Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

VI-X ВѢКЪ

Преп. Іоаннъ Дамаскинъ († ок. 780 г.)
Бесѣда на изсохшую смоковницу и притчу о виноградѣ.

Произнести слово побуждаетъ меня Единосущное Богу и Отцу Слово, Которое, не оставляя нѣдръ Отчихъ, неизреченно зачалось въ угробѣ Дѣвы, и содѣлалось для меня тѣмъ, чѣмъ я есмь. Слово, по Божеству своему, чýждое всякой страсти, облеклось въ подобострастную мнѣ плоть. Сѣдящій на колесницахъ херувимскихъ, возсѣлъ на жребяти осли (Іоан. 12, 15). Царь славы, со Отцемъ и Духомъ прославляемый серафимами, внималъ невиннымъ лепетаніямъ дѣтскаго языка. Богъ, невещественный и невидимый, пріялъ видимое и осязаемое тѣло, явился въ образѣ раба, добровольно подвергся страданію, дабы даровать мнѣ безстрастіе. Ибо когда твореніе рукъ Божіихъ – человѣкъ, созданный Богомъ по образу и по подобію Его, прельщеніемъ хитраго змія содѣлался преступникомъ заповѣди Божественной, и чрезъ то подвергъ себя тлѣнію и смерти: тогда милосердый во существу своему Богъ, сожалѣя о человѣкѣ, потерпѣвшемъ такое уничиженіе, многократно и многообразно призывалъ его къ обращенію и покаянію, вразумляя его, то какъ неблагодарнаго раба, то какъ неразумнаго сына, и употребляя всѣ средства къ тому, дабы человѣкъ, свергнувъ съ себя тяжкое иго, обратился къ своему Творцу. Но однажды поработившись грѣху, и произвольно предавъ себя земнымъ пожеланіямъ, человѣкъ не въ силахъ былъ самъ собою обратиться къ Богу. Итакъ всеблагій Господь, зная, сколь немощна природа человѣческая, Самъ пріемлетъ на себя оную. Усмотрѣвъ, что человѣкъ не повинуется ни слову Его, ни заповѣдямъ, ни спасительнымъ повелѣніямъ, Богъ какъ бы такъ сказалъ: «Мнѣ самымъ дѣломъ дóлжно научить невѣдущаго; Мнѣ дóлжно сдѣлаться человѣкомъ, и исполнить добродѣтели, дабы привлечь къ нимъ человѣка. Мнѣ дóлжно быть видимымъ, дабы изцѣлить немощнаго, Мнѣ дóлжно взыскать заблудшую овцу, и привести ее въ первобытное жилище рая. Но какимъ образомъ Я взыщу ее, не будучи видимъ? Какъ буду руководствовать того, кто не узритъ слѣдовъ Моихъ?» Съ сею-то цѣлію Онъ содѣлался человѣкомъ, дабы своими дѣлами и страданіями на самомъ опытѣ преподать невѣдущему способъ, кáкъ исполнять добродѣтель; дабы мы, видя Его низшедшимь изъ нѣдръ Отчихъ на землю, для нашего спасенія, съ радостію возносились къ Нему отъ земли; и наконецъ, дабы явить обильное богатство любви своей къ людямъ. Ибо большей любви никто не можетъ показать, какъ если кто душу свою положитъ за друзей своихъ (Іоан. 15, 13). А можетъ ли показать таковую любовь тотъ, кто не имѣетъ души?

Итакъ Господь нашъ для того пріемлетъ тѣло, дабы явиться на землѣ, и пожить съ человѣками; для того пріемлетъ душу, дабы положить ее за друзей своихъ. Говорю: за друзей, – но не такихъ, которые любятъ Его, но которыхъ любитъ Онъ. Ибо хотя мы возненавидѣли Его и отвратились отъ Него, служа иному; но Онъ въ любви своей къ намъ пребываетъ непреложенъ. По сей-то любви, Онъ приходитъ къ ненавидящимъ Его, спѣшитъ въ слѣдъ бѣгущихъ отъ Него, и, предваривъ ихъ, не обличаетъ со строгостію, не наказываетъ бичемъ, но врачуетъ ихъ, какъ искусный врачъ, не взирающiй на всѣ злословія, оплеванія и заушенія, которыя терпитъ отъ людей, изступленныхъ умомъ. Для врачеванія, Онъ употребилъ Божество свое, – врачевство дѣйствительннйшее и всесильное, которое и соединилъ съ природою человѣческою. Оно-то немощную плоть показало сильнѣйшею самыхъ невидимыхъ силъ! Ибо какъ желѣзо, раскаленное огнемъ, дѣлается неприкосновеннымъ: такъ и бреніе нашей природы, соединившись съ огнемъ Божества, содѣлалось недоступнымъ для діавола. И поелику, какъ говорятъ врачи, противное врачуется противнымъ, то и Господь противное уничтожаетъ противнымъ: роскошь и наслажденія – скорбями и подвигами, гордость – смиреніемъ. Ибо Онъ, будучи по Божеству своему преславенъ, не только смирилъ Себя, сдѣлавшись человѣкомъ, но и уничижился предъ самыми человѣками. Подлинно, кто былъ столько уничиженъ? Онъ не имѣлъ, гдѣ главы преклонить; у Него не было ни двухъ одеждъ, ни другаго хитона. Будучи злословимъ, Онъ не злословилъ взаимно; страдая, не угрожалъ (1 Пет. 2, 23); веденъ былъ на закланіе, какъ невинный агнецъ, и однакожъ не упорствовалъ, не противорѣчилъ; когда заушали Его, Онъ охотно обращалъ ланиту біющему, и не отвращалъ лица своего отъ постыдныхъ заплеваній; когда называли Его самаряниномъ, и имѣющимъ въ себѣ бѣса, то сіи, и подобныя симъ поруганія переносилъ терпѣливо, дабы мы послѣдовали стопамъ Его. А все сіе Онъ исполнялъ по благоизволенію Отца, и будучи Единороднымъ и Единосущнымъ Сыномъ Его, доказывалъ тѣмъ любовь Отца своего къ намъ. Ибо такъ возлюбилъ насъ Богъ Отецъ, что и Единороднаго Сына своего далъ намъ для искупленія нашего. О любовь непостижимая! Богъ Единороднаго Сына своего, царствующаго съ Нимъ, сдѣлалъ Искупителемъ рабовъ непокорныхъ, враговъ строптивыхъ, служащихъ врагу Божію, почитаемому ими за бога! О глубина богатства благости Божіей! Но и Единородный Сынъ Божій не воспротивился сему опредѣленію, не отвергъ воли Отца своего, имѣя въ Самомъ себѣ волю и хотѣніе Отца. Ибо естество Отца и естество Сына есть одно естество; а потому Сынъ Божій повинуется волѣ Отчей, какъ собственной, и содѣлавшись человѣкомъ, остается послушенъ Отцу своему даже до смерти, смерти же крестной, дабы уврачевать мое преслушаніе!

Поспѣшая испить чашу смерти за спасеніе всего міра, Искупитель нашъ скоро идетъ на страданіе, идетъ съ жаждою спасенія человѣческаго, и не обрѣтаетъ плода. Сіе безплодіе изображаетъ намъ смоковница (Матѳ. 21, 19). Кто Сей, желающій вкусить пищи въ ранніе часы утра? Царь, Господь, Учитель. Ужели Онъ такъ рано взалкалъ, и пожелалъ пищи не въ надлежащее время? Для чего же Онъ научалъ учениковъ своихъ поститься, и побѣждать страсти? Что это значитъ? – Господь вашъ, какъ устно поучалъ притчами, такъ иногда и самыми поступками изображалъ притчи. Вотъ Онъ, взалкавшись, пришелъ къ смоковницѣ. Смоковница же знаменуетъ родъ человѣческій. Сладокъ плодъ смоковницы, но грубы, безполезны листья ея, и годны только къ сожженію. Такова и природа человѣческая: будучи опредѣлена Богомъ къ тому, дабы произращать сладчайшіе плоды добродѣтели, она, вмѣсто сихъ плодовъ, стала произращать одни грубые листья. Ибо чтó можетъ быть грубѣе житейскихъ попеченій? – Адамъ и Ева нѣкогда были наги, и не стыдилась; были наги, когда провождали простую и невинную жизнь: они не знали ни искусствъ, ни житейскихъ заботъ, и не изыскивали средствъ, какъ бы прикрыть тѣлесную наготу свою. Но будучи наги тѣломъ, они покрывались благодатію Божіею; не имѣя одежды вещественной, облекались одеждого безсмертія, по мѣрѣ приближенія къ Богу, чрезъ исполненіе воли Его. Какъ же скоро явились они непослушными, то, лишившись облекавшей ихъ благодати, лишились вмѣстѣ лицезрѣнія; и созерцанія Божія, и познали наготу свою. Тогда возжелали они удовольствій житейскихъ, и осуждены стали на скудную и убогую жизнь; сшили смоковныя листья, и изъ нихъ сдѣлали себѣ препоясанія; взыскали многоразличныхъ помысловъ, и обрѣли жизнь грубую, исполненную заботъ и печалей. Въ потѣ лица твоего, сказалъ Богъ, снѣси хлѣбъ твой. Проклята земля въ дѣлахъ твоихъ; тернiя и волчцы возраститъ тебѣ, и въ землю возвратишися (Быт. 3, 18-19). Поелику ты возъимѣлъ земное помышленiе, то къ землѣ будетъ обращеніе твое; ты уподобился несмысленнымъ животнымъ, пребывъ недолго въ чести (Псал. 48, 13); будучи богомъ земли, ты не позналъ благотворной добродѣтели, но предпочелъ ей земныя наслажденія и возлюбилъ безсловесную жизнь. Земля еси, и въ землю отъидеши – итакъ ты, подобно безсловеснымъ животнымъ, наслѣдуешь смерть! Съ сего-то времени человѣкъ началъ облекаться кожанными ризами! Обитая прежде сего въ раю сладости, въ жилищѣ царскомъ, и занимая, по тѣлу своему, средину между жизнію и тлѣніемъ, онъ послѣ того сталъ уже имѣть тѣло тлѣнное и смертное, подверженное болѣзнямъ. Поистинѣ, грубы листья смоковницы, – природы нашей, грѣховны ея дѣйствія! Къ сей-то смоковницѣ, т. е. природѣ человѣческой, пришелъ Спаситель алчущій, ища на ней сладчайшаго плода, – пріятнѣйшей Богу добродѣтели, посредствомъ коей совершается наше спасеніе. Но кромѣ листьевъ, – кромѣ горькаго грѣха и произрастающихъ отъ него бѣдствій, Онъ ничего не нашелъ на ней. По сей причинѣ Онъ и сказалъ ей: «да николиже отъ тебе плода будетъ (Матѳ. 21, 19). Не отъ человѣковъ спасеніе, не отъ силы человѣческой добродѣтель. Я устрою спасеніе; даруя воскресеніе чрезъ Мои страданія, Я вмѣстѣ съ симъ дарую освобожденіе отъ печалей жизни» Что и дѣйствительно исполнилъ.

Потомъ, дабы яснѣе выразить притчу, Спаситель нашъ посѣщаетъ домъ Отца своего, и пришедши въ храмъ, находитъ здѣсь злыхъ дѣлателей – Архіереевъ, возсѣдающихъ на Моѵсеевомъ сѣдалищѣ, – волковъ, одѣтыхъ въ одежды овчія, – тѣхъ самыхъ людей, которые, подобно безплодной смоковницѣ, не имѣли въ себѣ сладкаго плода, а только покрывались листьями. Смотри, какъ грубы слова ихъ: коею властію сія твориши? и кто Ти даде власть сію? (Матѳ. 21, 23). Видишь ли безплодіе невѣрующихъ душъ? Вмѣсто того, чтобы сказать: Учителю благій, воскресившій четверодневнаго мертвеца Лазаря, научившiй хромыхъ скоро ходить, возвратившій слѣпымъ чувство зрѣнія, исцѣлившiй разслабленныхъ, врачующiй всякую болѣзнь и всякій недугъ, прогоняющій демоновъ, показующiй путь ко спасенію! Вмѣсто сего, они говорятъ: коею властію сія твориши? «О неблагодарные! – Онъ скажетъ вамъ, – если вы стекались къ Іоанну безъ вѣры, и если исповѣдывали ему грѣхи свои, и крестились отъ него изъ боязни, оставаясь невѣрующими; то повѣрите ли Мнѣ, когда Я буду говорить вамъ? О родъ лукавый и невѣрный! Вы злые дѣлатели, пожирающіе виноградъ Господа Саваоѳа! Кого изъ Пророковъ не убили вы? Ибо Отецъ Мой посылалъ къ вамъ рабовъ Моихъ Пророковъ, требовать плодовъ отъ винограда своего. Я перенесъ виноградъ Мой изъ Египта рукою Моѵсея, и расточивъ народы, насадилъ его на землѣ тучной, раздѣлилъ его на участки, и лѣторасли его, по слову Пророческому, распространились по землѣ, простерлись даже до моря и до рѣкъ другихъ народовъ; а вы разрушили ограду его, т. е. отняли у него ту защиту, которую доставлялъ ему Законъ, и виноградъ Мой, лишенный огражденія, стали расхищать и поядать дикіе вепри! И когда рабы Мои Пророки начали требовать плодовъ отъ винограда истиннаго, плодоноснаго, прекрасно Мною насажденнаго: тогда вы иного перепелили, иного заключили въ ровъ, иного побили камнями. Вотъ Самъ Я пришелъ – Сынъ и Наслѣдникъ! Постыдитесь права сыновняго, уважьте достоинство естества Отчаго: ибо Я во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ (Іоан. 14, 10). Я изъ сожалѣнія къ винограду Моему снизшелъ на землю; и несмотря на то, Я почиваю въ нѣдрахъ Отца Моего. Отдайте же Мнѣ плоды Моего достоянія! Но вы, беззаконные дѣлатели, готовитесь довершить дѣло отцевъ вашихъ. Они умертвили Пророковъ, а вы умертвите Бога, и превзойдете ихъ въ нечестіи! Я Наслѣдникъ; Я тотъ краеугольный камень, который хотя и отвергнутъ вами, но который сокрушитъ васъ. Я соединю два разныхъ созданія, небесное съ земнымъ. Я воздвигну Единую Церковь изъ Ангеловъ и изъ человѣковъ. Вы, будучи врагами Отцу Моему, чрезъ Меня примиритесь съ Нимъ. Я возвѣщу миръ, и завѣтомъ сего мира содѣлаю кровь Мою, которая проліется за спасеніе міра»

Но Господь не вразумиль упорныхъ своею притчею. Ибо они закрыли глаза свои, чтобы не видѣть, и заткнули уши, чтобы не слышать. По сей-то причинѣ, для нихъ и не возсіялъ свѣтъ Евангелія. О безумное ослѣпленіе іудеевъ! Они сами себя осуждаютъ, не понимая словъ своихъ, и сами на себя произносятъ приговоръ. Ибо когда Господь спросилъ ихъ: что сотворитъ господинъ винограда дѣлателемъ тѣмъ? они невольно произнесли истину: злыхъ злѣ погубитъ ихъ (ибо по всей справедливости жестокое заслуживають наказаніе тѣ, которые произвольно злодѣйствуютъ): и виноградъ предастъ инымъ дѣлателелемъ, иже воздадятъ ему плоды во времена своя (Матѳ. 21, 40-41). Такимъ образомъ священники и фарисеи истинно пророчествовали, сами не зная того. Ибо виноградъ, – народъ Господень, дѣйствительно отданъ другимъ дѣлателямъ, которые въ надлежащее время принесли Господу обильнѣйшіе плоды. Во всю землю изыде вѣщаніе ихъ, и въ концы вселенныя глаголы ихъ. Коль красны ноги благовѣствующихъ миръ, благовѣствующихъ благая (Рим. 10, 15. 18)! Они, какъ овцы обрѣтаясь среди волковъ, содѣлали самыхъ волковъ овцами, т. е. еллиновъ, нѣкогда далекихъ отъ Бога, сдѣлали овцами Христовыми, и пріобрѣли Господу людей избранныхъ ревнителей добрымъ дѣломъ (Тит. 2, 14).

Итакъ, братія, обращаюсь ко всѣмъ вамъ, носящимъ на себѣ имя вѣрныхъ, и удостоившихся именоваться народомъ Христовымъ! Не посрамимъ имени своего, и не помрачимъ вѣры нашей дѣлами беззаконія. Не довольно для насъ одного названія вѣрующихъ: нѣтъ, мы должны показать вѣру нашу отъ дѣлъ. Писаніе говоритъ, что у одного отца было два сына, и первому изъ нихъ отецъ сказалъ: иди, работай въ виноградникѣ. Сынъ далъ обѣщаніе, но не исполнилъ его. Тоже самое отецъ сказалъ и другому сыну. Но сей, отказавшись на словахъ, исполнилъ волю отца на дѣлѣ; посему первый заслужилъ порицаніе, а послѣдній похвалу (Матѳ. 21, 28-31). Такъ и намъ дóлжно помнить то отреченіе и то сочетаніе, къ которымъ мы обязались въ Крещеніи. Станемъ отвергаться діавола, аггеловъ его и всякаго служенія дабы остаться вѣрными своему обязательству. Дѣла же діавола суть: прелюбодѣянія, любодѣянія, зависть, вражды, ссоры, лицемѣріе, злословіе, осмѣяніе, гнѣвъ, злопомнѣніе, осужденіе, клеветы, волшебство. Признаки невѣрія: немилосердіе, ненависть, плотская любовь, вожделѣніе плоти, скупость, роскошь, піянство. Служеніе діаволу: высокомѣріе, тщеславіе, самолюбіе, надменность, гордость, привязанность къ украшеніямъ тѣла. Отвергнувъ все сіе, прилѣпимся ко Христу и возревнуемъ о добродѣтеляхъ, – чистотѣ, цѣломудріи, убожествѣ, терпѣніи, мирѣ, любви, состраданіи, милосердіи, щедрости къ бѣднымъ, о благоприличіи въ обхожденіи, одеждѣ и поступи, о справедливости, смиреніи, и въ особенности, объ уничиженіи Христовомъ, дабы содѣлавшись участниками Христу въ страданіяхъ, могли мы участвовать и въ славѣ Его, и приносить живую, непорочную жертву Богу и Отцу въ Церкви первородныхъ, въ жилищѣ веселящихся!

Наконецъ къ тебѣ обращаю слово, возлюбленная невѣста Христова! Возлюби достойнымъ образомъ Того, Кто возлюбилъ тебя до конца. Отверзи храмину сердца твоего, да вселится въ тебѣ Христосъ со Отцемъ и Духомъ. Исторгни изъ него все земное, дабы утотовить путь Христу. Отринь тщетную славу, которая есть мать невѣрія, по слову Христову: како вы можете вѣровати, славу другъ отъ друга пріемлюще (Іоан. 5, 44). Изгони изъ страны сердца твоего всякое мечтаніе о себѣ. Всѣ высокоумные нечисты предъ Богомъ: Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Іак. 4, 6). Удали отъ себя всякое самоуслажденіе и самодовольство, дабы покаряться закону Единаго Бога: и Онъ управитъ тебя въ пристанище воли своей. Не вводи другаго жениха въ чертогъ сердца твоего: ибо Христосъ, Женихъ твой, ревнуетъ по тебѣ. Онъ весь есть сладость и желаніе. Ему одному отверзи сердце твое, и воззови къ Нему: сердце мое уязвлено, любовь къ Тебѣ распалила меня, и измѣнила меня совершенно, Господи! Я побѣждена любовію къ Тебѣ; вниди въ чертогъ Твой я облобызаю слѣды Твои. Ибо я недостойна того, чтобы сказать Тебѣ: облобызай меня лобзаніемъ устъ Твоихъ! (Пѣсн. 1, 1). Живи и ходи во мнѣ, по неложному Твоему обѣтованію, и содѣлай меня храмомъ Пресвятаго Духа! Повелѣвай сердцемъ моимъ, Господи! и господствуй надъ нимъ. Оно твое наслѣдіе, и сотвори у меня обитель вмѣстѣ съ Отцемъ и Духомъ, распространяй во мнѣ владычество Твое, – дѣйствія Всесвятаго Твоего Духа! Ибо Ты Богъ мой, и я прославлю Тебя со безначальнымъ Твоимъ Отцемъ, и съ благимъ и животворящимъ Твоимъ Духомъ, нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Преподобнаго Іоанна Дамаскина, Бесѣда на изсохшую смоковницу и притчу о виноградѣ. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1835 г. – Часть I. – с. 229-245.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0