъ нашихъ. Итакъ, пусть никто не явится невѣрующимъ этому; пусть никто ложно не обвиняетъ насъ ни въ похищеніи тѣла Христова, ни въ похищеніи Ея останковъ. Но если это будетъ услышано вашимъ игемономъ и архіереями, то сотворите безпечальною истину, а не ложь: будьте свидѣтелями того, что вы видѣли. Будьте и вы, приходящіе нынѣ ко гробу, нѣкіими новыми и плотскими ангелами, — окрылите вашъ языкъ истиною; скажите и вы: «вотъ мѣсто, гдѣ погребена Дѣва, но преложена Родительница Жизни Марія; вотъ и плащаница, но безъ Той, Которая была завернута въ ней». Будьте и вы женами мѵроносицами для Преставившейся; тецыте, возвѣстите Ея преложеніе изъ живопріемнаго гроба. Блаженно и ты, мѣсто Геѳсиманійское, обрѣтшее славу, подобную вертограду Іосифову. Тамъ Петръ и Іоаннъ, притекши и увидѣвъ погребальныя пелены, увѣровали, что Христосъ воскресъ; въ тебѣ же, Геѳсиманіи, всѣ мы, ученики Спасителя, увидѣли, что Ты погребенная была положена во гробѣ и преложена: поелику непреложно, что Ты была взята отъ очей, когда камень еще не закрылъ входа въ гробницу, дабы, оставленная безъ печати и стражей, Ты не дала невѣрнымъ благовиднаго повода къ предположенію похищенія. Но вотъ она съ пѣніемъ положена во гробъ и оставила гробъ пустымъ, и наполнила небеса своею славой, и имѣетъ упокоеніе небесной жизни, и обитаетъ среди сладостей Божественныхъ». Таковы слова апостоловъ о Тебѣ, Богоматери.

Но поелику для меня довольно дерзновенія въ принесенныхъ мною Тебѣ словахъ (ибо не достало бы вѣка тому, кто восхотѣлъ бы восхвалить дѣла Твои!), то на этомъ я окончу хвалу. Помяни христіанъ — рабовъ Твоихъ; подкрѣпи прошенія всѣхъ, Надеждо всѣхъ! Вѣру утверди, церкви соедини, воинству споборствуй, міръ умири, избавляя всѣхъ отъ бѣдъ и искушеній, — даруй каждому предстать неосужденнымъ въ день воздаянія. Ибо къ кому иному прибѣгнемъ мы? — Ты еси предстательница о насъ къ Богу, Ты всегда творившая и непрестающая творить великое съ нами, — и свято имя Твое, ублажаемое ангелами и человѣками во всѣ роды родовъ, отнынѣ и до вѣка вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Съ незначительными сокращеніями. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVIII, col. 359-372.

Источникъ: Слово на святое и честное Успеніе Преславныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи, иже во святыхъ отца нашего Германа, архіепископа Константинопольскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Второе полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 1299-1304.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0